тогда как в восточных - более 9/10. ТЭС на каменном угле наиболее характерны для Рура, Саара, портовых центров на Рейне и судоходных его притоках, для приморских портово-промышленных комплексов, ТЭС на природном газе - для севера Западной Германии, на мазуте - для центров нефтепереработки.
Строительство АЭС велось за пределами каменно - и буроугольных бассейнов и существенно выровняло условия электроснабжения в разных районах страны. Общая мощность действующих в стране АЭС превышает 20 млн. кВт. Гидроэлектростанции играют заметную роль в электроснабжении лишь на юге страны, где сосредоточены основные гидроэнергоресурсы (рис.111.23). В приморской северной части страны заметную роль стали играть в последние годы ветроэнергетические установки, по общей мощности которых Германия вышла на 1-е место в мире, далеко опередив США.
В настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Свои источники газа в ФРГ также невелики - лишь в районе Эсланда на северо-западе.
Необходимо также учесть, что у немецких энергетиков было почти семь лет для практического изучения реформ в других странах, которые они прекрасно использовали.
Фактически реформы в электроэнергетике Германии были начаты в 1996 году. Каковы оказались их стартовые условия?
. Полностью сформировалась необходимая законодательная и нормативная база электроэнергетики.
. Цены на различные виды топлива для электростанций оказались взаимоувязаны.
. Резерв мощности, полностью обеспеченный топливом, после объединения с ГДР составил около 30% плюс мощные электрические связи с европейскими странами, где находится около 50 млн. кВт избыточных мощностей.
При проведении реформ поражает соблюдение интересов потребителей и акционеров. Первый и основной принцип, который немецкие энергетики рекомендуют всем странам, вставшим на путь реформ, следующий: "Высшее требование - обеспечение полного энергоснабжения".
Как видим, это в корне отличается от требования энергоснабжения лишь платежеспособных потребителей, декларируемого в концепции РАО "ЕЭС России", и это не уход от ответственности за генерацию. Правительство и руководство энергокомпаний в Германии относятся к энергетике как к бизнесу, имеющему не только экономическое, но и социальное значение. Россия по Конституции, как и Германия, социально направленная страна, и этот принцип, безусловно, должен быть полностью сохранен нами.
При реформировании электроэнергетики в Германии не было никакой радикальной ломки. Все изменения проводились буквально трепетно с точки зрения сохранения хозяйственных связей, или, как говорят немцы чрезвычайно чутко. В результате при соблюдении вышеуказанных принципов ни одна из энергокомпаний не сменила свою организационную структуру. Если это была вертикально-интегрированная энергокомпания, то она таковой и осталась, а распределительная компания не превратилась в вертикально-интегрированную.
Требование о дерегулировании и разделении бизнеса в немецкой электроэнергетике не привело к дроблению капитала, а осуществлено за счет отдельного учета затрат, т.к. прибыль всех выделенных по бизнесу дочерних компаний - транспорт, генерация, сбыт - объединяется в холдинге. Холдинг использует прибыль там, где это дает наивысший эффект в повышении надежности и экономичности.
Характерна реакция германских компаний на свободный доступ поставщиков электроэнергии на европейский, а следовательно, и на внутренний рынок электроэнергии. До проведения реформ в семи крупнейших энергокомпаниях производилось более 90% электроэнергии. Проведенные переговоры привели к укрупнению этих основных компаний до четырех, в чем оказались прямо заинтересованы как акционеры, так и потребители (государство). Объединение как мощное противозатратное мероприятие ведет к повышению курса акций, снижению стоимости электроэнергии и как следствие к повышению конкурентности немецких товаров. Кроме этого, сотни мелких энергокомпаний стали дочерними компаниями этих гигантов, что также консолидировало капитал в отличие от России, где РАО "ЕЭС России" предложены крайне не популярные меры по дроблению компании с разрывом между ними хозяйственных связей.
Сегодня в Германии действуют следующие основные энергокомпании:объединилась с VEW - общая выработка 209 млрд. кВт/ч;Electra объединилась с Bainwerck - общая выработка 196 млрд. кВт/ч;- 55 млрд. кВт/ч;- 49 млрд. кВт/ч.
Несколько слов о либерализации немецкой энергетики.
В Германии продекларировано и подтверждено соответствующими нормативными актами свободное ценообразование и для генерации, и для транспорта электроэнергии. Однако это далеко не полная свобода цен для производителей и бесправие потребителя. Например, для повышения тарифа на электроэнергию необходимо, чтобы выросла инфляция в промышленности и увеличились цены на мировом рынке энергетического угля. А для того, чтобы изменить тариф для населения, должен произойти рост доходов. У кого могут быть возражения против таких четких экономических правил?
Для влияния и контроля за ростом тарифов на услуги электрических сетей успешно применяется метод сравнения. При этом по каждой статье затрат эталоном являются не только лучшие электросети Германии, но и сетевые компании других европейских стран, что серьезно подняло планку сравнения. То есть в ценообразование привнесены более четкие и прогрессивные методы и критерии управления по сравнению с российским государственным регулированием тарифов.
Во время реформ было отвергнуто создание единой национальной сетевой компании. Причина понятна: любая монополия, тем более частная, - это достаточно закрытый бизнес, который без объективного сравнения или состязания с аналогами не имеет стимулов к снижению затрат. Мы это наблюдаем и в России, где затраты в сетях РАО "ЕЭС России" значительно выше, чем в независимых компаниях Иркутска, Татарии, Башкирии. Конечно, в Германии по закону любой производитель имеет свободный доступ к сетям любой компании. А такие генерирующие компании, как Steag, даже при наличии долгосрочных договоров с вертикально-интегрированной RWE всегда могут сравнить затраты на транспорт в других сетевых компаниях, что, безусловно, ставит в жесткие рамки работу RWE по сетевым затратам.
Немцы понимают конкуренцию просто - это соревнование менеджерских команд при наличии избыточного предложения на рынке. Монополизм же одной менеджерской команды - это путь к стагнации. К сожалению, у нас нет этих основополагающих условий. Одна менеджерская команда крайне неудовлетворительно решает вопросы текущей деятельности и реформ, а избыточные предложения отсутствуют не только на рынке мощности, но и на рынке топлива, работ и услуг.
При реформировании энергетики бывшей ГДР было обращено особое внимание на повышение финансовой устойчивости коммунальных хозяйств, которые, как и в России, катастрофически утяжеляют муниципальные бюджеты. Коммунальное хозяйство Восточной Германии, представленное большей частью многоквартирными муниципальными домами, было основным сектором рынка, где не удалось достигнуть полной оплаты энергии.
Прежде всего система тарифов на теплоэнергию была переведена на европейские методики распределения топливных затрат между тепло-и электроэнергией. В ГДР, как и в России, экономия, топлива при комбинированной выработке энергии на ТЭЦ относилась на электроэнергию, а расход топлива на выработку теплоэнергии считался так же, как и для котельных.
Для единой государственной собственности и ответственности государства за энергоснабжение это не имеет принципиального значения. Однако в рыночной экономике это дает абсолютно ложный сигнал, результатом которого уже стало форсированное строительство котельных и снижение загрузки российских ТЭЦ. Потери топлива составляют миллионы тонн в год. В методиках же, принятых в Западной Европе, экономия топлива комбинированных циклов относится на теплоэнергию, что, безусловно, повышает конкурентность ТЭЦ перед котельными. В результате без изменения суммарных затрат для потребителей за счет некоторого повышения тарифов на электроэнергию соответственно снизился почти на четверть тариф на теплоэнергию, получаемой от ТЭЦ. Каждый гражданин, безусловно, воспринял это нормально, т.к. расход электроэнергии всегда в руках потребителей, а расход тепла в конкретной коммунальной квартире Восточной Германии, как и у нас, не учитывался.
После этого в течение 3-5 лет была проведена колоссальная работа по реконструкции домовых систем теплоснабжения. В результате в каждой квартире появился свой счетчик тепла, а на каждой батарее термостат. Только после этого была гарантирована платежеспособность этого сектора потребления, что позволило форсировать работы по реформам электроэнергетики.
Германия рядом, она делится с нами опытом своих профессионалов, главное в котором:
создание предварительных необходимых условий;
экономическая эффективность реализуемых мер;
забота о смежных отраслях, работающих на перспективу;
сохранение и укрупнение сложившихся структур управления и хозяйственных связей.
Но даже при таком взвешенном подходе немецкие специалисты уже сегодня видят и негативные моменты в проходящих реформах. Конкуренция при наличии резервов свела почти к нулю инвестиционную деятельность, и всего за 5 лет потеряно около 10% резерва мощности. В результате даже в пунктуально подготовленной реформе создалась угроза потери энергомашиностроения и научного потенциала отрасли. Это далеко от размеров наших потерь, но немецкие специалисты обеспокоены малейшей негативной тенденцией. Вот что должно быть принято нами за науку и добрый совет, которому надо следовать.
Эксперты немецкой генерирующей компании Steag, проанализировав опыт германских реформ в наиболее близкой нам Восточной Германии, положение дел в российской энергетике и предложенную Концепцию ее реформирования, пришли к выводу: "Краеугольные точки реструктуризации энергетики в Восточной Германии переносимы в Россию в ограниченной мере". Это официальное и достаточно вежливое заключение по проекту в рамках программы Евросоюза "Tacis". Особенно важно, что этот вывод сделали эксперты генерирующей компании, которым, казалось, надо двумя руками голосовать за разделение бизнеса, предложенного РАО "ЕЭС России".
Если же отбросить немецкую воспитанность и скрупулезно перенести в наши условия практический опыт Германии, то необходимо констатировать:
разделение российских региональных энергокомпаний на отдельные виды бизнеса недопустимо;
контроль цен на электроэнергию и механизмы влияния на их изменения со стороны государства должны быть усилены;
реформы в коммунальном хозяйстве должны предшествовать реформам в электроэнергетике;
для любых радикальных реформ должны быть созданы предварительные условия: правовые, технологические, балансовые;
машиностроение и наука, работающие на электроэнергетику, должны быть в центре принимаемых решений.
По показателю потребления первичной энергии Германия занимает пятое место в мире после США, Китая, России и Японии.
Многие факторы влияют на потребление энергии в Германии. Среди наиболее значимых - сезонные и климатические факторы, численность населения, количество и размеры домовладений, количество автотранспортных средств, степень загрузки производственных мощностей. Хотя численность населения страны снижается, остальные основные факторы имеют постоянную тенденцию медленного роста. Несмотря на это, потребление энергии в Германии немного сократилось в 90-х гг. прошлого века.
Причина этого снижения заключается в высокой эффективности использования, малых потерях энергии. Коэффициент энергетической интенсивности (отношение потребления первичной энергии к валовому национальному продукту) из года в год постоянно снижается. Однако в Германии в ближайшей и дальней перспективе всегда будет стабильный спрос на энергию.
Табл.1 показывает потребление энергии в различных секторах экономики Германии.
Транспорт29,8 %Жилищный и коммунальный сектор27,7 % Промышленность26,4 %Строительство, торговля, обслуживание 15,8 % Оборонный сектор0,2 %Прочее0,1 %
Потребление различных видов энергетических ресурсов в Германии неодинаково и постоянно меняется в течение последних десятилетий. В последние десятилетия нефть прочно стала основным энергетическим источником. Она сохранит свои доминирующие позиции в среднесрочной перспективе. Доля нефти в потреблении первичной энергии в 2020 г. составит 41% по сравнению с 38,5 % в 2001 г.
Второе место на энергетическом рынке Германии занимает природный газ, его доля составляет 21,5%. Планируется также постоянное увеличение его доли до 28% в 2020 г. Потребление каменного и бурого угля из года в год существенно сокращается, их доля в потреблении в 2020 г. планируется на уровне 10-15%.
Еще более значительное сокращение будет в использовании ядерной энергии. Благодаря принятию ряда политических решений ее доля должна снизиться до 4% в 2020 г. Доля ветровой, солнечной и гидроэнергетики будет возрастать. Однако их позиции в абсолютных цифрах очень незначительны, поэтому их рост к 2020 г. планируется на уровне 2-3 % от всего рынка энергии Германии.
Табл.2. Доля импорта энергоносителей в Германию в 2010 г.
Нефть98%Природный газ78%Ядерное топливо100%Каменный уголь55%Бурый уголь1%Другие3%
Отличительной особенностью энергетического рынка Германии является крайне высокая степень зависимости от импорта (табл.2). Германия небогата природными ресурсами. В стране имеются только достаточно значимые месторождения каменного и бурого угля. Доля запасов по каменному углю составляет 5% от мировых, а по бурому углю даже 18%. Поэтому только бурый уголь имеется в достаточном количестве из собственных источников сырья.
Россия является самым важным поставщиком энергетического сырья для Германии. Российские нефть, газ и каменный уголь составляют 18% ежегодного потребления энергии в стране. На втором месте находится Норвегия, чьи поставки нефти и газа составляют 11%. Далее следуют Великобритания с поставками нефти и газа - 7% и Нидерланды с поставками газа - 5%. На оплату импорта энергетического сырья в 2010 г. было потрачено 48 млрд. евро, что составило 9% от общей стоимости ввезенных товаров.
По потреблению сырой нефти ситуация приведена в табл.3.
Табл.3.
Россия 28,8%Норвегия17,9%Великобритания12,6%Ливия11,4%Сирия6,8%Алжир6,3%Саудовская Аравия4,4%Казахстан3,3%Другие страны8,5%
Рынок природного газа Германии состоит на 78% из импорта и 22% собственной добычи, составляет ежегодно 84 млрд. м3. По добыче газа Германия занимает 4-е место в Западной Европе. Большинство месторождений находятся на северо-западе страны, в земле Нижняя Саксония. Импорт осуществляется из 6 стран: России, Норвегии, Нидерландов, Дании, Великобритании и Польши (табл.4). Россия является самым большим поставщиком газа, она значительно доминирует в Германии. Три основных поставщика дают 95% всего импорта газа. Все поставки газа осуществляются на основе долгосрочных соглашений.
Табл.4. Импорт природного газа в Германию из других стран в 2009 г. (Federal Ministry of Economics and Technology 2009, 97)
Россия45,7 %Норвегия26,7 %Нидерланды22,1 %Дания3,2 %Великобритания2,2 %Польша0,1 %
Контракты заключаются обычно на двадцать и более лет, а иногда рассчитаны до 2030 г. Основными секторами потребления природного газа в Германии являются жилищное и коммунальное хозяйство - 49%, промышленность - 25%, производство электроэнергии на тепловых станциях - 12% (Ruhrgas 2002,5).
Энергетическая политика Германии формулируется в специальных программах с 1973 г., которая корректировалась в 1974, 1977 и 1981 гг. Следующими документами являются энергетический отчет от 1986 г., а также директивы по энергетической политике в объединенной Германии от 1991 г. Самым последним правительственным документом является отчет по устойчивой энергетической политике для нужд будущего от 2001 г. (Schiffer 2002, 387).
Эту политику в федеральном правительстве Германии определяло Министерство экономики и технологии. После последней реорганизации оно стало называться Министерством экономики и труда, став укрупненным министерством с расширенными полномочиями. Политика в области энергетики получила название "устойчивой энергетической политики". Министерство определило три основные ее цели: экология, безопасность поставок и экономическая жизнеспособность. Естественно, министерство стремится соединить и оптимизировать реализацию этих трех целей.
Для выполнения целей энергетической политики правительство Германии определило стратегию, состоящую из различных направлений деятельности. Базовым, основным в энергетической стратегии является снижение потребления различных видов энергии. Это является общим для всех трех целей. Вместе с тем, в некоторых случаях имеются свои нюансы и детали. Согласно федеральной энергетической политике основными направлениями деятельности являются следующие мероприятия:
в области безопасности поставок:
. усиление и развитие собственных ресурсов;
. снижение рисков импорта и долгосрочное страхование безопасности импорта;
. более умеренное и рациональное использование энергии;
. страхование технической безопасности трубопроводов, линий передач, транспорта;
в области экономической жизнеспособности:
. гарантирование разумной и эффективной системы энергического снабжения;
. защита экономических интересов Германии на внешних рынках;
. предоставление компаниям Германии новых возможностей за границей;
в области экологии:
. замена "грязных" технологий;
. бережливое и умеренное потребление энергии;
. интернационализация международных расходов на экологию.
Современная правительственная программа энергетической политики базируется на обозначенных выше целях и направлениях деятельности. Коалиция социал-демократической партии и партии зеленых обращала особое внимание на энергетическую политику в период их первого правления 1998-2002 гг., она внедряла новые подходы и принципы формирования энергетики. Эти две партии заключили специальное соглашение и на новый избирательный срок для продолжения свой предыдущей работы (SPD 2003).
Одним из наиболее важных изменений в энергетической политике Германии было принятие соглашения о прекращении использования ядерной энергии. Правительство и руководители АЭС подписали 11 июня 2001 г. договор, который является базой для постепенного закрытия этого сектора энергетики. Согласно этому договору все атомные станции в Германии будут закрыты в течение 25 лет (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 17).
В центре энергетической политики коалиции социал-демократов и зеленых находится также вопрос развития возобновляемых источников энергии. К производству такой энергии привлечено внимания общественности и рядовых жителей Германии. В марте 2001 г. эти инициативы были поддержаны Европейским судом. А федеральное правительство страны увеличило программу государственной финансовой помощи в постройке альтернативных источников возобновляемой энергии. Например, частью этой программы является кампания по установке малых солнечных батарей на крышах 100 тысяч домов Германии.
Дополнительными мероприятиями энергетической политики Германии являются предотвращение прямых и косвенных потерь энергии, регулирование рынка потребления электроэнергии, нефти и газа, интеграция Восточной Германии в рыночный энергетический сектор, предотвращение ненужных перекосов в энергетической конкуренции со странами-членами Европейского Союза, всемерная помощь в добыче угля в стране, поддержка научных исследований.
Необходимо подчеркнуть, что рамочные направления энергетической политики Германии значительно изменились именно в последние годы. Эти изменения характеризуются четырьмя ключевыми понятиями: интернационализация, устойчивость, либерализация, контроль климатических изменений. Интернационализация энергетического рынка страны базируется, в основном, на влиянии Европейского Союза на энергетическую политику. Несмотря на то, что ЕС не имеет права на определение общей энергетической политики, принят ряд мер, влияющих на внутренние рынки стран и на свободное движение через границы товаров, особенно природного газа и электроэнергии.
Открытие и либерализация рынков газа и электроэнергии, исходя из общего курса ЕС, привели к реструктуризации энергетического рынка в Германии, к повышению уровня международной конкуренции. Международные соглашения по контролю климата также существенно влияют на обеспечение устойчивости развития страны. Особое внимание правительство Германии уделяет необходимости поддержания дружественных отношений со странами-поставщиками энергоресурсов.
Германия является одной из ведущих экономических держав мира. Как Россия, так и Норвегия заинтересована в сохранении развитых торговых отношений с ней. Но действуют они по-разному.
топливный энергетический комплекс германия
Одним из очевидных фактов современного времени является то, что нефтегазовая отрасль Норвегии более развита в техническом отношении в сравнении с Россией. Однако это не мешает обеим странам быть надежными торговыми партнерами Германии. Будущие перспективы более обещающие для России, так как ее запасы углеводородов более значительны.
С другой стороны, энергетическая зависимость Германии от обеих стран в настоящее время оценивается приблизительно одинаковой.
Норвегия - это западная страна. Она имеет обширные культурные связи с Германией, у них относительно схожие языки. Сегодня Норвегия интегрирована в Европейское экономическое сообщество, хотя она не является членом Европейского Союза. Отказ Норвегии войти в ЕС, подтвержденный на двух референдумах 1972 г. и 1994 г., может быть объяснен среди прочего высокими государственными доходами от нефтегазового сектора. Большинство норвежцев не хотят траты их денег на общеевропейские нужды, они предпочитают, чтобы деньги были потрачены на рост их благосостояния.
Процесс гармонизации отношений России со многими западными странами начался только недавно.
Энергетическое партнерство между Европейским Союзом и Россией является наглядным примером такого экономического и политического сближения. Сохраняются существенные отличия России в области инновационных решений, внедрения передовых технологий. В Норвегии существует высокоразвитый и конкурентоспособный энергетический сектор со значительной долей новаторских внедрений.
Глава II. Значение ТЭК для сложных отраслей экономики
.1 Связь ТЭК с промышленностью и экономикой
"Три кита", определяющие место и роль Германии в международном разделении труда - это химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. Они поглощают львиную долю внутренних и внешних инвестиционных потоков, рабочей силы и других производственных факторов. При этом производство немецкой промышленности значительно быстрее развивается за границей: перемещение производства в другие страны снижает трансакционные издержки, способствует рациональному распределению ресурсов и создает условия для увеличения объемов производства за счет повышения спроса в результате расширения рынков сбыта.
Наиболее значимая и динамичная в плане торговых и инвестиционных потоков сфера немецкого производства - химическая промышленность, которая занимает ведущие позиции на мировом рынке товаров. На германскую химическую промышленность приходится 26% оборота всей европейской химии. Три немецких химических концерна - "Хест", "БАСФ" и "Байер" - вошли в пятерку крупнейших производителей химической продукции, занимая соответственно места с третьего по пятое - после американских компаний "Дю пон" и "Дау Кемикл" (по оценкам экспертов производительность труда в химической промышленности ФРГ составляет 80% от уровня США). Другие крупные продуценты химических изделий в Германии - концерны "Хенкель", "Дегусса", "Проктер энд Гэмбл", "Берингер". Основные объемы производства традиционно приходятся на продукцию органической химии (19%), пластмассы и изделия из них (17%), лаки и краски (8%), моющие средства и средства по уходу за кожей (8%). Более 45% производства химической промышленности Германии ориентировано на экспорт, при этом наиболее крупными и перспективными рынками сбыта немецкой продукции являются Западная Европа, Северная Америка и Япония, но к 2010 году на первое место выдвинется азиатский регион, так как прирост населения и темпы экономического развития будут здесь в два раза выше, чем в остальном мире.
Не менее значимой является машиностроительная отрасль Германии, которая производит 46% машиностроительной продукции Евросоюза. При этом наиболее конкурентные позиции на мировых рынках занимают немецкие автомобили. По производству автомобилей Германия занимает 3-е место в мире. В последние годы предприятия автомобильной индустрии стали развиваться более динамично, производство стало гибче, возросла производительность, значительно сократились сроки разработки и внедрения новых моделей автомобилей и технологического оборудования, увеличился приток инвестиций. Эффективная организация структуры немецкой автомобильной промышленности создает условия для повышения конкурентоспособности ее продукции не только за счет снижения издержек и цен, но и благодаря производству автомобилей, удовлетворяющих индивидуальным требованиям конкретного заказчика. В среднем автомобильная промышленность растет примерно на 3% в год. Немецкие корпорации "Фольксваген" и "БМВ" наиболее активно расширяют свое зарубежное производство, ориентируясь в последние годы на рынки стран ЦВЕ и Азии. Электротехнические товары и аппаратура также в больших объемах экспортируются на мировые рынки. Однако по конкурентоспособности Германию в этой отрасли опережают США и Япония, поскольку основную ставку ФРГ делает все-таки на химию и автомобилестроение, направляя в эти области основную часть инвестиций и расходов на НИОКР. Таким образом, Германия специализируется на производстве наукоемкой и капиталоемкой продукции. Используя трудо - и ресурсосберегающие технологии, благодаря концентрации капитала, широкому доступу к рынкам сбыта (что тоже можно считать производственным фактором), ФРГ оптимизирует свою производственную стратегию, поэтому она сумела достичь больших успехов в конкурентной борьбе и стать третьей по масштабам экономикой мира.
В то же время Германия остаётся энергетически зависимой страной. Это видно из таблицы 4, где показана незначительная доля производства электроэнергии.
Таблица 4
Промышленность Германии: выпуск продукции по отраслям в 2009-2011 гг. (% изменение по годам)
Отрасль Изменение объемов выпускаЦены производителейЗанятость 2009201020112010201120102011Добывающая промышленность-1,3-5,0-3,56,5-2,5-6,8-6,0Обрабатывающая промышленность1,76,04,52,50,80,50,8-промежуточные товары2,54,84,34,30,00,30,8-капитальные товары0,09,06,00,30,50,31,0-товары длительного пользования3,76,04,00,81,0-1,00,3-товары краткосрочного пользования1,31,82,50,30,80,30,3Пищевые товары, напитки, табак2,92,31,80,30,81,00,3Текстильная и швейная промышленность-8,6-1,81,30,51,0-3,5-0,5Бумажная и полиграфическая промышл. 3,74,03,02,51,31,50,8Изделия из кокса и минеральных масел-3,53,00,325,0-4,03,3-2,0Химическая промышленность4,44,34,8-2,00,3-0,50,8Производство изделий из резины и пластмассы1,66,06,31,81,01,01,5Металлургия0,16,53,83,50,5-0,50,8Машиностроение-2,07,06,01,01,50,01,3Электротехника4,210,88,30,00,31,81,8Производство транспорта и деталей3,06,03,50,81,01,01,0Поставка эл/эн0,60,51,0----Строительство0,8-0,81,3---2,00,0Производственный сектор в целом1,54,84,0--0,00,5
2.2 ТЭК и социально-экономическое развитие Германии
После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. и слияния энергетических комплексов ФРГ и бывшей ГДР Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, после объема производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Можно отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится нa леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал). Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт - крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейцарии, и привлекающее сюда множество туристов. Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый рейнский капитализм", характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серозные сложности. У ФРГ в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 10 (1 марок чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигает 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 1997 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% величины общих вложений. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Все это чревато потерей немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась с начала 1980-х годов: с 1980 г. по 1993 г. доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 23,3% до 16,2%
Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии невыгодно. Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом, для которых Маастрихтские критерии валютной конвергенции максимальный уровень соответственно в 3% и 60% ВВП. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн марок. Для выравнивания уровня развития западных и восточных земель был даже введен специальный "налог на солидарность", предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на востоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.
Для экономики Германии характерна "сверхиндустриализация", то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Несомненно, что Германия в конце 1990-х годов достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая, отрасль - животноводство. ФРГ экспортирует мясо, масло, зерно.
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:
автомобилестроение;
транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
электротехническая промышленность;
точная механика и оптика;
химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
чёрная металлургия.
Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное), химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюр-темберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии ("фолькс ваген"), Гессене ("опель"), Северной Рейн-Вестфалии ("форд, опель"), Баварии (БМВ) и Саарленде ("форд"). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но "фольксваген", "опель" и "даймлер-бенц" быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.
С конца ХЖ в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как "Siemens", "AEG". "Telefunken", и "Osram". После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР элекгрогехничоская и электронная промышленность (специализировавшаяся на по ставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.
С конца ХЖ в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков в Людвигсхафене, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды
Текстильная отрасль германской экономики и последнее время перенесла свою производство за границу, по по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей Предприятия текстильной промышленности расположены в Северной Рейн-Вестфалии и южной Баварии.
Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма "Zeiss" приобрела схожее но профилю производство в Йене (восточные земли). Все заметное влияние ока зывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние се отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение, судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику к оптику.
Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен, Киль, Кельн, Любек, Росток, Штутгарт). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (скоростные поезда собственного производства Inter City Express).
Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бремснхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.
Электроэнергетика Германии, пользуется таким топливом, как нефть, природный газ, уголь. Собственный энергетический потенциал Германии не очень силен: крайне высока зависимость страны от внешних поставок нефти и газа.
Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира.
Экспорт состоит из: машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.
География экспорта: страны ЕС - 55,5% (Франция-10,7%, Великобритания - 8,5%, Италия - 7,4%, Нидерланды - 7,0%. Бельгия-Люксембург - 5,8%), США - 8,6%, Япония - 2,3%.
Импорт состоит из: машин - 22%, станков и оборудования - 10%, продукции химической промышленности - 9%, продовольствия и текстиля.
География импорта: страны ЕС - 54,3% (Франция - 10,5%. Нидерланды - 8,5%, Италия - 7,8%, Великобритания - 7,0%, Бельгия-Люксембург - 6,2%), США - 7,7%, Япония - 4,9%.
Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. Но экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд долл. Но импорт у услуг стран;) занимает второе место в мире - 121,8 млрд долл.
Глава III. Проблемы и перспективы развития ТЭК Германии
.1 Оценка возможности развития ТЭК Германии
Динамичное развитие технологий использования возобновляемых источников энергии в Германии соответствует общемировой тенденции к увеличению доли таких источников во всем объеме вырабатываемой энергии. По оценке Американского общества инженеров-электриков, в 1980 г. доля электроэнергии, производимой на основе возобновляемых источников, в мире составляла 1%, к 2020 г. - 13%, а к 2060 г. - 33%. Доля Германии в мировом потреблении первичной энергии составляет 4%. Здесь ежегодно потребляется 500 млн. т. энергоносителей в угольном эквиваленте. Структура используемых источников первичной энергии: нефть, природный газ, каменный уголь, бурый уголь (всего около 60%), атомная энергия (30%), возобновляемые источники (8%) и сжигание мусора (2%). Ситуация в Германии определяет общую картину в области использования возобновляемых источников электроэнергии в странах Европейского союза.
Федеральное правительство Германии планирует увеличить долю возобновляемой энергетики во всем энергопотреблении страны с 6% в 2000г. до 12,5% в 2020г. в основном за счет энергии ветра, солнца и биомассы. К 2050г. доля возобновляемых источников энергии во всем объеме производства электроэнергии достигнет 50%. - Обеспечение энергетической безопасности. Актуальность использования возобновляемых источников электроэнергии повышается из-за устойчивой тенденции роста цен на нефть и газ. Федеральное правительство Германии обязалось к 2015г. сократить выброс углекислого газа в атмосферу по сравнению с 1990г. на 25%. В 2010г. по сравнению 1990г. загрязнение атмосферы углекислым газом сократилось на 15%. Технологии по использованию возобновляемых источников энергии еще не могут во многих сферах деятельности конкурировать с использованием обычных энергоносителей. В Германии создаются инструменты для мотивации использования соответствующих технологий и услуг в сфере энергосбережения через соответствующие законы. Основным нормативным актом в Германии в этой области является Закон о приоритете возобновляемых источников энергии (EEG) от 29 марта 2000г. Законом определен механизм решения стратегической задачи, поставленной перед Германией договоренностями в г. Киото, по уменьшению в 1990-2015гг. в выбросов парниковых газов на 21%. Основной мерой по достижению этой цели в ФРГ является развитие производства электроэнергии с помощью возобновляемых источников. Благодаря данному закону, основную часть в увеличении доли электроэнергии от возобновляемых источников составляет энергия ветра.
Существенную роль призвана сыграть также биоэнергетика и фотоэлектроэнергетика. В мире технологии с использованием энергии ветра получили наибольшее развитие в ФРГ, США, Дании и Испании. На долю этих стран приходится более трех четвертей всего мирового парка ветряных установок. На долю Германии приходится одна треть мирового производства электроэнергии с помощью ветра. ФРГ прочно занимает лидирующее место по объему потребляемой электроэнергии, произведенной на ветряных установках, оставив далеко позади Испанию - 2.800 мвт., США - 2.500 мвт. и Данию - 2.400 мвт. в год. Для Германии этот вопрос важен еще и потому, что правительство решило в течение 20 лет закрыть все 20 атомных электростанций, которые вырабатывают 30% электроэнергии в стране. Частично они будут заменены ветровыми турбинами и фермами, на которых к 2030г., как предполагается, будет производиться 15% электроэнергии страны. В ФРГ ассигнуются значительные государственные средства на НИОКР в области создания ветроэнергетических установок (ВЭУ). Особое внимание при проведении этих работ уделяется повышению надежности установок, их безопасности, снижению шума, уменьшению помех теле - и радиокоммуникациям. Развитие ветроэнергетики как источника энергии в ФРГ сталкивается с определенными сложностями. Ветровые фермы занимают большие площади, что связано с существенным изменением ландшафта при строительстве ВЭУ. Другой проблемой, связанной со строительством ВЭУ, учитываемой в ФРГ, стала потенциальная возможность гибели птиц на путях их миграции. Немаловажными проблемами также являются влияние уровня шума, создаваемого установкой и влияние работы ВЭУ на системы радиосвязи. Однако германские специалисты указывают и на серьезные технические трудности подобных проектов.
В районе г. Магдебург в сент. 2002г. установлена турбина, которая может быть использована для эксплуатации в море. Каждая лопасть изготовлена из армированного стекловолокном материала, имеет длину 52 м. и ширину 6 м., а ее масса составляет 20 т. Гондола, в которой находятся ось, генератор и другие элементы, имеет массу 440 т. Такую конструкцию способны поднимать на требуемую для работы мачту высотой 120 м. лишь краны специальной конструкции. Для эксплуатации в море необходимы также мощные фундаменты с глубиной 30 м., чтобы выдержать напор водяных масс. Требуется также защита механики и электроники от соленой воды. Для подключения к сети нужны километры морского кабеля, обслуживание платформы также представляет определенные сложности. Тем не менее, германские разработчики ветряных электростанций уверены, что при достаточно большой мощности турбин (4-5 мвт.) и общем их числе около сотни проекты будут рентабельными. Солнечная энергетика. Германия входит в число мировых лидеров по использованию экологически чистых видов энергии - солнца, воды, ветра и биомассы. В стране насчитывается 500 тыс. солнечных установок для производства электроэнергии и тепла. С 1999г. активно реализуется правительственная программа по оснащению 100 тыс. частных домовладений солнечными батареями, которые устанавливаются на крышах. Однако доля солнечной энергии в энергетическом балансе Германии составляет три сотых процента. Темпы роста суммарной мощности солнечных батарей в ФРГ наглядно отражаются в динамичном увеличении количества заказов на установку новых батарей в соответствии с упомянутой выше правительственной программой: 1998г. - 0, 1999г. - 10 мвт., 2000г. - 40 мвт., 2001г. - 120 мвт., 2002г. - 200 мвт. Бурный рост солнечной энергетики в ФРГ обусловлен принятием в 2000г. закона о возобновляемых источниках энергии, согласно которому фирма-поставщик при вводе в эксплуатацию новых мощностей по выработке электричества с использованием солнечной энергии получает от государства по 48,1 евроцента за каждый проданный киловатт-час электроэнергии. Указанная сумма. снижается на 5% в случае ввода таких мощностей в каждом из последующих годов.
По мнению экспертов, принятие закона о возобновляемых источниках энергии в ближайшей перспективе обеспечит постепенную коммерциализацию рынка солнечной энергетики ФРГ. По данным компании Volt-mark, в ФРГ удельные затраты на создание 1 квт. производственных мощностей для установки мощностью 200 квт. составляют 5,2 тыс. евро, а для установки мощностью 5 квт. - 6,5 тыс. евро. Компания уже ввела в эксплуатацию установки мощностью 600 квт. и 1,6 мвт. Разрабатывается также установка на 1,8 мвт., что, по расчетам компании, позволит снизить стоимость 1 квт. производственных мощностей до 4,8 тыс. евро. Большое внимание в ФРГ уделяется повышению коэффициента полезного действия солнечных батарей, а также поиску новых материалов для замены кремния. Так, используются солнечные гибридные батареи с использованием органических полимеров и селенида кадмия, коэффициент полезного действия которых составляет 6,9%. Недавно созданы чрезвычайно тонкие солнечные батареи из соединений углерода. В качестве основы солнечных элементов используется полимер, который при освещении испускает электроны; однако коэффициент полезного действия новых батарей составляет 20% от соответствующего показателя кремниевых батарей. Ведутся работы по созданию экологически чистых автоматизированных технологий производства солнечных элементов из кремния с КПД до 20%.
В сельском хозяйстве Германии работает 1.250 децентрализованных биогазовых установок со средней установленной электрической мощностью 60 квт. В вопросе использования энергии биомассы в ФРГ наиболее перспективными направлениями рассматриваются: - выработка электроэнергии на электростанциях, на которых сжигаются твердые бытовые отходы городов (ТБО), а также электростанциях, работающих на биогазе. Для производства тепла и электричества используются также отходы переработки леса прямым сжиганием или путем их газификации с последующим сжиганием полученного газа; Особенно важную роль имеет проблема ликвидации и одновременно энергетического использования отходов. При переработке биомассы в этанол образуются побочные продукты, прежде всего, промывочные воды и остатки перегонки. Последние являются серьезным источником экологического загрязнения окружающей среды. Представляют интерес технологии, которые позволяют в процессе очистки этих отходов получать минеральные вещества, используемые в химической промышленности, а также применять их для производства минудобрений. В качестве показателей, характеризующих эффективность использования биомассы, можно привести следующие: теплотворная способность сжигания 1 т. сухого вещества соломы эквивалентна 415 кг. сырой нефти. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов (бытового мусора) остро стоят перед всеми странами. Выход мусора на душу населения в год составляет 250-700 кг., увеличиваясь ежегодно на 4-6% и опережая прирост населения. Проблемы переработки мусора решены на обустроенных полигонах путем использования технологии твердофазного брожения с получением биогаза. Эта технология самая дешевая и не допускает токсичные выбросы и стоки. Биогаз используется в основном для производства электроэнергии, тепла и с высокой эффективностью может трансформироваться в другие виды энергии. При этом коэффициент его полезного использования на газогенераторах в качестве топлива может составлять до 83%.
3.2 Зависимость ТЭК Германии от ТЭК России
Германия покрывает за счет импорта из РФ 32 проц своих потребностей в нефти и 38 проц - в газе. Тем самым Россия является крупнейшим для ФРГ поставщиком первичных энергоносителей /18 проц общей потребности/.
Россия и Германия придают огромное значение взаимовыгодному сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе, которое имеет основания для дальнейшего укрепления в условиях ситуации, сложившейся в настоящее время на мировых рынках энергоресурсов. Обеспечение энергетической безопасности Германии во многом зависит от состояния российского нефтегазового комплекса, что является дополнительным стимулом для прихода немецкого бизнеса в Россию. Однако, чтобы ускорить этот процесс, необходимо выяснить позиции российского руководства по целому ряду вопросов, которые актуальны сегодня не только для немецких предпринимателей, но и для их коллег из других стран.
Новая ситуация в мире ставит и новые задачи. У ЕС есть только два возможных варианта действий. Первый заключается в том, чтобы обеспечить рост потребления внутренних европейских энергоресурсов, например угля или атомной энергии, что также чревато определенными негативными последствиями. А второй - это максимальная дифференциация поставок энергоресурсов на континент, с тем чтобы избежать зависимости от какого-либо одного региона. Для Германии российский нефтегазовый комплекс, несмотря на незначительное участие немецких предпринимателей в его работе, особо важен из-за того, что 29% потребности немецкой экономики в нефти и 45% спроса на газ удовлетворяется за счет поставок из России. Поэтому германо-российский энергетический диалог является очень важным для немцев. Если же говорить о России, то экспорт нефти и природного газа в Европу является стабилизирующим фактором национальной экономики, поскольку более 50% российского бюджета приходится на выручку от поставок энергоресурсов. Сегодня Россия и Европа должны сотрудничать в сфере обеспечения стабильных поставок энергоресурсов, поскольку она представляет неоспоримую выгоду для обеих сторон. Немецкие государственные деятели и предприниматели довольно оптимистично относятся к возможностям сотрудничества с российским нефтегазовым комплексом, что обусловливается двумя факторами. Во-первых, вопросы энергетики сегодня, как никогда ранее, находятся в центре внимания политической элиты Германии и России, а во-вторых, тесные связи были налажены между энергетическими объединениями двух парламентов. В настоящее время США и страны Европы признали Россию страной с рыночной экономикой, что, по мнению г-на Шнайдера, открывает новые перспективы для энергетического диалога. Однако требуется создание реальных рыночных механизмов, позволяющих иностранным компаниям работать в России. Необходимы серьезные структурные изменения, которые открыли бы зарубежным фирмам в рамках СРП возможности для участие в деятельности самой прибыльной из отраслей российской экономики. Ведь если принять во внимание тот факт, что стране для успешного развития проектов нефтегазового комплекса потребуются ежегодные капиталовложения в размере $20 млрд, то роль иностранных инвесторов становится весьма значимой. Существующие проблемы, такие как налогообложение, излишняя бюрократизация и ряд других, требуют значительных усилий и наличия политической воли, направленной на развитие сотрудничества. Последним успехом в деле расширения энергетического сотрудничества Германии и России стало заключение трехстороннего российско-германо-украинского соглашения, которое служит дальнейшему развитию экспорта энергоресурсов. Конечно, теперь эти договоренности должны быть дополнены реальными шагами, и Германия готова оказать россиянам любое содействие в этой работе.
Первым в этом ряду находится вопрос о необходимости дальнейшего развития инфраструктуры российского трубопроводного транспорта для того, чтобы обеспечить поставки нефти и природного газа в достаточных для европейской экономики объемах. Далее г-н Гутброд высказал мнение о необходимости дальнейшего диалога между Россией и ЕС по вопросу ценовой политики. В долгосрочной перспективе зарубежным предпринимателям хотелось бы понять дальнейшие действия российского правительства в этом направлении, поскольку решение вопроса о внутренних ценах необходимо принять в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. И, наконец, третьим вопросом является проблема равного доступа для всех компаний к российским трубопроводам. Россиянам следовало бы создать единую транспортную систему по примеру ЕС, поскольку различные требования усложняют процесс транспортировки энергоресурсов на рынки стран-потребителей.
Строительство Северо-Европейского газопровода /СЕГ/ по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского Грайфсвальда означает "выход германо-российского экономического сотрудничества на новый качественный уровень". Ныне действующие договоренности по поставкам газа остаются в силе, а интересы Польши и балтийских стран будут учитываться.
Согласно прогнозам, до 2015 года потребности государств Европейского союза в импорте газа будут возрастать ежегодно почти на 100 млрд кубометров.
Директивой Европейского Союза (ЕС) в среднем на 26 % (160-190 тыс. МВт) создает предпосылки для существенного увеличения объема экспортных поставок в страны ЕС, так как в настоящее время внутренний тариф на электроэнергию в России в 7 раз ниже, чем в среднем в странах ЕС. Выход на европейские рынки электроэнергии напрямую без посредников позволит российской электроэнергетике завоевать значительную часть европейского рынка. Однако при этом потребуется открытие собственного рынка, а также его либерализация. Учитывая то обстоятельство, что основной целью либерализации рынков энергоносителей в странах Европейского Союза, равно как и для любой другой страны, является повышение эффективности работы отраслей топливно-энергетического комплекса благодаря созданию в них конкурентной среды и за счет этого повышение экономической доступности и качества энергетических услуг, можно отметить, что негативные последствия, связанные со снижением цен на электроэнергию в ЕС могут компенсироваться за счет выгод от либерализации внутреннего российского рынка. Поэтому даже при 20 % снижении цен на электроэнергию в ЕС российская электроэнергия будет оставаться конкурентоспособной, при условии, что внутренние цены на электроэнергию возрастут не более чем в 3-4 раза к 2010 году.
Таким образом, эффективность экспорта электроэнергии из России в зарубежные страны во многом будет определяться конъюнктурой электроэнергетических рынков в этих государствах. Следует отметить, что при заключении контрактов на экспорт электроэнергии на долгосрочную перспективу нельзя ориентироваться на один уровень тарифа, который в большой степени зависит от цен на органическое топливо, внутренней инфляции, изменения налогообложения в стране, различных схем финансирования вновь вводимых объектов, предназначенных для экспорта. Полученные вариантные уровни тарифов являются ориентиром для сравнения с прогнозными тарифами на электроэнергию в государствах, рассматриваемых в качестве потенциальных инвесторов и должны использоваться при рассмотрении конкретных экспортных проектов между Россией и возможными импортерами.
Успешная реализация программы по увеличению экспорта электроэнергии из России требует проведения активной работы с потенциальными импортерами электроэнергии и странами - транзитерами, через энергосистемы которых может передаваться мощность, для разработки совместных проектов и исследований. Практика выполнения международных проектов по программам Tacis, TEN, финансируемым ЕС, показывает, что они не в полной мере отражают интересы России и технические особенности состояния и развития энергетики России.
Видные представители правительства Германии выступают с предложением о возрождении в стране атомной энергетики с тем, чтобы диверсифицировать источники энергии.
Заявления о возможности пересмотра принятого несколько лет назад запрета на эксплуатацию АЭС стали раздаваться на волне обеспокоенности слишком глубокой зависимостью немецкой экономики от российского топлива.
Ровно год назад на Германии тяжело сказались перебои с поставками газа из России, вызванные спором о тарифах, которые вели Москва и Киев. Теперь похожая проблема наблюдается в транзите российской нефти через Белоруссию.
Эти два инцидента привели к обеспокоенности чересчур масштабной зависимостью Германии от российских ресурсов и к разговорам о возможности сохранения собственной атомной энергетики.
Предыдущее правительство Германии во главе с канцлером Герхардом Шредером проголосовало в свое время за закрытие всех 17 атомных электростанций на территории страны.
Нынешний коалиционный кабинет, возглавляемый Ангелой Меркель, подчеркивал, что не намерен пересматривать это решение, несмотря на что, что многие христианские демократы, соратники Меркель по партии, относятся к атомной энергетике гораздо более спокойно.
Однако в свете последнего диспута, разгоревшегося между Россией и Белоруссией, канцлер уже заявила о необходимости внимательного рассмотрения вопроса о диверсификации энергетических поставок, которая, по ее словам, должна быть осуществлена с выводом из строя атомных электростанций.
Министр экономики Германии при этом был более откровенным: он призвал к немедленному переосмыслению намерения страны отказаться от атомной энергетики.
Однако любые шаги в этом направлении наверняка встретят активное сопротивления со стороны партнеров канцлера по коалиции, социал-демократов, и приведут к всплеску политических страстей.
В поисках ослабления зависимости Германия также пытается развивать возобновляемые источники энергии.
В феврале 2000 г. в Германии был принят многообещающий закон по возобновляемой энергетике, в котором главная роль отведена использованию солнечной энергии.
Согласно этому закону устанавливаются повышенные закупочные цены на электроэнергию, произведенную возобновляемыми источниками энергии и поставленную в централизованную электросеть.
Так, цена 1 кВт/ч для установок, соединенных с сетью, по секторам ВИЭ составляет: до 0,178 € для ветроэнергетических установок (цена рассматривается как конкурентоспособная для этого сектора, получившего в Германии намного большее развитие, чем фотоэлектричество), 0,20 € для установок на биомассе и 0,15 € для микроГЭС. Для фотоэлектрических установок минимальная цена установлена в размере 0.51€ за кВт в ч против 0.08€ существовавшей ранее.
Эта цена распространяется как на уже существующие установки (в общем более 40 МВт), так и на те, которые планируется установить после 1 января 2000 г., с условием, что все вложения будут сделаны не позднее 1 января 2002 г. После этой даты минимальная цена должна снижаться на 5% ежегодно. Этот механизм будет действовать в течение 20 лет при условии, что общая мощность установок не будет превышать 350 МВт.
Существуют и некоторые другие ограничения на реализацию этого закона. Первое состоит в том, что государство или дистрибьюторы энергии не должны владеть более чем 25% -й долей в производящей компании. Другое ограничение связано с тем, что мощность установок не должна превышать установленной величины. Для фотоэлектричества эта величина составляет 100 кВт для фотоэлектрических установок, которые не интегрированы в здание, и 5 МВт для установок других типов (крыши, фасады и др.).
Но недавно Министерство энергетики Германии опубликовало отчет, в котором утверждается, что ветровые электростанции слишком дороги и неэффективны. Ведомство считает, что гораздо разумнее пускать средства на повышение эффективности использования электроэнергии, что поможет сократить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу. Сегодня Германия является мировым лидером по количеству ветровых электростанций - в стране действуют более 15000 турбин. К 2015 году, по плану правительства, возобновляемые источники энергии должны обеспечить 20% всех потребностей нации в энергии.
Подключение ветроэлектростанций к государственной электроэнергетической системе обойдется в 1,1 млрд. евро. Однако Министерство энергетики уверено, что сократить выброс парниковых газов можно иным способом, оснастив существующие электростанции, работающие на органическом топливе, современными фильтрами. Результат будет равнозначным, а затраты - существенно меньше.
Заключение
Основные выводы по работе:
Электроэнергетика Германии, пользуется таким топливом, как нефть, природный газ, уголь. Собственный энергетический потенциал Германии не очень силен: крайне высока зависимость страны от внешних поставок нефти и газа.
Сегодня в Германии действуют следующие основные энергокомпании:объединилась с VEW - общая выработка 209 млрд. кВт/ч;Electra объединилась с Bainwerck - общая выработка 196 млрд. кВт/ч;- 55 млрд. кВт/ч;- 49 млрд. кВт/ч.
При реформировании энергетики бывшей ГДР было обращено особое внимание на повышение финансовой устойчивости коммунальных хозяйств, которые, как и в России, катастрофически утяжеляют муниципальные бюджеты. Коммунальное хозяйство Восточной Германии, представленное большей частью многоквартирными муниципальными домами, было основным сектором рынка, где не удалось достигнуть полной оплаты энергии.
Прежде всего система тарифов на теплоэнергию была переведена на европейские методики распределения топливных затрат между тепло-и электроэнергией. В ГДР, как и в России, экономия, топлива при комбинированной выработке энергии на ТЭЦ относилась на электроэнергию, а расход топлива на выработку теплоэнергии считался так же, как и для котельных.
Германия покрывает за счет импорта из РФ 32 проц своих потребностей в нефти и 38 проц - в газе. Тем самым Россия является крупнейшим для ФРГ поставщиком первичных энергоносителей /18 проц общей потребности/.
Россия и Германия придают огромное значение взаимовыгодному сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе, которое имеет основания для дальнейшего укрепления в условиях ситуации, сложившейся в настоящее время на мировых рынках энергоресурсов. Обеспечение энергетической безопасности Германии во многом зависит от состояния российского нефтегазового комплекса, что является дополнительным стимулом для прихода немецкого бизнеса в Россию. Однако, чтобы ускорить этот процесс, необходимо выяснить позиции российского руководства по целому ряду вопросов, которые актуальны сегодня не только для немецких предпринимателей, но и для их коллег из других стран.
Список использованной литературы
1.N. von Lucksburg. Deutsche Handelsgesetzbuch.
2.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002 - 288 с.
.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 - 512 с.
.Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2004. - 400 с.
.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения.М., Финансы, 2003 - 238 с.
.Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер, 2004 - 440 с.
.Германское право. Часть 1. Гражданское уложение. М., 2006; Часть 2. Торговое уложение и другие законы. М., 2006; Часть 3. Закон об общих условиях сделок; Закон об ответственности за недоброкачественную продукцию и др.М., 2009.
.Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 2006. - 328 с.
.Дмитриева Г.К. Международное частное право. М., 2003. - 279 с.
10.Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001.
.Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининград, 2000. - 82 с.
.Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
.Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984. - 454 с.
.Международные финансы /под ред. П.В. Сергеева М.: Инфра-М, 2003 - 328 с.
.Международные финансы: - Учеб. Пособие, М., 2007. - 328 с.
.Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие / Под ред.У. Рора, С. Долгова. М., 2005.
.Миляков Н.В. Таможенная пошлина. М.: Финансы и статистика, 2005 - 288 с.
.Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2005 - 400 с.
.Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2004. - 768 с.
.Немецко-русский юридический словарь / Под ред.П.И. Гришаева.4-е изд.М., 2006.
.Оболенский В. Россия - вечный поставщик энергоресурсов? // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 6, с.71-84
.Основы внешнеэкономической деятельности /под ред. Л.А. Воловика. Калининград, 1998. - 128 с.
.Основы немецкого торгового и хозяйственного права.М., 2005.
.Пулатова Т. Фондовый рынок Германии. СПб., 2009.
.Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие, С-Пб., 2005 - 400 с.
.Романова Т. Институциональные особенности экономических отношений Россия - ЕС // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 5, с.49 - 55
.Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии. История, система, институты.М., 2004.
.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: Экономист, 2004 - 432 с.
.Таможенное право /под ред.М. М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 - 384 с.
.Таможенное право: учебник для вузов /под общ. ред. Андриашина Х.А. - ЗАО "Юстицинформ", 2006.
.Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2004 - 303 с.
.Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
.Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
.Халипов С.В. Таможенное право. М.: Зерцало, 2005 - 430 с.
.Шапп Ян. Основы гражданского права Германии. М., 2006.
.Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т.1.М., 1949 - 1950; Т.2. М., 1950. Переизд. 1999.