История открытия и освоения северного морского пути
История открытия и
освоения северного морского пути
Перед посетителями отдела
разворачивается насыщенная выдающимися событиями история арктического
мореплавания.
Пионерами плавания по
Северному Ледовитому океану были отважные русские поморы. На небольших парусных
судах - кочах они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, постепенно продвигались
на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского
пути из Атлантического океана в Тихий. Служилый человек Семен Дежнев в 1648 г.
впервые прошел через пролив между Евразией и Северной Америкой, доказав, что
это два обособленных континента.
В экспозиции отдела можно
познакомиться с фрагментом наружной обшивки и частью форштевня древнего коча,
реконструированной одеждой полярного морехода XVI-XVII веков и другими реликвиями первопроходцев
северных морей.
Диорама "Мангазея"
рассказывает об одном из самых крупных торгово-ремесленных и промысловых
центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею
занимают видное место в истории русской арктической культуры XVI- XVII в.
Огромный вклад в изучение
Арктики и развитие арктического мореплавания внесли представленные в отделе
Великая Северная Экспедиция под руководством В. Беринга (1733-1745 гг.), первая
русская морская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга
В. Чичагова
(1766-1767 гг.),экспедиции на Новую Землю (1821-1824 гг) и северо-восток Азии
(1820-1824 гг.) под руководством Ф. Литке и Ф. Врангеля, шведско-русская
экспедиция на судне "Вега", возглавляемая А. Норденшельдом (1878-1879
гг.), русская полярная экспедиция на шхуне "Заря" под руководством Э.
Толля (1900-1902 гг.), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана
на судах "Таймыр" и "Вайгач" под командованием полковника
И. Сергеева и капитана 2-го ранга Б. Вилькицкого (1910-1915 гг.), экспедиции
под руководством Г. Седова, В. Русанова, Г. Брусилова (1911 - 1914 гг.).
Особое место в экспозиции
отдела занимает штурвал первого в мире арктического ледокола "Ермак",
созданного в 1899 г. по чертежам вице-адмирала С. О. Макарова, нактоус (магнитный
судовой компас) и буквы надписи названия знаменитого корабля.
Организация в 20 - 30-е гг
Карских товарообменных экспедиций., исследования, проводившиеся Северной
научно-промысловой экспедицией и Плавучим морским институтом положили начало
комплексному изучению и освоению Арктики. В 1932 г. ледокольный пароход
"А. Сибиряков" впервые прошел Северным морским путем за одну
навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.
Значительное место в
экспозиции отведено "Челюскинской эпопее" 1933-34 гг. Полярные
летчики, принявшие участие в спасении челюскинцев со льдов Чукотского моря
стали первыми Героями Советского Союза. Первым экспонатом музея является
настоящий самолет-амфибия "Ш-2" конструкции инженера В. Б. Шаврова,
построенный в 1931 г. в Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой
разведки в Арктике в 30 - 60-е гг. В 1937 г. первая воздушная высокоширотная
экспедиция, возглавляемая О. Шмидтом, доставила на льдину в район Северного
полюса группу исследователей под руководством И. Папанина. Палатка первой
дрейфующей научной станции "Северный полюс" занимает одно из
центральных мест в экспозиции музея.
Большой интерес представляют
экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету
Москва - Северный полюс - Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. Чкаловым,
Г. Байдуковым и А. Беляковым и высокоширотному дрейфу ледокольного парохода
"Г. Седов" (1938-1940 гг.). Комплексное исследование Северного
Ледовитого океана и его морей- одна из главнейших задач ученых - полярников.
Труды папанинцев положили
начало проведению научных работ в океане
с дрейфующего льда. С 1950 г. на льдах Арктики ежегодно работали научные
станции "Северный полюс", с 1948 г. проводились воздушные
высокоширотные экспедиции "Север".
В экспозиции отдела
представлены подлинные предметы дрейфующих станций - одежда, бытовые вещи
полярников, научные приборы. Показано внутреннее убранство деревянного передвижного разборного
домика дрейфующей станции "Северный полюс-3".
Специфика арктических
исследований потребовала создания специальной аппаратуры. Экспозиция знакомит с
подлинными приборами, которые были разработаны отечественными учеными:
электрический самописец течений, дистанционная метеостанция, фототермограф с
годовой автономностью и возможностью функционирования в морях, покрытых льдом в
течение большой части года. Для арктических исследований, создана
автоматическая радиометеостанция, которая устанавливалась на льду в Северном
Ледовитом океане и в течении года передавала по радиоканалу метеоинформацию. В
экспозиции отдела можно увидеть макет дрейфующей автоматической
радиометеостанции в 1:10 натуральной величины. Большая карта-схема наглядно
иллюстрирует работу Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали
России и роль ледокольного флота в современных арктических перевозках.
В музее хранится богатый
документальный материал по арктическому мореплаванию, личные фонды полярных капитанов:
В.И. Воронина, Н.М. Николаева, Н.И. Храмцова, К.П. Эгге, первого капитана
первого в мире атомного ледокола "Ленин" П. А. Пономарева. Привлекают
внимание модели первого в мире атомного ледокола "Ленин", созданного
рабочими Адмиралтейского завода в Ленинграде в 1959 г и атомного ледокола
"Арктика" из серии самых мощных в мире атомных ледоколов, в 1977 г
впервые в истории совершившего плавание к точке географического Северного
полюса.
Плавание по трассе Северного
морского пути обеспечивается сегодня десятками полярных гидрометеорологических
станций, специальной ледовой воздушная разведкой и искусственными спутниками
Земли.
Завершает экспозицию отдела
действующий макет "Полярное сияние", дающий посетителям музея
представление об этом удивительном природном явлении.