Закрепить
умения уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой
природе посредством изучения «Каталога ресурсов по экологическому образованию
<#"733484.files/image005.gif">
Как видно на рисунке 5, благодаря проделанной
работе с использованием интернет - ресурсов повысился уровень экологической
культуры родителей экспериментальной группы.
Таблица 5 - Результаты исследования по методике
«ЭЗОП» на контрольном этапе
Установки
|
Кол-во
родителей, имеющих данную установку
|
Кол-во
родителей, у которых данная установка отсутствует
|
Объект
красоты
|
20
%
|
-
|
Объект
изучения
|
20
%
|
-
|
Объект
охраны
|
40
%
|
-
|
Объект
пользы
|
20
%
|
-
|
Из таблицы 5 видно, что после проведенного
эксперимента возросло количество родителей, которые относятся к природе как к
объекту пользы, а тот процент опрошенных, у которых данная установка не
проявлялась вообще, пропал вовсе.
Сравним полученные результаты исследования по
методике «ЭЗОП» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Рисунок 6 - Сравнительный анализ показателей
методики «ЭЗОП» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Сравнив показатели экспериментальной группы на
констатирующем и контрольном этапе, мы видим, рост формирования экологической
культуры родителей.
Всё сказанное позволяет сделать
вывод: Гипотеза исследования в предположении, что эффективность экологического
воспитания в семье зависит от уровня экологической культуры родителей, поднять
который возможно при использовании интернет - ресурсов - подтвердилась.
Заключение
Методика повышения экологической культуры и
образованности с использованием интернет - ресурсов позволяет применять
различные формы обучения, совмещая привычное чтение учебников и статей с
просмотром презентаций, видео, фильмов и общением в социальных сетях.
Поисковая работа по сети интернет дает родителям
возможность самостоятельно выбрать интересную с их точки зрения информацию и
обменяться мнениями по той или иной проблеме. Использование материалов,
полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный
характер и позволяет заинтересовать одновременно и родителей и их детей.
Использование интернет - технологий в процессе
повышения экологической культуры позволяет добиться качественно более высокого
уровня наглядности изучаемого вопроса, значительно расширяет возможности
вовлечения детей, а обратная связь оживляет процесс обучения. Всё это ведет к
формированию положительного отношения к изучаемому материалу.
Применение информационных технологий позволяет
подойти к методике повышения экологической культуры с качественно новой
стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно
повысить интерес родителей к процессу изучения.
Анализ методической литературы по проблеме
использования интернет - ресурсов в формировании экологической культуры
родителей позволил определить этапы нашей экспериментальной работы. На
констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностические методики
«Натурафил» и «ЭЗОП», разработанные С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным.
Исходя из данных этого этапа, а также цели и
гипотезы мы разработали последовательность формирующего эксперимента. Это
перечень рекомендаций по формированию экологической культуры родителей с
применением интернет - ресурсов.
Предложенный план рекомендаций помогал родителям
поэтапно изучать необходимый материал, систематизировать полученные знания и
обмениваться ими посредством онлайн общения.
Контрольный этап эксперимента показал, что
занятия повысили уровень экологической культуры родителей, это проявилось в
повышении уровня субъективного отношения к природе.
Все сказанное позволяет сделать вывод: гипотеза
исследования в предположении, что процесс формирования экологической культуры
родителей будет эффективным при использовании интернет - ресурсов -
подтвердилась.
Список использованных
источников и литературы
1. Абалуев
Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Р.Н.
Абалуев. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 273 с.
. Акимова
Т.А. Основы экоразвития. Учебник / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - М.: Академия
им. Плеханова, 1994. - 312 с.
. Арустамов
Э.А. Экологические основы природопользования. Учебное пособие / Э.А. Арустамов,
И.В. Левакова, Н.В. Баркалова. - М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2010. -
318 с.
4. Ассоциация
«Экологическое образование [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.aseko.org/> , свободный
. Ассоциация
«Экологическое образование» (АсЭкО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.aseko.org>, свободный
. Бродский
А.К. Общая экология: учебник для высших учебный заведений / А.К. Бродский. -
М.: Академия, 2007. - 224 с.
. Гирусов
Э.В. Экология и экономика природопользования. Учебное пособие / Э.В. Гирусов [и
др.]. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
. Государственная
экологическая экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://expertiza.priroda.ru/index.php>, свободный
. Гринпис
России [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.greenpeace.ru/gpeace>, свободный
. Захарова
И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Педагогика, 2003. - 118 с.
. Зеленая
ветвь. Экологический клуб [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.greenbranch.ru>, свободный
. Использование
современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе:
учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс [и др.]. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 110
с.
. Каталог
ресурсов по экологическому образованию (ИСАР) [Электронный ресурс]. Режим
доступа: <http://www.ecoline.ru/books/ed_catalog>, свободный
. Классификация
интернет - ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://katalog.iot.ru/index.php&> cat, свободный
. Коноплева
И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А.П. Чубова // Учитель. -
2007. - № 5. - С. 16-17.
. Кудрявцев
А.В. Интернет-ресурсы по охране окружающей среды [Электронный ресурс]. Режим
доступа: <http://www.seu.ru/cci/lib/books/www-sites/>, свободный
. Министерство
природных ресурсов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.priroda.ru>, свободный
. Миркин
Б.М. Основы общей экологии: Учебное пособие / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - М.:
Университетская книга, 2005. - 239 с.
. Наумов
М.Н. Инновации веба / М.Н. Наумов // Эйдос. - 2010. - №2. - С. 31-37.
. Новиков
Б.В. Среда обитания и человек. - Т.1,2 / Б.В. Новиков, В.М. Подольский. - М.:
Рарогъ, 1994. - 428 с.
. Озеро
Байкал: экологическая информация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://baikal.net/ecoinfo>, свободный
. Окружающая
среда и здоровье населения России / Под ред. М. Фешбаха. - М.: Паимс, 1995. -
315 с.
. Природные
заповедники и национальные парки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/zapoved.html>, свободный
. Ратанова
М.П. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для
учащихся / М.П. Ратанова, В.И. Сиротин. - М: Мнемозина, 1995. - 144 с.
. Реймерс
Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. Учебное пособие /
Н.Ф. Реймерс. - М.: Россия Молодая, 1994. - 276 с.
. Российская
Программа Всемирного фонда дикой природы (WWF)
[Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.wwf.ru>, свободный
. Российский
Зеленый Крест [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.greencross.org.ru/> , свободный
. Сайт
любителей природы и животных [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.stafford.newmail.ru>, свободный
. Справочно-информационная
служба «Ecoline» (Эколайн и
ЦКИ СоЭС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://cci.glasnet.ru>, свободный
. Центр
охраны дикой природы (ЦОДП) [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://biodiversity.ru>, свободный
. Экологическая
экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду [Электронный ресурс]. Режим
доступа: <http://expertiza.priroda.ru/idx.php.12> , свободный
. Экологическое
законодательство [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.ecoline.ru/mc/legis/index.html> , свободный
. Экология
и жизнь [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.ecolife.ru/index.shtml> , свободный
. Экология,
охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие для системы
повышения квалификации и подготовки государственных служащих. В 2 кн. / Под
общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 744 с.
. Ясвин
В.А. Психология отношения к природе. Монография / В.А. Ясвин. - М.: Смысл,
2007. - 456 с.
Приложение 1
Инструкция:
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к
природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на
вопросы, отмеченные «*» можно отвечать "не знаю"). Отвечать на
вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет "хороших" и
"плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно
есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса,
при ответе "нет" - "-", "не знаю" - «н».
При проведении методики «на слух» вопросы
зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд. Общее время проведения
методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов -
около 25-30 минут.
Испытуемым раздаются бланки следующего образца.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46.
. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47.
. 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48.
. 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49.
. 10. 15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50.
Текст методики:
. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь
огонь?
. Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и
увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
. Вам было бы чуждо ухаживать за животными,
принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное
из капкана?! •5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и
тем, что не сбрасывают свою хвою?
. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы
постараетесь узнать как оно называется?
. Вы специально покупаете растения, чтобы
ухаживать за ними?
. Правда ли, что Вы скорее всего не станете
мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да -
не стану; нет - стану)
*10. Алоэ относится к кактусам?
. Мох на деревьях портит их внешний вид?
. Листая книгу и встретив в ней изображение
незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
. Если в Вашей семье заводят комнатные растения,
то они буду посажены и Вашими руками?
. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на
Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить?
(да - не стану; нет - стану)
*15. Семена ели созревают осенью?
. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть
раздавленного таракана?
. Вам приходилось переписываться со
специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные
с природою
. Вы можете сказать, что благодаря Вашим
стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
*20. Окунь - это хищная рыба?
. Вы считаете крыс противными?
. Если началась передача или фильм о животных,
то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
. Если Вам на день рождения принесут хомячка,
рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
. Вам приходилось помогать животным в трудное
для них время?
*25. Паук - это насекомое?
. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в
зоопарке?
. Вы встанете в длинную очередь за билетами на
выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
. Вам приходилось получать потомство от Ваших
животных?
. Вам случалось по собственному желанию делать
заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
*30. Спаниель - это служебная собака?
. Вы считаете крапиву неприятным растением?
. Вы находите интересным послушать сообщения
знатоков природы об их наблюдениях?
. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у
специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для
композиций?
. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на
объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от
мусора?
*35. Бамбук - это трава?
. Вы согласны, что серьезный человек не станет
просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
. Вы испытываете потребность в поиске новых
знаний о природе?
. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и
оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности?
. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны
природы?
*40. Биология - это наука об изучении всей
природы?
. Вы сочтете чудаком человека, который находит
приятным кваканье лягушек на болоте?
. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в
первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?
. Вы согласны часами проводить время с
человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
. Вы участвуете в работе экологических групп,
движении «зеленых» и т.п.?
*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и
кошки?
. Вы бы поехали специально в другой город на
зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
. Вам трудно умело оборудовать аквариум или
клетку для попугаев?
. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми,
которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб
природе?
*50. Белый медведь охотится на пингвинов?
Обработка и интерпретация результатов
Результаты методики обрабатываются с помощью
специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который
совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю»
по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)
КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»
Растения Животные Природа
.- 6.+ 11.. 16.+ 21- 26.+ 31.-36.- 41.- 46.- ПА
.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+37.+ 42.+ 47.+
К
.- 8.+ 13.+ 18.+ 23.- 28.+ 33.+38.+43.+ 48.-
Пк
.+ 9.- 14.- 19.+ 24+29.+ 34.-39.+44.+49.+ Пс
.- 10.- 15.- 20.+ 25- 30.- 35.+40.- 45.+ 50.- НЭ
Результат по шкале определяется как сумма баллов
в данной строке. Первая строка - перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая -
когнитивная (К), третья - практическая (Пк), четвертая - поступочная (Пс),
пятая - дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного
субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем
основным шкалам.
Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов)
переводят в стандартную Шкалу станайнов с М = 5 и s
= 2 с помощью таблицы 1.
Таб.1. Таблица перевода баллов по шкалам
опросника «Натурафил» в станайны
исходные
баллы
|
012345678910
|
ш
|
Перцептивно-аффективная
|
1112
3456789
|
к
|
Когнитивная
|
11234456789
|
а
|
Практическая
|
112
34556789
|
л
|
Поступочная
|
112
34567899
|
ы
|
Натуралистической
эрудиции
|
2
34 567899 99
|
Показатель параметра интенсивности, полученный
путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в
стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10
с помощью таб. 2.
Таблица 2.Таблица перевода баллов интенсивности
опросника «Натурафил» в Т-шкалу
Баллы
|
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
|
Т-баллы
|
10
10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49
|
Баллы
|
21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 3 8 39 40
|
Т-баллы
|
49
52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83
|
Результаты, полученные по стандартным шкалам,
являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в
стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к
популяции школьников 10-17 лет и определить его положение по сравнению со
средним показателем для школьников (таб. 3).
Таблица 3. Интерпретация показателей
интенсивности отношения к природе
станайн
/ Т-баллы
|
характеристика
результата
|
17
до 32
|
крайне
низкий
|
2/
33 - 37
|
низкий
|
3/
38 - 42
|
ниже
среднего
|
4/
43 - 47
|
средний
|
5/
48 - 52
|
средний
|
6/
53 - 57
|
средний
|
7/
58 - 62
|
выше
среднего
|
8/
63 - 67
|
высокий
|
9/
более 68
|
очень
высокий
|
Приложение 2
Вербальная ассоциативная методика диагностики
экологических установок личности «ЭЗОП»
Инструкция:
«Вам будут предложены слова и к каждому из них
еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего
связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему
следующие слова: "красный", "футбольный", "большой
"резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете
только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро,
так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
Текст методики:
. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник
(О); дрова (П); песок.
. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П);
камни; рога.
. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса
(К); стебель (I
. ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск
(И); очищать (О).
. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И);
редкий (О); шкура (П).
. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О);
мебель (П); сено.
. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф
(П); яблоки; туман (К).
. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К);
ветка; кольцевание (И).
. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище
(О); жарить (П); перо.
. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И);
ухаживать (О); урожай (П).
. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О);
шуба (П); грибы.
. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана
(О); польза (П).
К - природа воспринимается как объект красоты -
«эстетическая» установка.
И - природа воспринимается как объект изучения -
«когнитивная» установка.
О - природа воспринимается как объект охраны -
«этическая установка».
П - природа воспринимается как объект пользы -
«прагматическая» установка.
Похожие работы на - Повышение экологической образованности родителей при помощи интернет-ресурсов
|