. В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения. В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей. Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала). Это совещательная организация, и поэтому ее часто называют межправительственным форумом региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений с ним является одним из приоритетных направлений политики России. Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, а центральным руководящим органом - ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах министров экономики стран членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т.д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран - членов СНГ).
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества.
Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций - Тихоокеанского экономического совета - ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству - СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;
во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. - США и Япония, а также экономический гигант XXI в. - Китай.
Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;
в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;
в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов.
Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации». В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
Отличие АТЭС от АСЕАН
АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;
Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений ассоциации;
Развитые и развивающиеся страны АТЭС выступают равноправными партнерами;
Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН.
Особенности
В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.
В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству - неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)
С другой стороны, интеграционные процессы в регионе могут быть инициированы за счет иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, страны со слаборазвитой экономикой, обладающей значительным сырьевым и трудовым потенциалом, при активной поддержке извне финансовыми и материально-техническими ресурсами способны достичь высоких темпов экономического развития. Все это, безусловно, должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИЯ
.1 Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН
С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:
Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);
Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);
Совместную декларацию лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);
Межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).
Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).
ноября 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия России в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.
Министр иностранных дел России ежегодно участвовал в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.
В рамках партнерства Россия-АСЕАН функционируют следующие механизмы взаимодействия:
Совместный комитет сотрудничества (СКС) - 8-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) - 7-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
Финансовый фонд диалогового партнерства. Взносы Российской Федерации в 2007-2008 гг. составили в общей сложности 1 млн. долл. США.
Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) - учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве.
Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 4 июля 2008 г. в Маниле.
Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе послов АСЕАН в России.
На регулярной основе проводятся:
Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителя министра иностранных дел) - как правило, раз в полтора года.
Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности - в привязке к соответствующим мероприятиям АСЕАН. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.
июля 2006 г. в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия-АСЕАН по экономическим вопросам (СЭДЛ). Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры. В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. 28 января 2007 г. в Сингапуре проведены консультации по туризму. В ходе Туристского форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях Россия-АСЕАН в сфере туризма.
Важной составляющей отношений Россия-АСЕАН являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия-АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия-АСЕАН. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малазийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма.
Вывод:
Россия исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии. Она имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.
Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран.Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».
Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.
.2 Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС
Россия вступила в Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС - в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании его структуры в торговле на восточном направлении возникнут проблемы.
В 2008 г. в российском товарообороте экономики форума занимали 20,4%. По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения в географической структуревнешнеэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно-технической продукции двойного назначения в страны ЮВА.
Экономики АТЭС характеризуются устойчивой торговой взаимозависимостью. По результатам расчетов на базе объемов экспорта и импорта (данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли группировки находится в Японии, тогда как сила притяжения США для большинства экономик (кроме Канады и Мексики) была не столь значимой. Торговые связи строились на двусторонней основе или на субрегиональном уровне. В то же время, вокруг отдельных центров, например, вокруг Сингапура, Малайзии, Таиланда, Республики Корея, а также Австралии, формировались дополнительные кластеры прединтеграционных связей. Особое место занимает Китай, имеющий достаточно высокий коэффициент интенсивности двустороннихтоваропотоков с Гонконгом, Японией, Индонезией, Вьетнамом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами.
Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые индустриальные страны и Австралия участвуют в нем в большей степени. Перу, Чили и Россия пока еще находятся на начальной стадии интеграционного процесса, хотя постепенно и увеличивают товаропотоки с остальными экономиками АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее.
Соглашения о свободной торговле (ССТ) стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Увеличение количества ССТ между экономиками АТЭС шло медленно и начало быстро увеличиваться в последнее десятилетие. Степень вовлечения России в процессы заключения соглашений на пространстве АТЭС недостаточна. Только Россия и Тайвань не имеют ССТ с партнерами по форуму.
Сейчас Россия и без ССТ имеет беспошлинный режим для экспорта в США, Японию и Китай. Главная причина - топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти не облагаемого ввозными пошлинами. При сохранении сложившейся экспортной специализации России задача получения дополнительных льгот и преференций теряет свою важность и актуальность. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то ее относительная пассивность в плане налаживания привилегированных торговых отношений с ведущими партнерами по АТЭС становится критическим фактором: даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки экономик Форума.
Новая концепция участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь - на заключение двусторонних ССТ с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе и многостороннего ССТ Россия - АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны России назрела.
Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН.
Действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия-АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. Основная задача Фонда - продвижение национальных интересов России в АТР, консолидация и координация усилий российских предпринимателей и организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и иного сотрудничества. Фонд способствует созданию благоприятных условий для работы на российском рынке частных компаний стран АТР, и российских компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формированию надежных механизмов продвижения и лоббирования интересов участников сотрудничества.
В 2005 г. разработана Совместная декларация и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. Осуществление «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в экономическом сотрудничестве Россия-АСЕАН.
В 2007 г. был создан Финансовый фонд диалогового партнерства Россия-АСЕАН, осуществляющий проектную деятельность; в т.ч. осуществляется проект по развитию малого и среднего бизнеса. На очереди ряд новых проектных предложений - в области энергетики, чрезвычайного реагирования, электронной торговли, науки и технологий.
По просьбе стран АСЕАН Россия проработала вопрос о налаживании сотрудничества между Россией и АСЕАН в области мирного использования атомной энергии (соответствующий договор подписан между Россией и Японией в 2009 г. - OPEC.ru). Заинтересованность в обсуждении вопросов участия российской стороны в сооружении Трансасеанского газопровода проявляет ОАО «Газпром». Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов, как ОАО «Интер РАО ЕЭС». Перспективы также есть у российских компаний, которые имеют опыт сооружения и последующего обслуживания объектов тепло-, гидро- и атомной энергетики.
Основные предложения России заключаются в использовании возможностей ее коммуникационных спутников, технологий по защите информации, а также технологий, имеющих отношение к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. АСЕАН активно подключает своих партнеров к программам по оказанию технической помощи наименее развитым членам Ассоциации. Возможности участия России в таких проектах значительно возросла с появлением в РФ госкорпораций, контролирующих целые отрасли.
Если Россия действительно намерена интегрироваться в мировое хозяйство через АТЭС, ей необходимо заключение целого комплекса соглашений о свободной торговле со странами АТЭС, что позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки. В конечном счете, в результате такого процесса снизится зависимость России от традиционных рынков, особенно - от европейского.
Председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.
На посту председателя АТЭС Россия намерена внести весомый вклад в решение программных задач этого объединения в сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической интеграции, обеспечения безопасности личности. Планируется также предложить партнерам уделить особое внимание таким практически значимым вопросам, как укрепление продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, сотрудничество в целях модернизации.
В качестве основных составляющих деятельности АТЭС в сфере продовольственной безопасности видятся достижение и поддержание физической и экономической доступности продуктов питания, обеспечение соответствия их качества и безопасности международным стандартам, содействие наращиванию производства продовольственных товаров путем внедрения инновационных технологий, своевременное выявление и предотвращение угроз для сельскохозяйственного сектора, в том числе связанных с изменением климата и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Перспективным представляется налаживание взаимодействия в области защиты и рационального использования биологических ресурсов Мирового океана.
Удешевление и повышение надежности движения товаров по всей логистической цепочке от производителя до потребителя является одним из ключевых факторов содействия международной торговле. Имеется в виду выстраивание экономически оправданных и безопасных цепочек поставок товаров, организация эффективного взаимодействия различных видов транспорта, оснащение транспортных узлов и коридоров современными информационно-техническими средствами и системами спутниковой навигации, гармонизация стандартов в области транспортной безопасности.
Сотрудничество в целях модернизации отвечает общим интересам экономик АТЭС. Речь прежде всего идет о налаживании обмена передовым опытом по формированию благоприятной институциональной среды для инновационного развития, создании региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической и инновационной сферах.
Вывод:
Прошедший форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в сентябре 2012 года, продемонстрировавший готовность и заинтересованность России поступательно наращивать всеобъемлющее сотрудничество с АСЕАН, восприняли в Юго-Восточной Азии как убедительную демонстрацию возрождения могущества России, её «возвращения» в Азию. Теперь предстоит выявленный на саммите потенциал сотрудничества конвертировать в практические дела. Приоритетные задачи АТЭС-2012 стали:
либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция;
укрепление продовольственной безопасности;
формирование надежных транспортно-логистических цепочек;
интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.
В «портфеле» сотрудничества России с АСЕАН должны появиться крупные инвестиционные проекты. Они будут втягивать в свою реализацию самый широкий спектр хозяйствующих субъектов различных форм собственности, включая малые и средние предприятия, в том числе и работающие в инновационной сфере.
Один из важнейших трендов экономик, входящих в региональную группировку Юго-Восточной Азии, - стремление максимально взять на вооружение инновационные технологии. С учетом этого у России открываются неплохие возможности для налаживания взаимовыгодного сотрудничества, особенно по тем направлениям, где позиции России наиболее сильны. Это ядерная энергетика, авиационно-космическая сфера, создание новых материалов, информационно-коммуникационный сектор, лазерные технологии, чрезвычайное реагирование. Российская наука пользуется в регионе заслуженным авторитетом. Тысячи ученых нашей страны сотрудничают со своими коллегами из стран ЮВА.
.3 Россия - АСЕАН - АТЭС
Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России в стратегической перспективе.
Смещение вектора политических и экономических интересов России на восток может принести огромные экономические и геополитические выгоды. Это обеспечение географической диверсификации рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики РФ, предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России, широкомасштабный выход на электроэнергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д.
Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС.
Масштабность и динамика происходящих в регионе процессов оказывают влияние не только на страны, которые географически расположены в АТР, но также существенно влияют на позиции и интересы Российской Федерации. В силу этого данные процессы ставят перед российской внешней политикой прагматичные задачи, от решения которых коренным образом будет зависеть не только перспективное развитие Дальнего Востока, но и России в целом. Современная ситуация требует от России отхода от односторонней ориентированности на рынки Евросоюза и пересмотра позиции неравноправного партнера в отношениях, навязанных нам США. В основе подобных изменений лежит целый ряд причин: это диверсификация внешних торгово-экономических связей, российский курс на ослабление зависимости своей внутренней экономики от сырьевого экспорта, а также перевод на коммерческие рельсы наукоемкого и технологического производства. Все эти факторы настоятельно требуют более динамичного развития политических и хозяйственных связей со странами АТР.
Российская Федерация стала членом АТЭС В 1998 году, в этом же году после вступления в АТЭС Вьетнама и Перу число участников объединения достигло 21. Правительства трех крупнейших экономик АТЭС - КНР, Японии и США - выступили за присоединение России. При этом Вашингтон стремился использовать форум и участие в нем России как механизм контроля над российскими внешнеэкономическими действиями, а также тем самым предоставить компенсацию Москве за ее согласие с расширением НАТО на восток. С экономической точки зрения, учитывая переходный период и сосредоточенность российского правительства на внутренних политических и экономических преобразованиях, АСЕАН не рассматривала Россию на тот момент в качестве крупного торгового партнера, отдавая ей роль политического противовеса США и силы, которая препятствовала созданию однополярного мира. Однако время показало, что, несмотря на все сложности переходного периода, России удалось стать одним из важных игроков на поле АТЭС. Весомость российского участия еще более усилилась после ее вступления в ВТО.
Являясь участником форума, Россия имеет возможность принимать участие и влиять на процесс формирования новых взаимоотношений в регионе. И более того, в 2012 г. Российская Федерация провела на своей территории очередной саммит АТЭС. Это потребовало от нее не только организационного, но как экономического, так и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства, неотъемлемой частью которого являются и страны АСЕАН. Документально организация саммита опирается на программные документы, официально принятые российской стороной - это Концепция внешней политики РФ 2008 г., а также Концепция участия России в АТЭС 2000 г.
Интерес России к странам АТР начал возрастать в конце первого десятилетия ХХI века. Это происходило по ряду причин.
Во-первых, после глобальных кризисов 1998 и 2010 годов произошло значительное сужение доступа на мировые рынки.
Во-вторых, развитие отношений со странами ЮВА диктуется необходимостью диверсифицировать торгово-экономические связи.
В-третьих, Россия географически является неотъемлемой частью АТР. В ее азиатско-тихоокеанской части сосредоточены основные стратегические природные ресурсы, а также проживает 20% населения. В ряде источников указывается, что в частности на Дальнем Востоке проживает около 8% населения РФ. Поэтому корректней было бы заметить, что Дальний Восток и Байкальский регион занимают около 40% территории РФ, при этом численность населения не превышает 8% общего населения страны. За прошедшие годы на российской территории зарегистрирован наиболее интенсивный отток населения из этих регионов. В этой связи интеграция в процессы развития АТР может способствовать социально-экономическому развитию Дальневосточного и Байкальского регионов, и, как следствие, предотвращению дальнейшего оттока и снижения численности населения в этих регионах.
В-четвертых, АТР стал одним из наиболее перспективных центров мирового развития.
В-пятых, в АТР представлены все современные тенденции политического развития. Именно здесь воплощаются принципы многополярности, невмешательства в дела друг друга, уважения взаимных интересов и осуществляется активный поиск противодействия новым вызовам современности.
И, наконец, выбор развития интеграции со странами АСЕАН для России обусловлен перспективами и выгодами российского участия в крупных многосторонних объединениях. Именно такая форма деятельности создает новые формы и модули сотрудничества между государствами.
Отличительной чертой развития государств в АТР является высокая динамика интеграционных процессов и ее позитивное влияние на формирование нового, более справедливого мироустройства. Присоединение России к форуму АТЭС дает возможность России продемонстрировать приверженность интеграции в мировую экономику и рыночным реформам. Это позволяет расширить многосторонние связи нашего государства, а также использовать форум для активного встраивания российской экономики в региональную систему экономических отношений. Участие в деятельности АТЭС способствовало лучшему пониманию действующих здесь рыночных механизмов и продвижению российских технологических достижений на рынки стран АТР. Присоединившись к АТЭС, Россия взяла на себя обязательства вместе с партнерами содействовать инвестиционной деятельности в АТР. Это обязательство заключается в принципах открытого регионализма, выработке согласия при принятии решений и добровольности их выполнения.
Преимущества сотрудничества с АТЭС отвечает российским интересам по ряду направлений. Первое из них - это заинтересованность в построении новой энергетической конфигурации как на территории самой России, так и на территориях партнеров по АТЭС. Это позволит потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать географию импорта, осуществлять бесперебойные поставки энергоресурсов, обеспечить энергетическую безопасность в регионе, а также реализовывать крупные энергетические проекты.
Другим перспективным направлением взаимодействия России с экономиками стран-участниц АТЭС является сотрудничество в области транспорта. Это может найти свою практическую реализацию в объединении Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, в участии российских компаний в международных транспортных проектах, которые предусматривают строительство железнодорожных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Это позволит сделать значительный шаг в развитии всей транспортной системы региона.
Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование морских портов. Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты Дальнего Востока, - это страны АТР. Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны главным образом с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является популяризация и последующая коммерциализация российских технологий. Имея передовые разработки в информационных технологиях, медицине, метеорологии, геофизике и в ряде других областей, представители российских профильных министерств и ведомств должны продвигать их на секторальных заседаниях экспертных групп форума. Для реализации российских идей сотрудничества со странами АСЕАН следует активно задействовать проектный сегмент АТЭС, организовывать на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы и другие мероприятия. Все это потребует значительных усилий и целенаправленной работы, поскольку Россия встречает здесь сильную конкуренцию со стороны других участников рынка. Среди других направлений следует упомянуть машиностроение, ВПК, туризм, освоение космического пространства и образовательные программы.
Преимуществом участия России в АТЭС является открытость Форума. Следование политике предоставления ежегодных индивидуальных планов действий позволяет участникам Форума, в том числе и России, знакомиться с документами, в которых содержится информация о политике и административных шагах стран членов Форума. Это несомненно оказывает позитивное воздействие на развитие российской торговли и размещения инвестиций на ее территории. Еще одним преимуществом участия в АТЭС является возможность обсуждения на уровне глав государств политических и экономических проблем. Встречи в верхах содействуют лучшему пониманию региональных и национальных проблем.
При всей очевидности преимуществ участия России в АТЭС в реальности не все столь безоблачно. В ходе интеграции России в различные формы работы АТЭС многие вопросы еще не получили своего окончательного решения. На данном этапе Россия еще довольно слабо влияет на принятие решений Форума и на развитие атэсовского процесса интеграции в целом. Это обусловливается недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуации, экспертов, имеющих полномочия принимать решения в ходе переговорного процесса, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств. Эти причины объясняют недостаточную инициативу России при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования.
Кроме этого, Россия не часто направляет своих представителей на секторальные министерские встречи, заседания рабочих групп, в работе таких важных мероприятий редко принимают участие российские ученые. Причиной, на которую ссылаются многие российские государственные структуры, является отсутствие должного уровня финансирования. При этом следует понимать, что АТЭС является межправительственным консультационным органом и его основной задачей не является проведение торговых переговоров. Структура АТЭС предназначена для разработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития государств региона при одновременном укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. Практической отдачей от участия в экспертных группах может стать коррекция российского курса на секторальных и страновых направлениях взаимодействия, укрепление контактов со специалистами других стран, расширение коммерческих контактов, внедрение передовых методов управления и появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Крайне важна для нас и поддержка со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, без поддержки ведущих игроков форума, которыми являются США, Китай и страны АСЕАН, новые идеи не получают достойного развития.
Для этого уже сегодня следует продумать и начать реализацию таких инициатив, в которых отражались бы российские региональные интересы. Как считает министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «наши азиатские партнеры понимают, что не только России нужна экономически мобильная и политически стабильная Азия, - сама Азия заинтересована в процветающей России. Становится все более очевидным соображение чисто прагматического порядка: без российского энергетического, научно-технического и интеллектуального потенциала Азии будет, как минимум, трудно достичь целей всеобщего экономического процветания, которая является фундаментальной идеей азиатской интеграции».
Говоря о совпадении национальных интересов России и стран АСЕАН, следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может быть подключение России к реализации программ, целью которых является сокращение разрыва в уровнях развития между «старыми» и «новыми» членами АСЕАН, в том числе и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос о заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле. В этом направлении достигнута договорённость о создании совместной российско-вьетнамской исследовательской группы. Ликвидация последствий природных катаклизмов и стихийных бедствий также является совместной ключевой задачей. Российские технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезны для АСЕАН, а разработка рамочного документа в этой сфере заложит правовую основу для реализации совместных проектов. Важной совместной задачей является борьба с терроризмом. В 2004 году по инициативе России был создан механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Сейчас поставлена задача по налаживанию прямых контактов российских спецслужб с асеановскими контртеррористическими центрами. Последнее, но не менее важное - это развитие гуманитарных связей России со странами Ассоциации. Интерес России к странам ЮВА всегда был высок, об этом свидетельствует увеличение потока российских туристов в регион. Асеановские партнеры взаимно стремятся ближе познакомится с нашей страной. Для этого также существуют широкие возможности. Диалоговое партнерство России и АСЕАН динамично набирает обороты.
В настоящее время одной из приоритетных задач России является развитие Дальневосточного региона, который в силу своего уникального географического положения и высокой ресурсообеспеченности обладает значительным потенциалом для привлечения капиталов и крупнейших товарных потоков. Перед Россией стоит задача укрепления своих позиций в АТЭС, в расширении экономических контактов, в привлечении новых технологий. Россия является более молодым и географически удаленным по сравнению со странами, входящими в состав АСЕАН членом АТЭС. В этой связи представляется интересным опыт АСЕАН в экономической интеграции с другими странами-членами АТЭС, в привлечении долгосрочных инвестиционных проектов, расширении экономических связей.
Выводы:
Интересы России непосредственно связаны с глобализацией мировой экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы.
Следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах.
Помимо этого, общими направлениями пересечения интересов и России и АСЕАН в АТЭС представляются новые вызовы в области безопасности, терроризм, трансграничная преступность, морское пиратство, наркоторговля, и совместные усилия по преодолению последствий стихийных бедствий. Наличие столь серьёзных общих проблем позволяет сделать вывод не только о возможности и желательности сотрудничества РФ и АСЕАН, но и о его необходимости для всех участвующих сторон, какими бы ни были характер и динамика их внутреннего развития.
Заключение
азиатский тихоокеанский россия сотрудничество
Глобализация хозяйственных процессов и расширение мирохозяйственных связей в целом, а также увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве стран Юго-Восточной Азии на протяжении последних десятилетий XX - начале XXI века, сопровождались ускоренным ростом их внешнеэкономических связей и повышением роли последних в их хозяйстве, а вместе с тем и упрочением места этих стран во всей системе международных экономических отношений. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали потрясающий рывок в своем развитии. Этот рывок нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП.
Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии относится к числу приоритетов азиатской политики России. Эта организация является центром региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с АСЕАН имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.
В последние годы партнерство Россия-АСЕАН получило значительное развитие. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН, который является основным рабочим органом диалога. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Оперативным рассмотрением текущих вопросов занимается Совместный планово-распорядительный комитет. Функционирует Московский комитет АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России.
Судьба России неотделима от Азии, и она видит себя деятельным участником всех этих процессов. В изоляции от них нам трудно было бы рассчитывать на создание благоприятных условий для экономического развития страны, в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока. Способствовать решению этой задачи, как представляется, можно, только сочетая решительные меры в проведении социальной и миграционной политики на востоке страны с комплексной внешнеполитической и дипломатической деятельностью в Азии.
Подводя итог нужно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции.
Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-Тихоокеанского региона - АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических отношений.
Интеграция России в систему экономических отношений АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрение в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Список литературы
. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-М.:Юристъ,2001.-368 с.
. Анжаковская, Н.П. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 2011
. Булатов, А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2007.-860 с.
. Васильев, Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев [и др.]. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 368с.
. Раджакова,З.К. Мировая Экономика: учебник.-М.:Инфра-М, 2012.-336с.
. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011.-446 с.
. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», «ЮНИТИ». - М.: 2007г. - 352с.
. Министерство экономического развития РФ. Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/dialogrusasean
. Российская Федерация сегодня №22 за 2012г. http://www.russia-today.ru/russia-and-mir/1028-anatolij-voronin-zachem-rossii-asean.html
. Мир и Политика; Выпуск №10, 2012. http://mir-politika.ru/112-rossiya-asean-ates.html
. Ирина Троекурова: Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) http://www.opec.ru/1242169.html
. Форум Делового саммита АТЭС - 2012 http://rus.apec2012.ru/docs/about/apec_russia.html
13.ASEAN Foundation - Institute for Essential Services Reform Talk Extractive Industry Transparency Initiative in ASEAN http://www.aseanfoundation.org/newsletter/2012/pdf/151.%20AF%20-IESR%20Talk%20Extractive%20Industry%20Transparency%20Initiative%20in%20ASEAN,%2019Oct2012.pdf
. CAPDI Deputy Secretary-General Visits the ASEAN Foundation http://www.aseanfoundation.org/newsletter/2012/pdf/152.%20CAPDI%20Deputy%20Secretary-General%20Visits%20the%20AF,%2023Oct2012.pdf
.On Results of the First Malaysia-Russia Business & Technology Forum http://www.asean-russia.ru/eng/tbf.shtml