Использование рисования в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Введение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса
становится всё сложнее и сложнее. И она требует от человека не стереотипного
мышления к решению любых проблем. Время требует от нас чего-то нового,
креативного и незабываемого. Все эти определения схожи с трактовкой понятия
творчество, которая дана в философском энциклопедическом словаре. Творчество -
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Иными словами современные условия требуют от нас творчества. Творческие способности
в сою очередь надо развивать уже с дошкольного возраста.
Именно таких творчески активных людей и должны
воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных
требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования: "… содержание и организация образовательного процесса для
детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность …".
В этом и заключается актуальность данного
исследования.
Проблемой развития творчества занимались многие
ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли
понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития,
рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития
творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию
"детское художественное творчество". Расширили и обогатили её исследования
Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности
доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого
процесса взрослого и ребенка.
Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение
детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно
соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша
создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему
личного мировосприятия, образует новую "единицу" целостной картины мира.
Проблема: каковы возможности использования
изобразительной деятельности (рисования) в развитии творческих способностей.
Цель: теоретически обосновать возможности
использования рисования в процессе развития творческих способностей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного
возраста.
2. Выявить уровень развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
. Разработать комплект творческих заданий
по рисованию направленных на развитие творческих способностей.
Объект исследования: процесс развития у детей
творческих способностей.
Предмет: развитие творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
Гипотеза: развитие у детей творческих
способностей посредством рисования будет возможно если:
· разработать комплект творческих
заданий по рисованию направленных на развитее творческих способностей;
· отобраны диагностические методики с
учетом принципов последовательности, возрастных особенностей;
· учтены возрастные и индивидуальные
особенности детей.
В ходе данной работы использованы следующие
методы:
· Теоретические - изучение и анализ
психолого-педагогичесой литературы.
· Эмпирические - наблюдение, беседа
· Психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап).
Практическая значимость: содержание работы
представляет собой интерес воспитателям дошкольных учреждений и родителям, на
этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
База исследования: исследование было
организованно на базе дошкольного учреждения города
Тольятти АНО ДО "Планета детства "Лада" № 66
"Матрешка". В качестве испытуемых выступали дети из старшей группы в
количестве 11 человек.
Структура исследовательской работы: состоит из
введения, двух глав, четырех параграфов, списка используемой литературы,
приложения.
педагогический рисование дошкольник
творческий
Глава 1. Теоретические обоснования проблемы
творчества и рисования
.1 Психолого-педагогические основы творческих
способностей в дошкольном возрасте
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие
тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая
деятельность".
Творчество - деятельность,
порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Творчество - категория
<#"733258.files/image001.gif">
Рисунок 1. Уровень развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста
На основании графических показателей можно
увидеть, что лишь у 27% детей низкий уровень развития творческих способностей.
Тогда как средний и высокий уровни у 46% и 27% соответственно.
Вывод: по итогам констатирующего эксперимента
можно сделать вывод о том, что у большинства детей (73%) высокий и средний
уровни развития творческих способностей. Эти дети успешно справлялись с заданиями
и были достаточно оригинальны. Но также есть дети (36%) имеющие низкий уровень
у них возникали затруднения с выполнением и рисунки были довольно банальны. С
такими детьми необходимо проводить дополнительную работу, направленную на
повышение уровня творческих способностей.
2.2 Проектирование содержание работы по развитию
у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей в процессе
изобразительной деятельной (рисования)
Важным условием развития творческих способностей
дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности
старших дошкольников в дошкольном учреждении: обогащение его яркими
впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта. Освоение
творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
Следующее важное условие развития творческих
способностей - учетоиндивидуальныхоособенностейоребёнка.
Непременным условием организованнойовзрослыми творческой деятельности должна быть
атмосфера творчества: "имеется ввиду стимулирование взрослыми такого
состояния детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда
ребенок увлечен тем, что делает.
Также условием развития творческих способностей
является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия,
способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел.
Для этого знания, умения должны быть гибкими,
вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимымдворазных условиях. Важнейшим условием развития илстимулирования творческих способностей является
комплексное и системное использование методов и приемов.
Развитие творческих способностей
<#"733258.files/image002.gif">
. Перед ребенком кладутся прямоугольники и его
просят подумать, на что они похожи и дорисовать так, чтобы было видно, что это
такое. Также нужно назвать каждый рисунок.
. Ребёнка просят нарисовать свой портрет так,
чтобы из рисунка можно было понять, что он любиш, что тему нравится, а что -
нет.
. Ребёнка просят дорисовать линии и фигуры так
чтобы получился сказочный лес.
. Ребёнка просят дорисовать кружки так чтобы
получилась картина.
. Ребёнка просят посмотреть, как можно соединить
точки, сделать рисунок. Предлагается нарисовать что-то самому.
. Ребёнка просят придумать и нарисовать узоры
оставшимся бабочкам и раскрасит их.
. Дорисовывание заданной формы - цветового
пятна. Форма вырезается и наклеивается на белый лист бумаги. Дети карандашом
или фломастером дорисовывают данное изображение до узнаваемого образа.
Формат карточки - Ѕ альбомного листа.
. Передача настроения через форму. Задается
образ предмета, например: вазы, тарелки и т.п. Дети должны графически передать
его настроение: ваза веселая, задумчивая, добрая, ваза - хулиганка и т.п.
Карточка расчерчивается на четыре части. В
каждом квадратике изображается заданный предмет в определенном настроении.
Приложения
Приложение 1
Список детей участвующих в исследовании
1. Влад С.
2. Денис Р.
. Дима А.
. Ильдар С.
. Карина В.
. Ксюша Г.
. Максим П.
. Маша У.
. Настя К.
. Настя С.
. Настя Т.
Приложение 2
Стимульный материал для диагностического задания
№3. Тест "Ветки"
Приложение 3
Сводные результаты диагностик
Имя
испытуемого
|
Результаты
диагностического задания №1
|
Результаты
диагностического задания №2
|
Конечный
уровень
|
Денис
Р.
|
Высокий
|
Высокий
|
Высокий
|
Дима
А.
|
Средний
|
Высокий
|
Высокий
|
Влад
С.
|
Высокий
|
Средний
|
Высокий
|
Ильдар
С.
|
Средний
|
Средний
|
Средний
|
Ксюша
Г.
|
Средний
|
Средний
|
Средний
|
Настя
К.
|
Средний
|
Средний
|
Средний
|
Максим
П.
|
Низкий
|
Средний
|
Средний
|
Настя
Т.
|
Низкий
|
Низкий
|
Низкий
|
Карина
В.
|
Низкий
|
Низкий
|
Низкий
|
Настя
С.
|
Низкий
|
Низкий
|
Низкий
|
Маша
У.
|
Низкий
|
Низкий
|
Низкий
|