некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно значимых направлениях, в том числе организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды, иным некоммерческим организациям, работающим в общественно значимой сфере.
.2 Маркетинговый потенциал культурных программ
В постиндустриальном мире сфера культуры из иждивенца экономики превращается в главную движущую силу развития общества. Эта мировая тенденция отчетливо проявилась в развитых странах Запада во второй половине XX века, а сегодня активно обнаруживает себя и в России. Многие регионы разрабатывают и реализуют программы возрождения традиционной культуры (включая традиции, фольклор, старинные усадьбы). За счет культурных ресурсов развивается въездной туризм. Известные корпорации активно участвуют в спонсировании масштабных культурных акций, активно используя культурные символы в продвижении своих имен и брендов.
Бизнес имеет существенную заинтересованность в поддержке крупных акций в сфере культуры и искусства.
Поддержка культурных программ способствует формированию позитивного имиджа компании, ее репутация, повышает социальную значимость ее деятельности. Существует стереотип общественного сознания, согласно которому выдающиеся проекты поддерживают выдающиеся корпорации. Если таких проектов много, можно развивать идею, что корпорация связана только с выдающимся мастерством. Имидж создается за счет отождествления с известными личностями - коммерческий сектор готов поддерживать громкие проекты, в которых участвуют деятели науки, искусства, политики. В данном случае срабатывает эффект ассоциативного престижа: название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность.
Мотивом служит возможность решить с помощью спонсорства задачи формирования и продвижения бренда (путем идентификации торговой марки кампании с культурными или развлекательными событиями, представляющими интерес для целевых аудиторий, и за счет этого обеспечивающими ее узнаваемость).
Иногда участие в акции обусловлено стремлением фирмы продемонстрировать свое финансовое благополучие - клиентам, партнерам, противникам.
Не менее существенен и такой мотив как реклама продукции (особенно в том случае, если прямая реклама товара запрещена). С помощью финансируемой акции фирма обеспечивает себе доступ к рынку (например, расширение спроса на зарубежных рынках через финансирование международных фестивалей, акций национально-культурных объединений и т.д.).
Финансирование масштабных проектов - это возможность оказывать влияние на жизнь общества за счет усиления социальных ресурсов (за счет связей с известными деятелями культуры и искусства). Через культурную акцию фирма обретает ценные контакты, расширяет возможности посредничества в деловых связях и социальном партнерстве. За счет этого фирма и ее руководство может принять реальное участие в созидательном социальном действии. Такого рода акции позволяют позиционировать руководителя бизнес-структур не только как узкоспециализированного специалиста, но и как личности с широким кругом интересов, ответственного общественного деятеля, имеющего право быть выслушанными в жизненно важных для общества ситуациях.
Важным элементом стабильного бизнеса является чувство корпоративной гордости сотрудников. Финансирование культурных мероприятий повышает привлекательность фирмы для персонала. Если фирма участвует в достойном проекте, работники начинают ее больше уважать, гордиться своим участием в ее деятельности. Повышение деловой репутации и престижа в обществе стимулирует спрос на вакансии.
Мотив может быть связан с определенными льготами спонсору по потреблению культурных ценностей (например, для театра это могут быть именные места в зале, скидки на билеты, специальный показ для спонсора и т.д.).
Стимулом могут стать налоговые льготы спонсору.
Базовую основу мотивации инициирования и поддержки культурных проектов со стороны бизнеса определяет способность культурной деятельности формировать символический капитал тех, кто имеет к ней непосредственное отношение. С другой стороны, сфера культуры обладает способностью втягивать в свое пространство огромное количество людей. Энергию такого тяготения питает стремление личности реализовать себя в различных формах культурной деятельности, изначальная устремленность человеческого сознания к миру знаков, символов, образов. Культурные акции обладают значительным резонансным потенциалом, вовлекая в свою орбиту огромное количество населения.
Формы поддержки культурных проектов могут быть самыми различными. Повышенный интерес для бизнеса представляет участие в масштабных культурных акциях.
Особый интерес для сферы бизнеса представляют художественные выставки. Ведущие популярные журналы посвящают, как правило, выставкам многочисленные статьи. В их освещении соревнуются телевидение и радиовещание, сенсационные материалы служб информации, передовые статьи газет, специальные отделы и приложения. Воздействие этих программ на миллионы людей усиливается еще и за счет того, что не только посетители выставки, но и читатели многочисленных газет и журналов становятся как бы виртуальными участниками этих культурных акций, формируя определенное отношение к их организатору.
Создание благоприятного имиджа фирмы - разве это не цель для бизнесменов, стремящихся не к получению сиюминутной выгоды, а к длительной и серьезной работе? Чтобы о фирме сложилось благоприятное мнение, чтобы установились добрососедские отношения в регионе, в котором она работает, - нельзя избежать участия в решении местных проблем. Бизнес должен поддерживать местные культурные, досуговые, спортивные, социальные мероприятия.
Очень эффективной может оказаться реклама фирмы, размешенная в изданиях третьего сектора на программках благотворительных мероприятий, на щитах и т.п. Остроумным способом «продвижения» собственных товаров и услуг может стать раздача участникам спонсированных фирмой мероприятий купонов, предлагающих получение этих товаров или услуг со скидкой. Такие же купоны могут быть вложены между страницами изданий благотворительных организаций и местной прессы.
Паблисити и позитивные общественные связи, налаженные с помощью благотворительности, обходятся гораздо дешевле, чем полученные другими способами. Весьма скромные пожертвования могут найти отражение в местных средствах массовой информации, а крупные - дают широкую известность: трансляция по ТВ, радио, публикации в центральных изданиях. Кроме того, люди, знакомые с законами рекламы, знают, что скрытая реклама внутри газетной статьи или телепередачи, посвященных какой-либо насущной проблеме, занимающей умы и сердца людей, более эффективна, чем кричащая и пустая самореклама.
На массовых мероприятиях возможна реализация товаров фирмы (в том числе и неликвидных, имеющих какой-то дефект) со скидкой. Пожертвование в виде партии неликвидных товаров может быть выгодно втройне: избавление от излишних неходовых запасов (хранить которые зачастую дороже, чем отдать), зачет их стоимости в качестве благотворительного пожертвования (и, соответственно, списание из налогооблагаемой прибыли) и реклама товаров, услуг фирмы. Целесообразно направлять благотворительность фирмы в сферу ее потенциальных клиентов. Например, фирма, торгующая лекарствами, может привлечь внимание потребителя, оказывая поддержку больницам, поликлиникам, общественным организациям, объединяющим людей с различными заболеваниями.
А фирма, торгующая кормом и экипировкой для домашних животных, может преуспеть, поддерживая издания для владельцев кошек, собак и птиц, спонсируя проведение выставок или строительство приютов для бездомных животных.
Еще одна выгода от благотворительности - создание благополучного окружения, оздоровление обстановки в регионе, где фирма работает. Сюда может относиться и благоустройство территории, и организация досуга подростков, и финансирование мероприятий по охране порядка.
Оздоровление окружающей обстановки достигается также через реализацию экологических проектов, работу с бездомными, осуществление жилищного строительства. Прямая выгода от такой благотворительности - возможность работать в спокойной обстановке. Опосредованная выгода - благосклонное отношение местных жителей и властей.
Экономический микроклимат создается благодаря поддержке малого бизнеса, трудового обучения (особенно молодых людей), переподготовки безработных. Вполне возможно, что люди, вставшие на ноги при участии фирмы, будут ее партнерами, и/или работниками.
Еще одна выгода - улучшение взаимоотношений внутри фирмы. Благотворительность наполняет деятельность фирмы высшим смыслом, что способствует морально-нравственному развитию сотрудников, укреплению чувства сопричастности к делам фирмы.
Фирме также следует поощрять непосредственное участие сотрудников в деле благотворения в качестве добровольцев, экспертов, специалистов (например, юристов, бухгалтеров, специалистов по рекламе, менеджменту), направленных в благотворительные организации. Это расширяет их кругозор, обогащает их опыт, умения и знания, создает новые связи, укрепляет чувство собственной значимости и необходимости. Подобного рода «последствия» благотворительности очень позитивно скажутся на результатах работы фирмы.
В любом случае, благотворительность фирмы следует рассматривать как ее инвестиции: каждый пожертвованный рубль должен приносить фирме максимальную отдачу (в виде известности, притока новых клиентов или партнеров, увеличения реализации товаров благоприятного окружения). Но не следует рассчитывать на мгновенную отдачу! Благотворительность работает на перспективу. Поэтому каждая благотворительная акция фирмы должна тщательно продумываться и просчитываться. Тем более что на благотворительность расходуются деньги фирмы, которые можно было бы распределить между ее акционерами или работниками.
На самом деле благотворительность фирм носит характер какого-то импульса, порыва. Огромные деньги расходуются без большой отдачи не только для дарителя, но и для респондента, т.е. выбрасываются на ветер. Для эффективной благотворительности, направленной в будущее и приносящей фирме процветание и успех необходима продуманная благотворительная политика и социальное партнерство.
.3 Проекты взаимовыгодных отношений между организациями культуры и бизнеса
Пока фандрейзинг и спонсорство делают в России первые шаги, очень важно знать об успешных примерах сотрудничества бизнеса и культуры. В специальной литературе предлагается описание конкретного опыта такого сотрудничества, основанного на оригинальных и творческих идеях, уникальных для России, которые могут составить достойную конкуренцию многим западным спонсорским проектам.
Это реальные проекты, осуществленные в нашей стране в последние несколько лет.
Проект 1: Аукцион как вид спонсорства
Мюзикл «12 стульев» - Компания «Космос Золото»
В 2003 г. продюсерская компания «Русский мюзикл» осуществила постановку мюзикла «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Создатели мюзикла - «комбинаторы», или «продюсерский клуб четырех коней» - решили предложить оригинальный российский продукт - качественный, зрелищный спектакль уровня мировых музыкальных постановок.
Проект действительно получился яркий, решенный в стилистике 1920- 1930-х гг. В мюзикле было задействовано более 250 исполнителей и использовано 400 красочных костюмов. «Спектакль целиком состоит из музыкальных хитов на любой вкус - от симфонических номеров и романсов до джаза, фокстрота, блюза, танго и рок-н-ролла в исполнении блистательного оркестра. Танго, свинг, чарльстон, тустеп, фокстрот, чечетка - эти и другие танцевальные жанры создают уникальную хореографическую палитру мюзикла».
В процессе поиска партнеров у организаторов проекта родилось оригинальная идея спонсорского альянса с ювелирной компанией. Обратившись в несколько таких фирм, продюсеры привлекли к сотрудничеству «Космос Золото» - ювелирную компанию с сетью магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, владеющую правом дистрибуции таких торговых морок, кок «Саггега у Саггега», «Согum» и др. Вот как в результате выглядело это нетривиальное спонсорское решение, достойное, пожалуй, самого Великого
комбинатора.
Центральным событием первого действия спектакля был собственно аукцион - продажа злосчастных стульев, один из которых содержал в себе заветные сокровища. Организаторы мюзикла поступили так: после окончания первого действия в фойе театра происходил настоящий, живой аукцион, в котором непосредственное участие принимали зрители. Участникам этого аукциона предлагали делать ставки на приобретение стульев, в один из которых было «зашито» ювелирное изделие, представленное компанией «Космос Золото», а в остальных - дисконтная карта на приобретение ювелирных изделий в магазинах компании. Ставки назначались следующим образом: первая ставка с самой низкой стартовой ценой (500 руб.) давала право вскрыть 1 стул из 12 (шанс выигрыша около 10%), вторая (с более высокой стартовой ценой) - 2 из 11 (шанс - 20%), третья - 3 из 9 (шанс - 30%), четвертая - 3 из 6 (шанс - 50%), пятая - 2 из 4 (шанс 50%), и, наконец, шестая - 1 из 2 (шанс - 50%).
Игра проходила совершенно всерьез, на реальные зрительские деньги. Аукционист - профессиональный актер и участник спектакля, объявлял ставки и вручал победителю бритву для вскрытия стула. Главное - аукцион всегда доводился до конца, дабы у зрителей-участников не возникало сомнений относительно наличия «сокровищ». Таким образом, это было театрализованное действо, проходившее во время антракта, привлекавшее внимание всех зрителей, многие из которых к тому же участвовали в аукционе.
Каковы же были практические результаты этой необычной инициативы для обоих партнеров - музыкального проекта и компании-спонсора?
Выгоды для «Русского мюзикла»
Доходы от аукционов
Продюсерская компания «Русский мюзикл» показала 200 спектаклей, и каждый раз в антракте проходил аукцион. Компания «Космос Золото» в рамках спонсорского договора бесплатно предоставила ювелирные изделия (кольцо, колье и др.) и дисконтные карты. Компания «Русский мюзикл», учитывая факторы влияния, оценивает доход от «продажи стульев» как значительно превышающий стоимость ювелирной продукции, предоставленной спонсором.
РR-поддержка
Сам факт проведения такого необычного мероприятия в рамках спектакля был чрезвычайно привлекательным для публики. Конечно, каждый, кто побывал на мюзикле и принял участие в аукционе (или был его свидетелем), рассказывал об этом своим знакомым, родственникам, коллегам. В рамках премьеры спектакля были приглашены многие почетные гости - известные артисты, телеведущие, политики, журналисты. Аукционистом в премьерный вечер экспромтом стол Леонид Якубович, который провел это шоу блистательно и артистично. Кроме того, проведение живого аукциона анонсировалось в материалах проекта и привлекало больше зрителей, увеличивая продажи.
Дополнительное развлечение зрителей
Специфика мюзиклов заключается в том, что трудно развлечь гостей во время антрактов, так как в театре много дней подряд идет один и тот же спектакль и нет дополнительных информационных или выставочных проектов как в других (скажем, драматических репертуарных) театрах. При этом крайне важна атмосфере в фойе. Аукцион прекрасно вписался в контекст спектакля, стал его живым продолжением - действие фактически не прерывалось, но к нему были подключены зрители - это оживляло обстановку и поднимало зрительское настроение.
Выгоды для компании «Космос Золото»
Увеличение продаж
По свидетельству представителей компании, число покупателей и посетителей магазина после проведения двухсот спектаклей с аукционами резко увеличилось, в частности, потому, что многие пожелали воспользоваться дисконтными картами, выигранными на аукционах.
Реклама компании
Реклама компании была размещена на всех рекламных носителях в рамках широчайшей рекламной компании мюзикла (городская реклама, печатная продукция, информация в анонсах в профильных изданиях и т.д.).
РR
Количество зрителей за 200 спектаклей превысило 180 000 человек - серьезный охват потенциальной клиентуры. При этом важнейшим фактором стала «молва», ибо посетители мюзикла, конечно, рассказывали об аукционе и его «лотах» - продукции «Космос Золото» - своим друзьям, коллегам, знакомым и родственникам.
Проект 2: РR - вид спонсорства, который не стоит недооценивать
«Дойче Банк» - Арт-календарь
«Дойче Банк Групп» - крупнейшая международная банковская сеть и один из ведущих мировых спонсоров культуры и искусства. По устойчивому мнению банка, искусство и культура - важные составляющие развитого общества. Ответственность «Дойче Банка» за искусство и культуру сфокусирована на сохранении значимости и актуальности накопленного опыта. Культурные инициативы банка способствуют позитивному развитию как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.
Банк владеет крупнейшей коллекцией современного искусства во Франкфурте, а также собственным музеем в Берлине, в котором четыре раза в год проходят тематические выставки. У банка есть два собственных культурных фонда в Германии и Америке, которые способствуют культурным обменам и продвижению современного искусства.
Российское представительство банка не располагает большим спонсорским бюджетом, поэтому в основном компания поддерживает несколько небольших культурных проектов в год в области изобразительного, исполнительского и иных видов искусства. Часто банк финансирует проекты, связанные с немецкой культурой либо совместные российско-немецкие культурные программы.
В предыдущие годы банк выступил соорганизатором и спонсором тематических и авторских выставок в Московском Кремле, Государственном историческом музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее, Новом манеже, а также концертов Российского Национального Оркестра и многих других инициатив.
Но, пожалуй, самым любопытным, творческим и долгосрочным проектом компании стал ежегодный российский арт-календарь «Дойче Банка».
Еще несколько лет назад творческая разработка и выпуск ежегодного арт-календаря находились в компетенции отдела искусства штаб-квартиры «Дойче Банка» во Франкфурте. Эти календари приобретались региональными офисами компании в представительских целях В 2000 г. российский офис «Дойче Банка» поднял вопрос о самостоятельном производстве арт-календарей. Решение было мотивировано экономической выгодой, а также большей приближенностью к региональным клиентам. Получив разрешение от руководства штаб-квартиры компании, российский офис банка в лице начальника отдела РR, внутренних связей и маркетинга начал собственное производство арт-календарей.
Художественные концепции календарей были самыми разными, но в основном каждый из них обыгрывал корпоративные ценности банка, такие, как «командная работа», «внимание к клиенту», «инновация» и «преданность». Например, один календарь включал в себя произведения, написанные группами художников, что олицетворяло «командную работу»; в другом случае работы современного художника Максима Светланова - «о людях, чувствах, о вечном» - символизировали преданность банка обществу и высшим ценностям.
За пять лет было издано пять арт-календарей в сотрудничестве с крупнейшими российскими музеями (Третьяковкой, Музеями Кремля), частными галереями («Лайн-Арт», Галерея XL) и независимыми художниками (Максим Светланов), а также с издательством «Известия».
Главной задачей проекта было, с одной стороны, добиться эстетической ценности календаря, а с другой - творчески и убедительно проиллюстрировать корпоративные ценности банка.
Какие же выгоды получали культурные партнеры этого проекта? В данном случае спонсорство в рамках проекта предоставлялось в форме услуг, в первую очередь услуг РR и продвижения - музея, галереи или художника.
Например, в случае с галереей «Лайн-Арт», в партнерстве с которой был издан один из календарей, информация о галерее и ее художниках была размещена на последней странице календаря, а сама галерея получила часть тиража в представительских целях. Директор и сотрудники галереи находятся сегодня в дружественных связях с банком, их регулярно приглашают на корпоративные мероприятия компании.
В случае с художником Максимом Светлановым, работам которого был посвящен отдельный (самый первый) календарь, услуги РR и продвижения имени оказались для художника неоценимы, т.к. арт-календарь широким тиражом распространяется среди партнеров и клиентов банка - потенциальных покупателей его работ. В результате художник получил заказы и завязал полезные профессиональные знакомства.
Возможно, некоторым организациям культуры подобные партнерства, не являющиеся непосредственно денежным спонсорством, покажутся тратой времени и ресурсов на проект, отвечающий конкретным целям компании-спонсора. Однако организациям культуры и частным представителям культурной сферы стоит быть более дальновидными. Грамотный РR, обеспеченный крупнейшим финансовым институтом с колоссальной сетью партнеров, может стать инструментом развития деятельности, и, возможно, положит начало долгосрочному сотрудничеству в будущем.
Заключение
рост популярности темы социальной ответственности и корпоративной филантропии, вследствие чего естественным образом усиливается конкуренция на этом рынке;
появление новых (российских) институциональных доноров;
заинтересованность институциональных доноров в формировании благоприятного климата для развития филантропии, осуществлении партнерских программ, привлечении новых доноров;
появление организаций, которые специализируются на информационной и PR-поддержке фондов, продвижении социальной деятельности корпораций;
необходимость формирования позитивного отношения средств массовой информации к теме социальной ответственности и филантропии.
За последнее десятилетие в глазах правящей элиты благотворительность и филантропия сменили знак с отрицательного на положительный. Администрации всех уровней научились использовать благотворительные фонды как механизм перераспределения ресурсов или как средство «законного» повышения уровня жизни. Благотворительность и филантропия рассматриваются представителями власти сугубо утилитарно, в качестве средства снижения нагрузки на бюджет. Попав в сферу интересов органов власти, благотворительность и филантропия сразу же начали испытывать на себе давление административного пресса. К деятельности зарубежных фондов продолжает сохраняться настороженное отношение. Благотворительные фонды достаточно часто используются в качестве средства политической борьбы. Создание благотворительных фондов и систематическое проведение от их имени благотворительных акций - испытанный инструмент политического PR. Практически всегда фонды, принадлежащие политикам, становятся предметом острой критики их оппонентов, в основном за непрозрачность источников поступлений и расходования средств. Большое распространение в последнее время получила «партийная благотворительность».
Можно отметить буквально взрывной всплеск интереса к теме участия бизнеса в решении социальных проблем, в том числе через благотворительность. Целый ряд крупных компаний начал вкладывать средства в создание своей репутации, причем значительная их часть расходуется на социальные программы. Помимо социальной ответственности в качестве иных мотивов благотворительности можно назвать традиционное сочувствие, а также меркантильное намерение продвижения товаров или услуг.
Во многом благодаря специальным грантовым программам зарубежных доноров, российские НКО приложили значительные усилия по расширению источников финансирования российского третьего сектора за счет отечественного бизнеса. Но и среди НКО встречается потребительский подход к средствам бизнеса, отношение к благотворительности как к универсальному средству решения любых проблем общества.
Список использованной литературы
.Абанкина, Т. Стратегия привлечения средств в культурные некоммерческие проекты [Текст] /Т.Абанкина //Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - № 2. - С. 57 - 65.
.Азбука фандрайзинга [Текст] //ART-менеджер. - 2002. - № 1. - С. 18 - 22.
.Белозор, А.Ф. Социальное партнерство государства и бизнеса - инструмент развития культуры [Текст] /А.Ф.Белозор //Дом культуры. - 2008. - № 5. - С. 3 - 6.
.Блэк, К. Конкретный и конкурентный PR [Текст] /К.Блэк. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 272 с.
5.Бондарь, М. Когда имидж социально-ответственной компании может навредить бизнесу [Электронный ресурс] /М.Бондарь //www.kontrakty.ua <#"justify">Приложение 1
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. N 1054-р
КОНЦЕПЦИЯ
содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации
. Введение
Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. # 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Благотворительная и добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. Важным шагом в развитии благотворительной деятельности стало формирование законодательства Российской Федерации о целевом капитале некоммерческих организаций.
В то же время остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность. Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям. Чуть более половины граждан полагают, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять. Невысокий уровень доверия к субъектам благотворительной и добровольческой деятельности со стороны общества связан с недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев, мотивации, целях и ее реальных результатах. Сказываются неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности и недостаточная эффективность применения налоговых льгот, предоставляемых в связи с благотворительной и добровольческой деятельностью граждан и организаций.
Основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.
Основными задачами содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности, связанными с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительной деятельности, являются:
обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям;
формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;
обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;
содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;
развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.
Приоритетным направлением является содействие развитию благотворительных организаций, институционализации благотворительности и добровольчества, так как только организованная благотворительность может обеспечить расширение масштабов благотворительной и добровольческой деятельности и повышение ее результативности, а также развитие культуры благотворительности в обществе.
Реализация задач содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества предполагает активизацию механизмов самоорганизации участников благотворительной деятельности, саморегулирования благотворительных организаций на принципах партнерского взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.. Основные направления содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности
. Содействие развитию благотворительной и добровольческой деятельности физических лиц и организаций
Основными задачами, направленными на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, являются:
расширение налоговых стимулов для участия граждан в благотворительной деятельности. Для этого предполагается распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы произведенных налогоплательщиками пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно значимых направлениях, вне зависимости от получения ими бюджетного финансирования, а также пожертвований, осуществляемых на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций;
исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
в перспективе целесообразно рассмотрение вопроса о предоставлении права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (в пределах устанавливаемых в законодательстве Российской Федерации ограничений в виде доли полученных организацией, осуществившей пожертвования, доходов и предельной суммы вычитаемых пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых налогоплательщиками благотворительных пожертвований, ограничив также круг таких пожертвований на 1-м этапе пожертвованиями на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. По результатам анализа практики применения этой нормы в дальнейшем предполагается рассмотрение вопроса о возможности распространения указанной нормы на правила учета в целях налога на прибыль организаций иных пожертвований, в том числе пожертвований некоммерческим организациям;
формирование культуры участия в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширение моральных и иных стимулов для участия в добровольческой и благотворительной деятельности;
содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.
. Содействие развитию институтов благотворительности
В целях содействия развитию институтов благотворительности предусматривается включение в законодательство Российской Федерации о благотворительной деятельности следующих положений:
социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание безвозмездной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения;
безвозмездное изготовление и распространение социальной рекламы;
содействие развитию научно-технического творчества молодежи;
содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций.
Необходимо расширить перечень организационно-правовых форм, в которых возможно создание благотворительных организаций.
В перспективе целесообразно рассмотреть вопрос об установлении особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, налогом на прибыль, предполагающего освобождение их доходов, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от указанного налога при соблюдении ограничений и условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью.
В отношении более широкого круга некоммерческих организаций предусматривается рассмотреть вопрос относительно возможности предоставления права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций формирование резервов на осуществление уставной деятельности.
Необходимо расширить перечень видов доходов, не облагаемых налогом на прибыль в качестве целевых поступлений в некоммерческие организации, включив в него субсидии, предоставляемые из бюджетов разных уровней, а также на услуги (работы), оказанные безвозмездно в целях поддержки уставной некоммерческой деятельности некоммерческих организаций и их содержания, и на труд добровольцев.
Предполагается принятие решения о расширении перечня областей деятельности некоммерческих организаций, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль благотворительных организаций, с включением в этот перечень деятельности в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта (за исключением профессионального спорта) и других областях.
Предусматривается предоставление права органам государственной власти и местного самоуправления утверждать перечень государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) благотворительным организациям, а также иным некоммерческим организациям, занимающимся социально значимыми видами деятельности.
Развитие системы добровольных стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования среды благотворительных организаций будет способствовать совершенствованию благотворительной деятельности.
. Содействие эффективному привлечению благотворительной и добровольческой помощи государственными и муниципальными учреждениями и иными некоммерческими организациями. Устранение барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам
Значимым условием повышения результативности благотворительной деятельности является развитие эффективных механизмов участия благотворительных организаций в деятельности органов управления государственных и муниципальных учреждений, а также иных некоммерческих организаций, являющихся получателями благотворительной и добровольческой помощи.
Необходимо обеспечить формирование благоприятных условий для развития института целевого капитала некоммерческих организаций.
Целесообразно предоставить возможность осуществлять формирование и пополнение целевого капитала некоммерческих организаций через пожертвование ценных бумаг и недвижимого имущества.
С учетом правоприменительной практики будет осуществляться постепенное расширение перечня видов деятельности, финансирование которой допускается из средств целевого капитала некоммерческих организаций.
Фактором, сдерживающим развитие благотворительности, является используемая в некоторых регионах и муниципальных образованиях практика сокращения в течение года объемов финансирования бюджетного учреждения исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований. Необходимо создание нормативной правовой базы, исключающей подобную практику.
В перспективе следует решить вопрос о расширении категорий материальной помощи, получение которой от благотворительных организаций освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц (в настоящее время такое освобождение распространяется только на единовременную материальную помощь).
Для успешного развития добровольческой деятельности необходимо усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу, а также обеспечить создание условий, которые позволят государственным и муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям принимать труд добровольцев (волонтеров) и при необходимости обеспечивать их на время труда определенными социальными гарантиями.
. Содействие развитию института социальной рекламы
Одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы. В этой связи необходимо:
четко разграничить в законодательстве Российской Федерации понятия "реклама" и "социальная реклама";
обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности, а также проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в сфере социальной рекламы, финансируемых из бюджетных источников, и проведение исследований для определения приоритетных и актуальных тем социальной рекламы, способов их подачи и оценки эффективности.. Развитие механизмов поддержки благотворительной деятельности
Задачи повышения эффективности мер по реализации социальной политики государства требуют использования потенциала участников благотворительной деятельности в разработке и реализации социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и местном уровнях.
Важным инструментом поддержки благотворительных программ является предоставление субсидий получателям благотворительных пожертвований из бюджетов разных уровней с учетом накопленного опыта государственной поддержки неправительственных организаций. Такие механизмы позволят эффективно дополнять финансирование благотворительными организациями успешных социальных проектов.
Необходимо обеспечить развитие инфраструктуры содействия массовой благотворительной деятельности и добровольчеству, включая предоставление поддержки формированию и деятельности региональных и муниципальных центров добровольчества, а также организаций, реализующих практику сбора пожертвований населения.
Предусматривается предоставление широкой информационной и консультационной поддержки благотворительным организациям и иным участникам благотворительной деятельности.
Необходимо развивать тематические информационные ресурсы в сети Интернет, выпуск специализированных изданий, проведение конкурсов, организацию семинаров и конференций, а также осуществлять поддержку самоорганизации благотворительных организаций, проведению регулярных исследований в области благотворительности и мониторинга участия граждан и других заинтересованных сторон в благотворительной и добровольческой деятельности, что даст возможность быстрому развитию благотворительной и добровольческой деятельности.
Повышение уровня доверия к благотворительным организациям мерами информационной политики является необходимым средством активизации потенциала благотворительности и добровольчества и позволит существенно увеличить ресурсы, вовлеченные в эту сферу.
В этой связи необходимо обеспечить целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о благотворительной и добровольческой деятельности, благотворительных организациях и добровольцах, а также содействовать формированию понимания общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества. При этом следует обеспечить целенаправленное содействие продвижению позитивной репутации наиболее успешных благотворительных организаций как ориентира для привлечения пожертвований граждан и организаций.
В задачи информационного освещения благотворительной деятельности входит распространение информации о формах участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, преимуществах организованной благотворительности, а также формирование позитивного образа благотворительных организаций.
Необходимо обеспечить формирование системы моральных стимулов для участия в благотворительной и добровольческой деятельности, содействующих ее общественному признанию.
Важным условием активизации благотворительной и добровольческой деятельности является развитие системы подготовки кадров для благотворительных и иных некоммерческих организаций, включая модернизацию образовательных стандартов и учебных программ учреждений профессионального образования, а также развитие системы дополнительного образования.
Вопросы содействия благотворительной деятельности, а также взаимодействия с благотворительными и иными некоммерческими организациями предусматривается интегрировать в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров предприятий и организаций.
Привлечение к участию в благотворительной и добровольческой деятельности должно стать одним из ведущих направлений системы гражданского образования школьников и студентов и будет поддерживаться в качестве одного из приоритетных направлений молодежной и социальной политики. При этом необходимо обеспечить отражение вопросов благотворительной и добровольческой деятельности в образовательных программах.
Целесообразным является развитие международного сотрудничества в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.. Поддержка благотворительной и добровольческой деятельности
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
Необходимым условием обеспечения массового участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности является обеспечение поддержки благотворительности и добровольчества в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В этой связи целесообразно рекомендовать разработку с участием заинтересованных организаций региональных и муниципальных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.
В рамках инструментов налоговой поддержки следует расширить практику использования возможности снижения участникам благотворительной деятельности ставки по налогу на прибыль в части зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации налога, а также предоставления благотворительным организациям льгот по налогу на имущество организаций.
В целях обеспечения устойчивости благотворительных организаций важным условием является предоставление благотворительным организациям государственного (муниципального) имущества и помещений в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях.
В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов целесообразной является поддержка формирования целевого капитала некоммерческих организаций, а также создание фондов, в которых средства из местного бюджета и внебюджетных источников аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории (к управлению фондами привлекаются на паритетной основе представители органов власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предпринимателей и некоммерческих организаций).
Необходимо развивать инфраструктуру содействия благотворительной и добровольческой деятельности граждан по месту жительства, в том числе на базе организаций территориального общественного самоуправления.
Целесообразно обеспечить поддержку широкому вовлечению граждан в деятельность общественных советов при государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и социальной поддержки населения.. Основные результаты реализации настоящей Концепции
Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:
рост поддержки в обществе и расширение участия граждан и организаций в благотворительной и добровольческой деятельности, повышение доверия граждан к благотворительным и иным некоммерческим организациям;
расширение объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;
увеличение числа граждан - участников благотворительной и добровольческой деятельности;
увеличение объема финансовых активов, аккумулируемых в рамках целевого капитала некоммерческих организаций и в фондах местных сообществ;
развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
повышение эффективности благотворительных и добровольческих программ;
повышение качества жизни граждан Российской Федерации.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. # 1054-р
ПЛАН
мероприятий по реализации в 2009 - 2010 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации
Содержание мероприятияВид актаСрок представления в Правительство Российской ФедерацииОтветственные исполнители1. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования регулирования благотворительной и добровольческой деятельности и деятельности некоммерческих организаций, а также других субъектов благотворительной деятельности, включая вопросы налогового и бюджетного регулированияфедеральный закон2009 годМинэкономразвития России Минфин России2. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в целях расширения перечня активов, передаваемых на цели формирования и пополнения целевого капитала, а также уточнения налогообложения целевых отчислений некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала)федеральный закон2009 годМинэкономразвития России Минфин России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти3. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части предоставления права органам государственной власти и местного самоуправления утверждения перечня государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) некоммерческим организациям, занимающимся социально значимыми видами деятельности федеральный закон2009 годМинэкономразвития России Минздравсоцразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти4. Подготовка проектов федеральных законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части развития механизмов стимулирования благотворительной деятельности, включая вопросы совершенствования налогового регулирования федеральные законы2010 - 2011 годыМинэкономразвития России Минфин России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти5. Предложения по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в целях развития инфраструктуры благотворительной деятельности и добровольчества за счет средств федерального бюджета, направляемых на цели развития институтов гражданского обществадоклад в Правительство Российской Федерации2009 годМинэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти6. Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и иные законодательные акты в части установления разграничения понятий "реклама" и "социальная реклама" и совершенствования регулирования социальной рекламы, включая вопросы налогообложения федеральный закон2009 годМинэкономразвития России Минфин России Минздравсоцразвития России ФАС России 7. Реализация проектного направления "Доброволец России" в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р 2009 - 2010 годыМинспорттуризм России8. Подготовка предложений по изменению нормативно-правовой базы для создания условий и соответствующей инфраструктуры, позволяющих использовать в государственных и муниципальных учреждениях труд добровольцев (волонтеров)доклад в Правительство Российской Федерации2010 годМинэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти