Организационные структуры банков, действующих на международных рынках.
Функциональные организационные структуры. Структура этого типа предполагает деление банковской деятельности на отдельные части, представляющие собой до некоторой степени обособленные отрасли деятельности пли функции, осуществление которых служит достижению целей, стоящих перед банком. К таким сферам деятельности банков обычно .относятся: управление банковскими операциями, маркетинг, бухгалтерский учет и отчетность и хозяйственные управления. В зависимости от характера и объема задач, решаемых банком, могут создаваться дополнительные, более мелкие подразделения,
Для применения функциональной структуры необходимо прежде всего стабильность ситуации. Поскольку на практике стабильность устанавливается достаточно редко, то банки чаще используют другие типы организационных структур.
Дивизиональные организационные структуры. Структуры такого типа предполагают деление банка не по функциональному признаку, а в соответствии с видами предлагаемой банковской продукции, группами потребители по региональным признаком, Соответственно, выделяются три вида дивизиональных организационных структур:
структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции;
структуры, ориентированные на различные группы потребителей;
региональные организационные структуры.
Структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции.
Структуры такого типа охотно внедряют банки, оказывающие своим клиентам большие объемы отдельных видов услуг. В этих условиях для целям эффективного управления становится целесообразным осуществлять руководство предоставлением каждого продукта отдельно, так что функции управления оказанием отдельных услуг сосредотачиваются в руках специалистов по конкретным продуктам. Такой подход и составляет основу организационных структур, построенных по продуктовому принципу. Управления, специализирующиеся на конкретных услугах, могут создавать подведомственные отделения, которые занимаются оказанием отдельных услуг.[4;15]
банковский денежный кредитный система
. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА В РК. ТЕНДЕЦИЯ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК
2.1 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан
Как уже говорилось, современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.
Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки.
Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК».
Задачи НБРК
Основной задачей НБРК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБРК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.
Основной целью осуществляемой Нацбанком денежно-кредитной политики является поддержание стабильности национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, созданию условий для осуществления системных преобразований и формирования на этой основе предпосылок для преодоления спада производства и последующего роста инвестиций и производства.
Национальный банк Республики Казахстан использует классические денежно-кредитные инструменты: регулирования объема предоставляемых банком кредитов при финансировании определения официальной ставки рефинансирования установления нормы обязательных резервов, проведение интервенций на валютном рынке и операций как с государственными ценными бумагами так и с ценными бумагами Нацбанка.
Объемы предоставляемых кредитов рефинансирования и сроки на которые они предоставляются сокращены до трех месяцев, так как они должны помогать банкам решать краткосрочные проблемы ликвидности. С прошлого года активно функционируют межбанковский кредитный рынок, созданный на базе Казахстанской центральной клиринговой платы. В проводимых торгах на межбанковском рынке участвуют национальный банк для поддержания ликвидности и приемлемого уровня процентных ставок. С 1995 года введена система ломбардного кредитования, при котором кредиты банкам предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Кредиты Министерства финансов на покрытие дефицита бюджета предоставляются в объемах утвержденных Законом «О республиканском бюджете». Ставка рефинансирования Нацбанка постоянно поддерживается позитивной в реальном выражении и в полной мере является параметром регулирования спроса на деньги.
Другой важной задачей Нацбанка является поддержание ставки на таком уровне, чтобы уровень формируемых с ее учетом депозитных ставок на рынке был несколько выше, чем уровень ставок по валютным депозитам с целью воздействия на степень долларизации экономики. Наблюдается устойчивая тенденция роста вкладов населения и увеличение роста доли вкладов населения в общей денежной массе, что, в свою очередь, позволяет увеличить ресурсы банков, а также возможности кредитования предприятий на микроуровне. Эта положительная тенденция может укрепится в дальнейшем при непременном условии развитии конкуренции между банками и улучшения привлекательности вкладов, расширение видов и качества банковских услуг.
Последствия глобальной финансовой нестабильности, турбулентность на внешних рынках, а также девальвация тенге, отразились на качестве активов банков второго уровня, и в частности на качестве кредитного портфеля. Снижение кредитования банками экономики, и как следствие спад в реальном секторе, отразились на таких показателях качества кредитного портфеля, как «займов».
На первый квартал 2010 года совокупная ликвидность казахстанских банков выросла втрое по сравнению с началом 2009 года по данным Нацбанка РК. Г. Марченко отметил, что совокупная ликвидность казахстанских банков в краткосрочных нотах, на депозитах и корреспондентских счетах в Нацбанке, по состоянию на конец февраля 2010 года, составила около 1,9 трлн. тенге, или более 12 млрд. долларов США.
Многие проблемы казахстанских банков постепенно решаются. Два казахстанских банка «БТА» и «Альянс» перешли под контроль государства. Как сообщалось ранее, сегодня на заседании правительства было принято постановление о приобретении акций данных банков Фондом «Самрук-Казына». 78% «БТА» и 76% «Альянс Банка» перешли в введение Фонда устойчивого развития «Самрук-Казына». Остальной процент акций остался у действующих акционеров. Правительство связывает эти меры с недостаточностью собственного капитала банков и защитой интересов вкладчиков.
В «Банк Туран Алем» поступили 1 млн. 700 тыс. долларов и 200 млн перечислено «Альянс Банку» из Национального фонда. При этом государство находится в составе акционеров временно. Вышеуказанная мера не является национализацией. Согласно действующему законодательству, имеет временный характер и предполагает последующий выход государства из состава акционеров. В общей сложности акции «БТА» обошлись государственной казне в более 70 миллиардов тенге при цене 8401 тенге за одну простую акцию. А все 76% «Альянс Банка» приобрели за сто тенге. «Крупный акционер «Альянс Банк», финансовая корпорация «Сеймар Альянс» предложили приобрести 76% от принадлежащих ему простых акций Фонду «Самрук-Казына» за символическую плату сто тенге. Для обеспечения достаточной ликвидности банка Фонд «Самрук-Казына» зачислит на корреспондентский счет АО «Альянс Банк» в Национальном Банке на сумму в двести миллионов долларов США».
Многие эксперты отмечают, что в конце 2010 года вырастут объемы кредитования отечественной экономики, прогнозируют казахстанские банкиры. Однако, по оценкам топ-менеджмента банков, это произойдет, если процентные ставки снизятся до 13% .
При этом не стоит терять бдительность. В целом, несмотря на то, что ряд параметров карты рисков продолжают оставаться в зоне наличия риска2, почти по всем областям уязвимости на конец 2009 года зафиксировано существенное снижение давления относительно ситуации 1 квартала 2009 года, когда было принято решение о смене режима курсовой политики. Более того, существенно улучшилась ситуация с ликвидностью, платежным балансом, совокупной долговой нагрузкой и достаточностью международных резервов страны.
При этом необходимо отметить некоторый рост рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора. Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга, а на уровень ликвидности - расходов по погашению и обслуживанию долга на фоне снижения доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.
Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе инфляция останется низкой, высокая роль фискальной составляющей определяет инфляционный потенциал в среднесрочной перспективе. Соответственно, важно ограничивать чрезмерный рост расходов и расширение ненефтяного дефицита бюджета.
Дополнительно, есть основания полагать, что внешний рынок не будет полностью закрыт для финансовых институтов, и наиболее сильные банки смогут выйти на рынки капитала. Прошедший год показал, что, несмотря на проблемы отдельных банков, в целом система способна противостоять внешним шокам и осуществлять своевременное исполнение внешних и внутренних обязательств. В то же время, успех выхода на рынок финансовых институтов зависит от ликвидности мировых денежных рынков и рынков капитала, масштабов сворачивания финансовой поддержки государствами в рамках антикризисных программ и высокой потенциальной конкуренции между заемщиками, как суверенными, так и частными, из стран с формирующейся рыночной экономикой, что вместе будет определять привлекательность ценовых параметров привлечения внешних ресурсов.
Повышение деловой активности будет стимулировать спрос на кредитные ресурсы банковского сектора, который, к сожалению, в настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.
В период высокой волатильности рынков и нестабильности ожиданий участников может способствовать росту спекулятивных настроений на валютном рынке и иметь существенный дестабилизирующий характер. В этих условиях максимально оправдан выбор в пользу стабилизации курсовых колебаний и создания четких ориентиров обменного курса. В дальнейшем, стабилизация ожиданий в краткосрочном периоде и гибкость политики обменного курса в среднесрочной перспективе в зависимости от фундаментальных факторов станут приоритетами курсовой политики Национального Банка. Одним из ключевых инструментов макропруденциального регулирования должно стать внедрение автоматических регуляторов капитализации и ликвидности в зависимости от фаз бизнес-цикла. Внедрение новых регуляторов должно осуществляться по мере формирования повышательной фазы цикла экономического развития .
Таким образом, в целом, резюмируя состояние банковского рынка в 2007-2009 г.г., говорит о том, что оздоровление финансовых институтов, очистка от «некачественных» активов начала происходить. Однако, оценку этому явлению можно дать только по данным подробного анализа на начало 2010 года. [7]
2.2 Денежно-кредитная политика
Суть денежно-кредитной политики сводится к тому, что Нацбанк регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели и используя монетарные инструменты. При осуществлении денежно-кредитной политики выработаны некоторые основополагающие принципы, которые получили название монетарной конституции. К их числу относятся следующие:
- эмиссия денег должна быть отделена от бюджетных проблем;
- исключается монетизация дефицита государственного бюджета и государственного долга, крайне нежелательно прямое кредитование правительства НБ;
- денежно-кредитная политика не должна решать задачи фискальной политики.
Практика показывает, что денежно-кредитная политика может быть успешной при здоровой фискальной политике, ограничении государственных расходов, преодолении дефицита государственного бюджета. Национальным банкам в наиболее развитых странах запрещено финансирование дефицита государственного бюджета.
Неблагополучие фискальной политики вызывает подрыв денежно-кредитной политики и может привести к финансовому кризису.
В экономике могут возникать ситуации, когда граница между фискальной и монетарной политикой становится размытой.
Рынок ценных бумаг в Казахстане в 90-е гг. XX в. в очень малой степени выполнял задачи денежно-кредитной политики. Он использовался в первую очередь для финансирования государственного долга. Государство не в состоянии было собрать достаточные налоги и компенсировало слабость фискальной политики выпуском краткосрочных государственных ценных бумаг. Если денежно-кредитная политика начинает выполнять несвойственные ей функции, то она становится квазиденежно-кредитной политикой.
Эмиссия денег может быть элементом денежно-кредитной или фискальной политики в зависимости от того, какие задачи она решает. Эмиссия денег для монетизации бюджетного дефицита является квазибюджетной политикой. Однако эмиссия, вызванная ростом ВВП, относится к денежно-кредитной политике.[3;284]
Цели денежно-кредитной политики
К конечным целям (таргетам) относится обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса.
Чтобы выполнить конечные цели Национальные банки обычно устанавливают промежуточные цели (таргеты). К ним относятся показатели, движение которых Нацбанк способен контролировать. Промежуточные таргеты должны предсказуемым образом быть связаны с движением конечных таргетов. На практике идеальных таргетов не существует, приходится выбирать между возможностью контролировать и свойством предсказуемости взаимоотношений промежуточных и конечных таргетов.
Таргетирование предложения денег было широко распространено в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Считалось, что имеется стабильная связь между ростом предложения денег и темпом инфляции. Однако использование в качестве промежуточного таргета предложения денег имело два недостатка. Во-первых, это вело к изменению ставки процента, поскольку ЦБ не могут одновременно фиксировать предложение денег и ставку процента. Фиксация ставки процента вынуждает ЦБ изменять предложение денег в соответствии с величиной спроса. Если ЦБ предпочитает фиксировать предложение денег, то спрос на деньги регулируется движением ставки процента. Фиксирование ставки процента имеет то преимущество, что позволяет избежать эффекта вытеснения, вызываемого ее повышением. Но в долгосрочном периоде ЦБ может потерять контроль над объемом предложения денег. Считается, что ЦБ не в состоянии точно контролировать этот параметр. Движение ставки процента способно не только дать представление о том, много или мало денег в экономике, но и влиять на объем денежной массы.
Во-вторых, традиционная связь между предложением денег и инфляцией нарушалась частично вследствие финансового дерегулирования и появления новых финансовых инструментов, которые сделали сирое на деньги непредсказуемым.
Следующим промежуточным таргетом является валютный курс. Страны с высоким уровнем инфляции привязывают свою валюту к валюте страны с низким уровнем инфляции. На практике это приводит к тому, что денежно-кредитная политика страны оказывается в подчинении политики страны с низкой инфляцией. Многие развивающиеся страны фиксируют валютный курс по отношению к доллару. Свобода движения капитала через национальные границы приводит к тому, что привязка валютного курса к движению валюты другой страны становится подверженной атакам спекулянтов.
Центральные банки осуществляют валютные интервенции. Они покупают и продают иностранную валюту, чтобы поддержать валютный курс. Однако валютные интервенции не всегда эффективны. Совокупные валютные резервы развитых стран на конец 2001 г. составили 2021,5 млрд долл. Оборот иностранной валюты на мировом валютном рынке составляет 1,2 трлн долл. ежедневно.
Промежуточным таргетом может быть прямо и непосредственно уровень инфляции. Все больше и больше центральных банков используют этот таргет: банки Австралии, Британии, Канады, Новой Зеландии и Швеции.
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) имеет в качестве одной из целей «стабильность цен». Национальный банк Казахстана также стал устанавливать пределы инфляции.
К концу XX в. центральные банки не только пришли к соглашению, что стабильность цен должна быть главной целью денежно-кредитной политики, но многие из них фактически достигли стабильности. Таргетирование инфляции имеет некоторые позитивные черты. Они заключаются в том, что обеспечивается прозрачность, ответственность ЦБ за осуществление денежно-кредитной политики. В то же время определение уровня инфляции в качестве цели денежно-кредитной политики создает определенные трудности. Поскольку реализация денежно-кредитной политики происходит с определенным лагом, ЦБ должны базировать свою политику на долгосрочных прогнозах инфляции, надежность которых невелика.
Ряд экономистов обращает внимание также на то, что инфляционные таргеты базируются на движении потребительских цен. Между тем инфляция затрагивает и цены на товары производственного назначения. Особенно важно для ЦБ принимать во внимание изменение цен на финансовые активы.
Инфляция цен финансовых активов способна привести к кризисной ситуации. Ряд экономистов предлагает таргетировать финансовые переменные непосредственно. Однако в отличие от цены леполагания инфляции очень сложно определить количественные параметры финансовой стабильности. Поэтому трудно предсказать, когда изменение цен финансовых активов начнет угрожать финансовой стабильности.
Одним из важных таргетов в современных условиях является совокупная задолженность в данной стране, включающая долги государства, фирм и населения. Ряд экономистов полагает, что показатель задолженности более точно характеризует состояние финансовой сферы, чем денежная масса или ставка процента. Население и фирмы способны увеличить свой платежеспособный спрос за счет кредитов. Центральные банки не в состоянии непосредственно контролировать объем кредитов. Показатель совокупной задолженности более полно характеризует объем предложения денег, чем традиционные показатели - денежная масса или ставка процента.[3;285]
Проблемы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика имеет ряд достоинств. Она относительно свободна от политического давления. Ей присуща определенная гибкость.
В XXI в. осуществление денежно-кредитной политики становится все более сложным делом. Нередко центральные банки в экономической литературе уподобляются средневековым навигаторам. Они действуют в мире с высокой степенью неопределенности, без надежных карт и компасов. Вследствие задержек с публикацией статистических данных они не знают точно, в какой ситуации находится в данный момент экономика. Одним из источников неопределенности являются трудности, связанные со структурными изменениями в экономике (финансовая либерализация, технологические изменения, вызьшающие рост производительности труда). Проблемы возникают в связи с количественной оценкой разрыва между фактическим и потенциальньім ВВП, а также между ним и инфляцией. Практика США и Евросоюза показывает, что превышение фактическим ВВП потенциального на 1% повышает уровень инфляции на 0,25-1%. В Японии воздействие разрыва еще более неопределенно.
Неопределенность также создается потому, что некоторые макроэкономические показатели невозможно измерить. К их числу относятся ожидания. Между тем они играют важную роль в определении цен финансовых активов, валютного курса, курса облигаций, цен на товары и услуги.
Банки первого уровня в последние годы подчеркивают степень неопределенности в формулировании денежно-кредитной политики. Например, определяются высший и низший пределы допустимого уровня инфляции. Прогнозируя будущее развитие экономики, ЦБ разрабатывают варианты поведения макроэкономических показателей. Повышенное внимание к неопределенности объясняется еще и тем, что от ЦБ требуют большей прозрачности в деятельности. Обычная практика количественного определения ценовой стабильности сделала жизненно необходимым для ЦБ разъяснение причин возможной неудачи в достижении объявленных целей.
Центральные банки некоторых стран стремятся уйти от целеполагания денежных агрегатов или валютного курса и ограничиться характеристикой общего направления движения экономики.
В последние два десятилетия состояние неопределенности возросло, благодаря финансовому дерегулированию и финансовым инновациям.
Финансовое дерегулирование привело к тому, что различие между финансовыми институтами стало стираться. Снижение удельного веса коммерческих банков в активах финансовых компаний ослабило воздействие центральных банков на экономику, так как в основном это воздействие осуществлялось через коммерческие банки.
Финансовая революция исказила традиционные формы предложения денег. Население помещало сбережения не в коммерческие банки, а в новые финансовые инструменты, предлагаемые институциональными инвесторами.
Но наиболее сложной оказалась проблема измерения инфляции. Какие цены должны были принимать во внимание центральные банки - должны ли пытаться стабилизировать цены финансовых активов (акций и облигаций) или цены товаров и услуг.
ЦБ во многих странах встретили серьезные трудности в оценке уровня цен финансовых активов, их реакции на изменение став-л процента и других монетарных показателей.
Денежно-кредитная политика в современных условиях сталкивается с очень сложной проблемой. Регулирование экономики, ннаправленное на поддержание стабильности цен, противоречит регулированию деятельности фондовой биржи. Борьба с инфляцией предполагает повышение ставок процента. Однако такое действие способно обрушить фондовый рынок, так как повышение ставок прцента ведет к понижению курсов ценных бумаг. Чтобы подпекать развитие фондового рынка, ЦБ может понизить ставку процента, однако такие действия увеличивают опасность инфляции.
Монетарная политика может быть рестриктивной или экспансионистской. В нервом случае ЦБ повышает ставку процента, ограничивает предложение денег, повышает норму обязательных резервов и ставку рефинансирования. Во втором случае ставка процента снижается, предложение денег возрастает, норма обязательных резервов снижается, происходит понижение ставки рефинансирования.
В Казахстане проведение кредитно-денежной политики полностью находится в компетенции Национального банка. В отличие от России, где Государственная Дума неоднократно пыталась подчинить ЦБ РФ основному монетарному правилу, в Казахстане подобной проблемы нет. Независимость Национального банка Казахстана является важным индикатором рыночного характера экономики. Парламент и Правительство, однако, могут требовать от Национального банка разъяснений или отчета по проводимой кредитно-денежной политике.
Банки первого уровня должны обладать определенной свободой действий и соответствующей гибкостью для реагирования на изменения, конъюнктуры экономики.[3;295]
. Банковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах банковских счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. Не относятся к банковской тайне сведения о кредитах и депозитах банка, находящегося в процессе ликвидации.
. Банки гарантируют тайну по операциям и депозитам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов, а также тайну имущества, находящихся на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков.
. Должностные лица, работники банков и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, за их разглашение несут уголовную ответственность за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 настоящей статьи.
. Банковская тайна может быть раскрыта только владельцу счета (имущества), любому третьему лицу на основании письменного согласия владельца счета (имущества), данного в момент его личного присутствия в банке, кредитному бюро по банковским заемным, лизинговым, факторинговым, форфейтинговым операциям, учету векселей, а также выпущенным банком гарантиям, поручительствам, аккредитивам в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, а также лицам, указанным в пунктах 5-8 настоящей статьи, по основаниям и в пределах, предусмотренных настоящей статьей.
Не является раскрытием банковской тайны:
) обязательное уведомление банками налоговых органов об открытии банковских счетов физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу;
-1) обязательное уведомление банками уполномоченного органа по финансовому мониторингу об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
) представление эмитенту ценных бумаг и представителю держателей ценных бумаг сведений по выданным кредитам, права требования по которым передаются в качестве обеспечения по ценным бумагам, в том числе в рамках осуществления сделки секьюритизации;
) представление сведений об остатках денег на банковских счетах физических лиц и начисленному по ним вознаграждению банком, временной администрацией, введенной в связи с лишением лицензии на проведение всех банковских операций, организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, и банкам-агентам для осуществления мероприятий, связанных с возвратом денег вкладчикам; аудиторской организации на основании письменного согласия владельца счета;
) представление другим банкам сведений, необходимых для проведения операций, предусмотренных статьями 61-2, 61-3 настоящего Закона;
) представление сведений банками второго уровня, права требования которых приобретаются или принимаются в управление юридическим лицом, созданным государством для приобретения классифицированных активов банков второго уровня, указанному юридическому лицу;
) представление сведений реструктурируемым банком кредиторам банка, обязательства перед которыми предполагается реструктурировать, другим банкам в рамках реструктуризации по реструктурируемым активам и обязательствам.
. Справки о наличии и номерах банковских счетов выдаются банку, по отношению к которому владелец счета(ов) является заемщиком, гарантом, поручителем или залогодателем, на основании письменного запроса, подписанного председателем Правления банка или его заместителями, при условии представления документа, подтверждающего получение кредита.
. Справки о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и (или) его структурного подразделения, а также текущих счетов физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката об остатках и движении денег на этих счетах выдаются:
а) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам с санкции прокурора;
б) судам: по находящихся в их производстве делам на основании определения суда;
в) прокурору: на основании постановления о производстве проверки, в пределах его компетенции, по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
г) таможенным органам по экспортным и (или) импортным операциям клиентов с санкции прокурора;
д) органам налоговой службы в отношении:
проверяемого юридического лица и (или) его структурного подразделения по вопросам, связанным с налогообложением;
проверяемого индивидуального предпринимателя по вопросам, связанным с налогообложением, - по текущим счетам, используемым (использованным) в предпринимательской деятельности;
проверяемого частного нотариуса по вопросам, связанным с налогообложением, - по текущим счетам, используемым (использованным) в нотариальной деятельности;
проверяемого адвоката по вопросам, связанным с налогообложением, - по текущим счетам, используемым (использованным) в адвокатской деятельности;
проверяемого частного судебного исполнителя по вопросам, связанным с налогообложением, - по текущим счетам, используемым (использованным) в деятельности по исполнению исполнительных документов;
индивидуального предпринимателя, на которого распространяется особый порядок исполнения налогового обязательства при прекращении деятельности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
юридического лица и (или) его структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, фактическое отсутствие которых по месту нахождения подтверждено в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, и не представивших налоговую отчетность до истечения шести месяцев после установленного налоговым законодательством Республики Казахстан срока ее представления, за исключением периода продления такого срока в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;
бездействующих юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката;
д-1) органам исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа исполнительного производства и санкционированного судом, либо его копии, заверенной печатью территориального отдела органа исполнительного производства;
д-2) частным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления частного судебного исполнителя, заверенного личной печатью и санкционированного судом.
-1. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах выдаются органам налоговой службы в отношении:
лица, зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихата, а также в члены органов местного самоуправления, и его супруги (супруга);
лица, являющегося кандидатом на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и его супруги (супруга);
лица, занимающего государственную должность, в период выполнения им своих полномочий и его супруги (супруга) в этот же период;
лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания наказания.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом и подпунктом д) пункта 6 настоящей статьи, представляются на основании запроса органа налоговой службы по форме, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах, а также имеющиеся сведения о характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, выдаются:
а) представителям физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности;
б) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества на основании письменного запроса, подписанного первым руководителем или следователем, заверенного печатью органа дознания или предварительного следствия и санкционированного прокурором;
в) судам: по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления, решения, приговора суда в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества;
г) прокурору: на основании постановления о производстве проверки, в пределах его компетенции, по находящемуся у него на рассмотрении материалу.
-1. Если иное не установлено пунктом 6-1 настоящей статьи, справки о движении денег по банковским счетам клиента, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящей статьи, представляются в форме выписки о движении денег по банковским счетам клиента. Сведения, которые должна содержать выписка о движении денег по банковским счетам клиента, определяются нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.
-2. Банковская тайна может быть раскрыта банковскому омбудсману по находящимся у него на рассмотрении обращениям заемщиков - физических лиц по урегулированию разногласий, возникающих из договоров ипотечных займов.
. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица и об остатках денег на них, а также имеющиеся сведения о наличии, характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, в случае смерти владельца выдаются:
а) лицам, указанным владельцем счета (имущества) в завещательном распоряжении;
б) судам и нотариусам: по находящимся в их производстве наследственным делам на основании определения, постановления суда или письменного запроса нотариуса, заверенного его печатью. К письменному запросу нотариуса должна быть приложена копия свидетельства о смерти владельца счета;
в) иностранным консульским учреждениям: по находящимся в их производстве наследственным делам.
. Исключен Законом РК от 29.06.1998 N 236.
. Информация, содержащая банковскую тайну, предоставляется на основании международных договоров Республики Казахстан, предусматривающих обмен информацией. [2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, характеризующих эволюцию банков РК, которые изучены в системе характеристики мирового опыта:
Первый этап развития банковской системы - это время появления первых банков на территории Казахстана с 1868 - 1933 годы - названный в некоторых источниках "дореволюционный". Анализ итогов кредитной реформы 1930 - 1932 гг. и последующих реформ в развитии банковской системы СССР вплоть до 1988 года, позволил выявить следующие ее характерные особенности: во-первых, банковское дело было монополизировано государством и все банки были прямо и непосредственно подчинены Госбанку СССР; во-вторых, банковская система была строго централизованная и плановая, что соответствовало планово - централизованной системе управления экономикой.
Ко второму этапу развития банковской системы Казахстана относятся годы с 1930 по 1987 годы. Это так называемый "советский период" развития банковской системы.
Третий этап в развитии банковской системы самый коротки, так как понимает под собой так называемый «перестроечный» этап (с 1987 по 1988 годы).
Четвертый этап развития банковской системы начинается с 1987 года. Однако, некоторые экономисты представляют четвертый этап как единство нескольких подэтапов, подробно рассмотренных в данной работе.
Исторически сложившаяся ситуация в развитии Банковской Системы РК в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте - тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года, и проведению Казахстаном самостоятельной денежно-кредитной политики. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальной валюты, Нацбанку, наконец-то, представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.
Опираясь на новый закон "О Национальном банке Республики Казахстан", принятый 31 августа 1995 года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществление реструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банков путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных.
В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:
внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
содействовать развитию новых финансовых инструментов;
продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.
Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:
разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
обеспечение функционирования платежных систем;
осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности, которая позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Целевые показатели устанавливаются с использованием индекса потребительских цен. Наряду с ним для внутреннего анализа с 2004 года используется индекс «базовая инфляция», который элиминирует шоковое воздействие на уровень цен немонетарных факторов и показывает основные тенденции инфляционных процессов.
Подводя итоги всей этой данной работы смело можно подтвердить что, без банковской системы немыслимо современное денежное хозяйство. Им нет альтернативы в будущем, поскольку они являются главным и связующим звеном всей экономической жизни.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. N 2444 О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан (с изменениями, внесенными от 10.07.2009 г. N 483-II)
. Макроэкономика Учебник / Под общ. ред. А.А. Абишева, К.А. Хубиева. - Алматы : «Экономика»,2007
. «Банковское дело» Учебник 2-е издание Под ред. Г.С. Сейткасимова -Астана 2007
. «Рыночная экономика Казахстана. Проблемы становления и развития» Учебник том-2 / Под ред. М.Б. Кенжегузина - Алматы 2001
. «Гражданский кодекс РК» Глава 38. Банковское обслуживание Статья 745.
. Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2009 года www.nationalbank.lz 2010 г.
8. Банковское дело: Финансы и статистика / Под ред О.И. Лавшурина 2003
.Деньги. Кредит. Банки /под ред О.И Лавшурина 2002.