Особенности, причины и диагностика девиаций у подростков
Особенности,
причины и диагностика девиаций у подростков
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Анализ категории «Девиации» у подростков
1.1
Понятие и сущность девиации
.2
Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте
.
Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному
поведению
2.1
Диагностика девиаций среди подростков в условиях школы
.1
Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками
Заключение
Список
литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Общество всегда уделяет особое
внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или
официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство,
наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.
Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила
возникновение в рамках психологии особого направления (специальной
психологической теории) психологии девиантного поведения. В последние годы, в
связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме
отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более
тщательного исследования особенностей, причин, форм, динамики и диагностики
девиантного поведения.
Нередко отношения государства и педагогов с
девиантными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины,
вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую
дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных
состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при
длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых
случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо
подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при
включении в трудовую жизнь, становятся потенциальной группой риска, что и
порождает целый ряд новых проблем.
Вопросами выявления, коррекции и профилактики
девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
В настоящее время значительное внимание
проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г.
Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А.
Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.
В связи с актуальностью нашей проблемы, проблемы
воспитания девиантных подростков, нами была определена тема: «Особенности,
причины и диагностика девиаций у подростков».
Объектом исследования выступают девиации в
подростковом возрасте.
Предметом - особенности, причины и диагностика
девиаций у подростков.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
· Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме девиантного поведения.
· Рассмотреть особенности, причины и
динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
· Провести диагностику девиаций среди
подростков в условиях школы.
· Обработать и интерпретировать
полученные эмпирические результаты.
· Определить методы и формы
коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками.
Для решения поставленных задач нами был
использован следующий комплекс методов исследования:
· Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы;
· Психолого-педагогическое наблюдение;
· Эмпирические методы: Методика
диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Вологодским
центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году);
· Метод описательной статистики
склонности к отклоняющемуся поведению по выборке.
Эмпирическая база исследования - в исследовании
приняли участие два девятых класса, общей численностью 57 человек в возрасте
14-15 лет - обучающиеся в общеобразовательной школе №1 города Хабаровска в
апреле 2012 г.
Теоретическая значимость и новизна работы заключается
в систематизации знаний по проблеме девиантного поведения, выделении основных
его особенностей, причин и определении форм и методов коррекции и профилактики
девиаций у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в
том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при
анализе механизмов предупреждения девиантного поведения подростков, полученные
в ходе исследования результаты, могут быть использованы в практическом
применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам, психологам
и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.
Структура и объём работы. Курсовая работа
состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы,
приложений.
В первой главе курсовой работы рассматривается
категория «девиация», ее основные составляющие, а также особенности и причины
девиантного поведения в подростковом возрасте.
Во второй главе приводятся данные по
эмпирическому исследованию предрасположенности подростков к девиантному
поведению, организация и методы исследования, а также особенности склонности к
отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 9-ом классе.
1. АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ДЕВИАЦИЯ» У
ПОДРОСТКОВ
.1 Понятие и сущность девиации
Девиация - это аномальное
<#"702113.files/image001.jpg">