Современные культуротворческие технологии
CoolReferat.com
Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Филиал Московского государственного университета культуры
и искусств
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
КУРСОВА РАБОТА
по социальной – культурной деятельности
«Современные культуротворческие технологии»
Выполнила:
студентка
Шайхетдинова
Н.И._____
Специальность
СКД
Курс
1 Группа 903
Проверил:
кандидат
исторических наук, доцент
Низамова
М.С._______
Набережные Челны, 2010
Содержание
Введение
3
1.
Теоретические подходы в технологии
СКД 5
1.1.
Сущность определения понятий
СКД 5
1.2.
Технологии СКД в разные исторические периоды 7
1.3.
Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14
2.
Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром
«Шатлык» г. Набережные
Челны 19
2.1.
Условия
организации
19
2.2.
Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г.
Набережные Челны 23
2.3.
Выводы и рекомендации 34
Заключение
37
Список
используемой
литературы
38
Введение
Самодеятельное художественное
творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью,
свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное
творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности
через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
Сегодня
наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в
данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в
культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных
учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов
функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно
актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств
подростков.
Необходимо
подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных
условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой
участвуют подростки, должны стать:
- решение общих
задач социализации личности;
- организация
содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности,
наркомании, суицидов;
- психологической
коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и
т.д.
Проблеме
воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований,
в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой
деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков,
Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский,
В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).
Предмет исследования: культуротворческие
технологии.
Объект исследования: молодежный
центр «Шатлык».
Цель: изучить культуротворческие
технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические
аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике развитие
культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра
«Шатлык».
Структура работы состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические подходы в технологии СКД
1.1.
Сущность определения понятий СКД
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была
политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД
учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от
партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название
– СКД.
СКД –это деятельность, направленная на создание условий для
наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы
(студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя
все многообразие проблем по организации свободного времени: общение,
производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам
приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в
историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании
благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть
СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными
средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является
частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных
учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее
зарекомендовавших себя форм просветительской работы).
Важность СКД в том, что это не
просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях:
удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной
личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее
время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы
законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная
деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая
деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области
культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы,
художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права
граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125].
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора,
добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов, создающих
условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-просветительская
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения
культурно-досуговой сферы.
Анализ сущности
социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют
репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная
деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием
жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих
видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности,
клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива,
например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами
процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только
репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни
социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:
- творческий уровень —
преобладание творческих моментов в деятельности;
- репродуктивно-творческий уровень
— открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
- репродуктивный уровень —
простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.
Таким образом,
социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как
самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального
воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией
государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных
общественных движений и инициатив, средством рационального использования
свободного времени различных групп населения.
1.2.
Технологии СКД в разные исторические периоды
В дореволюционной России
любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях.
Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем
властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
После Октябрьской революции 1917
в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались
театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных
кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных
монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).
Большое распространение получили
коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине
20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и
Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа.
Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О
пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела”
(1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного
театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196].
Самодеятельные коллективы
возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных
заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К
середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого
идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В.
Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными
коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан
Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный
дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный
дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества
организованы во всех республиках, краях и областях.
В 30-е гг. в различных союзных и
автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли
песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного
искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить
лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на
московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли:
“Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”)
Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им.
Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный
деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведен Всесоюзный смотр театральной
самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).
Во время Великой Отечественной
войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла
военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта,
госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных
смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных
спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм”
Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и
другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости”
Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др. [5 c. 182].
С конца 50-х гг. наиболее зрелые
самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные
театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в
Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома
офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода
“Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают
также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры
железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский
оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры),
балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский
народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).
Распространение получили
различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского
сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”),
оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры
(Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая
капелла Старокраматорского машиностроительного завода).
Обогащение художественной
сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания
массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым
свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского
народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР,
министерства высшего и среднего специального образования СССР и
Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому
образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного
творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5
лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В
коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн.
взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500
тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания
“народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.
В 70-80-х годах проводились
ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа
выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном
с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции,
юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.
Художественная самодеятельность
- одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в
себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей,
выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку
(певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) [19 c.
85].
На базе самодеятельности выросли
многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет
талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие
профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью
привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная
самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров
художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного,
городского, областного и даже Российского масштаба.
Художественная самодеятельность
продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности
являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.
В программу развития культуры
входит стимулирование народного творчества, развитие художественной
самодеятельности.
Основные мероприятия, которые не
обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День
защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы,
Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День
города, День пожилых людей, День матери и многие другие.
В России каждое учебное заведение,
практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной
самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет
своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:
1. Народный коллектив театр
“Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре
театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского,
“Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В
труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением
(инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля
профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году –
Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87].
2. Народный театр звука “Русская
рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов
Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки
деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального
уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г.
звания “народный”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность.
Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы,
эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы
способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.
3. Класс академического вокала.
В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов
(Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.),
старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет
(Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и
народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.).
4. Народный коллектив «Хор
русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки,
плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают
женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые
краски звучанию хора.
5. Ансамбль “Старинушка”
исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления
этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.
6. Шоу-группа «Премьер» – молодежный
коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры,
чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни,
зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы –
совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя
сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров,
создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147]
Таким образом, технологии
социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к
любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в
себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные
недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства,
формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора
разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей
личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
1.3.
Современные технологии, используемые учреждениями культуры
В обозримом
прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального
проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три
основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112].
1. Общие технологии представляют
собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей
социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные
закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом,
наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной
деятельности».
2. Функциональные, или отраслевые
технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк
технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся
социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного
отдыха, спорта и развлечений».
3. Социально дифференцированные, или
частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих
«технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных
социально-демографических групп населения».
4. Данная классификация построена по
методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в
скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не
было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или
один и тот же процесс.
Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в
настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации,
объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:
В предложенной
классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы:
- технологии
информационно-познавательной и просветительной деятельности;
- технологии
самодеятельного творчества;
-
креативно-оздоровительные технологии.
К
дифференцированным технологиям исследователь относит:
- методику
организации досуга детей и подростков;
- методику
молодежного досуга;
- методику
семейного досуга;
- методику
организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]
Подобная
классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной
деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не
различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое
множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации
социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу
этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр
социально-культурных технологий
Историко-содержательный
признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь,
поделены на более мелкие подгруппы.
Подгруппа
оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические,
валеологические, курортологические, лечебно-профилактические,
спортивно-оздоровительные.
Вторая
подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены
технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования
культурных ценностей в современной среде.
Третья
подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на
создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого
развития детей, подростков взрослых.
Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные
технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в
процессе досуга.
Пятая группа
технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие
и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и
социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического
обеспечения в социально-культурной сфере.
По
функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько
технологических подгрупп.
Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные
технологии.
Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.
Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью
подгруппу функционального типа.
Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые,
художественно-зрелищные.
В пятую
подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные,
адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального
прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.
Следующую группу технологий объединяет социально-демографический
признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:
Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии,
разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.
Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на
различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и
разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
В эту группу входят также массовые общедоступные технологии
социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
Отдельную
группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма
осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.
В первой
подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные,
инновационные технологии.
Вторая
подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности
нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса
или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев
или распространенные на весь процесс и его звенья.
Третья
подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные
нововведения.
К современным технологиям,
используемым учреждениями культуры относятся:
- технологии
изучения;
-
технологии сохранения;
-
технологии восстановления;
-
технологии освоения;
-
технологии использования культурных ценностей;
- технологии
использования культурного наследия современного общества;
- технологии
создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей,
подростков и взрослых.
- различные
виды творчески формирующих, развивающих технологий.
- организация
самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и
любительского движения;
- развитие
авторского творчества, авторских школ
- повышение
интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской
деятельности, рок-творчеству и т.д.
-
возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;
-
расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих
товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и
технического творчества;
-
активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному
творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева,
камня, кости и т.д;
-
технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры,
самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и
фантастических аналогий;
- мозговая
атака как способ развития творческого, образного мышления.
-
сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся
способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной
ролевой функцией;
-
использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной
деятельности;
-
активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих
контрольных вопросов;
-
тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или
экологической среде;
-
закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный
плюрализм. [12 c. 174]
Таким образом,
мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных
технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не
охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций
социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и
направлениям формирования сфер общественной жизни и др.
Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из
разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение
прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.
Широкий
спектр современных социально-культурных технологий следствие смены
социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета
социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий
обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного,
образовательного, профессионального пространства.
Наука и
практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном
развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей
разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели,
задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
2.
Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром
«Шатлык» г. Набережные Челны
2.1.
Условия организации
В молодежном центре «Шатлык»
работают 32 творческих коллектива. В 2008-2009 учебном году был сделан больший
упор на подростковые и молодежные объединения. Педагогическому составу была
поставлена задача: достижение в учебном процессе результативности, качества,
выявление талантливой и одаренной молодежи с дальнейшим продвижением на
профессиональные сцены города и Республики.
Вид деятельности:
Создание условий для
нравственного и патриотического воспитания молодежи, интеллектуального развития
молодежи и подростков, поддержки художественного творчества, реализация
творческого потенциала молодого поколения, развитие творческих навыков и
способностей подростков, подростков и молодежи на профессиональном уровне.
Создание и обучение сильных творческих коллективов, певцов и солистов города.
Организация культурно-досуговых мероприятий,
танцевально-развлекательных вечеров, молодежных тематических программ,
конкурсов, фестивалей, акций и т.д. Разработка программ и мероприятий по
развитию татарского языка, национальной культуры и искусства, работы
выставочного зала по различным направлениям народно- прикладного искусства.
Основным направлением
деятельности Молодежного центра «Шатлык» является: выявление и поддержка
талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального
художественного творчества, национальной культуры. В центре реализуются
программы, направленные на творческое интеллектуальное развитие, проводятся
городские фестивали, конкурсы, форумы.
В МАУ «Молодежном центре
«Шатлык» в 2010 году проводится работа следующих творческих коллективов,
молодежных общественных объединений.
Таблица
1
Творческие
коллективы, молодежные общественные объединения Молодежного центра «Шатлык»
№
|
Название коллектива
|
Направление
|
Руководитель
|
Возраст
|
|
Творческие коллективы:
|
1
|
Студия восточного танца «Эль-Деви»
|
восточные арабские танцы
|
Хисамова Эльвира Маратовна
|
- младшая группа 5-7 лет;
- средняя группа 9-12 лет;
- взрослые 15 до 60 лет.
|
2
|
Студия народного танца «Амира»
|
танцы народов мира
|
Сян Иннеса Луновна
|
- младшая группа 8-12 лет;
- средняя группа 12-17 лет;
- взрослая группа 18-50 лет.
|
3
|
Студия бального танца «Фристайл»
|
спортивные бальные танцы
|
Анчина Вилера Василовна
|
6-11 лет.
|
4
|
Студия бального танца «Глория»
|
спортивные бальные танцы
|
Зарипов Фаиль Рауфович
|
12- 15 лет
|
5
|
Хореографический ансамбль «Овации»
|
современные танцы, модерн, акробатика
|
Нечаева Анна Владимировна
|
- младшая группа 5-8 лет;
- средняя группа 15-25 лет.
|
6
|
Денс-шоу «Axel»
|
современные направления (club dance, Go-Go, Tecktonik
dance, Jazz modern и др. направления)
|
Имамутдинова Зилия Рифовна
|
- младшая группа 8-12 лет;
- старшая группа 12-18 лет.
|
7
|
Студия «Брейк-данс»
|
нижний брейк-данс
|
Чигрин Александр Анатольевич
|
от 12 и старше.
|
8
|
Современные танцы
|
современные направления: Tecktonik
|
Валиев Данис
|
13 и старше
|
9
|
Вокальная студия «Сайран»
|
эстрадное
|
Еремина Анюза Гиндулловна
|
от 12 и старше.
|
10
|
Вокальный ансамбль «Сэмбель»
|
эстрадный вокал
|
Муллагалиева Лилия Зуфаровна
|
с 6 до 20 лет.
|
11
|
Вокальная студия «Ас-Соль»
|
эстрадное
|
Семенова Татьяна Николаевна
|
- младшая группа 3- 6 лет;
- средняя гр. 6-10л.; 10-14л.
-старшая группа15-20лет.
|
12
|
Театр моды «Стайл»
|
пластика движения; сценическое и актерское мастерство
|
Сян Иннеса Луновна
|
- младшая группа 8-12 лет;
- старшая группа 12-18 лет.
|
|
Молодежные общественные организации:
|
|
МОО «Яна сулыш»
|
сохранение национальных традиций и воспитание
гражданственности и патриотизма
|
Зиннурова Илюса Азатовна
|
17-25 лет
|
2
|
МОО «Молодые мастера»
|
поддержка и развитие молодых талантливых исполнителей и
коллективов;
сохранение и развитие культурных традиций.
|
Логвинова Анастасия Александровна
|
от 14 до 25 лет
|
3
|
МОО Татарская лига КВН
|
активизации и развитию самодеятельного творчества
татарской молодежи.
|
Таштабанова Фарида Якубовна
|
|
4
|
Творческая организация молодых людей с ограниченными
возможностями
|
поиск, стимулирование и поддержка талантливых молодых
людей с ограниченными возможностями города; повышение творческой активности
среди молодых людей с ограниченными возможностями;
расширение и укрепление творческих контактов.
|
Пиминов Алексей Геннадьевич
|
|
|
Проекты:
|
1
|
Школа искусств и анимации
|
вокальное исполнение, эстрадная хореография, актерское
мастерство, пластика движения, сценическая речь
|
Прозорова Людмила Алексеевна
|
от 10-20 лет
|
2
|
Молодежный проект «Челны – ТОП – 13»
|
вокальное
хореографическое
|
Прозорова Людмила Алексеевна
|
от 15 до 25 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодежный центр «Шатлык» имеет
большой опыт в организации и проведении всевозможных праздников, шоу программ,
корпоративных мероприятий, концертов.
Молодежный центр «Шатлык»
предлагает следующие услуги:
- Аренда шоу-зала на 120 человек
для проведения мероприятий;
- Прокат и пошив сценических,
театральных, маскарадных костюмов;
- Проведение детских утренников,
игровых программ, дней рождения;
- Проведение заказных
тематических мероприятий, корпоративных вечеров, - Концертных и развлекательных
программ (в том числе выездных);
- Ведущие, концертные номера,
аниматоры, разработка сценариев;
- Запись рекламных аудиороликов,
фонограмм формата «+».
Таким образом, в молодежном
центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих
технологий.
2.2.
Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г.
Набережные Челны
На протяжении 15 лет в
молодежном центре «Шатлык» большое внимание уделяется талантливой и
творческой молодежи. Главным направлением деятельности является:
выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие
самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи и
подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни.
В центре создаются и
реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся
городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы.
Также приоритетными
направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются:
¾
военно-патриотическое воспитание подрастающего
поколения и молодежи;
¾
воспитание национального самосознания, сохранение и развитие
национальной культуры, языка и традиций татарского народа, создание
благоприятных условий для консолидации татарской молодежи;
укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование
толерантного отношения к представителям других культур и национальностей;
¾
профилактика негативных влияний в молодежной среде;
¾
развитие молодежного общественного движения;
¾
работа со студенческой и работающей молодежью города.
Основные направления
деятельности:
¾
выявление и поддержка талантливой молодежи
¾
содействие развитию самодеятельного и профессионального
творчества
¾
развитие национального татарского творчество и культуры.
Объединение творческой молодежи
«Молодые мастера»
¾
Форум
творческой молодежи
¾
Фестиваль
творчества «Молодые мастера»
¾
Фестиваль
солдатской песни
¾
Профильная
смена «Музыкальная галактика»
¾
Профильная
смена "Кодекс Чести"
¾
Профильная
смена "Школа "Татарская лига КВН"
¾
Зональный
тур Республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства
«Созвездие-Йолдызлык»
¾
Городской
праздник «День призывника»
¾
Городской
праздник «День победы»
¾
Городской
праздник «День молодежи»
¾
Городской
праздник «День города»
Одним из приоритетных
направлений деятельности МЦ "Шатлык" является организация студии
эстрадного вокала, где берет свои истоки творчество и мастерство солистки
Вероники Ереминой.
В данный момент действуют студии
с общим охватом более 2000 человек:
Театр Моды:
-студия
национально-стилизованной одежды «Ак кош»
-студия молодежной моды
«Авангард»
-экспериментальная студия
театрализованных костюмов «Миледи»
Танцевальные коллективы:
-народные
-эстрадные
-бально-спортивные
-восточные
-степ
-«брейк-данс»
-хореографические
-шоу-балет «Айверон»
Вокальные коллективы:
-молодежный татарский ансамбль
«Сайран»
-молодежный
вокально-хореографический ансамбль «Остабике»
-ансамбль «Сомбель» (младшая,
средняя и старшая группы)
-квартет «Фляж»
-татарская вокальная студия
солистов
Студии обучения игры на
музыкальных инструментах:
-ансамбль «Гармонист»
-игры на ударных инструментах
-игры на гитаре.
Достойным результатом и наградой
за активные занятия в студиях явились достижения и признания молодых талантов:
- Молодежным фольклорным
вокально-хореографическим ансамблем «Остабике» на Республиканском
конкурсе-фестивале фольклорных коллективов, посвященных 1000-летию города
Казани, был завоеван диплом лауреатов первой степени.
- Солистка Вероника Кузнецова на
Республиканском фестивале «Созвездие 2008» в городе Казань стала дипломантом
конкурса. Заняла первое место на фестивале «Балкыш йолдызлары»; лауреат
конкурсов «Тан йолдызлары», «Жемчужина 2008»; приняла участие в международном
фестивале искусств «Роза ветров» в городе Бугульма, где заняла второе место, и
получила приглашение на второй тур в г. Москва; награждена стипендией главы
администрации города Набережные Челны
2008/2009 года.
Вероника Кузнецова занимается у талантливого педагога по вокальному искусству
Муллагалиевой Лилии Зуфаровны.
- Впервые образованная в нашем
городе, в молодежном центре «Шатлык» команда «Би квартал», явилась
первопроходцем в популярном молодежном движении «Брейк данс» и завоевали диплом
первой степени в городе Уфа.
· Вокалисты татарского продюсерского центра «Язмыш» Гасанова Азиза и
Гиниятуллин Артур принимали участие в международном фестивале «Наследники
Сююмбике» в городе Ялта и привезли дипломы лауреатов.
- Солисты татарского
продюсерского центра «Язмыш» Дамир Хабибуллин, Светлана Валиахметова, Гасанова
Азиза и Гиниятуллин Артур являются лауреатами Республиканских конкурсов «Тан
йолдызлы», «Тургай». Дипломантами Республиканского телевизионного фестиваля
эстрадного искусства «Созвездие-йолдызлык».
- Мастера по национальной
вышивке и сценических модельных костюмов заняли первое место в номинации
«Декоративно- прикладное искусство» в Республиканском молодежном конкурсе –
фестивале народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан
2008». Им были вручены диплом и кубок.
- Квартет «Фляж» стали
победителями ХI-го ежегодного фестиваля популярной музыки и современного танца
«Жемчужина».
- Молодежному центру «Шатлык»
был вручен диплом за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства
на республиканской выставке «Декоративно-художественного и прикладного
искусства» выставочным предприятием «Экспо-Кама».
- Шоу–балет «Айверон» в этом
году явились дипломантами фестиваля танцевального искусства «Танцевальная
феерия».
- Молодежный татарский ансамбль
«Сайран» на региональном фестивале фольклорных коллективов посвященных 60-летию
победы ВОВ стали лауреатами с композицией «Су буенда». Являются дипломантами
«Созвездия 2009»; заняли первое место на городском конкурсе-фестивале вокальных
коллективов «Чишмэлэр».
- Общественный танцевальный клуб
«Вальс» выставил шоу – балет «Dance Way» на 9-ый международный конкурс «Кубок
ЦСК» в номинации «Вальс победы - 2009» г. Москва, где было завоевано призовое
место. В начале 2009 года лучшие коллективы от общественного танцевального
клуба «Вальс» приняли участие в открытом кубке России по современным
танцевальным направлениям в г. Москва где их документально оформили в
«Федерацию современных и эстрадных танцев Республики Татарстан». Шоу – балет
«Dance Way» участвовал в фестивале «Российские Таланты - 2009» г. Москва в
номинации «Фармейшн» где заняли призовое место.
- Директор Молодежного центра
«Шатлык» Еремина Айна Гиндуловна является поэтом и композитором города.
Знаменитая песня «Чаллыда Бэйрэм» была специально написана ко «Дню Республики
Татарстан» и «Дню города». «Йэ, ходаем», «Чаллы чишмэсе», «Алма чуар атлар
чаба», «Яратам», «Я люблю тебя жизнь», «Даже если» - это лишь не многие
известные песни, написанные Айной Гиндуловной, которыми открываются многие городские
праздники. Еремина А.Г. стала дипломантом Российского фестиваля композиторов
«Чишмэлэр» в г. Набережные Челны, в 2009 году.
Помимо студий в Молодежном
центре «Шатлык» работают молодежные общественные объединения
1. Молодежные Общественные
Объединения
¾ МОО
«Молодые мастера» - рук. Федоров О.
¾ МОО
«Татарская лига КВН» - рук. Таштабанова Ф.
¾ Творческое
Объединение «Яна сулыш» - рук. Зиннурова И.
¾ Ассоциация
трейсеров «Street
Alliance» - рук. Шайдуллин Э.
¾ ОО
«Много деток – хорошо» - рук. Карташов В.
¾ Сообщество
анонимных наркоманов «Новые» - рук. Бойко А.
2. Клубы
¾
Клуб любителей «Ретро» - куратор Пиминов А.
¾
Клуб общения молодых инвалидов «Вдохновение» - куратор
Петрова А.
Общественная организация
Татарская Лига КВН
Общественная организация
Татарская Лига КВН ведет свою работу по активизации и дальнейшему
развитию самодеятельного творчества татарской молодежи, привлекая
молодежь к активному участию в общественной жизни; создает благоприятные
условия для консолидации татарской молодежи на основе развития КВН на
татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепляя дружбу и сотрудничество между
татарской молодежью различных регионов. А так же приобщает молодежь к
национальным ценностям татарского народа, воспитанию у молодого поколения
уважения к культурно-историческому наследию татарского народа, любви к родному
языку.
Результаты работы:
¾
лига
вышла на принципиально новый уровень, идет интенсивная работа по закреплению
достигнутых результатов, по дальнейшему расширению зоны деятельности «Татарской
лиги КВН» и продвижению в другие регионы РФ и СНГ;
¾
в
каждом сезоне проводится 8-10 региональных игр КВН, в которых принимают участие
30 команд из городов Татарстана, Башкортостана, РФ, СНГ, с общим числом
участников более 500 человек, с общим охватом зрителей от 500 до 800 чел. в
год;
¾
«Татарская
лига КВН» проводит 3-4 турнирные игры с выездом в другие города региона.
Цель и
задачи:
- Активизация
и дальнейшее развитие самодеятельного творчества татарской
молодежи, привлечение молодежи к активному участию в общественной
жизни.
- Создание
благоприятных условий для консолидации татарской молодежи на основе
развития КВН на татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепление дружбы и
сотрудничества между татарской молодежи различных регионов.
- Приобщение татарской молодежи к
национальным ценностям татарского народа, воспитание у молодого поколения
уважения к культурно - историческому наследию татарского народа, любви к
родному языку.
Руководитель Таштабанова Фарида
Якубовна
Клуб многодетных семей «Много
деток – хорошо!»
Направления деятельности:
¾
организация детского досуга
¾
потребительская кооперация
¾
жилищная кооперация
¾
производственная кооперация
¾
школа родителей
Руководитель - Карташов В.
МОО "Молодые мастера"
Цель и задачи:
1. Поддержка и развитие молодых
талантливых исполнителей и коллективов
2. Создание условий для
реализации творческого потенциала молодежи Челнов
3. Популяризация и развитие
молодежного творчества
4. Возрождение духовных основ
личности, развитие и раскрытие творческого потенциала молодежи города;
5. оказание помощи в повышении
профессионального уровня молодых талантливых исполнителей и коллективов
6. Создание благоприятных
условий для реализации творческого потенциала и гармоничного развития молодого
поколения
Сохранение и развитие культурных
традиций
Руководитель - Федоров О.
Клуб любителей танцевать
"Ретро" руководитель Пиминов А.
Цель:
¾
создание
условий для организации отдыха и занятости людей пенсионного возраста;
¾
расширение
и укрепление творческих контактов.
Клуб общения молодых инвалидов
"Вдохновение" руководитель Петрова А.
Цель:
¾
поиск,
стимулирование и поддержка талантливых инвалидов города;
¾
повышение
творческой активности среди инвалидов города;
¾
расширение
и укрепление творческих контактов;
Творческое Объединение «Яна
сулыш» - рук. Зиннурова И.
Цель и задачи:
¾
Ознакомление
молодежи с историей, духовными ценностями, обычаями и традициями татарского
народа;
¾
Воспитание
в них лучших качеств, свойственных татарскому народу;
¾
Пробуждение
у молодежи чувства гордости за свою нацию и народ, развитие национального
самосознания;
¾
Воспитание
толерантности и чувства уважительного отношения к другим народам.
¾
Совершенствование
разговорной речи, оказание помощи в освоении татарского языка.
Руководитель Зиннурова Илюса
Творческие молодежные проекты
1. «Челны топ-13»
К участию в кастинге проекта
приглашаются вокальные исполнители и хореографические коллективы в
возрасте от 15 до 25 лет.
После проведения кастинга в
проекте принимают участие 50 исполнителей, которые будут проходить
обучение по специальностям:
¾
Вокальное
исполнение;
¾
Эстрадная
хореография;
¾
Актерское
мастерство;
¾
Пластика
движения;
¾
Сценическая
речь;
¾
Хореография.
Ежемесячно по итогам обучения
педагогами номинируются кандидаты на завершение участия в проекте, одного
из которых имеют право оставить телезрители при помощи SMS-голосования,
и одного – зрители отчетных концертов.
По завершению проекта останется
13 лучших исполнителей, чьи песни войдут в запись финального альбома
«Хит-ТОР-13».По итогам проведения каждого ежемесячного отчетного концерта
исполнительная дирекция проекта выбирает победителя в номинации «Звезда
месяца». В программе предусмотрены образовательные занятия, фотосессии,
практические выступления на концертах, тренинги.
2. «Интеллект портал»
Для участия в играх сезона
приглашаются команды ВУЗов, Ссузов, работающей молодежи, школьников в
количестве пяти человек и один человек – наблюдающий за командой соперников.
Программа «Интеллект-портал»
состоит из серии вопросов:
¾
десять
командных вопросов;
¾
блиц-опрос
(пять вопросов);
¾
кроссворд;
¾
вопросы
болельщикам (+ пять баллов команде за правильный ответ);
¾
«Игра-наоборот»;
¾
музыкальный
вопрос.
3. «Дни татарской молодежи»
Проект «Дни татарской молодежи «Милләтем
киләчәге» реализуется в рамках
реализации государственной молодежной политики, Закона о
языке народов Татарстана и государственной молодежной
программы «Молодежь Татарстана» в городе Набережные Челны Республики Татарстана.
Проект является открытым для всех общественных организаций татарской
молодежи, учреждений, учебных заведений независимо от ведомственной
принадлежности и места расположения.
Проведение данного мероприятия
направлено на упрочение связей между молодежью из регионов компактного
проживания татар, на основе осуществления совместных творческих проектов,
обмена опытом работы, проводимой в регионах.
4. Региональный фестиваль
татарского национального творчества «Миллетем килечеге – сокровище
нации».
К участию в фестивале
приглашаются вокальные исполнители, авторы, композиторы, исполнители татарских
песен в возрасте от 15 до 35 лет.
Фестиваль призван содействовать:
- возрождению и упрочению
культурных традиций, сохранение культурного наследия татарского народа;
- укреплению толерантных,
межконфессиональных и этнических отношений татарской молодежи.
- созданию системы поддержки молодых
талантов через выход на профессиональную сцену, телевидение и радио.
Фестиваль
проводится по номинациям:
- Художественное чтение;
- «Вокал» по направлениям
«народная песня», «эстрадная песня», «авторская песня»;
- «Хореография»;
- Инструментальная
музыка.
5. Творческий проект "Татар
Егете"
В целях воспитания
гражданственности, патриотизма и толерантности среди молодежи в центре
реализуется проект «Татар егете», который объединяет студентов ВУЗов и
ССУЗов города неравнодушных к культуре, истории татарского народа.
На сегодняшний день данный
проект перерос в межрегиональный при поддержке Всемирного конгресса татар,
который проходит в городе Казань, где челнинские конкурсанты стали абсолютными
победителями 2005, 2006г.
6. Творческий проект хип-хоп музыки
"BATANDA BUBE"
Проект был создан на основе I регионального хип-хоп фестиваля “Batanda Bube”
Программа проекта. В рамках
проекта проводится конкурс хип-хоп команд/отдельных исполнителей. Выступления
гостей (брейк-команды, рэп-группы). По итогам проведения каждого концерта
определяются лучшие команды/участник в зависимости от количества заявок.
Проект проводится в
Развлекательном Клубе “OPERA” один раз в месяц с
декабря по апрель 2010 года.
Таким образом, в молодежном
центре «Шатлык» успешно применяются культуротворческие технологии, что
показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений.
Приорететным направлением деятельности является: выявление и поддержка
талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального
художественного творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к
активному участию в общественной жизни. Также приоритетными направлениями
деятельности МЦ «Шатлык» являются:
¾
военно-патриотическое воспитание подрастающего
поколения и молодежи;
¾
воспитание национального самосознания, сохранение и развитие
национальной культуры, языка и традиций татарского народа, создание
благоприятных условий для консолидации татарской молодежи;
укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование
толерантного отношения к представителям других культур и национальностей;
¾
профилактика негативных влияний в молодежной среде;
¾
развитие молодежного общественного движения;
¾
работа со студенческой и работающей молодежью города.
Основные направления деятельности:
¾
выявление и поддержка талантливой молодежи
¾
содействие развитию самодеятельного и профессионального
творчества
¾
развитие национального татарского творчество и культуры.
В центре создаются и
реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие,
проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы.
2.3.
Выводы и рекомендации
Деятельность молодежного центра
«Шатлык» занимает очень важное место в социально – культурной деятельности
нашего города. Необходимо дальнейшее развитие культурно-досуговой деятельности
подростков, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого
развития самодеятельных, фольклорных коллективов, общественных объединений.
Творческим коллективам
необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях.
Опираясь на полученные данные,
следует выделить следующие основные позиции, учет которых необходим при
определении путей модернизации:
– культуру (в том числе и
народное художественное творчество) следует рассматривать сегодня как базовое
условие возрождения экономики;
– в свете реформы бюджетных
учреждений РТ, предъявляющей к муниципальным учреждениям культуры новые
требования, можно предложить нормативно закрепить приоритет просветительской и
развивающей функции в деятельности клубных учреждений, при которых в основном и
функционируют детские самодеятельные коллективы;
– в муниципальном задании на
оказание культурно-досуговых услуг на территории муниципальных образований
следует оговорить показатели творческого роста (уровень фестивалей и конкурсов,
уровень исполнительского мастерства) «народных самодеятельных коллективов»,
действующих при местном клубном учреждении. В этом случае будут в большей
степени обеспечены условия для творческого развития детских коллективов, повышения
квалификации руководителя, что даст возможность поддерживать высокий уровень
мастерства участников.
У занимающихся в МЦ «Шатлык»
имеется одно большое преимущество, в том, что 80% клубов и студий молодежного
центра являются бесплатными. Таким образом, подростки из малообеспеченных и
многодетных семей свободно могут посещать все существующие студии. Как правило,
в таких семьях очень много талантливых и способных подростков, у которых нет
возможностей обучаться в платных клубах. Систематически у нас организуются
бесплатные клубные вечера, танцевально-развлекательные программы с определенной
тематикой, носящие воспитательный и познавательный характер.
В настоящее время сократилась
доступность культурных ценностей, в результате чего тормозятся процессы
разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры.
Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к
резкому их сокращению.
В мире накоплен огромный арсенал
инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов,
форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в
целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от
задачи текущей политики.
Развитие многоканального
государственного финансирования, партнерских межбюджетных и
государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения
огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в
финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного
бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от
эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.
Важно
суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы
увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:
- Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем
внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и
широкого их выбора.
- Создание банка идей и центра молодых инициатив.
- Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей
молодежного возраста.
- Создание и организация клубов по интересам, гостиных и
любительских объединений.
- Создание на базе молодежного центра социальных гостиных,
групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической
реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.
Заключение
Таким образом,
социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как
самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального
воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией
государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий
многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального
использования свободного времени различных групп населения.
Технологии социально-культурной
деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим
условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства
педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических
методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные
для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов
деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или
иной сфере значимой для нее деятельности.
Широкий
спектр современных социально-культурных технологий следствие смены
социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета
социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий
обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного,
образовательного, профессионального пространства.
В данной работе была рассмотрена
деятельность Молодежного центра «Шатлык», основное направление которой
выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и
профессионального художественного творчества, национальной культуры. В
Молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения
культуротворческих технологий. Успешно применяются культуротворческие
технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и
объединений.
Список используемой литературы
1. Закон
РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.
2. Закон
РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.
3. Бакланова
Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. – С. 399
4. Блинова
Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды
(Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412
5. Воловик
А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. – С. 378
6. Горбатова
И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. – С. 415
7. Григорьева
Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие
/ под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с.
8. Евкин
С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987. – С.
376
9. Ерошенков
И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994. –
С.399
10. Жарков А.Д.
Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. –
С. 403
11. Жаркова Л.С.
Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 417
12. Инновационные
технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под
ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 402
13. Киселева Т.Г.,
Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история,
теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии:
Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001. – С.394
14. Киселева Т.Г.,
Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004. –
С. 478
15. Киселева Т.Г.,
Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие– М., 1995. – С. 395
16. Культурно-досуговая
деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. –
С.296
17. Максютин Н.Ф.
Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999. – С.
18. Новаторов В.Е.
Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С.
19. Новикова Г.Н.
Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.
– С.459
20. Современные
технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И.
Григорьевой. – Тамбов, 2002. – С.418
21. Стрельцов Ю.А.
Культурология досуга: Учебное пособие. – М., 2002. – С.352