Личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением
Содержание
Введение
. Теоретические аспекты исследования
особенностей подростков-делинквентов
.1 Делинквентное поведение как форма
отклоняющегося поведения личности
.2 Причины и условия формирования
делинквентного поведения
.3 Личностные особенности делинквентных
подростков
. Эмпирическое исследование
личностных особенностей у подростков-дилинквентов
.1 Организация и методики
исследования
.2 Описание результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема делинквентного поведения изучается
давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее
актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом
возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от
детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны
развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное,
нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его
деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в
любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.
Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного
поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на
обилие разработок научных концепций и теорий.
Во все времена делинквентное поведение
оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда
другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов
и педагогов вызывает детское деструктивное поведение.
Особо пристальный интерес
<#"701845.files/image001.gif">
Рис. 1. Результаты исследования самооценки у
подростков
Анализ первичных данных, при исследовании
самооценки показал, что у большинства подростков -делинквентов (группа А)
наблюдается очень высокий (47%) и высокий (27%) уровень самооценки, в то время
как у подростков, не склонных к нарушению закона 7% имеют очень высокий и 33%
высокий уровень самооценки Полученные результаты указывают на определенные
отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать
личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей
деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на
существенные искажения в формировании личности - нечувствительности к ошибкам,
неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
У большинства подростков е
склонных к нарушению закона (60%) выявлен средний уровень самооценки, что удостоверяет
адекватную самооценку, при этом лишь у 13% подростков-делинквентов уровень
самооценки средний
Заниженная самооценка наблюдается у 13%
подростков совершивших противоправные деяния , что свидетельствует о крайнем
неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска».
Таким образом, в целом исследование показало,
преобладание среди младших школьников учеников с высокой самооценкой и уровнем
притязания.
Результаты исследования личностных особенностей
подростков в, приложении 4 и отражены на рисунках 2- 14.
Результаты по шкале лжи, позволяют нам говорить
о достоверности данных всех испытуемых.
Анализ результатов по фактору А (рис 2),
отражающим эмоциональности в общении показал, что 47% подростков , не
нарушающих закон имеют по данному фактору высокие оценки. Для них характерны
легкость в общении, доброжелательность, склонность к сотрудничеству,
внимателеность к людям, мягкосердечность. В деятельности предпочитают социально
значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включаются в активные
группы. В личных отношениях щедры, открыты, не боится критики.
47% подростков группы А и 40%
подростков группы Б имеют средние значения по фактору А, что говорит об
отсутствии выраженности полюсных значений доброжелательности или холодности.
У 53% подростков -делинквентов и 13% подростков
не нарушавших закон, низкий оценки по данному фактору, что характеризует этих
подростков как сдержанных, обособленных, критичных, холодных, склонных к
ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем
люди. Предпочитают работать в одиночку. Избегают компромиссов. Тверды,
несгибаемы, жестоки.
Рис. 2. Уровни выраженности фактора А
Анализ результатов исследования по фактору С
показал, что среди подростков -делинквентов большинство имеют низкие значения
по данному фактору (рис. 3). Среди подростков не нарушавших закон низкие
значения у 13% детей. Они чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко
расстраиваются. Изменчивы в поведении, в эмоциях. Избегают требований
окружающей действительности. Раздражительны, эмоционально возбудимы. Активно
реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует
немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.
% подростков - делинквентов и 47% подростков не
нарушавших закон имеют средний эмоциональной устойчивости.
% подростков не нарушавших закон имеют высокие
оценки по данному фактору. Это говорит о том, что такие подростки эмоционально
устойчивы, у них реалистическое отношение к жизни, развита способность к
соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед
нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/.
Гибкое поведение в стрессовых ситуациях, способность выбирать оптимальный
вариант поведения.
Рис . 3. Уровни выраженности фактора С
Анализируя результаты по фактору D
у подростков -делинквентов мы можем отметить, что у большинства из них высокие,
среди подростков не нарушавших закон такие показатели у 7 %. Для них
свойственно возбудимость, нетерпеливость, требовательность, сверхактивность,
несдержанность, самоуверенность, эгоцентиричность.
% подростков - делинквентов и 60% подростков не
нарушавших закон имеют средине значения по данному фактору.
Низкие значения характерны для 33% подростков не
нарушавших закон. Они отличаются сдержанностью, инертностью, осторожностью,
благодушием.
Рис. 4. Уровни выраженности фактора D
По фактору E,
который определяет уровень пассивности , были получены результаты, говорящие о
наличии у большинства подростков -делинквентов (54%) и 20% подростков не
нарушавших закон высоких показателей , говорящих о склонности по отношению к
другим выступать как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством
и реальными способностями. Они могут быть временными лидерами в экстремальных
ситуациях или в неформальных группах. Проявляют высокое упорство в борьбе
против норм, установок в группе, склонны к самоутверждению. Придерживаются
своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от
других.
У большинства подростков не нарушавших закон
(60%) 33% подростков - делинквентов средний уровень пассивности.
% подростков - делинквентов и 20% подростков не
нарушавших закон учеников имеют низкие оценки по данному фактору, для них
характерно уступчивость, навязчивость в поведении. Они стремятся
исповедоваться, раскрываться другим.
Рис. 5. Уровни выраженности фактора E
Анализ результатов исследования по фактору F
отражающему уровень осторожности-легкомыслия показал, что большинство
подростков имеют средний уровень по данному фактору.
% подростков - делинквентов и 20% подростков не
нарушавших закон, имеющие высокие показатели, безалаберны, импульсивны, живые,
веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества.
Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене
мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие
организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта.
% подростков - делинквентов и 27% подростков не
нарушавших закон, с низкими показателями по фактору трезвы, осторожный,
молчаливы, неторопливы. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью
и пессимизмом (рис.6).
Рис . 6. Уровни выраженности фактора F
Анализ результатов исследования по фактору G,
отражающему степень принятия моральных норм, показал преобладание среди
подростков -делинквентов, подростков с низкими показателями. Им свойственно
неустойчивость в достижении цели, поверхность, избегание правил, обязанности.
Они эгоисты, работают для себя и на себя.
Треть подростков - делинквентов и 47% подростков
не нарушавших закон имеют средние показатели.
У 13% подростков - делинквентов и 53% подростков
не нарушавших закон высокие оценки по данному фактору, они сознательны,
настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к
себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны,
полны планов.
Рис . 7. Уровни выраженности фактора G
Анализ результатов исследования по фактору Н (
эта шкала отражает уровень застенчивости ) показал преобладание среди
подростков -делинквентов авантюристов, социально смелых, небрежно относящихся к
деталям
% подростков - делинквентов и 60% подростков не
нарушавших закон имеют средине показатели.
% подростков не нарушавших закон имеют низкие
оценки по данной шкале. Они застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся
в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности.
С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на
людях, самовыражения (рис.9).
Рис . 8. Уровни выраженности фактора H
Анализ результатов исследования уровня
застенчивости - решительности (фактор I),
показал преобладание среди подростков -делинквентов (60%) подростков c
высокими оценками, для них характерно высокая эмоциональная чувствительность.
Обычно они не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию
ответственности в работе и личных отношениях. В жизни - нетерпеливы,
непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно
самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и
ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность
группы.
% подростков - делинквентов и 47% подростков не
нарушавших закон имеют средине показатели по данному фактору
% подростков не нарушавших закон имеют низкие
показатели, которые говорят, что они практичны, самодовольны. Способствуют
сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют
скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно.
В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные
взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы.
Рис. 9. Уровни выраженности фактора I
Анализ результатов по фактору J(рис.10),
определяющему, уровень неврастении, мы можем отметить также преобладание среди
подростков -делинквентов школьников с высоким уровнем выраженности этих
параметров, характеризуются по полученным оценкам как, индивидуалисты,
внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как
очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Не забывают
несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь
избежать новых. Также можно охарактеризовать и 20% подростков не нарушавших
закон.
Большинство подростков не нарушавших закон (60%)
имеют средний уровень выраженности данного фактора
% подростков не нарушавших закон, по данному
фактору характеризуются как предприимчивые, предпочитающие групповые действия.
Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна
сосокупность людей. Среди подростков не нарушавших закон такие показатели имеют
20% школьников.
Рис . 10. Уровни выраженности фактора J
Результаты по фактору О(рис.11), отражающие
уровень самоуверенности , говорят о преобладании среди подростков с выраженным
средним уровнем самоуверенности
% подростков - делинквентов имеют низкие оценки
по данному фактору, что говорит о том, что они безмятежны, доверчивы. Отсутствует
чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой
деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную
неприязнь окружающих.
Рис . 11. Уровни выраженности фактора О
Результаты, полученные при анализе данных по
фактору Q2 показали что у
большинства подростков средние показатели, говорящие о среднем уровне
комфортности в поведении и суждениях.
% подростков - делинквентов и 20% подростков не
нарушавших закон имеют высокие показатели , говорящие о том, что они
независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения,
действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Предпочитают
собственное мнение и решение.
Рис . 12. Уровни выраженности фактора Q2
Анализ результатов исследования по фактору Q3
(рис.13) показал, что среди подростков - делинквентов преобладают те, у которых
низкий уровень выраженности данного фактора. Для этих подростков свойственно
низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым
контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая
интегрированность, интеррированность. Не обращает внимания на социальные
требования. Нет цельной личности. Не слишком чувствительны, но импульсивны в
своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя
неприспособленными к жизни.
У 13% подростков - делинквентов и 33% подростков
не нарушавших закон по данному фактору высокие оценки. Для них свойственно
поведение социально точное, соответствующее образу своего Я, самоуважение,
забота о собственной репутации.
Большинство подростков не нарушавших закон по
фактору Q3 , такие же и у
40% подростков -делинквентов
Рис . 13. Уровни выраженности фактора Q3
Результаты по фактору Q4
(рис.14) , отражающие степень внутреннего напряжения, показали, что у
большинства подростков средний уровень внутреннего напряжения, при этом у 40%
подростков - делинквентов и 20% подростков не нарушавших закон высокие оценки,
говорящие о том, что они сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При
групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. В
эмоциональном плане - взрывчаты.
Рис . 14. Уровни выраженности фактора Q4
Таким образом, проведенное исследование
позволяют сделать вывод, что большинство подростков- делинквентов:
1. имеют завышенный уровень самооценки,
характерный для людей претендующих на личную уникальность и отражающие низкую
личностную зрелость:
2. раздражительны, эмоционально возбудимы,
активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей;
. самоуверенны , эгоцентричны;
. проявляют высокое упорство в борьбе
против норм, установок в группе, склонны к самоутверждению, при этом им
свойственны неустойчивость в достижении цели, поверхность, избегание правил,
обязанности;
. не руководствуются волевым контролем,
не обращают внимания на социальные требования, у них низкая интегрированность,
интеррированность.
Из всего вышеизложенного мы можем заключить, что
у большинства подростков - деленквентов низкий уровень личностной зрелости,
эмоциональной и волевой регуляции, нет устойчивых интересов и мотивации
деятельности. Следовательно коррекция делинквентного поведения должна быть
направлена прежде всего на личностное развитие, формирование нравственных
ценностей, способности к саморегуляции и рефлексии, а также на формирование
социально-психологической компетентности, навыков конструктивного общения и
совместной деятельности.
Заключение
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели
особенности личности подростков, склонных к делинквентному поведению.
Большинство ученых сходятся во мнении, что к
отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного,
антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания),
различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция
оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние
формы обычно не носят патологический характер, не являются противоправными и со
временем исчезают .
Характер делинквентного поведения подростка
зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие
трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом
общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные,
созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо
отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из
социальных факторов, пропагандирующих агрессивные, противоправные формы
поведения.
Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое
поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего
времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная
тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность.
Делинквентное поведение подростков становится источником душевных страданий не
только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами
со стороны сверстников.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели
самооценку и личностные характеристики подростков, стоящих на учете в детской
комнате милиции и сравнили их с подростками не склонными к нарушению закона.
Проведенное исследование показало, что у большинства
подростков -делинквентов завышен самооценка, низкая эмоциональная и волевая
регуляция, склонность к нарушению норм и правил, руководству собственными
приоритетами, что в общем позволяет говорить о личностной и социальной
незрелости подросток, склонных к нарушению закона.
Полученные в ходе нашего исследования результаты
могут быть использованы при коррекции делинквентного поведения, его
профилактики.
Список
литературы
1. Айхорн А. Трудный
подросток. - М., 2001.
2. Антонин Ю.М., Гульдан В.В.
Криминальная патопсихология. - М 1991.
3. Бадмаев С.А.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр,
1999. - 96 с.
4. Бадмаев С.А. Психологическая
коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
. Балакирев В.П.
Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М.,
1996. - № 1
. Балакирев В.П.
Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М.,
1996. - № 1
. Беличева С.А. Основы
превентивной психологии. - М., 1993 Воспитание трудного ребёнка: Дети с
девиантным поведением /Под ред. М. И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
. Выготский Л.С. Педология
подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.
. Глинский Я., Афанасьев В.
Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993.
. Девиантное поведение детей
и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. Ю.А. Никитина. М.,1996.
. Девиантное поведение
подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. ред. Ю.А.
Клейберга. М.: Тверь; Ярославль, 2001.
12. Долгова А.И.
Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.
. Змановская Е.В.
Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. -
288 с.
14. Иванов В.Н. Девиантное
поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.
15. Каминер А. М., Майорова
Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и
молодёжи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
16. Ковалев В. В. Психиатрия
детского возраста. - М., 1979
17. Королев В.В. Психические
отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.
. Клейберг Ю.А.
Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера,
при участии «Юрайт-М», 2001,-160с.
19. Кондрашенко В.Т. Девиантное
поведение у подростков. - Минск, 1988.
20. Кудрявцев В.Н. Генезис
преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.
21. Личко А.Е. Психопатии и
акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
22. Менделевич В.Д.
Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-445с.
. Можгинский Ю.Б.
Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.
24. Ремшмидт X. Подростковый и
юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.
25. Раттер М. Помощь трудным
детям. - М., 1987.
26. Селецкий А.И., Тарарухин С.А.
Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев,1981.
. Шнейдер Л.Б. Девиантное
поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005
. http://vch.narod.ru/file.htm/
Описание психологических тестов, бланки.