Наименование
поля
|
Минимальный
размер, мм
|
Корешковое · на странице · на
развороте
|
10 24
|
Верхнее
|
12
|
Наружное
|
11
|
Нижнее
|
15
|
Наиболее полную информацию о соотношениях полей и полосы
набора можно получить, основываясь на геометрических способах построения
разворота. Известный немецкий мастер художественного оформления книги Ян
Чихольд открыл в 1953 году золотой канон позднеготического членения книжных
страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы. Гуттенбергу и печатникам
начального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы
книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. Эти законы были строго
охраняемыми секретами мастерских, которые Яну Чихольду удалось восстановить. На
рисунке 2 показано построение разворота, основанное на данном каноне. Высота
плоскости, отведенной для письма, равна ширине бумаги при отношении сторон 2:3,
что является обязательным условием этого канона. Поля находятся в отношении
2:3:4:6.
Еще одни способ геометрического нахождения соотношения полей
и полосы набора найден Иоганном А. ван де Граафом. Данное построение
основано на делении ширины и высоты страницы на девять равных частей. Пропорции
сторон страницы не регламентируется, в отличие от предыдущего способа. Одна
девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые - внешнее,
одна девятая часть высоты бумаги образует верхнее поле, две девятые - нижнее.
Наиболее универсальным геометрическим способом построения
является «Вилларов чертеж», разработанный Вилларом де Оннекуром.
Это готический канон, который дает возможность гармонично строить разворот
страницы при любых пропорциях.
При нахождении соотношения полей в издании можно использовать
геометрические способы построения, обращаться к нормативной литературе, но ни
то, ни другое жестко не ограничивает дизайнера в выборе тех или иных размеров.
Выбирая размеры полей, дизайнер чаще опирается на свой вкус и ощущения,
придерживаясь только общих рекомендаций и, конечно, беря во внимание способ
печати издания и особенности его послепечатной обработки.
Стихотворные тексты состоят из строк
различной длины, которые могут располагаться по одной или нескольким
вертикальным осям. Вследствие этого на полосе набора стихотворный текст почти
никогда не образует четкого прямоугольника. Форма наборного силуэта каждого
стихотворения будет зависеть от его построения, от той формы, которую придал
ему автор.
При выборе формата издания и полосы набора для стихотворных
текстов приходится руководствоваться не только теми факторами, которые были
рассмотрены для изданий с прозаическим текстом, но и учитывать особенности
построения стиха и, главным образом, длину стихотворных строк. Перенос
стихотворной строки нарушает форму стиха, а следовательно, и ритм чтения его.
Если в стихах классического типа перенос иногда допускается, хотя и не
желателен, то в стихах свободного построения переносы строк совершенно
неприемлемы, так как приводят к изменению авторской акцентировки отдельных
частей строки и затрудняют восприятие содержания.
Стихотворения, состоящие большей частью из коротких строк, не
занимают всей ширины полосы стандартного размера. В то время как верхние и
нижние поля остаются без изменения, корешковые и боковые поля получаются увеличенными.
Однако возможно и обратное, когда стихотворная строка не вмещается в формат
полосы, предусмотренный техническими условиями. В этом случае надо брать ширину
полосы набора по I варианту оформления, а высоту полосы по II или III варианту в зависимости
от индивидуальных особенностей структуры текста. Если и при этом возникнут
подвесные строки, следует перейти к более широкому формату издания. Возможны
случаи, когда пропорции страницы книги и формата набора могут находиться не в
подобии, а в контрасте (например, в широких или альбомных форматах).
Таким образом, основным условием при выборе формата издания и
полосы набора должно быть размещение в этом формате стихотворных строк без
переносов или с наименьшим их количеством.
В нашем издании размер страницы после
обрезки равен 107Ч165 мм. Если применить геометрический способ построения
Виллара де Оннекура, то получится следующая раскладка полей: верхнее - 23,77
мм, нижнее - 47,55 мм, внутреннее - 18,33 мм и внешнее - 36,66
мм. Как отмечалось ранее, регламентированные полосы набора и соотношения
полей рассчитаны на простую структуру текста (прозаическую). В нашем издании,
основная часть книги написана стихотворным текстом, поэтому полоса набора в
издании будет уже и поля, соответственно, шире. Значения верхнего, нижнего и
внешнего полей останутся неизменными, а внутреннее поле увеличится до 30 мм.
Рассматривая разворот как композиционное поле и
конструктивную систему, необходимо учитывать кроме наборной полосы и другие
элементы, которые могут находится на нем вместе с набором. Это, прежде всего,
колонцифра, колонтитул, рубрики на полях и т.д. Они самым решительным образом
могут влиять на композицию разворота и менять привычное соотношение размеров
полей.
Система рубрикации
Рубрикация служит для озаглавливания книги и ее частей,
разделения книги на части и обозначения степени весомости каждой части
относительно целого и других частей. Взятая в целом рубрикация выражает в общих
чертах построение произведения - его архитектонику.
Отдельные рубрики и части произведения делятся следующим
образом:
1. Серия изданий/ собрание сочинений/ многотомное издание/
цикл произведений.
2. Цикл произведений.
. Произведение.
. Том.
. Книга.
. Часть.
. Раздел.
. Подраздел.
. Глава.
. Параграф.
Самыми «обширными» единицами измерения являются серия
изданий, собрание сочинений (избранные сочинения), многотомное издание - включающие
в себя разные произведения.
Формирование серии обычно основано на тематическом подборе
разных произведений. Существуют как серии изданий художественной литературы,
так и специальные технические серии изданий. Для дизайнера это значит, что все
издания должны быть объединены одним стилем оформления: одинаковыми или
похожими обложками, стереотипной версткой и т.д.
Вторым по значимости идет цикл произведений. Это понятие
используется только в художественной литературе. Несколько отдельных
произведений могут быть объединены автором в цикл на основе продолжающегося
сюжета, переходящих из произведения в произведение персонажей. Примерами могут
служить циклы произведений Дж.Р.Р. Толкиена (трилогия «Властелин колец»), Марии
Семеновой (цикл «Волкодав», состоящий из пяти произведений). Цикл произведений
может быть оформлен как серия изданий или являться частью более крупной серии
изданий. В обоих случаях требуется унифицированное оформление.
Третьим по значимости идет собственно произведение. Одно
издание может включать в себя несколько произведений небольшого объема, и
наоборот - одно большое произведение может быть издано в виде нескольких книг
(например, «Война и мир» Льва Толстого). В этом случае деление производится по
более мелким разделам - по тома, частям, главам и т.д. Произведение, в свою
очередь, может подразделятся на тома, книги, части, разделы, подразделы, главы
и параграфы.
Том и книга - это самые крупные разделения
произведения. Как собрание сочинений состоит из томов, так и отдельное
произведение может делится на тома. Тома и книги очень крупные разделы,
включающие в себя сотни страниц.
Часть, раздел, подраздел и глава
- более мелкие фрагменты произведения и их использование зависит от тематики и
направленности произведения. Художественная литература делится преимущественно
на части и главы, техническая литература, более насыщенная информацией, требует
более сложного деления, чтобы читатель мог ориентироваться в книге.
Деление на параграфы используется только в научной и
учебной литературе. Такое деление усложняет структуру произведения, но
позволяет давать ссылки на точно определенное место в тексте.
Средства рубрикации в книге разнообразны: чистый пробел, пробел
с заполнением его рисованными украшениями, буквицы, рисованные заголовки;
спуски чистые и оформленные разнообразными линейками, виньетками, заставками и
т.д.
Выделяют три системы рубрикации:
1. Система, в которой архитектоника произведения
выражена только заголовками одной гарнитуры шрифта (или разных), но без
выделения частей началом с новой страницы, является наиболее экономичной, но и
наиболее скупой по оформлению.
2. Выделение части или группы частей произведения
началом с новой страницы, благодаря чему особо выделяется и конец, придает
каждой части большую значительность, выражает построение произведения более
ярко и отчетливо.
3. Система, в которой каждая часть или группа частей
произведения открывается шмуцтитулом, является наиболее выразительной. Такое
оформление рубрик резко обособляет отделяемую шмуцтитулом часть и сообщает ей
особый вес.
Выбор системы рубрикации зависит от следующих факторов:
а) Род и вид литературы. Сочинениям научным или
учебным свойственно больше многоступенчатое расчленение произведения на части,
разделы, главы, подглавы, параграфы и т.д. Такие издания, как правило,
нуждаются в рубрикации их системой разнообразных заголовков, спусков,
шмуцтитулов. Рубрикацию произведений научно-популярных и
литературно-художественных строят по наиболее выразительной третьей схеме. Цель
здесь не столько в разделении и соподчинении частей, сколько в передаче
особенностей их содержания оформлением.
б) Назначение издания по характеру
распространения. В изданиях, не предназначенных для широкого распространения
(научные монографии, малотиражные издания и т.д.) пользуются третьей, наиболее
выразительной, но и менее экономичной системой рубрикации. В массовых изданиях
рубрикация более бедная, соответственно менее выразительна. Это объясняется
необходимостью экономно оформлять книгу: здесь даже простое увеличение пробелов
между заголовком и текстом при тиражах 200 тыс. - 1 млн. экз. приводит к
значительному увеличению расхода бумаги.
в) Объем произведения. Чем больше объем книги,
тем более необходим третий вариант оформления, т.е. введение спусков для
отдельных частей произведения и шмуцтитулов для групп этих частей.
г) Тираж издания. Как уже отмечалось,
большой тираж издания заставляет обращать внимание, насколько экономична
применяемая система рубрик. Чем больше тираж, тем скорее обращаются к скромным
по оформлению вариантам рубрикационных схем, стремясь избежать дополнительного
расхода бумаги.
В нашем издании мы воспользуемся третьей
системой рубрик, которая является наиболее выразительной. Причины такого
выбора следующие:
1. Разработанное издание планируется к выпуску небольшим
тиражом (100 экземпляров), поэтому говорить о серьезной экономии бумаги не
приходится, так как при малых тиражах перерасход бумаги невелик.
2. Вторая причина заключается в желании жестко
разграничить части книги, как того требуют различные по литературной тематике
произведения, входящие в издание.
Разрабатываемое книжное издание состоит из трех частей: в первой части
содержатся стихотворения и поэма, посвященные теме тюрьмы, неволи, жизненных
ошибок и невзгод. Во второй части - рассказ, посвященный той же теме, но
написанный в прозе, что уже само по себе, исходя из другой структуры текста,
требует отдельной части. В последней - третьей части - содержатся стихотворения
более лиричные, посвященные природе, людям, животным и т.д. Таким образом,
разные по тематике и по структуре тексты определили выбор системы рубрикации -
каждая часть издания начинается шмуцтитулом. Заголовки шмуцтитулов оформлены
так же, как и заголовки внутри произведения, дополнительно на шмуцтитулах
располагается полутоновые тематические рисунки.
1.3 Подготовка текста
Подготовка текста является начальным этапом работы с
рукописью. В классическом смысле рукопись - это написанный от руки
текст, который в полиграфически воспроизведенной форме должен появиться на
оттиске. Автор должен сдавать рукопись в типографию в законченном виде. После
этого не должно вноситься в содержание значительных дополнительных изменений.
Современные программные средства позволяют вести разнообразную
подготовку и обработку текста. С их помощью легко заверстывать в текст таблицы,
графики, рисунки. С помощью программных средств хорошего результата в
манипуляции текстом могут достичь и непрофессионалы, каковыми в большинстве
своем являются авторы. В настоящее время в типографии от них поступают
распечатки текста на бумаге и носители с его электронной версией. Подготовка
текста проходит три основные этапа: ввод текста в компьютер, редактирование и
корректура.
Ввод текста
Как отмечалось выше, обычно рукопись в издательство подается
уже в цифровом варианте, но в нашем случае рукопись является рукописным
текстом, который необходимо ввести в компьютер. В своей работе мы использовали
клавиатурный ввод с использованием программы Microsoft Word, входящей в
состав программного пакета Microsoft Office, которая является наиболее
популярной программой, применяемой для ввода текста. Программа по своим
функциональным возможностям относится к простейшей категории настольных
издательских систем (Desktop Publishing), предоставляет пользователю все необходимые
средства для верстки простых документов, брошюр и т.д. При этом данная
программа не обеспечивает:
§ адекватного переноса
готового макета - оригинала на пленку;
§ процесс цветоделения и
реального отображения цветовой гаммы;
§ достаточной
адаптированости с другими текстовыми редакторами.
В связи с перечисленными недостатками данная программа не
используется в современном полиграфическом производстве как верстальный пакет,
но как программа ввода текста рукописей применятся повсеместно.
Для обработки введенного текста применяются компьютерные
издательские системы DTP (DeskТop Publishing). DTP - это технология
подготовки изданий, при которой полностраничный документ обрабатывается на
автономном рабочем месте, которым может служить персональный компьютер или
рабочая станция. Текст, графика и изображения оформляются в соответствии с
макетом и объединяются на полосе.
В настоящее время наиболее популярными издательскими
системами являются QuarkXPress (занимает около 80% рынка НИС), Adobe
InDesign InDesign, Adobe PageMaker. Свое широкое
распространение они получили благодаря простоте в использовании, широким
возможностям обработки текста и графики, грамотным интерфейсам.
1. Текстовый редактор QuarkXPress создан для
профессиональной работы в полиграфической промышленности. Программа QuarkXPress
предназначена для верстки объемных текстов и является интегрированным
издательским пакетом, который сочетает в себе мощные возможности по набору
текста, разметке страниц, управлению цветом и графикой, обработки текста и
усложненными функциями предпечатной подготовки. Более того, эта программа
предоставляет пользователю полную возможность управления макетом страницы, не
ограничивая творческую свободу создания документов.
Программа QuarkXPress применяется для выпуска:
§ брошюр, каталогов;
§ книг, журналов;
§ рекламных проспектов, открыток;
§ газет, информационных бюллетеней;
§ годовых отчетов.
2. Пакет верстки и макетирования InDesign
имеет весьма развитые встроенные средства работы с векторной и растровой
графикой, что позволяет выполнять на этапе верстки все необходимые манипуляции
с изображением. Программа InDesign позволяет не только масштабировать и
кадрировать изображение, но и изменять яркость и тон отдельных его участков,
встроенными средствами производить обрезку изображения произвольной формы,
делать наложение различных графических файлов. Наличие в InDesign
встроенных функций контроля и управления цветом позволяет перенести контроль
цветовой гаммы на этап общей верстки и при необходимости вносить изменения в
макет в процессе верстки, не возвращая работу на предыдущие технологические
этапы.
3. Программа PageMaker достаточно
проста в использовании, удовлетворяет большинству требований по верстке и
оформлению небольших и несложных изданий, в основном используется для офисного
и домашнего применения. Программа хорошо интегрируется с основными продуктами
фирмы Adobe, такими, как Photoshop, Illustrator, Acrobat. Она позволяет прямое
размещение файлов PDF, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator в свои собственные
документы.
1.4 Верстка
Общие правила верстки изданий
Основные требования к сверстанным полосам книжных изданий:
§ единообразие верстки по всему изданию;
§ приводность верстки.
Единообразие верстки - это одинаковый
характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы. Критерии
единообразия верстки таковы:
1. Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом.
Недопустимо изменять кегль на разных страницах книги (кроме случаев, когда
изменением гарнитуры или кегля создаются выделения).
2. Высота полос текста должна быть одинаковой. Колонки
страницы книги должны быть одинаковой высоты ± одна строка (для ликвидации
висячих строк). Это правило не касается последней страницы главы или раздела
книги, если следующая глава начинается с новой страницы.
. Отбивки и отступы различных элементов (таблиц,
иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего
текста.
. Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при
оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов должно быть
одинаковым на протяжении всего издания.
Приводностью верстки называют полное
совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение
строк основного текста на этих полосах между собой.
Далее приведем наиболее часто встречающиеся ошибки верстки:
1. Наличие висячих строк. Висячими строками
называют первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст
абзаца оказался на другой странице. В русской типографике достаточным
количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на
следующую, считается две.
2. Отрыв заголовка от текста раздела или разрыв заголовка.
Считается, что перед заголовком в разрыв текста и после него должно быть не
менее трех строк. При разнесении заголовка на несколько строк предлоги не
должны отрываться от слов, тесно связанные словосочетания должны быть в одной
строке. В идеале каждая отдельная строка заголовка должна содержать осмысленный
фрагмент текста. Считается крайне нежелательным использовать в заголовке
переносы.
3. Отрыв сокращения от цифр или инициалы от
фамилий. В обычном тексте нежелательно отрывать сокращения от цифр или
инициалы от фамилии (между ними должны быть неразрывные пробелы).
4. Наличие коридоров и совпадение
переносов. Коридоры - это совпадающие по горизонтали пробелы в разных
строках, которые отвлекают читателя и ухудшают читабельность текста. Количество
переносов в соседних строках не должно быть более трех, так же нежелательно,
чтобы слово начиналось на одной странице, а заканчивалось на другой.
При подготовке издания верстке подвергаются следующие
элементы:
§ колонцифры и колонтитулы;
§ титульный лист, контртитул, авантитул, шмуцтитул,
фронтиспис;
§ аннотации и выпускные данные;
§ посвящение, эпиграф, предисловие, введение;
§ послесловие и заключительная статья;
§ затекстовые замечания и комментарии;
§ приложения, указатели, библиографические списки;
§ оглавление (содержание);
§ цитаты, сноски.
Существует множество правил, касающихся верстки
вышеперечисленных элементов. Все правила отражены в специальных справочник для
редакторов и издателей.
Для верстки нашего издания применялся справочник
А.Э. Мильчина «Справочник издателя и автора», в котором отражены все тонкости
верстки изданий, в том числе и верстка стихотворного текста. Мы позволим себе
не приводить все детали произведенной верстки в данной работе, так как это не
является нашей первостепенной задачей.
Верстка стихотворного текста
Для стихотворных текстов в практике существуют два способа
верстки. Первый - когда каждое стихотворение верстается с новой полосы, второй
- когда стихотворения верстаются подряд (вподверстку). В первом случае в
издании будет столько спусковых (начальных) полос, сколько стихов. Хотя этот
вариант и менее экономичен, но зато он дает возможность четко обособить каждое
отдельное стихотворение, что очень важно не только для более целостного
зрительного восприятия его силуэта, но и для восприятия его содержания.
2. Художественное оформление изданий
Художественное оформление произведения - важнейший этап
подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено
художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма
издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия
составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к
произведению, содержание которого читателю еще неизвестно. Профессионально и
эстетически оформленную книгу хочется читать, ее трудно выпустить из рук при
просмотре в книжном магазине, к ней чаще хочется возвращаться, если содержание
оказалось интересным и полезным.
На этом этапе решаются вопросы, связанные с размещением,
характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа,
форзаца, других элементов издания. Очень важным при этом является создание
стиля оформления, взаимосвязанность его частей.
Важный аспект дизайна книги - поиск специфических
типографских средств и способов иллюстрирования издания с учетом его ориентации
на определенную группу читателя. Например, одним из факторов, которые
необходимо учитывать при оформлении издания, является преимущественный
возрастной контингент его будущих читателей. Так, при ориентации на пожилого
читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и
удобочитаемости текста. Будучи человеком устоявшихся привычек, он, как правило,
предпочитает наборные шрифты традиционных рисунков. Его зрение неидеально,
поэтому целесообразнее использовать малоконтрастные шрифты, где соединительные
штрихи более различимы, чем в шрифтах контрастных. По этой же причине следует
избегать шрифтов малых кеглей, отдавая предпочтение в сплошном наборе корпусу и
цицеро (10 и 12 пт). Нежелательно применять и затрудняющие чтение цветные
«подложки» под текст (выворотку).
Напротив, при оформлении «молодежной» книги всеми этими
ограничениями можно пренебречь. Чтобы завоевать внимание юного читателя, нужны
сильные раздражители, поэтому для оформления «молодежной» книги уместны
экстравагантные типографические приемы, броские иллюстрации, цветовые акценты,
применение новых, оригинальных шрифтовых гарнитур и начертаний.
При оформлении подавляющего числа изданий дизайнер, как
правило, сталкивается с необходимостью формировать художественную структуру
книги соответственно ее функции. Так, книги карманного формата, читаемые в
вагоне, альбом с репродукциями произведений живописи, требующий углубленного
просмотра и инструктивная брошюра о противопожарных мерах не могут не отличатся
друг от друга размерами, пропорциями, характером внешнего оформления,
гарнитурой и кеглем шрифта и т.д. Поэтому, главная задача художника-оформителя
- постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с
учетом специфики данного издания и конкретных возможностей издательства и
типографии.
Содержание литературного произведения всегда должно находить
выражение в оформлении, в той или иной системе художественных и полиграфических
средств. Одни произведения допускают прямое изобразительное выражение
содержания в иллюстрациях, другие могут быть иллюстрированы только косвенным
образом, а третьи, которые нельзя иллюстрировать ни прямо, ни косвенно,
допускают выражение общих особенностей содержания только изображениями
непредметного характера (шрифт, графические украшения), композицией набора,
форматом, фактурой материалов и т.д. Эти средства наиболее универсальны и
находят применение для оформления всех без исключения произведений.
Прежде чем приступать к оформлению книги, необходимо
ознакомиться с ее структурой.
Основными составными частями издания (с точки зрения
дизайнера) являются:
§ обложка или переплет
§ суперобложка
§ форзацы
§ титульный лист
§ выходные данные
§ оглавление
§ вспомогательные разделы
§ основной текст книги
.1 Элементы внешнего оформления издания
оформление издание макет верстка
Обложка, переплет, суперобложка и форзац - четыре главных
элемента внешнего оформления книги и составляют среди других элементов
оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они
объединяют в себе две функции: первая - утилитарная (служебная) - состоит в том,
чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; вторая
функция - являться элементами художественного оформления. В этом разделе мы
рассмотрим данные элементы как элементы художественного оформления, а в
качестве служебных - в соответствующей главе дипломного сочинения.
Обложка/переплет книги
Обложка или переплет книги - прочное покрытие издания,
содержащее ряд его выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и
информационно-рекламную. Во-первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги
от повреждений. Во-вторых, обложка / переплет должна проинформировать читателя
о том, что за книгу он держит руках. Рекламная функция возлагается уже на
дизайнера: он должен заинтересовать читателя, выделить книгу среди других.
В коммерческом отношении обложка / переплет - наиболее
значимый элемент книги, так как является «лицом» издания, соответственно,
поэтому чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем
выше шансы повлиять на выбор покупателя.
Характер художественного оформления обложки или переплета
определяется в первую очередь содержанием произведения, отчасти жанром издания
(монопроизведение, сборник и пр.), назначением для той или иной группы
читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными,
эмблематическими, сюжетно-тематическими и т.д.
На концепцию изобразительного решения влияют: внутренний
дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее
оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или
переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный
материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или
переплете.
Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды
дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани -
можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике
так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования, материалов
возникают из-за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности
материальной базы предприятия.
Для оформления обложек / переплетов используются, помимо
многоцветной печати, дополнительные виды отделки:
§ печать металлизированными красками (для создания
эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);
§ тиснение (конгревное и блинтовое) с применением
фольги, красочной фольги, переплетных красок;
§ выборочное лакирование;
§ печать трафаретными красками (для создания
эффекта более объемного изображения);
§ аппликация (способ создания орнаментов или
художественных изображений, путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных
тканей или бумаг);
§ инкрустация (оформление переплетной крышки
книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости,
перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий
и выполняется вручную);
§ оплетка кантов (способ оформления кантов книжного
блока);
§ украшение обрезов книжного блока (раскраска
обреза книжного блока - нанесение на обрез книжного блока специальной краски на
основе латекса; металлизирование обреза книжного блока - покрытие обреза
книжного блока слоем металла (сусальное золото);
§ термоподъем (отделка отпечатанных изображений
специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием
теплового излучения);
§ припрессовка пленки (ламинирование).
В нашем издании используется переплет
№7, состоящий из четырех склеиваемых деталей (две картонные сторонки, покровный
материал и отстав - полоска картона, наклеиваемая между картонными сторонками
на покровный материал изнутри) в качестве покровного материала используется
бумага, покрытая матовой пленкой. Для художественного оформления переплета
выбран рисунок, выполненный дизайнером, отражающий тематику и атмосферу
произведения. Основные цвета для рисунка выбраны серый, черный и красный. Из
дополнительной отделки - выборочное лакирование, подчеркивающее некоторые
элементы изображения.
Суперобложка
Суперобложка - дополнительная отдельная обложка издания,
выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки
предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для
расширения и обогащения возможностей внешнего оформления, и выполняют рекламную
функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично
оформленный переплет. Возможны и другие варианты:
§ суперобложка и переплет изобразительно насыщены,
но разнотемны и потому различаются по композиции, по характеру решения и т.д.;
§ суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по
композиции, технике исполнения и т.д.;
§ суперобложка в точности повторяет композицию и
рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим
материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.
Иногда в суперобложке вырезается окно, через которое видна
часть изображения на переплете.
Для обеспечения сохранности оформления и повышения его
привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.),
независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром.
Форзац
Форзац - элемент внешнего оформления изданий, предназначенный
для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим
«плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру
возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя
на нужное его восприятие. На форзаце помимо художественной информации, может
содержаться справочная информация, например, таблица химических элементов,
географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило,
применяются для учебной и справочной литературы.
По характеру оформления форзацы подразделяют на простые
(одноцветные) и тематически-изобразительные.
Одноцветные форзацы изготавливают из белой
или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что
простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения - помещенный
между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная
пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает
их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом,
или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает
гармоничность издания.
Форзацы тематически-изобразительного характера делятся
на: орнаментальные, эмблематические, сюжетно-иллюстративные,
иллюстра-тивно-символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически
во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они
встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы.
Форзацы с изображением в виде иллюстрации, которая носит характер символа,
принадлежность, главным образом, художественной литературы в изданиях для
взрослых, юношества и детей старшего возраста. Форзацы с иллюстрацией в виде
жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно-популярной
литературы для детей.
Таким образом, существует зависимость между видом оформления
форзаца и содержанием книги, видом литературы, к которому относится
произведение, назначением книги и возрастными особенностями читателя.
Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные,
требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в
то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом,
нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.
На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж
книги. Влияние это не прямое, а косвенное, оно проявляется в зависимости от
материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство.
На оформление форзацев оказывает влияние и формат издания. Большие форматы
значительно больше ограничивают возможности оформления, чем маленькие.
Например, для издания в формате 84Ч108/16 из бумажного листа можно
получить 8 форзацев (на 4 книги), а для издания в формате 84Ч108/64 из
того же бумажного листа получится 32 форзаца (на 16 книг). Соответственно
уменьшается и число краскопрогонов в машине.
В художественном отношении оформление форзаца сложно
взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности, с особенностями композиции
и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую
очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении
титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет
форзац.
В нашем издании, применен форзац из дизайнерской
черной бумаги с перламутровой отделкой. Он подчеркивает атмосферу
произведения и усиливает впечатление в целом от издания, а также гармонирует с
цветами переплета и внутренним дизайном книги.
.2 Элементы внутреннего оформления издания
Особые страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики -
шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а так же выходные данные,
вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего
оформления книги. Так же как и элементы внешнего дизайна, они оформляются в
соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его
литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными
особенностями читателя.
Титульный лист
Титульный лист - это страница в начале книги, на которой
размещены выходные сведения издания, а именно:
§ имя авторов или автора (при количестве авторов
более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);
§ название книги или произведения (эта информация
считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);
§ имя художника-иллюстратора или фотографа
(применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную
сторону титульного листа);
§ название издательства и город, в котором оно расположено;
§ год издания книги;
§ название серии, в которой выходит издание (если
она существует).
Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной
страницы бумаги. В большинстве изданий он занимает несколько страниц. Исходя из
этого, оформление титульного листа различается по количеству занимаемых им
страниц: он может быть одинарным и двойным.
Одинарный титульный лист занимает две страницы,
или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные
сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной
странице книги.
Двойной титульный лист занимает четыре страницы
(два листа с оборотом). Выходные сведения по-прежнему занимают одну страницу,
на остальных страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию.
В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от
информации, которая на них вынесена.
Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к
форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что
его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия,
к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения,
либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной
книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение.
Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его
текст должен набираться кеглем на 2-3 пункта меньше, чем текст титульного
листа.
ГОСТ 7.53-2001 определяет структуру, состав, форму написания
и место расположения в книге международного стандартного номера книги (ISBN), благодаря которому
любая книга может быть опознана по одному лишь такому номеру.
ГОСТ 7.56-2002 определяет состав, форму написания и место
расположения международного стандартного номера сериального издания (ISSN). Из печатных книжных
изданий - это ежегодники, нумерованные выпуски книжных серий, периодически
выпускаемые сборники, доклады, отчеты, издания регулярно проводимых конгрессов,
конференций и т.д.
Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный
лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.
Лицевая страница титульного листа однотомной книги.
Обязательные для этой страницы элементы:
1. Данные об авторе (авторах) - имя автора или имена не
более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия).
2. Заглавие издания.
3. Тематическое подзаглавие. Этот элемент очень важен для
читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным
названием.
4. Литературный жанр. Указывается в моноиздании, когда
обозначен автором или издательством, и в сборнике - по воле составителя или
издателя.
. Вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и
пр.).
6. Читательский адрес. Указывается, если издательство
считает это целесообразным (для работников печати, для дошкольного возраста).
7. Сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя
переводчика - в переводном издании.
. Сведения об утверждении издания в качестве учебного,
официального или нормативного.
. Сведения о переиздании в переиздаваемых книгах.
. Место выпуска книги.
. Имя издателя (название издательства).
. Год выпуска книги.
На оборотной стороне титульного листа указываются:
1. Имена авторов (если количество авторов более трех).
2. Имена составителей, ответственных и научных редакторов
(для хрестоматий, собраний сочинений).
3. Имена фотографов и / или иллюстраторов.
4. Специальные библиотечные индексы для каталогизации.
. Международный стандартный номер книги (ISBN).
. Макет аннотированной каталожной карточки (часто
выносится на одну из последних страниц книги).
. Информация об авторских правах.
Это самые важные для читателя элементы выходных сведений,
поэтому они присутствуют в начале книги.
На концевой странице книги размещают предвыпускные и
выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:
1. В российском издании не на русском языке - выходные
сведения с титульного листа в переводе на русский язык.
2. Вид издания по социально-функциональному (целевому)
назначению.
. В моноиздании - псевдоним или полная форма имени
автора.
. Заглавие книги.
. Должность (роль), инициалы и фамилии участников
создания книги.
Выпускные данные - это часть выходных
сведений, в которой дается производственно-техническая характеристика издания
(формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ
печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.-изд. л.), даты его прохождения
в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа
издательства.
Дополнительно могут быть указаны и другие данные - от
информации о льготах в налогообложении до электронных адресов издательства
При оформлении выходных сведений многотомных изданий к
элементам выходных сведений однотомной книги добавляются еще некоторое
количество элементов. Описываемое в дипломном сочинении издание является
однотомным моноизданием, исходя из этого, далее мы опустим описание выходных
сведений, не касающееся изданий данного типа.
Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и
суперобложке. ГОСТ 7.84-2002 «Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и
правила оформления» устанавливает какие выходные сведения на каких элементах
внешнего оформления располагаются.
Обложка. Обязательны на обложке по ГОСТ 7.4-95 выходные
сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней
сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на
титульном листе, а на ее обороте - те выходные сведения, которые обычно
размещают на обороте титульного листа.
При нехватке места на концевой странице и обороте титульного
листа для предвыпускных и выпускных данных стандарт разрешает заверстывать их
на лицо или оборот задней сторонки обложки. Кроме того, ГОСТ 7.4-95 отводит
заднюю сторонку обложки для штриховых кодов: их место внизу страницы слева или
справа.
Вариантов для того, чтобы решить, какие элементы выходных
сведений вынести на переднюю сторонку обложки, когда в книге есть титульный
лист, множество. Всегда здесь помещаются заглавие книги и имя автора. В
серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на
переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту
выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи
книги, т.е. если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В
рекламных целях на переднюю сторону обложки выносят основные заголовки, если
они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из
текста.
На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм
ГОСТ 7.4-95 требует указывать: имя автора (авторов), заглавие издания,
обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и
последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только
цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.
Переплет. Для переплета действительны те же положения, что
и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на
переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.
Суперобложка. На ней печатают все те же сведения, что и
на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от
глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют
для рекламно-информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.
Дополнительные выходные сведения. Эти сведения, не
являющиеся обязательными, опытный издатель все же постарается поместить в книгу
для того, чтобы расширить круг тех лиц, для которых информация о ней необходима
и которые могут стать ее потребителями.
Исходя из того, что рассматриваемое издание
является непереводным, однотомным моноизданием и, соответственно, объем
выходных данных относительно невелик, мы применили одинарный титульный лист.
На лицевой стороне титула расположены данные об авторе
(псевдоним), заглавные данные (заглавие издания).
На оборот титула перенесены следующие данные:
§ надзаголовочные (имена составителя и
художника-оформителя),
§ макет аннотированной каталожной карточки,
включающий в себя выходные данные (место выпуска книги, название издательства,
год выпуска книги, количество страниц),
§ индекс ББК и ISBN,
§ авторский знак и аннотация.
На концевой странице книги располагаются следующие
элементы выходных сведений:
§ предвыпускные данные (вид издания по
социально-функциональному значению, псевдоним автора, заглавие книги, должности
(роли), инициалы и фамилии участников создания книги),
§ выпускные данные (дата подписания в печать,
формат издания, вид бумаги и способ печати, гарнитура шрифта основного текста,
объем издания в условных печатных и учетно-издательских листах, тираж, номер
заказа полиграфпредприятия, название и полный почтовый адрес издательства).
На переплете указаны псевдоним автора и заглавие
книги.
Оглавление (содержание)
Оглавление (содержание) - указатель заголовков книги,
содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и /
или о разделах произведения (частях, главах).
Оглавление преследует три цели:
1. Справочно-поисковую - позволяет найти нужный фрагмент
текста.
2. Информационно-пояснительную - дает читателю общее представление
о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (т.е.
об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними).
3. Рекламную - привлечь читателя, усилить интерес к
просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.
Оформление оглавления может быть достаточно произвольным.
Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или
иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность
оглавления для читателя. Оглавление может быть расположено как в начале, так и
в конце книги.
Основные требования к оглавлению (содержанию):
1. Максимальная полнота оглавления. Необходимо стремится
включать в оглавление как заголовки крупных разделов, так и меньших по объему
разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на
интересующую его узкую тему.
2. Порядок заголовков, отвечающий виду,
содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в
оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что
позволяет читателю увидеть структуру издания. В ином случае, когда оглавление
выполняет в первую очередь справочно-поисковую роль (в справочниках,
энциклопедиях и др.), порядок заголовков располагают так, чтобы любой из них
найти было просто и быстро. Например, для заголовков-фамилий и
заголовков-названий наиболее подходит алфавитный порядок.
3. Полнота состава заголовков. Многие заголовки
сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно
понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Так же
встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые
заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях
желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими
подзаголовками, а слишком общие и образные заголовки дополнялись уточняющими
словами или подзаголовками.
4. Соответствие заголовков в оглавлении
тексту внутри книги. Например, если номер главы внутри текста оформлен прописью, то и
в оглавлении он должен быть оформлен соответствующе.
В нашем издании оглавление располагается
в конце книги и оформлено в стиле всего издания (выдержан стиль заголовка,
стиль символа и оформления страницы линейками). Книга состоит из трех частей,
все они отражены в оглавлении и располагаются в последовательности, в которой
представлены в книге. После названия части следуют названия стихотворений.
Следуя правилу полноты состава заголовков, в названиях некоторых стихотворений
указываются уточняющие слова (жанр данного произведения) - басня, рассказ и
т.д.
Вспомогательные разделы
К вспомогательным разделам относятся предисловие,
послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и
библиографические ссылки).
Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле
книги, однако с учетом их служебной функции, обычно более скромно и лаконично.
Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их
оформлению и расположению в книге. Исходя из того, что в нашем издании
отсутствуют данные разделы, мы далее опустим описание этих разделов и
требований, к ним предъявляемым.
Основной текст
Страницы книги, на которых располагается ее основной текст,
оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания,
который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской
направленности и т.д. При разработке стиля издания (дизайна) решаются такие
задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов,
применение иллюстраций, орнаментов и прочее. Каждый элемент оформления является
обширной темой для изучения, поэтому мы рассмотрим их более детально в
следующем разделе дипломного сочинения.
Следует сказать, что проектирование и художественное
оформление издания неразрывно связаны с друг другом и порой трудно отделить
показатели проектирования от показателей художественных (например, кегль шрифта
выступает как показатель проектной части, но может применятся и в
художественных целях).
Заключение
Качественное проектирование и художественное оформление
книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой
продукции. Выбор формата, полосы набора, а соответственно, гарнитуры и кегля
шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом, напрямую влияют на себестоимость
издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных
условиях конкуренции.
Грамотный выбор материалов для изготовления издания является
одним из важнейших этапов его создания, залогом качества и долговечности
издания. Выбор зависит от способа печати, назначения издания и его «ценности»,
тиража и объема и должен соответствовать тем критериям оформления, которые
требуют от материалов определенных качеств. Основные из этих критерий -
иллюстрации, внутреннее и внешнее оформление издания.
При изготовлении издания все производственные процессы тесно
взаимосвязаны. Художественное оформление как эстетическая сторона производства
и технология изготовления издания как сторона техническая, несмотря на
различность по своей «природе», оказывают друг на друга непосредственное
влияние. Так, например, выбор формата издания напрямую влияет на расход бумаги,
а плотность бумаги влияет на толщину блока и, соответственно, его внешний вид и
гармоничность пропорций готовой книги.
Таким образом, прежде чем приступить к разработке проекта
издания, необходимо определится с результатом, который хотелось бы получить, и
в соответствии с этим ставить перед собой определенные задачи. Например, при
проектировании иллюстрированного издания в переплете со всевозможной
дополнительной отделкой, не стоит удивляться, если себестоимость издания будет
значительно выше средней стоимости на книжном рынке. Невозможно в полиграфии
получить «дорого и богато» на вид, но «дешево и сердито» с экономической точки
зрения. Здесь всегда нужно искать компромисс между затратами и дизайном,
ориентируясь, в первую очередь, на читательский адрес издания, его тираж и
объем, на литературный вид издания и, непосредственно, возможности типографии
(издательства).
Список литературы
1. Адамов,
Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги / Е.Б. Адамов, И.Ф.
Бельчиков, В.Я. Быков [и др.] - М.: ЭТ ВНИИ полиграфии, 1971. - 248 с.
2. Антонова,
С.Г. Редакторская подготовка издания: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев,
И.А. Жарков [и др.] - М.: Логос, 2004. - 486 с.
. Березин,
Б.И. Полиграфическое материаловедение. - М.: Книга, 1984. - 288 с.
. Буковецкая,
О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. - 2-е изд. - М.: ДМК Пресс, 2000. -
304 с.
. Буковецкая,
О.А. Основы допечатной подготовки. - М.: NT Press, 2005. - 159 с.
. Водчиц,
С.С. Эстетика пропорций в дизайне: Система книжных пропорций: учеб. пособие /
С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 240 с.
. Воробьев,
Д.В. Технология послепечатных процессов. - М.: МГУП, 2000. - 240 с.
8. Гельмут,
К. Энциклопедия по печатным средствам информации. Технологии и способы
производства / Киппхан Гельмут / Пер. с нем. - М.: МГУП, 2003. - 1280 с.
9. Гиленсон,
П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. - М.: Книга, 1988. -
526 с.
. Завгородний,
В.Г. Видеосамоучитель Adobe InDesign CS2 (+CD). - СПб.: Питер, 2007. -
464 с.
. Козлова,
М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. - Ульяновск:
УлГТУ, 2000. - 52 с.
12. Майсурадзе,
Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Н.П. Маковеев
[и др.] - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 640 с.
. Мильчин,
А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания
/ А.Э Мильчин, Л.К. Чельцова. - М.: Олимп, 1999. - 688 с.
14. Никанчикова,
Е.А. Технология офсетного производства / Е.А. Никанчикова, А.Л. Попова. - М.:
Книга, 1980. - 280 с.
. Пахомов,
В.В. Книжное искусство: Замысел оформления. - М.: искусство, 1961. - 424 с.
. Пикок,
Дж. Издательское дело: Книга от замысла до упаковки / Пер. с англ. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: ЭКОМ, 2000. - 421 с.
. Полянский,
Н.Н. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1991. - 352 с.
. Раскин,
А.Н. Технология печатных процессов / А.Н. Раскин, И.В. Ромейков, Н.Д. Бирюкова
[и др.] - М.: Книга, 1989. - 432 с.
. Трубникова,
Г.Г. Технология брошюровочно-перплетных процессов. Издательское дело. - М.:
ЭКОМ, 1998. - 500 с.
. Феличи,
Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург,
2007. - 496 с.
. Хведчин,
Ю.И. Послепечатное оборудование. - М.: МГУП, 2003. - 466 с.
. Чихольд,
Я. Облик книги: Избр. ст. о кн. оформл. / Пер. с нем. - М.: Книга, 1980. - 239
с.
23. Шеберстов,
В.И. Технология изготовления печатных форм. - М.: Книга, 1990. - 224 с.