Анализ рынка коворкинг-услуг
Оглавление
Введение
Параграф
1.История коворкинга и его специфика
Параграф
2. Обзор мирового и российского рынка
Параграф
3. Обзор рынка Санкт-Петербурга
Параграф
4. Целевая аудитория и типология коворкинг-пространств
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
коворкинг услуга рынок
Введение
В современную жизнь российского общества входит
все больше новинок с Запада. Молодых талантливых специалистов не хотят
«попадать в офисное рабство» и ищут способы самостоятельного заработка - отсюда
массовый переход на фриланс и постоянный рост креативного класса.
Стабильная занятость, гарантированный доход,
социальные гарантии и постоянное рабочее место, вот рынок труда в XX веке.
Сегодня, в связи с развитием информационных технологий, занятость все меньше
тяготеет к «офисному рабству». Относительно недавно на помощь
труженикам-одиночкам пришел новый вид работы под непонятным названием
«коворкинг».
Сейчас это явление становится поппулярным и
актуальным, так как Армия фрилансеров пополняет рынок. Люди уходят работать в
коворкинги, так как предпочитают получать разовые заказы по работе вместо
занятости в конкретной компании.
Цель курсовой работы: анализ рынка
коворкинг-услуг.
Задачи:
Изучить историю и специфику коворкинга.
Проанализировать мировой, росссийский и
санкт-петербургский рынок коворкинга.
Определить целевую аудиторию и вывести типологию
коворкинг-пространств.
Выявить ключевые и дополнительные потребности
потенциальной целевой аудитории, в зависимости от типа коворкинг-пространства.
Параграф 1.История коворкинга и его специфика
Коворкинг ( Coworking) - относительно новая
система организации труда. Это модель работы, в которой участники, оставаясь
независимыми и свободными, используют общее пространство для своей
деятельности.
В 2005 году молодой программист Бред
Ньюберг в процессе своего карьерного роста столкнулся с современной и
актуальной проблемой выбора. «Сейчас мой выбор - либо офисная работа с её
определённостью и общением с сотрудниками, либо фриланс („вольный художник“) с
его свободой и независимостью. Но почему я не могу получить и то, и другое?» -
стал размышлять он - и совместил оба варианта. Арендовав г вместе с другими фрилансерами
<#"704535.files/image001.gif">
Рисунок 1.
По странам разделение мест несколько
отличается:
. США (781 сообщество)
. Германия (230 сообществ)
. Испания (199 сообществ)
. Великобритания (154 сообщества)
. Япония (129 сообществ)
. Франция (121 сообщество)
. Бразилия (95 сообществ)
Отрасль коворкинга - одна из самых
молодых и быстрорастущих на рынке управления трудовыми ресурсами. Германия
стала бесспорным европейским лидером по количеству таких центров.Первый такой
центр открылся около 7 лет назад, а сегодня в одном только Берлине их около 40.
Всего в Германии за последние пять лет открылось не менее 130 подобных офисов.
Постоянно или время от времени там работает не менее 80 тыс. человек.
Что касается Российского интереса к
коворкингу, Екатеринбург стал первым городом в России, где в 2008 году открылся
коворкинг-центр. Но через некоторое время он закрылся из-за экономического
кризиса. Со временем такие «офисы» начали появляться в Санкт-Петербурге и
Москве. Это были , так называемые коворкинги « первой волны».
В России 2008-2009 годах после
кризиса множество офисных площадей пустовало, и снять их можно было достаточно
дешево. Однако большинство открывшихся тогда коворкинг-центров не смогли
привлечь арендаторов и закрылись в течение трех-четырех месяцев. Одна из причин
- помещения располагались в неудачных местах и были неудобными, ведь для
целевой аудитории коворкинг-центра один из главных параметров - это место.
Вторая причина - три-четыре года
назад в стране просто было недостаточно потребителей модели коворкинга.
Коворкинг нужен креативным людям, которые хотят создавать новые проекты. Им
нужно специальное пространство, где они могли бы общаться друг с другом,
обмениваться идеями, обсуждать проекты с коллегами. У них свободный график, они
могут прийти в два часа дня и просидеть до поздней ночи. При этом им нужно
менять характер работы: какое-то время посидеть с ноутбуком в тихой рабочей зоне,
потом переместиться в пространство, где можно пообщаться и что-то обсудить.
В России легко можно различить
первую и вторую волну коворкингов. Первая волна состояла из пространств в
типичных бизнес-центрах, которые сдавались по отдельным рабочим местам и
позволяли экономить на аренде офиса. Вторая волна началась в 2011году с таких
проектов как:ов «HomeWork» и «Зона действия»(Санкт-Петербург) и «Flacon
Coworking ( Москва). В этот раз ставка делается на творческую атмосферу и
формирование сообщества взаимопомощи между проектами-резидентами. Как правило,
российские коворкинг-центры имеют площадь от 50 до 600 кв. м. Обычно это зал с
открытой планировкой, реже - кабинетная система.
В Настоящий 2013 год спрос на
услуги, предоставляемые коворкинг-центрами, сильно варьируется в зависимости от
региона. Так, в Москве спрос, по всей видимости, сформировался. Об этом
свидетельствует, к примеру, опыт коворкинга «Рабочая станция», который вышел на
стопроцентную заполняемость за 40 дней после открытия.
Исходя из приложения 1 можно сделать
вывод, что В России коворкинг-центры в основном представлены в Москве и
Петербурге, также есть в Перми, Новосибирске, Архангельске, Екатеринбурге и
других городах.
Однако говорить о том, что спрос на
услуги коворкинг-центров есть на всей территории России, пока рано. К примеру,
часто используют формат коворкингов фрилансеры, работающие в сфере ИТ. Но эта
сфера наиболее активно развивается в Санкт-Петербурге, на юге России и в
Сибири. Тем не менее ,в таких городах, как Новосибирск, Омск есть успешно
работающие коворкинги. Интерес к коворкингу большой, и заполняемость быстро
растет.
А вот в Нижнем Новгороде
коворкинг-центры оказались не столь популярны. К реализации идеи коворкинга там
приступили в феврале 2012 года, но на практике оказалось, что нижегородские
фрилансеры не готовы платить символические 3000 руб. в месяц (150 руб. в день),
не готовы к сотрудничеству, предпочитают работать через сайты типа Freelance. В
то время как для московских фрилансеров аренда рабочего места в коворкинг-центре
может составлять от 7000 до 10000 руб. в месяц. Эти показатели приведены в
рисунке 2.
Рисунок 2
Тем не менее непонятно, удовлетворён
ли спрос на общественные рабочие места или же превышает предложение. С одной стороны,
количество коворкингов в Петербурге, по разных подсчётам, примерно в три-четыре
раза меньше количества коворкингов в Москве, с другой - петербургские
фрилансеры и специалисты не обладают такой же высокой платёжеспособностью.
Определенно коворкинг может еще и не
столь успешен во всех регионах России, но тендеция развития имеет место быть. И
несмотря на закрытие многих коворкинг-центров первой волны и постоянные
заявления о неприбыльности, сейчас коворкинг движение живее всех живых. Россия
не отстает, и новые места продолжают открываться. Коворкинг - это сообщество
молодых, креативных, активных людей, которых в нашей стране много, и именно они
дадут этому направлению стремительное развитие.
Параграф 3. Обзор рынка г.
Санк-Петербурга
Санкт-Петербург стал вторым после
Екатеринбурга городом России, подхватившим идею коворкинг-центров. В конце мая
2008 года студент Алексей Найден открыл на Лиговском проспекте центр New Level
- первый в городе объект, в котором в аренду сдавались не отдельные помещения,
а индивидуальные рабочие места. Однако спустя несколько месяцев проект пришлось
закрыть. Такая же участь постигла и ряд других коворкинг-центров, появившихся в
Петербурге.
Но как было отмечено в предыдущей
главе, затем началась «вторая волна»(2011г.), открылся лофт-коворкинг «Зона
действия». Здесь можно встретить почти всех представителей фриланса(от
ИТ-специалиста до художника, фотографа или музыканта). Юрий Лифшиц
<http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCsQFjAA&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Flifshits&ei=dc3SUpSPFIel4gTTr4AI&usg=AFQjCNGDf8RNwY3wooGVnCn5BA5aC_PoFA&sig2=vLP6skk2XbTvbGraPV1I4g&bvm=bv.59026428,d.bGE&cad=rja>-
создатель «зоны действия» предложил иной формат работы, точнее совмещение
работы и отдыха, некий синтез арт-пространства, переговорных, кофе-брейк зоны,
офисных ячеек и хорошей зоны отдыха. Популярность коворкинга напрямую связана с
тем, какая атмосфера будет в нем создана. Это совершенно иная модель, чем сдача
помещений в классическом бизнес-центре.Над созданием атмосферы коворкинга нужно
специально работать. Коворкинг - это бизнес тысячи мелочей, говорят его
владельцы.
Сейчас в сфере петербургских
общественных пространств гораздо чаще открываются не коворкинги, а либо
пространства развлекательного характера (причём пространства эти можно назвать
скорее экспериментальными: игровой лофт, тайм-кафе ,гибрид хостела и тайм-кафе
и так далее), либо напротив, пространства типа офисного помещения с кухней(что
сокращает широкую целевую аудиторию коворкинга).
Подобный формат наиболее
привлекателен для специалистов IT-индустрии, а также небольших компаний и
начинающих коммерсантов, которым не по карману снимать отдельный офис.
Помещения площадью 80-120 м² рассчитаны на 12 - 25 человек. Плата
за пользование рабочим столом варьируется в диапазоне от 4 до 8 тыс. руб.
В среднем в петербургском коворкинге
просят 100 рублей за час и 800 рублей за рабочий день. А вот стоимость месячной
аренды рабочего места можно сильно варьироваться: от 4000 рублей за «плавающее»
место до 9000 за фиксированное.
На сегодняшний день в
Санкт-Петербурге примерно 20 действующих заведений формата коворкинг. Но к
сожалению, «Зона действия» по прежнему остается единственным коворкингом в
Санк-Петербурге, который сделал ставку на творческую атмосферу и формирование
сообщества взаимопомощи между проектами-резидентами.
«Зона действия»
Адрес: Санкт-Петербург,Лиговский
проспект, 74 (метро «Лиговский проспект»)
Стоимость: Плавающее рабочее место -
6 500 рублей в месяц, 8 500 рублей - фиксированное
Сайт: zonaspace.ruамый крупный
коворкинг в Петербурге, расположенный на втором этаже бывшего Смольнинского
хлебозавода.
Минимальное время аренды - две
недели. Непосредственно рядом с рабочей зоной есть кухня со всей бытовой
техникой, лаунж-зона и специальное место для телефонных переговоров - в
коворкинге не принято шуметь. Среди дополнительных опций - велотренажёр и
гимнастическая стенка. Регулярно проходят различные мероприятия: лекции и
мастер-классы, посвящённые путешествиям, технологиям, моде и медиа.
• Атмосфера лофта: высокие
потолки, окна во всю стену, максимум пространства для каждого
• Огромная полностью
оборудованная кухня, ивент-пространство на 300 мест
• Тихие и разговорные зоны
• Быстрый интернет, принтер,
два проектора
• Расположение: 1 минута от
м. Лиговский пр., на одной лестнице с Лофт Проектом ЭТАЖИ
• Сообщество ярких,
интересных проектов, у которых есть чему поучиться
• Доступ 24/7 по магнитным
ключам
• До 75 рабочих мест, всегда
есть свободные
• Место для ваших велосипедов
• Насыщенная ивент-программа,
возможность проведения своих событий.
Определенно, коворкинги набирают
популярность в Петербурге . Всё больше людей целенаправленно приходит работать
в коворкинг, хотя ещё год назад работникам коворкинг-центров приходилось
объяснять, что и как . Нельзя сказать, что коворкинг как явление в
Санкт-Петербурге занял свое место - развитие будет стремительно продолжаться.
Вероятнее всего, что разделение
коворкинг-центров на профильные сферы будет являться залогом успешного развития
коворкинга в Санкт-Петербурге. В одних будут собираться художники и дизайнеры,
в других - программисты, в третьих - пиарщики и так далее.
Параграф 4. Целевая аудитория и
типология коворкинг-пространств
Поскольку, коворкинг - это работа
многих людей различных профессий в одном офисе, у каждого из них есть
потребность в адаптированном для их профессии пространстве, где они могли бы
общаться друг с другом, обмениваться идеями, обсуждать проекты с коллегами. У
них свободный график, они могут прийти в два часа дня и просидеть до поздней
ночи. При этом им нужно менять характер работы: какое-то время посидеть с
ноутбуком в тихой рабочей зоне, потом переместиться в пространство, где можно
пообщаться и что-то обсудить.
Следовательно, необходимо принимать
во внимание потребности выбранного сегмента целевой аудитории.
К примеру, для ИТ-специалиста
отсутствие отвлекающего фактора станет ключевым при выборе места для работы. Он
будет избегать проходных мест, совмещенных с кафе, где много людей болтает и
отвлекает его от работы, или где в одном помещении с коворкерами проводятся
курсы подготовки к родам для будущих мам.
То есть в заведениях, где
акустический шум заставляет вооружаться наушниками или, превозмогая себя,
концентрировать внимание, абстрагируясь от назойливого шума - нет места для
людей, которые разрабатывают сайты, пишут программный код или прочее.
Представители малого и микро бизнеса
, к примеру, предприниматели - менее требовательны к комфорту, однако им часто
нужен телефон, пара рабочих мест и пакет недорогих услуг (бухгалтер, юрист,
секретарь), они не против также получить дополнительное бизнес-образование,
расширить сеть собственных контактов и найти сотрудников.
Творческим людям,таким как, дизайнерам, художникам, фотографам, блогерам,
нужны единомышленники - среда, где они могут общаться и вдохновлять друг друга.
Тем не менее несмотря на диапазон
требований представителей того или иного рода деятельности, все они и идут в
коворкинг. Но удовлетворить одновременно потребности каждого из этих сегментов
трудно, для этого создатели коворкинг-центров изобретают все новые и новые
форматы: лофты, квартирные коворкинги, антикафе, тайм-кафе, и прочие заведения
типа коворкинг.
Одни из них - классические строгие
офисы с перговорными, другие больше напоминают кафе, третьи некий креативный
кластер, где больше внимание уделяется общению.
В некоторых современных
коворкинг-центрах можно найти стол для настольного тенниса и аэрохоккея,
большие плазменные панели для видеоигр, удобные пуфики и диваны для отдыха. К
примеру , в коворкинг-центре «Третье место» (г. Санкт-Петербург) есть даже свой
мини-хостел, где могут переночевать засидевшиеся за работой фрилансеры.
Многие центры оборудованы
собственными столовыми, кофе-зонами или барами, где можно выпить чашку кофе и
поболтать. Рабочее пространство каждый фрилансер может изменять по своему
вкусу: не возбраняется клеить плакаты, вешать картины, ставить небольшую мебель
и всячески обустраивать свой уголок при условии, что это не мешает другим
участникам.
Отметим, что в чистом виде коворкинг
как бизнес-модель, нерентабелен - нет ни одного случая, когда коворкинг зарабатывал
бы исключительно на аренде мест и не предлагал дополнительных услуг. Поэтому
при процессе позиционирования коворкинг-центра на рынке следует исходить из
функциональных особенностей пространства . Хороший коворкинг-центр должен
грамотно представлять синтез работы и отдыха.
Исходя из потребностей
вышеперечисленных представителей целевой аудитории, можно выявить типологию
коворкинга. На сегодняшний день можно определить несколько форматов заведения
типа коворкинг:Fab lab (англ. fabrication laboratory) - Это уникальная
мастерская технического творчества и производственный цех для создания
прототипов изобретений. Фаблаб располагает программным обеспечением по
разработке цифровой модели будущего изделия, предоставляет доступ к
современнейшим инструментам промышленного производства, таким как лазерная
резка и станки с цифровым управлением, 3D принтер. Fab lab дает возможность
сделать «почти всё» из «практически ничего».Hostel - коворкинг, который
предоставляет не только рабочую зону, но и возможность достаточно бюджетного
проживания.Loft - здесь подразумевается коворкинг, который по большей части
будет рассматриваться как арт-пространство. Своего рода, площадка для
реализации творческих проектов, проведения мероприятий современного искусства.
Так же может располагаться креативно-продюсерский центр, звукозаписывающие и
видеостудии.инкубатор- другими словами, образовательная площадка или
культурно-событийный центр. Здесь практически в режиме нон-стоп проходят
презентации и краш-тесты проектов, лекции выдающихся людей, тренинги и
мастер-классы от профессионалов, деловые форумы, дни инвестора, общественные
слушания, выступления творческих команд и отдельных исполнителей.кафе-
анти-кафе, тайм-кафе, тайм-клуб и так далее. Заведения, где царит атмосфера
дружной компании. Место, где можно поработать, отдохнуть и отвлечься, скажем,
больше пообщаться, нежели поработать.
Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод о том, что в состав целевой аудитории коворкинг-пространсв входят
люди разных профессий, возрастов и темпераментов. Следовательно, у каждого из
них есть ключевые и дополнительные потребности при работе в том или ином
коворкинге. Таким образом, предлагается выявить несколько, сложившихся на
сегодняшний день форматов коворкинг-центров, и сопоставить их (в таблице 1) с
потребностями всех представителей данной целевой аудитории.
Таблица1
Формат
коворкинга
|
ЦА
|
Ключевые
потребности
|
Дополнительные
потребности
|
Coworking- Fab Lab
|
Изобретатели,
специалисты по робототехнике,инженеры,работающие с протатипами, дизайнеры,студенты
и преподаватели уч. Заведений технической
направленности,стартапы,инжениринговые компании, малые производственные
предприятия,конструкторские и дизайнерские бюро и тому подобные.
|
Открытый
достоп к определенному набору оборудования, лазерный(раскройщик;3Dпринтер,3Dсканер,высокоточный
фрезерный станок с програмным управление, режущий плоттер, ПК, источники
питания и т.д.
|
Техническое
образование, поддержка развития инновационных проектов, налаживание
международного сотрудничества
|
Coworking-Hostel
|
Проектные
группы. Стартапы. Абитуриенты, студенческие организации, валантеры,
фрилансеры(на стадии переезда в другой город)
|
Бюджетное
проживание и работа в одном месте.
|
Помощь
в трудоустройстве, адаптация на новом месте(экскурсии, контакты), удобное
хранение вещей.
|
Coworking-Loft
|
Креативный
кластер: дизанйнеры, художники, музыканты, фотграфы и т.д.
|
Сообщество
единомышленников, общение. Работа в творческой атмосфере.
|
Наличие
необходимого профессионального оборудывания(свет, звук). Выставочное пространство,
проведение выставок. Помощь в реализации творческих и культурных проектов,
PR.
|
Coworking -инкубатор
|
Студенты,
начинающие предприниматели, микро- и малый бизнес, коучеры,
бизнес-преподаватели. ИТ-специалисты, программисты.
|
Рабочее
место, где можно получить дополнительное образование, место проведения
треннингов, аудитория, посещающая тренинги. Тихое рабочее место, удобное
расположение розеток, высокоскоростной интернет.
|
Наличие
небольших треннинговых залов, кабинетов, презентационное оборудывание. Доступ
к узкоспециализированным мероприятиям, наличие отдельной кухни, переговорной,
конференц-зала.
|
Coworking - кафе
|
Хипстеры,
журналисты, творческая молодежь, студенты.
|
Атмосфера
компании. Место, где можно поработать, отдохнуть и отвлечься. Больше
пообщаться - меньше поработать.
|
Настольные
игры, мастер-классы, лекции.
|
Заключение
Вывод: выявив ключевые и дополнительные
потребности потенциальной целевой аудитории, в зависимости от типа
коворкинг-пространства, целесообразно было бы провести рекламную кампанию по
выведению на рынок, своего рода, мульти-комплекса типа коворкинг.
В коворгинг-центре такого рода места для работы
в комфортных условиях должно хватать всем. Открытые пространства для художников
и дизайнеров, игровые зоны, места, где можно выпить кофе, небольшие тихие
помещения или мастерские, конференц-залы или комнаты для проведения встреч с
клиентами - каждый представитель целевой аудитории коворкинга найдет для себя
то, что ему нужно.
Список использованных источников.
Статья
«Подводные камни фриланса» на сайте <http://www.rabota.ru/> от
26.10.13
Статья
«Коворкинг: 18 месяцев спустя» на сайте <http://habrahabr.ru/> от
20.09.13
Официальный
сайт коворкинга <http://www.deskmag.com/>
Приложение 1
Коворкинг центры Москвы
• Коворкинг ВАО - ул. Средняя
Первомайская улица, д.3, сайт - facebook.com/CoworkingVAO
• Рабочая станция - парк им. Горького
Ленинский пр-т, д.30, корп. А, метро «Ленинский проспект», сайт -
coworkstation.ru
• Matrixoffice - ул. Шаболовка, д. 34,
стр. 3, сайт - matrixoffice.ru
• Коворкинг Les ул. Рождественский
бульвар, д.10/7, сайт - vk.com/club44044837
• Хорошая республика - ул. Мясницкая,
д.13, сайт - goodrepublic.ru
• Антикафе
& Coworking Centre «CleverClub» - ул.
Малая
Полянка,
д.
7, стр.
5, сайт
- clever-c.com, vk.com/clever_c
• Клуб
Нагатино
- ул.
Варшавское
шоссе,
д.28A,
сайт
- rosintegro.ru
• Flacon coworking - ул.
Большая
Новодмитровская,
д.
36, сайт
- flacon.ru
• Cabinet Lounge - ул.
Новая
площадь
д.7,
сайт
- cabinetlounge.ru
• Communist Loft - ул.
Варшавское
шоссе,
д.
9, стр.
1, сайт
- communist.cc
• CoworkingBees - ул.
Тимирязевская,
д.1,
сайт
coworkingbees.ru
• IT бизнес-парк MCN - ул. Большая
Черемушкинская, 25, стр. 97, сайт - itpark.mcn.ru
• Start Hub - ул. Большая
Новодмитровская, д.36/12, сайт - vk.com/starthub
• Экспресс-офис - ул. Павелецкая площадь,
д.1, стр.1, I подъезд Павелецкого вокзала, 3-й этаж, сайт - x-office.ru
• TO-DO-CLUB - ул. Берсеневская
набережная, 6, стр. 3, сайт - digitaloctober.ru
• Фабрика - ул. Переведеновский переулок,
д.18, сайт - proektfabrika.ru
• TimeOffice - ул. Большая Сухаревская
пл., д. 16/18, стр. 2, сайт - таймофис.рф
• Union Place - ул.
Тверская,
д.12/9,
сайт
- union-place.ru
Коворкинг центры в Санкт-Петербурге
• Зона действия - ул. Лиговский пр-т, д.
74, сайт - zonaspace.ru
• Work Smart - ул.
Плуталова,
д.23,
сайт
- work-smart.ru
• Ингрия - ул. Обуховской обороны пр-т,
70, корп. 2, сайт - ingria-startup.ru
• Офис-М - ул. Невский пр-т, д. 22, 24,
51, 151; Большой пр-т, д. 32, сайт- arendamesta.ru
• Start up Place - ул. Ораниенбаумская,
д. 29, сайт - startupplace.ru
• Территория «МИРАКЛ» - ул. Мошков пер-к,
д. 4, сайт - vk.com/miracleclub
• Антикафе Свободное время - ул. 1-я
линия В.О., д. 14, сайт - vk.com/anticafespb
• Office company - ул.
Невский
проспект,
д.
164, сайт
- officecompany.info
Коворкинг центры в Новосибирске
• Новосибирский Коворкинг Центр - правй
берег: ул. Орджоникидзе, д. 47, офис 24; 2 этаж; левый берег: ул. Площадь
Труда, д. 1, оф. 820, сайт - vk.com/nsk_coworking,coworking.timepad.ru
Коворкинг центр в Екатеренбурге
• E-Coworking - ул. Еремина, д. 12, оф.
333, сайт - e-coworking.ru
• Кавардак - ул. Тургенева, д. 22, 2
подъезд, 2 этаж, сайт - kawork.ru
• Соль - ул. переулок Химиков, д. 3, 4
этаж, сайт - saltsalt.ru
Коворкинг центр в Перьми
• Анти-кафе Альтернатива - ул.
Луначарского, д. 69, сайт - anticafeperm.ru
Коворкинг центр в Омске
• Co-working центр «на Фрунзе» - ул.
Фрунзе, д. 52, сайт - 55office.ru
Коворкинг центр в Электростали
• Некафе
«London» - ул. Николаева,
д.
29, сайт
- vk.com/london_time
Коворкинг центр в Тольятти
• Коворкинг-центр ALTERA - ул. Юбилейная
1 «А», (ТЦ «Линкор»), офис 319, сайт -alteradesk.ru
Коворкинг центр в Ростове-на-Дону
• Коворкинг-офис dobrocowork - ул.
Суворова, д. 52а, сайт - dobrocowork.ru
Коворкинг центр в Чебоксарах
• Творческое пространство Узел связи /
HUBspace - ул. Карла Маркса, д. 52, производственный корпус, 2 этаж, сайт -
hubspace.ru
Коворкинг офис в Кирове
• Свободное пространство «Вход» - ул.
Московская, д. 31, сайт - vhod.info, vk.com/vhod43
Коворкинг центр в Самаре
• 13-ый Этаж - ул. Московское шоссе 4Д,
(ТЦ Биг-Бен) 13 этаж, офис 1307, сайт - coworkingrussia.com,
vk.com/samaracoworking
Коворкинг центр в Нижнем Новгороде
• Полигон-КЦ - ул. Рождественская, д. 3,
сайт - vk.com/poligon52
Коворкинг центр в Майкопе
• КреАктив - ул. 12 марта, д. 165, сайт -
vk.com/creaktiv
Коворкинг центр в Уфе
• Богемика - ул.Революционная, д. 98/1,
блок А, сайт - bohemica.ru
Коворкинг в Туле
• Свободное пространство «ВоВремя» - ул.
Тургеневская, д. 59, сайт - vovremya-tula.ru и vk.com/vovremya_tula
• Коворкинг-центр «ЛэнАрк» - ул.
Красноармейский пр-т 7, оф. 704, сайт - vk.com/coworkingvtule и
facebook.com/KovorkingVTule
Коворкинг центр в Набережных Челнах
• Коворкинг в ИТ-парке - ул.
Машиностроительная, д. 91, сайт - chelny.itpark-kazan.ru/node/173
Коворкинг в Краснодаре
• Антикафе\коворкинг «Маяк» - ул.
Ставропольская 131/2 ( возле КубГУ), сайт - vk.com/mayak_krasnodar
Коворкинг в Астрахани
• Коворкинг «LIFT» - ул. Бакинская, д. 79
(1 этаж), сайт - vk.com/club52812441
Коворкинги в Оренбургековоркинг «BACKSTAGE» -
ул. Пролетарская 262, сайты - backstage.pro, vk.com/it.backstage