Министерство энергетики РФ.
1.2.3 Федеральные службы
Федеральная служба является:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
федеральный орган исполнительная власть
1.2.4 Федеральные агентства
Федеральное агентство:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
.2.5 Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.
Такая возможность создания территориальных органов федеральными органами исполнительной власти для реализации своих функций предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции РФ.
Территориальные органы действуют на основе Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производятся соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации.
В случаях передачи федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий на региональный уровень или передачи органами исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий на федеральный уровень условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на основе взаимных соглашений.
Территориальные органы являются юридическими лицами, имеют свой расчетный и другие счета в отделениях банков, обособленное имущество, гербовую печать.
Основными принципами в деятельности территориальных органов являются: соблюдение законности, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, персональная ответственность.
Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.
Территориальные органы:
принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих министерств и ведомств;
участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;
систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах.
представлять соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;
запрашивать и получать:
от соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации - необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности - сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
от органов статистики - информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;
участвовать в работе соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
вносить предложения соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.
Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут иметь несколько разновидностей территориальных органов в зависимости от целей их создания и реализуемых ими функций. Как правило, федеральными министерствами создаются региональные и межрегиональные территориальные органы, обеспечивающие различный уровень территориального управления, в некоторых случаях - специализированные органы, имеющие конкретную компетенцию, например, органы налогового контроля, органы валютного контроля и т.д..
Глава 2. Функции федеральных органов исполнительной власти
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство, за деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. В этом указе перечисляются следующие функции:
функции по принятию нормативных правовых актов;
функции по контролю и надзору;
функции по управлению государственным имуществом;
функции по оказанию государственных услуг.
Следует отметить, что в первоначальной редакции Указа Президента РФ № 314 среди функций перечислялась и правоприменительная, под которой понималось «издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров», но впоследствии она была отменена. При осуществлении всех других функций федеральный орган исполнительной власти реализует правоприменительную функцию.
.1 Функции по принятию нормативных правовых актов
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
При реализации функции по принятию нормативных правовых актов следует учитывать, что Правительство РФ утвердило Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. В нем закреплен порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).
Нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде приказа или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности).
Структурные подразделения федерального органа исполнительной власти и его территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.
В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за их подготовку, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.
Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства РФ порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства РФ.
Проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.
Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывают проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе.
.2 Функции по контролю и надзору
Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Функции по контролю и надзору осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, устанавливаемых актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Объекты контроля и надзора, требования к осуществлению контроля и надзора, в том числе особенности осуществления контроля и надзора в отдельных сферах государственного управления, устанавливаются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Плановый контроль и надзор осуществляются с периодичностью, установленной федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Внеплановый контроль проводится с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и в иных случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Органы государственного контроля и надзора и их должностные лица не вправе приостанавливать деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, производственных участков, а также прекращать эксплуатацию агрегатов, зданий или сооружений, проведение отдельных работ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
.3 Функции по управлению государственным имуществом
Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Характеризуя функцию по управлению государственным имуществом необходимо сослаться на Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренную Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 (в ред. от 29.11.2000 г.).
В Концепции дается понятие управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс).
Концепция содержит два раздела:
·в первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом;
·во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества.
Целями управления государственным имуществом названы:
Øувеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
Øвовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
Øповышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
ØДля реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
Øполная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
Øклассификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
Øоптимизация количества объектов управления и переход к по объектному управлению;
Øопределение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
Øобеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
.4 Функции по оказанию государственных услуг
Следует отметить, что в положении о том или ином федеральном органе исполнительной власти (федеральном агентстве), как правило, говорится не о предоставлении определенных услуг, а об организации их оказания. В большинстве же случаев государственные услуги должны оказываться не самим федеральным органом исполнительной власти, а, как правило, делегируется государственным учреждениям.
По мнению Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова при более четком разграничении «функции собственно управления и функции оказания государственных услуг» отмечается, что последними «должны заниматься не органы исполнительной власти, а государственные учреждения, работающие на началах самоокупаемости. Данная позиция свидетельствует о том, что в отличие от органов исполнительной власти подобные образования непосредственно от имени государства не выступают».
Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти установлено, что федеральные органы исполнительной власти:
·организуют разработку административных регламентов исполнения государственных функций.
·разрабатывают и утверждают в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти перечни предоставляемых ими государственных услуг, а также обеспечивают их опубликование.
Заключение
В целом органы исполнительной власти представляют собой единую систему органов, эффективно осуществляющих задачи и функции государства. Система и структура органов исполнительной власти еще не сформировалась окончательно. Предстоит их усовершенствование на федеральном уровне и поиск форм создания системы территориальных органов федеральных министерств, ведомств в регионах. А ведь от организационной структуры зависит специализация и конкретизация управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями.
Единство и целостность системы органов исполнительной власти в РФ обеспечивается тремя факторами:
Øвсеобщими обязательными для всех требованиями - принципами их организации и деятельности;
Øвсеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, различными формами административной соподчиненности;
Øобщими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1)Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.
)ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. №2 ФКЗ // СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.
)Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.
)Указ Президента Российской Федерации от 12. 05. 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. №20. Ст. 2290.
5)Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (в действ. ред.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. ст. 3895.
6)Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024 (ред. от 29.11.2000 г.) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 39. ст. 4626.
)Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (в действ. ред.) «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. ст. 3233.
8)Мельников В.А. Система органов исполнительной власти РФ // Административное Право России. М.: 2006 г.
Учебники
9)Административное право: Учебник // Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.
10)Лапина М.А. Административное право: органы исполнительной власти // Учебник. М.: 2009.
)Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Органы исполнительной власти // Административное Право России. 3-е издание. М.: 2007 г.
Журнальные статьи
12) Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. №11. С. 56.