Модернизация структуры народного хозяйства
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
"Российская Академия Народного
Хозяйства и Государственной службы
при Президенте РФ"
Факультет Финансов и Банковского Дела
Отчётная работа
по дисциплине
"Современная экономика
России"
на тему: "Модернизация структуры
народного хозяйства"
Выполнил: научный руководител
академик РАН
Аганбегян А.Г.
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава I
§ 1. Народное хозяйство РФ
§ 2. Структура народного хозяйства
§ 3. Отрасли
Глава II
§ 1. Современное состояние народного хозяйства
§ 3. Модернизация финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
"Русский народ обвенчался со Свободой… Мы собираемся, и
мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы
понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но - этих начал нет в
нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни… Ибо мы,
повторяю, народ, совершенно невоспитанный социально, и так же мало воспитана в
этом отношении наша буржуазия, ныне идущая к власти" (Максим Горький (1917
г.)
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что всё
больше людей в нашей стране приходят к выводу, что надо многое, почти всё, надо
менять. Хочется сделать ставку на новое поколение нашего общества, способное
изучить проблему со всех сторон и сделать правильные выводы, не копировать с
Запада, а разработать наш собственный путь развития, чтобы не быть пешкой в
игре Развитых стран.
Основная цель, поставленная при изучении модернизации
народного хозяйства Российской Федерации, заключается в том, чтобы раскрыть
понятие "народное хозяйство", определить возможные перспективы и
разработать программу, которая будет основой конкретных мер для принятия Правительством.
народное хозяйство собственность финансовый
Глава I
§ 1. Народное
хозяйство РФ
Народное хозяйство - исторически
сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны,
взаимосвязанных между собой разделением труда.
Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой
экономической теории XIX <#"721490.files/image001.gif">
Рис. 1
Средний срок службы машин и оборудования у
нас составляет около 18 лет, в то время как старыми считаются машины,
работающие свыше 10 лет. Средний срок службы машин и оборудования в передовых
странах составляет около 8 лет.
Чтобы к тому же поднять до современных
требований транспортную инфраструктуру, в массовом порядке начать строить
автострады и скоростные железные дороги - потребуется ещё до 1,5 трлн. руб.
дополнительных инвестиций (при учёте стоимости этого строительства на уровне
Франции и Германии, что вдвое ниже сегодняшних российских показателей). Чтобы в
обозримое время по уровню жилищной обеспеченности и комфорту достичь
минимальных западноевропейских показателей, нам надо строить в год не менее 150
млн. м2 комфортного жилья (2008 г. - 64 млн. м), что потребует при снижении
стоимости 1 м до 800 долл. также дополнительно не менее 1,5 трлн. руб.
инвестиций, включая средства на соответствующее развитие жилищно-коммунального
и социально-бытового хозяйства.
Значительное увеличение среднего и, особенно, малого бизнеса,
для чего должны быть созданы благоприятные экономические условия и стимулы их
развития.
Но идеализировать малый и средний бизнес, считая их панацеей
от всех бед в экономике государства неразумно, но предпринимательство нельзя
скинуть со счетов и наряду с крупной промышленностью они дают миллионы рабочих
мест и восполняют прорехи в государственном бюджете. Не требующий больших
капиталовложений, малый бизнес способен в течение небольшого периода времени
начать приносить отдачу, покрывая затраты и принося доход.
Что же мешает развитию малого бизнеса в России? Прежде всего,
многочисленные бюрократические препоны. Затраты предприятий малого бизнеса на
преодоление многочисленных административных препятствий могут доходить до 10%
от прибыли. Принятый в 2007 году закон "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" несколько облегчил участь
граждан, решившихся заняться предпринимательской деятельностью. Но, все
проблемы решены не были. На форуме "Малый и средний бизнес - основа
социально-экономического развития", сравнительно недавно прошедшем в
Москве, анализировалась система законодательства, которая могла бы решить эти
проблемы.
Благоприятствующее малому бизнесу законодательство и
налогообложение очень важно, но нужно также учесть человеческий фактор. Слишком
долго у нашего народа не было возможности проявить стремление к частной
экономической инициативе, частному предпринимательству. Поэтому и сейчас многие
предпочитают стабильную работу на "чужого дядю" риску и
ответственности частной предпринимательской деятельности.
Впрочем, при анализе перспектив развития малого бизнеса в
России есть все основания для оптимизма. Современная экономическая ситуация,
рыночные отношения требуют развития именно этого сегмента экономики. А
благоприятный законодательный режим, создаваемый государством, будет стимулом
для развития малого бизнеса в России.
§ 3.
Модернизация финансовой системы
Определение необходимости перехода к инновационному
экономическому росту обозначает новые требования к развитию финансовой системы
Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.
Современный экономический кризис показал однобокость развития
нашей экономики, сильную зависимость страны от цен и спроса на нефтегазовые и
другие сырьевые ресурсы, которые составляют подавляющую часть нашего экспорта.
Ближайшая перспективная задача российской экономики - избавиться от этой
"наркологической" зависимости, от нефтегазовой "иглы",
диверсифицировать структуру экономики и экспорта. Необходимо добиться
всемерного развития отраслей по глубокой переработке имеющегося в России сырья
и получения из него готовой продукции.
Модернизацию госбюджета и налоговой системы следует проводить
в направлениях снижения нагрузки на бизнес и увеличения нагрузки на доходы
населения при одновременном повышении заработной платы и доходов
малообеспеченных семей. Это приведет к снижению доли консолидированного бюджета
вместе с негосударственными внебюджетными фондами в ВВП страны, примерно, с 40
до 30%
Всемерное развитие страховых компаний за счёт введения
обязательного страхования всех источников повышенной опасности, как это принято
в других странах и массового развития взаимовыгодного страхования жизни, так же
принесло бы положительные результаты.
Все это даст "длинные" деньги а фондах страхования,
откуда можно заимствовать средства на крупные инвестиции.
"Банкизация" страны с повышением доли активов
банков в ВВП хотя бы до нижнего уровня европейских стран - до 150% вместо 70% в
настоящее время. Это предполагает активную роль ЦБ, который из ведомственной
организации должен превратиться в Банк последней инстанции, основной
деятельностью которого является предоставление коммерческим банкам кредитов по
ставке рефинансирования.
Следует принять программу по развитию банковской системы
России, активы которой пока составляют только две трети ВВП в сравнение с
200-300% в развитых странах Европы. Это приведёт к удвоению и утроению
инвестиционных кредитов банков.
Рис. 2
Важно всемерно поощрять население вкладывать деньги в паевые
фонды и быстро нарастить их объём.
Вместе с тем, надо понимать, что на формирование рыночных
фондов длинных денег потребуется минимум 7-10 лет, чтоб эти деньги стали
реальным источником дополнительных инвестиций.
Заключение
Изучив вопрос модернизации народного хозяйства важно
понимать, что все реформы, связанные с возложением на заработную плату и другие
доходы граждан дополнительных выплат, должны осуществляться без снижения их
реальных доходов и при сокращении чрезмерного разрыва в уровне жизни между
бедными и богатыми. Это значит, что каждая такая реформа должна проводиться с
соответствующим повышением заработной платы с полной компенсацией
дополнительных расходов для 90-95% граждан - всех мало - и среднеобеспеченных.
В заключительной части мне хотелось бы отметить, что
воплотить эти в жизнь возможно лишь изменив менталитет наших людей, наших
чиновников, либо вырастить и воспитать новое разумное поколение, которое будет
видеть рациональность этих расчётов и очевидную их необходимость. Иначе, как и
100 лет назад, по словам М. Горького, мало что поменяется.
Список
использованной литературы
1. Аганбегян
А.Г. "Финансы для модернизации" 2010
2. Губанова
Светлана, журнал "Советник. Грамотное управление" - статья
"Страна без заводов" 2010
3. Общесоюзный
классификатор отраслей народного хозяйства
. В.
Мау "Газета.ru - Комментарии" статья "Логика Российской
модернизации" 2010
5. Сидакова
О.А. "Модернизация экономики России: курс на инновационное развитие"
2010
6. Аганбегян
А.Г. Социально-экономическое развитие России.М., Дело. 2005
. Аганбегян
А.Г. "Экономическая ситуация и перспективы социально-экономического
развития России", тезисы доклада 10 декабря 2010.
. Периодические
издания: журнал "Эксперт", газеты "Ведомости" и
"Коммерсант"
. Мировая
экономика: прогноз до 2030 г. (под редакцией А. Дынкина). ИМЭМО РАН, М.,
Магистр, 2007. Глава 1.
10. Сайты Госкомстата
<http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/>
. Минэкономразвития
<http://www.economy.gov.ru/minec/main>