В экскурсии жесты имеют самый разнообразный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, перечисление по пальцам, движение указательного пальца по кругу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук. Жест на экскурсии - не просто механическое движение. Он имеет смысловую и эмоциональную нагрузку, несет на себе отпечаток индивидуальности экскурсовода.
Неотъемлемая часть экскурсии - рассказ экскурсовода. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинен показу и вне показа не используется. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда опережает показ объекта, ибо нацеливает экскурсантов на осмотр объекта. Таким образом, рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Вне маршрута и конкретных объектов показа экскурсионный рассказ не существует. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.
экскурсия поволжье переводчик гид
Глава 2. Проект экскурсии «Ночная Волжская Венеция»
Город Самара - один из красивейших городов на Волге. Его памятники «пахнут» стариной, его улицы пропитаны увлекательными историями, а за каждой дверью старого города таится волшебный мир прошлого.
В городе существует очень много разнообразных экскурсий: обзорные, тематические, архитектурные, производственные и многие другие, некоторые из них даже интересны, а вот во многих не хватает «изюминки».
Самыми удачными и востребованными из них являются: посещение Музея «Бункер Сталина», «Улочки Самарские», «Знакомьтесь, Самара», «Жемчужина Жигулей» (теплоходная). Самыми невостребованными: «Деловая Самара», «Самара развлекаться умеет!», «Самара театральная».
В основном экскурсии города проходят в старой части, так как не отличается своей красотой, но есть и экскурсии, посвященные новому городу, нано-технологиям, производству и т.п.
Найти в Самаре можно экскурсию на любой возраст, «вкус и цвет»: для школьников, студентов, взрослых и лиц зрелого возраста. По продолжительности экскурсии Самары от одного академического часа (45 минут), до 2-3 дней.
Все они по-своему хороши, но увы, по статистике с другими городами не востребованы среди коренного населения. Лишь изредка пользуются услугами экскурсоводов, чаще всего на экскурсии ездят приезжие иностранцы или люди с других городов.
В перспективе развития, Самара станет областным туристским центром. Следовательно, потребуются новые, интересные экскурсии, которые подойдут разному контингенту, а так же складно будет звучать на других языках. Создание их необходимо, не только для туристов и получения средств, но так же, что бы рассказать самарчанам и приезжим, как богат и красив город Самара.
Разработка нового маршрута городской - обзорной экскурсии.
Название экскурсии: «Ночная Волжская Венеция»
Вид: комбинированно-обзорная экскурсия (автобусно-пешеходная)
Состав: массовая аудитория
Время экскурсии: 4 часа.
Маршрут экскурсии: точка отправления: Загс Ленинского района.
Маршрут: ост. Самарская площадь (пл. Славы), осмотр местности (храма Георгия Победоносца, Памятника Петру и Февроньи, Монумента Славы, Вечного огня), Завод фон Вокано, Иверскй монастырь, ост. Площадь Чапаева, осмотр местности (Драматический театр им. М. Горького, памятник Чапаева, дом Мухи, бункер Сталина(рассказ), Струковский сад), ост. пл. Куйбышева, (театр), ост. дом Курлиной, Костел, музей Алексея Толстого, Филармония, Кирха, пл. Революции, 2-х часовая прогулка на теплоходе по р. Волге.
Конечная точка прибытия и окончания экскурсии: речной вокзал.
Самара - город стоящий лицом к великой реке Волге: таинственный, загадочный и красивый. Особенно с наступлением темноты. Подсветка города завораживает и делает его краше, чем днем, именно поэтому была разработана экскурсия: Ночная Самара. Экскурсия будет интересна как молодежи, так и людям зрелого возраста. Данная экскурсия покажет, как красива Самара ночью и оставит приятные воспоминания.
Точка отправления: Загс Ленинского района.
Остановка «Самарская площадь»
Совместно с Самарской площадью площадь Славы составляет единый архитектурный ансамбль. В центре площади находится символ Самары - Монумент Славы. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны. Рядом с памятником перед символическим барельефом Родины-матери, горит Вечный огонь. Сюда возлагают венки на 23 февраля и в День Победы. Сама площадь - одна из лучших смотровых площадок города, с неё открывается обширный вид на Волгу и правый берег. Расходящаяся лестница ведёт от монумента Славы к набережной, Волжскому проспекту. С площади Славы прекрасно виден фонтан в честь Победы.
Остановка «Храм Георгия Победоносца»
На высоком берегу Волги, в центре г. Самары, там, где находится памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим в годы Великой Отечественной войны, есть просторный сквер.
И в самом деле: православного Храма в русском православном городе, в центре - нет, - его взорвали в 1934 году. Разрушали знаменитый на всю Россию собор целых 5 лет. Идея строительства храма-памятника воинам, защитившим свободу и независимость Отечества, была высказана участниками конкурса на проект реконструкции площади Славы, состоявшегося в 1997 г. Место для строительства определили на высоком откосе, в сквере за Вечным огнем. Проект храма в формах традиционного русского пятиглавия разработал архитектор Ю.И. Харитонов.
Храм-памятник посвящен двум памятным датам: 2000-летию христианства и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.
сентября 1999 года заложили первый камень. Храм-памятник явится олицетворением победы, мира, любви, просвещения и назиданием нынешним и грядущим поколениям. Освящение храма состоялось 6 мая 2001 год в Светлый Понедельник и День памяти вмч. Георгия Победоносца.
Остановка Памятник «Петру и Февронье».
Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
Как гласит легенда, Князь Петр, заболев неведомой болезнью, которая покрыла его тело язвами, приказал найти ему целителя. Нашлась только одна простая девушка, из глубинки. Когда перед ней поставили задачу вылечить Петра, то она сказала, что не возьмет не предложенных наград, ни денег, девушка просила только что бы Княжь женился на ней. Князь отказывался, и когда Февронья хотела уйти, тот решил схитрить. Девушка была не глупа, но вылечила Князя, оставив на его теле одну язвочку. Конечно, юноша не сдержал обещания и выгнал целительницу. Но через некоторое время снова заболел. Февронья снова вылечила его, и Петр женился на ней. Их любовь с каждым годом крепла и правили они мудро, но их все равно осуждал народ, презирал… И они ушли, но после смуты, которая началась, сами люди умолял их вернуться. С возвращением Княжеской семьи все вернулась на круги свои, жизнь наладилась.
Остановка «Монумента Славы»
Один из главных символов города созданный по проекту скульпторов П. Бондаренко, О. Кирюхина и архитектора А. Самсонова. Открыт 5 сентября 1971 года.
На 40-метровом пьедестале - 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны и внесших огромный вклад в развитие промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолёт - штурмовик ИЛ-2, «летающий танк». Этот монумент является главным символом города, который непременно печатается на всех открытках, буклетах и книгах, посвящённых Самаре.
Остановка у «Вечного огня».
Рядом с памятником перед символическим барельефом Родины-матери, горит Вечный огонь. Сюда возлагают венки на 23 февраля и в День Победы, а по выходным к Вечному огню приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться здесь на память.
Остановка около пивного завода Альфреда Филипповича фон Вокано.
Альфред Филиппович фон Вакано-австрийский дворянин, купец первой гильдии, пивовар, меценат, основатель Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре.
февраля 1880 года Альфред фон Вакано подал в городскую управу Самары прошение, в котором заявил: «Желая устроить в Самаре большой по стоимости и операциям паровой каменный пивоваренный завод, имею честь покорнейше просить… для постройки указанного завода отдать мне в арендное содержание место мерою в 2800 квадратных сажен, где в настоящее время находятся строения бывшего пивоваренного завода Буреева…» Управа пошла ему навстречу.
февраля 1881 года предприятие начало варить пиво в России. На заводе работала электростанция, хотя в городе её ещё не было. Пивные склады завода находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири, пиво поставлялось даже в Персию. Начав с 75 тысяч вёдер в год, Вакано довёл выпуск пива до 2,5 миллиона вёдер. Завод поставлял свою продукцию более чем в 60 городов России.
Путевая информация «Иверский женский монастырь»
Основан в 1850 году, как община сестёр милосердия. Средства на его устройство самарцы собирали по подписке. Город выделил для общины загородную территорию на берегу Волги, там, где теперь располагается Жигулёвский пивоваренный завод.
В декабре 1850 года построили часовню с 8 келиями под ней и вокруг неё. Постройки располагались в отдалении от Волги, у подножия холма. В 1852 году в общине проживало 38 подвижниц, им был дан свой священник, а начальницей избрана Мария Яковлевна Янова, ставшую впоследствии игуменьей Маргаритой. Обитательницы общины занимались рукоделием и с помощью благотворителей приобретали пропитание.
Остановка «Площадь Чапаева»
Площадь образована улицами Куйбышева, Фрунзе, Вилоновской и Шостаковича (бывшей Рабочей).
На площади имени Чапаева возведен в 1932 году многофигурный памятник чапаевцам. Высота памятника 10 м, размеры в плане 17 на 22 м.
Автор - скульптор Манизер, Матвей Генрихович. Копию памятника, выполненную в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени М. Буденного.
Площадь В.И. Чапаева (Театральная) открывается с улицы Куйбышева (Дворянской) неожиданно. И вот перед нами - жемчужина города в дорогой оправе шедевров старой самарской архитектуры.
Он располагался в конце улицы Дворянской между Струковским садом и Иверским монастырем, там, где по плану 1853 года была обозначена Театральная площадь. Образ театра сложился не сразу...
Остановка у «Драматического театра им. М Горького»
Здание было построено в кратчайший срок. 25 мая 1887 года состоялась его закладка, а уже 2 октября 1888 года театр был открыт. Проект театра был заказан известному московскому архитектору Михаилу Николаевичу Чичагову. Этот проект был одной из последних и одной из лучших работ известного архитектора.
Место для театра было выбрано очень удачно - в географическом центре города, на высоком берегу Волги, рядом со Струковским садом. Отсюда открывается великолепный вид на великую реку и ее живописные берега, на панораму Жигулевских ворот.
Здание было выложено из красного кирпича с белокаменными резными деталями.
В годы ВОВ продолжал свою работу. В зрительном зале появились партийные деятели, ученые, писатели, художники, артисты, имена которых хорошо известны.
Остановка у «Памятника Чапаеву»
Памятник установлен в 1932 году к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Над созданием трудились архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер (он же создал в Самаре памятники Куйбышеву и Ленину).
Для создания лица Чапаева скульптору позировал сын Чапаева, Александр, внешне похожий на отца. На момент создания монумент был одним из самых крупных в стране (высота 10 м, размеры основания 17 на 22 м). На постаменте, покрытом полированными плитами из черного лабрадорита, установлена доска с цитатой Владимира Ленина:
Бейтесь до последней капли крови, товарищи! Держитесь за каждую пядь земли! Будьте стойки до конца! Победа недалека, - победа будет за нами!
Остановка у «Дома Мухи»
Жилой дом, стилизованный под стиль модерн, расположен на площади Чапаева рядом со зданием Академии культуры и искусств. По мнению некоторых архитекторов, стилизация оказалась неудачной. Кроме того, отмечается, что странным является вынос узких оконных пролётов на фасад здания, который "смотрит" на площадь и панораму Волги и Жигулей. Логичнее было бы предоставить жильцам более обширный обзор, но, возможно, жильцы не захотели предоставить такой же обзор обывателям.
Путевая информация «Бункер Сталина».
Подземные сталинские апартаменты свидетельствуют о том, что главнокомандующий советскими войсками из-за угрозы захвата Москвы немцами не исключал возможности переезда в Самару. Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года.
Бункер Сталина в Самаре - самый мощный из ныне рассекреченных бункеров. Его глубина - 37 метров, это высота 12-этажного дома. Для сравнения: глубина гитлеровского бункера в Берлине составляла 16 метров, у Черчилля в Лондоне убежище располагалось на глубине всего в два этажа, у Рузвельта - тоже в два. Аналогов такого строительства еще не было, особенно если брать во внимание сроки. Гигантская "нора" была выкопана менее, чем за 9 месяцев беспрерывного круглосуточного труда. В бункере была автономная система регенерации воздуха и своя электростанция. Кстати, все это до сих пор находится в рабочем состоянии.
Главный вопрос, который волнует всех, кто попадает в бункер: был ли здесь сам товарищ Сталин? По официальным данным, во время войны его здесь не было. Возможно, это всего лишь часть легенды, которая гласит, что вождь никуда из Москвы не уезжал. Однако это утверждение в настоящее время многими историками подвергается сомнению.
Путевая информация «Струковский сад».
Старейший парк Самары, расположенный на берегу Волги, рядом с Самарским Драматическим Театром.
Ранее на территории, вплотную примыкающей к набережной Самары располагался лесной массив, принадлежавший управляющему Илецкими соляными промыслами Г.Н. Струкову, действительному статскому советнику, который построил здесь усадьбу и разбил сад.
июня 1849 состоялось торжество с иллюминацией и фейерверками по поводу открытия Струковского сада для самарской публики.
В 1856 город купил соседний сад купца П.С. Синягина, а в 1871 присоединил и сад поручика Кроткова. Таким образом, сад значительно расширился. Следила за его благоустройством Садовая комиссия, выбираемая из числа гласных городской думы. Позднее в её ведение перешли все городские сады и скверы.
В 1936 г. преобразован из городского сада в городской парк культуры и отдыха им. А.М. Горького. С 1961 года парк являлся самостоятельным государственным хозрасчётным учреждением.
Остановка «Площадь Куйбышева».
Площадь Куйбышева - площадь в Самаре, образованная улицами Чапаевской, Вилоновской, Галактионовской и Красноармейской. По своим размерам в Европе уступает лишь Парадной площади - Plac Defilad w Warszawie (Варшава).
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя <#"justify">Основные направления развития туризма и городских экскурсий предполагают преимущественно интенсивный путь развития. То есть развитие на базе сложившейся системы маршрутов, видов и форм туризма, и экскурсий путём строительства новых зданий, реконструкции памятников истории, культурно-исторические комплексы, памятников архитектуры, музеев, учреждений культуры и искусства и многих других объектов, имеющих значимость для проведения и развития городских экскурсий.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей работы экскурсовода с клиентами. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной.
Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Тема должна быть тесно связана с проходимым маршрутом, в нее должны входить только те объекты, которые отвечаю теме экскурсии. Виды их разнообразны: по содержанию: обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные; по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.; По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные; по способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа; по продолжительности; по форме проведения. В Самаре проводятся все вышеприведенные виды экскурсий.
Проект экскурсии «Ночная Волжская Венеция», подразумевает под собой вечерний рассказ о городе. Так как, в перспективе развития, Самара станет областным туристским центром, правительству потребуются новые улучшенные городские экскурсии, которые заинтересуют население любого возраста, будут доступными для иностранных граждан, которые часто интересуются экскурсионной индустрией, приезжая в чужой город.
Литература
1.Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учебное пособие для студентов // Минск - 2000 г. - 404 с.
2.Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие // Москва 2005. - 315 с.
.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие // Москва, 2000 г. - 420 с.
.Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учебное пособие/ / Москва: Советский спорт, 2007. - 358 с.
.Савина Н.В., Горбылёва З.М. Экскурсоведение: учебное пособие // Минск - 2004 г. - 288 с.
.Хилькевич Х.А. Экскурсионный туризм // Учебное пособие для студентов. // Москва 2003. - 416 с.
.Георгиев П.А. Основы туризма. // М.: Финансы и Статистика, 2000. - 603 c.
.Огородник Б.В. Туризм и экскурсоведение // Вопросы и ответы. - 2001. - 200 с.