Применение игрового метода в плавании
Применение игрового
метода в группах начального обучения плаванию
Введение
Плавание является жизненно важным прикладным навыком, поэтому
обучение ему начинают еще в дошкольном возрасте. Умение держаться на воде,
плавать сохраняет человеку жизнь и помогает чувствовать себя уверенней в
окружении водной среды. Поэтому набор в ДЮСШ по плаванию осуществляется начиная
с 6 - 7-летнего возраста.
Методические разработки современных специалистов в области
плавания [3], [9], [17] содержат необходимые сведения о планировании,
структуре, методике начального обучения плаванию. Большое внимание уделяется
последовательности обучения плавательным навыкам, описанию задач, решаемых во
всех частях отдельного занятия. Хотя в теории и методике физического воспитания
большое значение уделяют игровому методу обучения, в программах начального
обучения плаванию, используемых в ДЮСШ, а также во многих учебниках и учебных
пособиях по плаванию этому методу уделяется недостаточно внимания. Только
вышедшее в 2003 году учебное пособие по плаванию (автор Викулов А.Д.) включает
главу, в которой описано более 200 вариантов проведения игр и эстафет на воде.
Применение игрового метода на практике тормозится инертностью тренеров,
нежеланием «сворачивать с накатанной колеи», отсутствием понимания
необходимости эмоционального наполнения занятий. Вместо игр и эстафет, которые
рекомендуется использовать в заключительной части занятия, детям дается просто
свободное плавание, они предоставлены сами себе. Между тем игровой метод
обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование
двигательных умений и навыков, способствует проявлению инициативы, творческих
способностей, а присущий этому методу фактор удовольствия и эмоциональности,
способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.
Кроме этого, применение игрового метода в плавании позволяет
избежать известного негативного явления - монотонии, которая нередко становится
причиной прекращения занятий как на ранней стадии обучения, так и на стадии
спортивного совершенствования.
Поэтому, по нашему мнению, следует расширить применение
игрового метода в процессе начального обучения плаванию детей. Игровой метод
следует включить не только в заключительную, но и в основную часть занятия, а
свободное плавание проводить организовано. Таким образом, изучение возможности
применения игрового метода в группах начального обучения плаванию, на наш
взгляд является актуальным, что и повлияло на выбор темы исследования.
Из выше сказанных суждений была выбрана тема курсовой работы.
«Применение игрового метода в группах начального обучения
плаванию».
Цель работы - разработка методики начального обучения
плаванию детей на основе использования игрового метода.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. В ходе изучения литературных источников рассмотреть
использование игрового метода и основные требования ДЮСШ по плаванию в работе с
группами начального обучения.
2. Изучить опыт работы ведущих тренеров города
Красноярска с группами начального обучения плаванию.
. Разработать методику начального обучения плаванию с
использованием игрового метода обучения.
4. Опытно экспериментальным путем проверить методики.
Объект исследования группа начального
обучения детей плаванию.
Предмет - игровой метод в процессе начального обучения
плаванию.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том,
что применение игрового метода в основной части занятий в работе с группами
начального обучения позволяет повысить эффективность усвоения плавательных
навыков.
Особенность методики заключается в том, что мы целенаправленно
использовали игровой метод в основной части занятия. Широко применялись игры,
способствующие закреплению навыков правильного дыхания и скольжения на воде,
различные ныряния, эстафеты, плавания с препятствиями, прыжки в воду. Детям
предлагалось выполнять задания, играя какую-либо роль.
Практическая значимость проведенного
исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы
тренерами по плаванию для повышения качества работы с группами начального
обучения.
Методы исследования: анализ
научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический
эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
1. Обзор литературы
1.1
Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста
Как пишет Макаренко Л.П. [17], младший школьный возраст - это
особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно
недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не
было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью
образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и
обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего
образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические
особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства
также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению Немова Р.С. [22],
можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.
Известно, что методика обучения плаванию и подготовки юных
пловцов к соревновательной деятельности должна соответствовать закономерностям
развития и формирования растущего организма ребенка. Мы рассматриваем этап
начального обучения плаванию, который соответствует возрасту 6 - 9 лет. Поэтому
будет целесообразно привести данные о возрастных физических и психических
особенностях данного периода развития.
Семилетний возраст является одним из переломных этапов в
развитии ребенка. Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей,
характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение веса и роста происходит
более пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях,
органах, происходит их функциональное совершенствование.
К началу младшего школьного возраста двигательная функция
организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения
наблюдаются в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то
теперь она начинает расти и в толщину, увеличивается ее масса и сократительные
способности. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей.
Ребенок становится более стройным, с заметными контурами мускулатуры. Корковые
отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу
взрослых людей [11].
Дети 7 - 9 лет могут успешно овладевать тонкими и
координационно-сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют
большой силы.
В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы
техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в
суставах и естественность плавательных движений. Но при освоении сложных
элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие
движения. К тому же, всегда следует помнить, что вода - это особая среда и
попадание в нее для ребенка необычно. Все движения в воде производятся в
непривычном для человека горизонтальном безопорном положении. Зачастую дети не
сразу понимают, что движения требуется выполнять в воде, и стремятся совершить
их в воздухе [5,13,17].
В этот период времени целесообразно применять разносторонние
упражнения на суше и в воде, развивающие мускулатуру юного пловца.
У детей 7 - 9 лет сердечная мышца по своему развитию намного
отстает от мышцы взрослого человека. Небольшой объем сердца и незначительная
величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин
максимального потребления кислорода. Усиление сердечной деятельности происходит
только за счет увеличения частоты сердечных сокращений.
С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости
легких (ЖЕЛ). На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние
оказывают систематические занятия физической культурой.
Психические особенности младшего школьного возраста наиболее
глубоко и содержательно представлены в работах [5,13] и связаны, прежде всего,
с кризисом семи лет и началом обучения в школе. Происходит перестройка всей
системы отношений ребенка с действительностью. Самой существенной чертой
кризиса можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны
личности ребенка. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о
привнесении в его поступки интеллектуального момента.
Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает
новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или
иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая
ориентировочная основа поступка.
Происходит переход от непроизвольного восприятия к
целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, формируется способность
сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.
Переживания в этом периоде приобретают для ребенка вполне
определенный смысл, более того, возникает обобщение переживаний. Характерным
внешним симптомом проявления кризиса является кривляние и манерничанье ребенка.
Эти симптомы преходящи, а такие новообразования как самолюбие и самооценка
остаются [18].
Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к
другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном
возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся
деятельность по своему характеру является произвольной.
Большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Наиболее
существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает
абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций
маленькими школьниками связано с трудностями.
Детям этого возраста также свойственна высокая возбудимость
нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда -
недостаточно устойчивое внимание и быстрая утомляемость.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст
интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех
остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их
осознание и произвольность[19].
Знание вышеизложенных особенностей развития дает нам право
говорить об особой организации занятий с детьми младшего школьного возраста.
Упражнения должны быть разнообразны по структуре, направленности и темпу
движений. Физическая нагрузка должна быть адекватна способностям занимающихся.
Большое значение нужно уделять эмоциональному фону занятий: применять различные
игры, моделировать соревновательные ситуации. Это поможет более эффективному
усвоению двигательных умений и навыков, поможет дольше сохранять
работоспособность детей и их интерес к занятиям.
1.2 Игровой метод в обучении плаванию
В развитии двигательной деятельности младшего школьного
возраста игровому методу принадлежит ведущая роль[2].
В системе физического воспитания игровой
метод используется для решения образовательных, оздоровительных и
воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в
том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе
содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями
игрового метода являются [14]:
1)игровой метод обеспечивает всестороннее,
комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений
и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном
взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового
метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая
соответствующие игры);
2)наличие в игре элементов соперничества требует от
занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом
воспитания физических способностей;
3)широкий выбор разнообразных способов достижения
цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у
человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других
ценных личностных качеств;
4)соблюдение условий и правил игры в условиях
противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у
занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества,
сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5)присущий игровому методу фактор удовольствия,
эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся
[28].
Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой
метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном
возрасте.
Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.
К командным играм относятся игры, в которых участники делятся
на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на
достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с
детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему
тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты.
Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и
дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты,
называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников,
проявивших себя с лучшей стороны.
Некомандные игры проводятся без разделения участников на
команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним
задачу.
Игры, основанные на определенной тематике, относятся к
сюжетным. Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для
детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети
освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно
предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать
об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы,
равные по силам.
Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в
соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры
применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой
форме.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в
заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач
урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.
В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру
необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно
проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.
Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что
одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко
разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в
игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах
предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому
показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:
) возраст занимающихся;
) уровень плавательной и общефизической подготовки;
) эмоциональное воздействие на играющих;
) условия проведения;
) педагогическую направленность игры (как средство начального
обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха
после монотонной работы и др.).
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного
ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме,
немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких
ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая
других.
Распределение времени между разделами в методиках по обучению
плаванию игровым методом выглядит примерно следующим образом[9]:
· упражнения по ознакомлению со свойствами
воды - 10%;
· упражнения обучения погружению и всплытию
- 5%;
· упражнения для выработки навыка скольжения
- 25%;
· упражнения, обучающие дыханию - 14%;
· упражнения, вырабатывающие и закрепляющие
плавательные движения 30%;
· упражнения для обучения простейшими прыжками
- 6%.
В среднем вся программа, основанная на игровом методе,
рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен
научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта
бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине
или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать
с бортика бассейна.
1.3
Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах
В настоящее время занятия по обучению технике
плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана [5].
40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в
соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап.
На первом и втором этапе обучение проходит в мелком бассейне.
Основу программы составляет комплексное изучение элементов техники спортивных
способов плавания и одновременное освоение техники плавания кролем на груди и
на спине. Второй этап отводится закреплению и совершенствованию техники
плавания кролем на груди и на спине, стартов, поворотов, изучению техники
плавания способом дельфин. На третьем этапе продолжается дальнейшее
совершенствование изученных способов плавания и обучение способу брасс. Занятия
проводятся на большой ванне.
По итогам курса обучения ученики сдают контрольные нормативы.
Требуется проплыть: 1) 25 м дельфин и 25 м брасс с оценкой техники плавания; 2)
100 м комплексно с оценкой выполнения стартов и поворотов; 3) 200 м одним из
способов без учета времени.
Структура занятия. Урок, как основная форма
организации и проведения учебных занятий, условно разделяется на три части:
подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть включает организацию и предварительную
подготовку занимающихся к выполнению задач урока. Проводятся построение,
расчет, объяснение задач, выполнение разминки на суше, объяснение и показ
учебного материала.
Основная часть направлена на решение главных задач и занимает
большую часть времени. Здесь осуществляется закрепление и совершенствование
навыков в плавании, изучение нового материала.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение
нагрузки и повышение эмоциональности занятия. Выполняются прыжки в воду,
ныряния, игры, эстафетное, свободное плавание, где в соревновательных и игровых
формах происходит закрепление плавательных навыков.
Урок заканчивается организованным выходом из воды,
подведением итогов. Отмечаются успехи и недостатки в освоении учебного материла
отдельными учениками и всей группой.
Методика обучения. Упражнения для изучения
техники плавания условно разделяются на группы в зависимости от
последовательности их изучения и решения задач, возникающих на разных этапах
процесса обучения.
На начальном этапе обучения часто применяются имитационные
упражнения на суше. Они помогают создать представление о форме упражнений и
движений, его координационной и ритмо-темповой структуре. После ознакомления с
движениями на суше происходит их повторение в воде.
В первую очередь, это дыхательные упражнения, упражнения на
скольжение. По мере освоения этих навыков переходят на выполнение упражнений
для изучения движения ногами и их согласование с дыханием. Выполняются с
опорой, в скольжениях, с доской. Далее изучаются простейшие гребковые движения сначала
на задержке дыхания, а затем в согласовании с вдохами-выдохами (стоя в наклоне
вперед, в ходьбе по дну).
Следующую группу составляют упражнения для согласования
движений в каждом способе плавания. Применяется плавание с различными
сочетаниями движений руками, ногами и дыхания («связки»). Их выполнение
облегчает освоение способа (особенно кроля на груди и на спине) в полной
координации движений. Упражнения для согласования движений в полной координации
формирует целостный навык спортивного способа. Применяется: плавание в
координации на задержке дыхания, с выполнением вдоха через несколько циклов
движений, с дыханием на каждом цикле. После овладения учениками навыками
спортивных способов плавания начинается изучение стартов и поворотов.
Успешность обучения определяют следующие предпосылки[7]:
1. Соответствие программы обучения возрасту и
подготовленности занимающихся. Установлено, что возраст 8 - 10 лет является
оптимальным для быстрого и качественного освоения техники движений.
Кроме того, из детей, обученных плавать в этом возрасте,
подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса по сравнению с
детьми других возрастов. Обучение плаванию детей младших возрастов требует
больше времени из-за медленного освоения ими техники движений, трудностей,
связанных с организацией занятий (не знают команд, не могут открыть и закрыть
душ, отрегулировать температуру воды), пропусков и заболеваний. К тому же,
плавание обладает отрицательными признаками любого циклического вида спорта,
связанное с необходимостью выполнять монотонные движения в течение основной
части урока. Немаловажно то, что занятия выполняются в некоторой изоляции от
тренера и общение с ним несколько ограничено.
В результате дети, начавшие занятия плаванием в раннем
возрасте (4- 6 лет), к 8 - 9 годам попросту устают и теряют интерес к этому
виду спорта.
. Особенности телосложения, физической и двигательной
подготовки. Дети, имеющие показатели физического развития, близкие к стандартам
отбора в ДЮСШ, быстрее и качественнее осваивают технику плавания. Это
необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределению
занимающихся на подгруппы по подготовленности. Известно также, что дети с
хорошей координацией движений лучше поддаются обучению. Большое внимание тренер
должен уделять таким качествам ребенка, как плавучесть и задатки так
называемого «чувства воды».
. Условия занятий (глубина и температура воды, оборудование и
инвентарь).
. Квалификация и мотивация тренера.
Таким образом, программа для ДЮСШ построена на комплексном и
параллельно-последовательном изучении техники спортивного плавания, что создает
условия для ознакомления, изучения и совершенствования упражнений в элементах,
связках и общей координации для каждого способа плавания.
Многообразие упражнений содействует положительному переносу
двигательных навыков, формирует вариативный запас двигательных умений и
навыков, способствует образованию устойчивой техники плавания [16].
Как говорилось ранее, большое значение в системе начального
обучения плаванию имеет игровой метод обучения. Известно, что детьми прочнее и
быстрее усваивается то, чему они научились в процессе эмоционально окрашенной
деятельности. Так, применение игр и эстафет способствует: повышению
эмоциональности и уменьшению монотонии, воспитанию морально-волевых качеств,
активности, самостоятельности, инициативы, укреплению коллектива, воспитанию
чувства товарищества, умению применять полученные навыки в изменяющихся
условиях игры.
Однако, как показал анализ литературных источников, во многих
изданиях, посвященных вопросам подготовки юных пловцов, игровому методу
обучения уделяется недостаточно внимания, либо этот метод не полностью раскрыт.
Так, [17] говорит только о том, что некоторые простейшие упражнения можно
выполнять в виде игр и приводит варианты их проведения. Но в книге не уделено
никакого внимания обоснованию целесообразности применения этого метода, его
важности и полезности. [15] указывает на то, что игровому методу не уделяется
должного внимания. В учебнике приводится обоснование и некоторые особенности
применения этого метода, перечисляются названия некоторых игр. Но не дается методических
рекомендаций по проведению игр, правила отдельных игр не описаны.
Только в учебном пособии [5] очень подробно описываются
варианты игр на воде, проведение эстафет и конкурсов.
Таким образом, далеко не во всех учебниках по плаванию можно
найти характеристику игрового метода обучения и рекомендации по применению
этого метода на практике.
2.
Методы и организация исследования
2.1
Методы исследования
В работе мы использовали следующие методы:
. изучение и анализ литературных источников, изучение
документальных материалов,
. интервьюирование,
. методы математической статистики,
. педагогическое наблюдение,
. педагогический эксперимент.
В ходе исследования нами было изучено 30 литературных
источников, проанализировано около 20-ти книг, посвященных вопросам методики
начального обучения плаванию. Кроме этого, были изучены учебные планы ДЮСШ по
плаванию бассейнов «Энергия», «Спартак», Дворца водного спорта СибГАУ.
Метод интервью является разновидностью метода опроса.
Беседа - это принципиальная основа интервью.
Специфика интервью как исследовательского метода состоит во
взаимодействии индивидов в процессе их общения. Интервью - это целенаправленное
общение, цель которого - получение необходимой исследовательской информации в
виде мнений и ответов опрашиваемых. Направленность и содержание общения в
интервью задаются целью и задачами исследования. Поэтому исследовательское
общение - это общение, мотивированное исследовательской программой.
Кроме этого, метод интервью требует больших материальных и
временных затрат по сравнению с анкетированием.
Достоинства метода интервью обеспечивают следующие факторы.
1. Возможность получения глубинной информации о
мнениях, мотивах, представлениях респондентов.
2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к
обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки
общения и повышению искренности ответов.
. Есть возможность вести наблюдение за
психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае
необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.
4. Личный контакт интервьюера с респондентом
обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.
. Общение интервьюера с респондентом, обладающее
подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное
отношение респондентов к опросу.
. Вербальный характер общения устраняет проблему
непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в
анкете).
Таким образом, метод интервью является, на наш взгляд,
наиболее подходящим для получения необходимой нам информации.
Метод математической статистики в сфере физической
культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на
занимающихся. С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной
методики. В работе мы использовали формулу для вычисления средней
арифметической величины:
Формулу для вычисления стандартного отклонения:
Формулу для определения достоверности различий с
использованием t-критерия Стьюдента:
Метод педагогического наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается
конкретным фактическим материалом.
Был составлен план наблюдения, в который были внесены задачи,
определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного
материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью
педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров
по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было
выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.
Объектом наблюдения выступили тренеры по плаванию. Содержание
наблюдения - построение отдельного учебного занятия в группах начального
обучения плаванию.
Применение метода педагогического тестирования позволяет
определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития
физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности
учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения
динамики развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной
групп в процессе начального обучения плаванию. Применялись следующие тесты:
«торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания.
Тест «торпеда» - преодолевание как можно большего расстояния после
отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Руки вытянуты вперед и
соединены, лицо опущено в воду и не поднимается. Второй тест - задержка дыхания
на вдохе. Выполнение теста производится с опусканием лица в воду. Третий тест -
плавание способом кроль на задержке дыхания на максимально возможное расстояние.
Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью
определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового
содержания обучения и тренировки.
Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную
роль в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом
педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих
качество учебно-тренировочного процесса.
В зависимости от направленности, можно выделить независимый и
сравнительный эксперимент.
Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной
цепи ряда экспериментальных групп без сравнения их с контрольными. При
сравнительном эксперименте работа в одной группе проводится с применением новой
методики, в другой - по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе.
В этом случае ставится задача выявления наибольшей эффективности одной из
методик.
В зависимости от схемы построения, эксперимент может быть прямым,
перекрестным и многофакторным. Наиболее простым является прямой эксперимент,
когда занятия в контрольных и экспериментальных группах проводятся параллельно
и после проведения серий занятий определяется результативность изучаемых
факторов.
В нашем исследовании был использован прямой сравнительный
педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях.
2.2
Организация исследования
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе (январь 2012 - март 2012) нами было
проведено изучение и обобщение опыта их работы тренеров города Красноярска с
группами начального обучения плаванию. Мы использовали метод интервьюирования и
метод педагогического наблюдения. Интервьюирование проводилось по заранее
составленному вопроснику. Основные направления исследования:
1. Изучение формы организации занятия в зависимости от
его целей и задач.
2. Определение наиболее благоприятного возраста для
начала целенаправленной тренировки в плавании.
. Получение организационных и методических
рекомендаций, позволяющим начинающим тренерам оптимизировать процесс обучения
плаванию.
В течение двух недель (18 февраля - 3 марта 2012) в
интервьюировании приняли участие 12 тренеров по плаванию, работающих в 4 бассейнах
Красноярска. Из них 6 имеют высшую категорию, 3 тренера - 2 категорию и 3
тренера без категории. 11 из 12-ти опрашиваемых имеют специальное образование.
50% тренеров имеют более чем 20-летний стаж работы.
Каждое интервью проводилось на рабочем месте (в тренерской
комнате или непосредственно на бортике бассейна) что, с точки зрения
организации социологических исследований является наиболее удачным для
получения достоверной информации. Полученные данные были внесены в карту
интервью и проанализированы. Наблюдение за работой тренеров проводилось в
течение одного месяца, было непосредственным и открытым. По окончании
наблюдения был составлен протокол.
Наблюдение за работой тренеров по плаванию на занятиях с
группами начального обучения происходило в течение месяца (17 марта - 17 апреля
2012), было непосредственным и открытым. Наблюдение велось 4 раза в неделю,
продолжительность наблюдения составляла 3-4 часа.
Результаты зарегистрированы в протоколе наблюдения.
На 2 этапе исследования (апрель - май 2012) были
определены следующие направления в работе с группами начального обучения:
1. При наборе детей следует учитывать не столько
возраст, сколько уровень их физического развития.
2. При отборе детей учитывать уровень усвоения
двигательных навыков, приобретенных в процессе освоения водной среды, степень
их готовности выполнять определенный объем нагрузки, а также степень
сознательного отношения к плаванию.
. В основе занятия должен лежать игровой метод, как
наиболее подходящий для работы с детьми.
. Целесообразно и полезно привлекать к обучению
отстающих детей более подготовленных учеников.
Наряду с существующей программой начального обучения
плаванию, применявшейся в бассейне «Спартак» была составлена экспериментальная
методика обучения. При разработке методики мы основывались на анализе
современных методик кроме этого, мы использовали данные, полученные после
проведения 1 этапа исследования. Программа занятий рассчитана на 48 занятий (2
раза в неделю в течение полугода) продолжительностью 45 минут. Особенностью
разработанной методики является применение игрового метода в основной части
занятия. Широко применялись игры, способствующие закреплению навыков
правильного дыхания и скольжения на воде («сомбреро», «винт», «торпеды и
корабли», «гонки катеров»), закреплению умения держаться на воде («спутник»,
«пляж») обучающие нырянию и прыжкам в воду («прыгни в круг», «иллюминатор»,
«надводный цирк», «рыцарь», «пойманный мяч», «ныряльщики за жемчугом»),
спортивные и «веселые» эстафеты («мяч за линию», эстафета с мячом, эстафета с
нырянием, «гонка торпед»), плавание с препятствиями («цирк», «довези бревно»,
«хрустальные шары»). Занятия проходили с использованием соответствующего
инвентаря.
Также нами были разработаны контрольные тесты, с помощью
которых мы провели проверку эффективности разработанной методики.
На 3 этапе исследования (май 2012 - июнь 2012)
мы начали применять разработанную методику на практике. Для проверки
эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В
эксперименте приняли участие дети 2003-2002 г.р., занимающиеся в бассейне
«Спартак» в группах начального обучения плаванию. Первые 2 месяца обучение
проходило по общей программе. Затем занимающимся было предложено выполнить 3
тестовых задания: «торпеда», задержка дыхания, плавание кролем на задержке
дыхания.
К моменту проведения предварительного тестирования
практически все занимающиеся освоили выполнение упражнений «торпеда», плавание
кролем и на задержке дыхания. Поэтому в качестве тестов были выбраны именно эти
упражнения.
В табл. 1 представлены результаты предварительного
тестирования контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1. Результаты предварительного тестирования
Тест
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
Достоверность
|
|
Х ± m
|
Х ± m
|
t
|
t - табл
|
«Торпеда», м
|
5,0±0,4
|
4,9±0,3
|
0,98
|
2.10
|
Задержка
дыхания, сек
|
9,8±0,9
|
10,8±1,3
|
0,81
|
2.10
|
Кроль на
задержке дыхания, м
|
4,8±0,8
|
5,5±0,6
|
0,26
|
2.10
|
По результатам предварительных контрольных тестов испытуемые
были разделены на 2, равные по уровню подготовленности группы, количеством по
16 человек в каждой. Из таблицы 1 видно, что различия в показателях тестов
контрольной и экспериментальной групп не достоверны по методам математической
статистики.
Первая группа (контрольная) продолжала заниматься по общей
программе, во второй (экспериментальной) группе с 14 ноября 2012 по 14 апреля
2012 занятия проводились по разработанной нами методике. Занятия,
продолжительностью 45 минут, проходили 2 раза в неделю. Таким образом, исходя
из вышеперечисленных данных можно сказать, что педагогический эксперимент был
прямым, сравнительным и проводился в уравниваемых условиях.
По окончании эксперимента были проведены контрольные тесты,
которые предусматривали выполнение тех же 3-х упражнений.
3.
Результаты исследования и их обсуждение
По окончании 1 этапа исследования результаты интервьюирования
тренеров г. Красноярска были обработаны и внесены в карту интервью. Были
получены следующие данные:
С точки зрения организации занятий, 8 тренеров придерживаются
соотношения 10:25:10 или 10:30:5 минут, приходящихся на подготовительную,
основную и заключительную часть занятия соответственно вне зависимости от целей
и задач урока. И только 4 тренеров варьируют это соотношение в ту или иную
сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие
большой опыт работы.
В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают,
что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости
(эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок). Это молодые
тренеры, имеющие опыт работы 3 - 4 года. 10 тренеров считают обязательным
проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет
(хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения). Это,
по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает
эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о
занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные
ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в
играх). В то же время, проведенные наблюдения показывают, что на самом деле
многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения - увидеть организованную в
конце занятия игру на воде удавалось не часто. Обычно все ограничивается
предоставлением детей самим себе, так называемым «свободным плаванием».
Получается что практически, только 30% из этих тренеров проводят игры и
эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится
занятие целиком. Например, один из тренеров, (имеющий 20-летний опыт работы
только с группами начальной подготовки) регулярно проводит так называемые
«веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым
эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят
разнообразие в привычный процесс обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль
игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют.
В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились
следующим образом: 7 тренеров говорят о том, что привести ребенка в бассейн
можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны
быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам
дыхания, держания на воде. Занятия должны проходить в форме игр. Иначе к 9 - 10
годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 5 тренеров считают, что ребенка
нужно начинать учить плавать в 8 - 9 лет, с тем, чтобы уже через 1 - 2 года он
перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает
потерять интерес к плаванию.
Большинство тренеров (9 человек) сходятся во мнении, что
занятия со спортивной направленностью следует начинать в возрасте 8 - 9
(девочки) и 10 - 11 лет (мальчики), что соотносится с общими положениями теории
начального обучения плаванию. Для обоснования именно этого возраста, как
наиболее благоприятного для начала целенаправленных занятий приводятся
следующие суждения, сделанные на основе личного опыта:
. В этом возрасте у детей формируется осознанное
отношение к своей деятельности, в частности, к занятиям плаванием. Они начинают
выделять плавание, как особый вид спорта, мечтать о победах, достижениях.
2. Сформированный к этому времени определенный и
достаточный двигательный резерв, запас двигательных навыков, а также общий
уровень физического развития позволяет проводить работу по закладыванию основ
общей выносливости и техники плавания.
3. Дети становятся более самостоятельными.
4. 2 тренера считают, что занятия, направленные на
общую выносливость нужно начинать раньше, а именно, в 8 лет. Умеренное
равномерное плавание, по мнению одного тренера (имеющего 2 категорию),
способствует закреплению навыков разученных спортивных способов. Другой тренер
(имеющий высшую категорию) целиком и полностью руководствуется программой для
ДЮСШ (ссылаясь на нее и при ответах на другие вопросы, предполагающие
высказывания своей точки зрения). Говорит, что делает так, как написано в
книгах.
5. 2 тренера считают, что занятия со спортивной
направленностью следует начинать еще раньше - с 7 - 8 лет. Причем, обосновать
свои суждения они не смогли (ответы типа: «чем раньше - тем лучше»). Один из
этих тренеров имеет небольшой опыт работы, другой - не имеет специального
образования.
III. Основные трудности, с которыми сталкиваются
тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки можно выделить в
следующие подгруппы:
. Трудности, связанные с комплектованием групп:
неоднородность состава и большая текучесть групп.
разный уровень физического развития детей, занимающихся в
одной группе (в том числе, значительное количество детей с родовыми травмами).
плохая посещаемость вследствие частых болезней.
. Организационные трудности.
недостаток времени и места для занятий на воде и на суше.
проблемы с организацией летнего спортивного лагеря.
. Трудности, связанные с обучением отдельным способам
плавания (у тренеров с небольшим опытом работы).
. Несоответствие места занятия гигиеническим нормам.
IV. Молодым тренерам предлагаются следующие
рекомендации: не торопить процесс обучения ребенка, проводить обучение от
легкого к трудному, то есть придерживаться основных педагогических принципов,
таких как принципы последовательности и постепенности, систематичности,
доступности и индивидуализации. Тренеры напоминают, что не нужно забывать о
развитии у ребенка гибкости, координационных способностей, а также о том, что
необходимо прививать детям любовь к избранному виду спорта.
Кроме этого, высказывались пожелания: любить детей, жить их
интересами, любить свое дело, следить за речью, быть трудолюбивым и
добросовестным, налаживать контакты с родителями.
Таким образом, обобщая данные исследования можно сказать,
что:
. Для начала целенаправленных занятий плаванием возраст
ребенка не имеет решающего значения. Большое значение имеет форма организации
занятий.
. Очень важно включать в уроки разнообразные игры и эстафеты.
Игровой метод позволяет закреплять двигательные навыки, полученные в результате
обучения. Закрепление навыков происходит эффективнее, так как этот метод
предполагает создание высокого положительного эмоционального уровня
занимающихся. Кроме того, игры и эстафеты целесообразно проводить не только в
заключительной, но и в основной части занятия. В результате дети отвлекаются от
однообразной монотонной работы. От таких уроков у них остаются яркие
впечатления.
. Свободное плавание, то есть предоставление детей самим
себе, препятствует закреплению только что разученных движений. Проработав над
освоением какого-либо навыка основную часть урока, в заключительной части
ребенок начинает играть с товарищами, забывает, чему учился только что и
использует для передвижения в воде уже сформировавшиеся неправильные
двигательные стереотипы. Как мы выяснили в результате исследования, многие
тренеры пренебрегают использованием игрового метода и дают детям в конце
каждого занятия плавать по желанию. Это, несомненно, является одним из
отрицательных моментов, присутствующих в методике обучения у большого
количества тренеров.
. Отбор в учебно-тренировочные группы должен производиться не
только по оценке степени освоения ребенком того или иного двигательного навыка,
не только по возрастным критериям. Следует судить и о степени готовности
отдельного ученика к выполнению различных заданий. Нужно обращать внимание на
то, насколько сознательно относится ученик к своей деятельности.
Вместе с тем, многие тренеры проявили интерес к проводимому
исследованию. По их словам, исследования с целью обобщения опыта работы
тренеров г. Красноярска с группами начального обучения еще не проводилось.
Тренеры просили предоставить им результаты исследования.
Изучение и сравнение результатов предварительного и итогового
тестирования контрольной и экспериментальной групп (табл. 1,2) позволяет
сделать вывод о том, что к концу учебного года результаты возросли в каждом из
тестов. Вместе с тем, результаты итогового тестирования экспериментальной
группы значительно превосходят результаты итогового тестирования контрольной
группы. В тесте «торпеда» прирост результатов у занимающимися контрольной
группы составил 58%, прирост результатов у занимающихся экспериментальной
группы - 118%. В тесте «задержка дыхания» прирост результатов контрольной
группы равен 57%, экспериментальной группы - 79%. В тесте «кроль на задержке
дыхания» прирост составил 100% и 123% соответственно. Как видно из таблицы 2,
различия в результатах контрольной и экспериментальной групп в тестах
«торпеда», «задержка дыхания» и «кроль на задержке дыхания» достоверны по
методам математической статистики.
Таблица 2 - Результаты итогового тестирования
Тест
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
Достоверность
|
|
Х ± m
|
Х ± m
|
t
|
t - табл
|
«Торпеда», м
|
7,9±0,4
|
10,7±0,6
|
3,83
|
2.04
|
Задержка
дыхания, сек
|
15,4±0,8
|
19,4±1,2
|
2,87
|
2.04
|
Кроль без
дыхания, м
|
9,6±0,5
|
12,8±0,8
|
3,38
|
2.04
|
Таблица 3. Результаты тестов и их прирост в процентном
соотношении
Тесты
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
|
результаты
тестирований
|
результаты
тестирований
|
|
предварительное
|
итоговое
|
прирост, %
|
предварительное
|
итоговое
|
прирост, %
|
«Торпеда», м
|
5,0
|
7,9
|
58
|
4,9
|
10,7
|
118
|
Задержка
дыхания, сек
|
9,8
|
15,4
|
57
|
10,8
|
19,4
|
79
|
Кроль на
задержке дыхания, м
|
4,8
|
9,6
|
100
|
5,5
|
12,8
|
123
|
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что методика
обучения плаванию, применяемая в экспериментальной группе позволяет значительно
повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что подтверждает гипотезу
нашего исследования.
Заключение
1. Анализ литературных источников и требований ДЮСШ по
плаванию в работе с группами начальной подготовки показал, что они не содержат
достаточной информации о применении игрового метода, как в основной, так и в
заключительной части занятия.
2. Установлено, что никто из тренеров регулярно не
использует игровой метод в основной части занятия. Не все тренеры в полной мере
используют методы, предусмотренные стандартной учебной программой.
. На основе анализа существующих методик и опыта
красноярских тренеров была разработана методика обучения плаванию, особенностью
которой является применение игрового метода в основной части занятия.
. Данные педагогического эксперимента показывают
значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В
тесте «торпеда» прирост результатов выше на 60% по сравнению с контрольной
группой, в тесте «задержка дыхания» - на 22%, в тесте «кроль на задержке
дыхания» - на 23%. Кроме того, обработка тестов с помощью методов
математической статистики показала достоверность различий между контрольной и
экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Это позволяет сделать
вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет
повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает
гипотезу нашего исследования.
Список
источников
1. Александров
И.С. Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье // Теория и практика
физической культуры. -2007.- №11. - с. 11.
. Булгакова
Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж. Булгакова. - М.:
Физкультура и спорт, 2006. - С. 8-92.
3. Бурлаков
И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие /
И.Р. Бурлаков, Г.П. Неминущий. - М., 2005. - 286 с.
4. Вайцеховский
С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с.
5. Васильев
В. С, Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
- 240 с.
6. Возрастная
и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2004-320
с.
8. Вржевский
И.В. Последствие нагрузки, полученной во время тренировочного урока и
построение малого цикла тренировки // На голубых дорожках. - М.: ФиС, 2006. -
с. 32-46.
9. Ганчар
И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ.
воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л. Ганчар. - Минск, 2005. - 350 с.
. Гиссен
Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. // Гиссен Л.Д.: - М.: ФиС, 2004. - 149
с.
11. Гогунов
Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб, заведений. // Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
. Горбунов
Г.Д. Психопедагогика спорта. // Г.Д. Горбунов: - М.: ФиС, 2006. -207 с.
. Ильин
Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов
физической культуры. // Е.П. Ильин: - 2-е изд. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2003. - 486 с.
14. Инясевский
К., Гордон С. Общие основы спортивной тренировки пловцов. - М.: ФиС, 2005. - с.
22-35
15. Каунсилмен
Д.Е. Наука о плавании / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 431 с,
ил.
. Каунсилмен
Д.Е. Спортивное плавание / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 208
с.
. Макаренко
Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 2007. -285 с.
18. Коломинский
Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия,
2005. - С. 207-210.
19. Крутецкий
В.А. Психология. - М.: Академия, 2003. - С. 186-193.
. Крысько
В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое
пособие. М.: «Флинта». 2005. - С. 167-169.
21. Научное
обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические
исследования ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: Физкультура и спорт,
2006, - 191 с.
22. Немов
Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Владос,
2003. - С. 394-402.
23. Никитский
Б.Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов. -
М.: Академия, 2008. - 303 с.
24. Общая
психология (курс лекций). Составитель Е.И. Рогов. М.: «Владос». -2005. - С.
379-392.
25. Общая
психология. /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н.
Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - С. 306-316.
. Общая
психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. - Изд.
2-е, доп. и перераб. - М.: Академия, 2007. - С. 405-421.
27. Оноприенко
Б.И. Биомеханика плавания. - Киев: Здоровья, 2009. -192 с.
28. Парфенов
В.А. Плавание: Учебник для факультетов физического воспитания педагогических
институтов. - Киев: Вища школа, 2008. - 288 с, ил.
29. Психологическое
обеспечение спортивной деятельности / Мельников В.М., Непопалов В.Н., Романина
Е.В. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию
академии. - М.: 2006. - Т. 3.
30. Психология:
Учеб. для институтов физической культуры // под ред. В.М. Мельникова: - М.:
Физкультура и спорт, 2007.-480 с.
плавание тренер обучение игровой