Информационно-вычислительная система федеральной службы государственной статистики: проблемы и перспективы развития
Информационно-вычислительная система федеральной
службы государственной статистики: проблемы и перспективы развития
Ольга Нельзина
Начало
90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его
территории самостоятельных государств. С тех пор Госкомстат России стал
преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике
статистических работ на ее территории. Госкомстат России являлся федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской
статистикой до 9 марта 2004 года, когда Указом Президента Российской Федерации
В.В. Путина № 314 "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по
статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. В ее
состав входят 88 территориальных органов Госкомстата России: республик, краев,
областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ,
Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической
информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем
социально-экономической статистики, учебные заведения. Она осуществляет функции
по формированию официальной статистической информации о социальном,
экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также
функции по контролю и надзору в области государственной статистической
деятельности ([3], c. 41-44). Руководство деятельностью ФСГС осуществляет
Правительство Российской Федерации. За последние 15 лет была существенно
изменена действующая система статистических показателей, создана система
национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего
продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели
статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая
таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного
статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а
также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации. Низкая эффективность существующей информационной системы
ГКС РФ была обусловлена следующими факторами:
-
вычислительная техника требовала обновления или полной замены;
-
слабо развита телекоммуникационная инфраструктура, что затрудняло обмен
информацией;
-
большой объем промежуточной печатной информации;
-
отсутствие предоставления информации широкому кругу потребителей;
-
применяемые программные средства не позволяли осуществить быструю адаптацию при
изменениях в методологии;
-
часто применялся неверный подход к выбору программных средств для обработки и
анализа статистической информации.
Сегодня
подход к автоматизации органов государственной статистики изменился.
Информационно-вычислительная система ФСГС должна на современном этапе
обеспечить формирование интегрированных статистических информационных ресурсов
на всех уровнях в виде статистических баз и регистров, а также возможность
оперативного доступа к этим ресурсам, в том числе с использованием Internet
-технологий. Приведение системы государственной статистики в соответствие с
мировым уровнем предполагает наличие высокотехнологичной информационно-аналитической
системы, адекватной по своему техническому и технологическому уровню
поставленным задачам.
Проект
развития информационно-вычислительной системы (ИВС) Госкомстата России был
начат в декабре 2002 г. по итогам победы IBS в тендере Международного банка
реконструкции и развития по программе STASYS ([1],c.48-62,[2],c.3-10). Его
основной целью является модернизация и реорганизация технологического процесса
и технической базы информационно-вычислительной системы государственной
статистики. Развитие ИВС Госкомстата России является частью проекта
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ" (РСГС), общая стоимость
которого составляет $30 млн. Эта политика даст возможность в оперативном режиме
получать статистические данные на любом (федеральном, региональном, районном)
уровне, осуществлять их аналитическую обработку, строить разнообразные
информационные запросы, готовить аналитические отчеты для формирования
достоверных прогнозов и принятия на их основе правильных решений. Исполнителем
проекта являлась компания IBS — лидер на российском рынке консалтинга и
информационных технологий. Контроль над выполнением проекта осуществляла
созданная в рамках этой программы группа реализации проекта (ГРП), функции
которой выполнял Фонд «Бюро экономического анализа». Проект предполагал не
просто новый уровень информационно-вычислительной системы Госкомстата России, а
фактически автоматизацию и оптимизацию в масштабе всей страны работы
крупнейшего ведомства, для которого информационные технологии являются
определяющим инструментом. Сложность осуществления проекта связана также с тем,
что в процессе выполнения проекта приходится решать комплексную задачу.
Во-первых, нужно было предусмотреть интеграцию новых технологий с уже
сложившейся инфраструктурой и унаследованными приложениями, а, во-вторых,
минимизировать количество промежуточных операций в процессе обработки
информации, причем так, чтобы это не повлекло за собой изменений в структуре
самого ведомства. Реализация проекта включала следующие стадии: первая -
технорабочее проектирование, вторая- разработка специализированного
программного обеспечения и необходимой рабочей документации, третья - опытная
эксплуатация и приемо-сдаточные испытания в пилотных регионах. Проект
предусматривал разработку 17 прикладных подсистем и создание
программно-технической инфраструктуры для 18 объектов, из которых 15 являются
территориальными органами Госкомстата России. Структура
информационно-вычислительной системы Госкомстата России отражает структуру
организации и представляет собой трехслойную иерархическую модель, включающую
федеральный, региональный и районный уровни ([4]). Для оптимизации процессов
обработки статистических данных в масштабах страны в настоящее время идет
проработка концепции создания межтерриториальных Центров обработки данных (ЦОД)
, обслуживающих одновременно несколько территорий органов Госкомстата России.
Важное место в создаваемой системе занимает принципиально новая для Госкомстата
России подсистема хранилищ данных и их обработки с использованием
OLAP-технологий. Подсистема призвана интегрировать все многообразие данных
системы государственной статистики в едином, с точки зрения доступа, месте. Для
повышения доступности информации разработана «Корпоративная Web-система
Госкомстата России» . Пользователю предоставлены возможности удобной навигации
по всем сайтам системы, включая расширенный поиск информации. Для работников
Госкомстата России обеспечена возможность простой и оперативной публикации
информационных материалов. Существующие ранее функции системы сбора и обработки
данных были дополнены принципиально новыми: сбором данных от предприятий в
электронной форме и с помощью заполнения Web-форм.
Среди
перспектив развития ИВС органов ФСГС можно отметить:
-
работы по техническому переоснащению органов Госкомстата России как за счет
закупок в рамках займа Всемирного банка, так и за счет внебюджетных средств.
Она будет проходить в строгом соответствии с общей технической архитектурой
ИВС.
-
будет завершено выполнение инфраструктурного проекта, заключающегося в
формировании единой интегрированной сети передачи данных, включающей локальные
сети территориальных органов и объединение их в единое IP-пространство при
обязательном использовании системы защиты и разграничения доступа.
-
для обеспечения надежности, безопасности и сохранности информации будут
организованы два центра, дублирующие функции друг друга. Основной центр
располагается в ГМЦ Госкомстата России, а резервный — в Центральном аппарате
Заказчика. Прямой волоконно-оптический канал длиной 14 км соединит оба центра,
где будут установлены симметричные системы хранения данных общей емкостью 5
Тбайт.
-
для снижения расходов на телефонную связь планируется применение в рамках
единой сети средств IP-телефонии.
Сопоставляя
перечень проблем, которые возникли до и после внедрения вышеописанного проекта,
можно заметить, что их решение действительно продвигается, но проблема выбора
программных средств на местах и в центре остается. Скорость технического
переоснащения в низшем звене – на районном (городском) уровне очень низка.
Отсюда возникают и проблемы использования и формирования локальных сетей, а
также подключения этих органов к сети Internet и, как следствие, Internet –
технологий. Собственный опыт работы со студентами заочного отделения
учетно-экономического факультета, которые работают в системе государственной
статистики, показывает, что экономисты-статистики на низшем уровне имеют в
качестве программного средства лишь пакет MS Office, в частности, MS Excel –
основное средство расчетов и статистического анализа. Далеко не все сотрудники
органов ФСГС использует средства СИС (статистических информационных систем) и
владеют ими. А ведь известно, что электронные таблицы не всегда верно проводят
расчет статистических показателей ([5],с.3-6,[6], c.472-473). В своей деятельности
зарубежные экономисты-статистики обязательно используют определенную
статистистическую систему (пакет, среду), которые проводят статистический
анализ на профессиональном уровне. Полученные неточные показатели приводят к
неверной интерпретации статистических показателей, а значит, и неверно принятым
управленческим и иным решениям.
Список литературы
1.
Гулидов А.Д., Голованов Ю.К., Прошлецов С.В. Разработка и развитие обеспечения
подсистем ИВС Госкомстата РФ// Вопросы статистики, №2/2004.
2.
Гулидов А.Д., Голованов Ю.К., Слюсаренко А.И. Перспективы развития ИВС
Госкомстата РФ// Вопросы статистики, №9/2001.
3.
Садков В.Г. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами
государственной статистики // Вопросы статистики, 10/2002.
4.
Развитие корпоративной информационно-вычислительной системы Государственного
комитета Российской Федерации по статистике /Госкомстат России. – М.: Центр
Госкомстата РФ, 2003.
5.
Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. М.: Финансы и статистика,
2003.
6.
Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере/ Под ред. Фигурнова В.Э.-
3-е изд-е., перераб. и доп. – ИНФРА-М, 2003.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru