Моделирование бизнес-процессов учета успеваемости студентов в высшем учебном заведении
Моделирование бизнес-процессов учета успеваемости студентов в
высшем учебном заведении
Введение
Среди многообразия поисков путей
развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности
коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный
интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием
логистики.
В течение последних лет бурно
развиваются основанные на информатике новые логистические технологии.
Информационные системы (ИС) занимают в этих технологиях центральное положение
[1].
Информационные системы большинства
вузов формировались в условиях отсутствия достаточных финансовых инвестиций для
реализации комплексных решений, стихийно складывающегося рынка технических
средств и программных продуктов. Эти и ряд других факторов обусловили
преобладающую многоплатформенность информационной среды вуза, развитие ИС
образовательных учреждений по принципу самодостаточности" аппаратной
инфраструктуры, и, как следствие, уменьшение ожидаемого эффекта от внедрения
современного компьютерного оборудования и технологий. Сегодня же акцент должен
переноситься на формирование программных систем, а значит - на эффективное
использование имеющихся аппаратных возможностей.
Характерным для структуры вуза
является наличие нескольких подразделений со сходным набором обеспечивающих
функций. Этому способствует традиционная для вузов линейно-функциональная
структура систем управления. При этом отдельные подразделения такой структуры,
наиболее активно использующие информационные технологии, стремятся обеспечить
себя полным комплектом услуг, действуя как автономные образования внутри
вузовской инфраструктуры [9].
Информационная система - это
взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения,
обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Экономическая информационная система
(ЭИС) - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной
информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов,
участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированной информационной
системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и
коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические
средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку
динамической информационной модели предметной области для удовлетворения
информационных потребностей пользователей. В автоматизированных АС часть
функций управления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть
человеком [2].
Данный проект предусматривает
частичную доработку модели учета успеваемости студентов в ВУЗе, исходя из
этого, тема данного проекта является актуальной.
Целью курсового проекта является
проектирование информационной системы учета успеваемости студентов в ВУЗе.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
· Изучить
деятельность ВУЗа
· Построить модель
деятельности «Как есть» (as-is)
· Построить модель
деятельности «Как должно быть» (TO-BE)
· Сформировать
техническое задание на создание автоматизированной информационной системы.
Одним из важнейших этапов
проектирования ИС является моделирование бизнес-процессов деятельности на
данном этапе выполняется «BPWin».
«BPWin» - инструмент моделирования,
который используется для анализа, документирования и реорганизации сложных
процессов, в том числе, бизнес-процессов. Модель, созданная средствами «BPWin»,
позволяет четко документировать различные аспекты деятельности - действия,
которые необходимо предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого
ресурсы и др. Таким образом, формируется целостная картина деятельности
предприятия. «BPWin» совмещает в одном инструменте средства моделирования
функций (IDEF0), потоков данных (DFD) и потоков работ (IDEF3) [3].
1. Обследование
предметной области ВУЗа «МФПА»
.1 История возникновения
предприятия ВУЗа, цели и задачи
Омский филиал негосударственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская
финансово-промышленная академия» образован в 1999 году [7].
В академии имеются хорошо
оборудованные аудитории, компьютерные классы, просторные холлы, кафе «Магистр»,
конференц-зал, библиотека, спортзал с современными тренажерами. В академии
созданы все условия для обеспечения высокого уровня образования, повышения
квалификации, и просто интересной студенческой жизни.
На учебных кафедрах работают
высококвалифицированные специалисты в разных областях знаний, более 50% из них
имеют ученые степени и звания. Для большинства преподавателей ОМФ НОУ «МФПА»
является основным местом работы. Мастер-классы ведущих московских
специалистов-практиков, деловые игры, конкурсы бизнес-проектов, разнообразные
тренинги позволяют развить у студентов профессиональные качества, сделать их
конкурентоспособными на рынке труда.
Абитуриенты начинают входить в
студенческую жизнь уже с 10-11 классов: принимают участие в деловых играх,
конференциях и различных досуговых мероприятиях. Академическая жизнь для
первокурсников начинается с «Кампуса» - выездного студенческого лагеря, в
котором они находятся в течение одной недели в первом семестре, посвящаются в
студенты, знакомятся с корпоративной культурой вуза, с возможностями, которые
им предоставляются в процессе обучения. Участие в спортивных мероприятиях, вечеринках,
веселых конкурсах делает студентов-первокурсников единым дружным коллективом.
При академии созданы спортивные
секции по баскетболу, волейболу, атлетической гимнастике, настольному теннису.
Широко открыты двери студии эстрадного танца, вокальной студии, школы ведущих.
В академии работает студенческое радио «Бизнес-бит».
Студенты ОМФ НОУ «МФПА» представляют
вуз в Городском студенческом совете, являются не только участниками, но и
организаторами мероприятий для молодежи. Каждый год активисты выезжают на
Межрегиональный учебно-игровой семинар «Перспектива» и в городской профильный
лагерь-семинар «Деловые люди». По итогам участия в городском конкурсе
студенческих активов студсовет академии завоевал кубок и занял почетное третье
место. Соперники были достойные: классические вузы г. Омска.
Студенты академии активно участвуют
в областных, окружных и городских молодежных мероприятиях: городской
студенческий фестиваль «Омская волна», Открытый Всероссийский день бега «Кросс
Наций», рождественский марафон, парады 1 и 9 мая, праздничное шествие в День
города, городской туристский слет студенческих активов.
Студенты имеют отсрочку от службы в
Вооруженных Силах России. Большое количество студентов обучается в академии с
целью получить второе высшее образование. По окончании академии выпускники
получают дипломы государственного образца. Наряду с основной образовательной
программой академия предлагает программы среднего профессионального
образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
1.2 Вид деятельности
ВУЗа
Академия имеет лицензию и
свидетельство о государственной аккредитации, что дает право вузу выдавать
диплом государственного образца [7].
Учредители МФПА -
Российско-Американский институт экономики, информатики, финансов и права и
Американский институт менеджмента и права.
В 2004 году вуз вступил в
Международную Ассоциацию Университетов.
Суть концепции высшего образования в
Московской финансово-промышленной академии - соединение фундаментальных научных
знаний и современных технологий. Кроме того, большой вклад в успешную работу
академии вносят развитые международные отношения.
сентября 2006 года Московская
финансово-промышленная академия присоединилась к Великой Хартии Университетов
(The Magna Charta Universitatium), которая провозглашает традиционные ценности
в функционировании европейских высших учебных заведений, а также способствует
построению Зоны европейского высшего образования. В академии на практике
реализуется идея создания единого мирового образовательного пространства: среди
студентов есть граждане Канады, Германии и Чехии, Израиля, стран Балтии и СНГ.
По результатам независимого
исследования, проведенного журналом «Карьера» в 2004 году, академия заняла
почетную 3 строку в рейтинге негосударственных вузов России. Это итог
эффективной работы в течение 10 лет.
Академия опирается на развитую
материально-техническую базу, которая является признаком конкурентоспособности.
Располагает 5 учебными корпусами в г. Москве.
МФПА располагает сильной
преподавательской базой: кандидаты и доктора наук составляют 93,56% от общего
числа штатных преподавателей и совместителей. В академии 48 кафедр, 26 из
которых возглавляют доктора наук.
Рис. 1 Структура подразделений
учебной части ВУЗа
Свидетельством организационной
мобильности вуза является большое число региональных отделений. Это филиалы в
Ижевске, Омске, Краснознаменске и Красногорске; представительства в Вологде,
Гатчине, Долгопрудном, Казани, Королеве, Курске, Костроме, Нальчике, Самаре,
Саранске, Саратове, Пензе, Уфе и в других городах.
.3. Документы,
регламентирующие работу, а также формируемые в ВУЗе
Основные формы документов
формируемые в «МФПА» представлены в приложении 1.
Сводная ведомость успеваемости
студентов предназначена для контроля за успеваемостью студентов (см. прил. 1
рис. 2).
Список не допущенных студентов
используется для учета студентов имеющих не допуск на экзамен или зачет (см.
прил. 1 рис. 3). Индивидуальный экзаменационный лист это документ который дает
право студенту на повторную пересдачу экзамена или зачета (см. прил. 1 рис. 4).
Зачетно-экзаменационная ведомость заполняется преподавателем в ходе проведения
экзамена или зачета (см. прил. 1 рис.5).
С помощью этих документов
осуществляется контроль за успеваемостью студентов.
2. Построение модели
деятельности «КАК ЕСТЬ» (AS-IS)
.1 Структурная
функциональная модель деятельности в соответствии со стандартом IDEF0 (иерархия
SADT-диаграмм)
На основе анализа деятельности ВУЗа
построена структурно функциональная модель деятельности, в соответствии со
стандартом IDEF0 описывающая существующую организацию работы, «Как есть» (AS-IS). Построение модели ИС
начинается с описания функционирования предприятия (системы) или отдельной ее
части в целом в виде контекстной диаграммы. На рисунке 6 приложение 2
представлена контекстная диаграмма ИС «Деятельность ВУЗа».
После описания контекстной диаграммы
проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и
каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая
подсистема, при необходимости, разбивается на более мелкие и так далее до
достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый
фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (см. прил. 2
рис.7 ).
В качестве внешних сущностей для
системы выступают Преподаватель и Деканат. Определим потоки данных между этими
сущностями и системой.
Преподаватель должен иметь
возможность:
· Вводить
выставленные студентам оценки;
Деканат должен иметь возможность:
· Ввод, просмотр и редактирование
данных о студентах факультета;
· Ввод, просмотр и
редактирование данных о группах и учебном плане на текущий семестр;
· Получать данные для
анализа успеваемости студентов и групп.
В результате дальнейшего разбиения
функции Учета успеваемости студентов получаем диаграмму декомпозиции (см. прил.
2 рис. 8).
Процесс Учета успеваемости
студентов, в свою очередь подразделяется на:
· запись, просмотр и
изменение полученной оценки
· работу с группами
· работу со
студентами
Подсистема записи, просмотра и
изменения полученной студентом оценки заносит полученные оценки в БД, и по
требованию пользователя выводит данные о выставленных ранее оценках.
Подсистема работы с группами заносит
в БД данные о группах и учебном плане на текущий семестр, и по требованию
пользователя выводит данные для анализа успеваемости групп.
Подсистема работы со студентами
заносит в БД данные о студентах факультета, и по требованию пользователя
выводит данные для анализа успеваемости студентов.
2.2 Функциональная
модель в виде иерархии дерева узлов
Дерево узлов - представление
отношений между родительскими и дочерними узлами модели IDEF0 в форме
древовидного графа. Диаграмма дерева узлов имеет вид традиционного
иерархического дерева, где верхний узел (прямоугольник) соответствует работе с
контекстной диаграммы, а последующие нижние узлы представляют собой дочерние
уровни декомпозиции [9]. Можно также создать диаграмму дерева узлов лишь для
некоторой части модели, тогда верхним узлом диаграммы будет та работа
декомпозиции, с которой вы захотите начать. В результате построения модели
выполнения операции, используя методологию IDEF0, мы получили комплект
диаграмм, описывающих совершение операции. В чем плюсы такого моделирования? С
помощью подобной модели можно упорядочить и оптимизировать процесс
документооборота в депозитарии, быстро и адекватно реагировать на изменение
условий совершения операций. Такие модели позволяют на бумаге проверить и
отследить предстоящую схему работы [10].
Рассмотрим диаграмму дерева узлов (cм.
прил. 2 рис. 9), показывающую иерархию работ в модели " AS-IS" и включающую в
себя
· диаграмма «Деятельность
ВУЗа» - первый уровень дерева узлов (top level activity);
· диаграммы
«Преподаватель», «Учет успеваемости студентов» и «Деканат»;
· диаграммы «запись,
просмотр и изменение полученной оценки», «работа с группами», «работа со
студентами» и «база данных студентов» «база данных предметов»;
3. Построение модели
деятельности «как должно быть» (TO-BE)
.1 Структурная
функциональная модель деятельности в соответствии со стандартом IDEF0 (иерархия
SADT-диаграмм)
Для построения модели «как должно
быть» (TO-BE)
вносим некоторые изменения. Диаграмма декомпозиции IDEF0 деятельность
организации (cм. прил. 3 рис. 10). На этой диаграмме появляется новая связь
«Данные о кафедрах факультета», предназначенная для ввода, просмотра и
редактировании данных о кафедрах факультета.
Далее подробнее рассмотрим, как это
повлияло на учет успеваемости студентов (cм. прил. 3 рис. 11).
На этой диаграмме присутствуют семь
блоков:
1. База данных студентов содержит в
себе информацию о студентах и полученных ими оценками.
. Запись, просмотр и изменение
полученной оценки позволяет записывать, просматривать и изменить данные об
оценках
. База данных кафедр содержит в себе
данные о кафедрах
. Запись, просмотр и изменение
данных о кафедрах на факультете позволяет записывать, просматривать и изменить
данные о кафедрах
. База данных предметов используется
для хранения информации о предметах
. Работа с группами позволяет
работать с группами и создавать расписание
. Работа со студентами дает
возможность узнавать информацию о студентах
Эта модель позволяет более
эффективно следить за успеваемость студентов, и получать более точную
информацию.
3.2
Функциональная модель в виде иерархии дерева узлов
Рассмотрим диаграмму дерева узлов (cм.
прил. 3 рис. 12), показывающую иерархию работ в модели "Как должно быть
" (TO-BE) и включающую в себя:
· диаграмма «Деятельность
ВУЗа» - первый уровень дерева узлов (top level activity);
· диаграммы
«Преподаватель», «Учет успеваемости студентов» и «Деканат»;
· диаграммы «запись,
просмотр и изменение полученной оценки», «работа с группами», «работа со
студентами» , «база данных студентов» «база данных предметов», «запись и
просмотр данных кафедр на факультете» и «база данных кафедр».
После построения модели деятельности
«как должно быть» (TO-BE) улучшается качество и эффективность контроля за успеваемостью
студентов.
4. Формирование
технического задания на создание автоматизированной информационной системы
Сформируем техническое задание на
создание автоматизированной информационной системы для ВУЗа «МФПА»:
1. Общие сведения
Полное наименование системы: «МФПА».
Шифр темы или шифр (номер) договора:
447ОК8.
Наименование предприятий
(объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты:
Заказчик: «МФПА», Адрес:
ул. Измайловский вал, д.2, стр. 1,
телефон (499) 369-69-95, (499)
369-16-42
Разработчик: «МФПА» Омский
филиал, адрес: 644042, г. Омск, проспект Карла Маркса, 18, корп.10.
Основание для создания: Договор о
доработке Автоматизированной системы учета успеваемости студентов «МФПА».
Утвержден 14.01.2010 г. директором «МФПА» .
Плановые сроки начала и окончания
работы по созданию системы:
Начало: 14.01.2010 г.
Окончание: 17.02.2010 г.
Сведения об источниках и порядке
финансирования работ:
Источник финансирования: «МФПА».
Объем финансирования: 70000 рублей.
2.
Назначение и цели создания системы
2.1.
Назначение системы: Разрабатываемая АИС предназначена для обеспечения
эффективной работы предприятия на основе новых технологий и оборудования,
отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам,
техническим требованиям и условиям органов государственного надзора.
Управляемый процесс является бизнес-процессом, направленным на получение
максимальной прибыли от деятельности предприятия, оказывающего услуги в
образовательной деятельности. Объект автоматизации - «МФПА».
Автоматизации подлежат следующие
системы:
· учет успеваемости студентов;
2.2.
Цели создания системы: построить модель учета успеваемости студентов приводящую
к более эффективному контролю за студентами
Критерии оценки достижения цели
создания системы - повышение эффективности в контроле за успеваемостью
студентов.
3.
Характеристики объекта автоматизации: <отсутствуют>
4.
Требования к системе
.1. Требования к системе в целом
4.1.1.
Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу
уровней иерархии и степени централизации системы:
АИС «МФПА».
4.1.2.
Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между
компонентами системы.
Источник - подсистема подготовки
конструктора технологических процессов.
Приемник - Подсистема учета
успеваемости студентов.
4.1.3.
Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными
системами, требования к совместимости, способы обмена информацией:
<отсутствуют>
4.1.4.
Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы:
<отсутствуют>
4.1.5.
Требования к показателям назначения: <отсутствуют>
.1.6. Требования к надежности:
<отсутствуют>
.1.7. Требования к безопасности:
<отсутствуют>
.1.8. Требования к эргономике и
технической эстетике: <отсутствуют>
.1.9. Требования к
транспортабельности для подвижных АИС: <отсутствуют>
.1.10. Требования к эксплуатации,
техническому обслуживанию, ремонту и хранению комплектов системы:
<отсутствуют>
.1.11. Требования к защите
информации от несанкционированного доступа: <отсутствуют>
4.1.12. Требования к сохранности информации: <отсутствуют>
4.1.13. Требования к средствам защиты от внешних воздействий:
<отсутствуют>
4.1.14. Требования к патентной чистоте: <отсутствуют>
4.1.15. Требования к стандартизации и унификации: <отсутствуют>
4.2.
Требования к функциям.
Подготовить конструктор технологических
процессов - имеет функцию формирования исходных данных для дальнейшего
конструирования технологического процесса при учете успеваемости студентов, с
алгоритмом:
· создания
функциональной модели существующих бизнес процессов на предприятии;
· создание
функциональной модели виде иерархии дерева узлов.
Подсистема учета успеваемости
студентов в ВУЗе - имеет функции оформления технологического процесса, с
построением модели деятельности «как должно быть», с алгоритмом:
· построение
функциональной модели деятельности в соответствии со стандартом;
· построение модели
виде иерархии дерева узлов.
4.3. Требования к видам обеспечения.
4.3.2.
Требования к информационному обеспечению.
4.3.3.
Требования к лингвистическому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.4.
Требования к программному обеспечению: <отсутствуют>
.3.5. Требования к техническому
обеспечению: <отсутствуют>
4.3.6.
Требования к метрологическому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.7.
Требования к организационному обеспечению: <отсутствуют>
5.
Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы.
Номер и наименование этапа:
. Создание модели АИС - начало этапа
- 14.01.2010г., конец этапа -17.02.2010 г.
2.
Порядок контроля и приемки системы: <отсутствует>
3.
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к
вводу в действие: <отсутствуют>
4.
Требования к документированию: <отсутствуют>
5.
Источники разработки
Документ: ТЗ-1
Полное наименование: Техническое
задание на проектирование АИС от 14.01.2010 г.
Заключение
учебный заведение
успеваемость студент
В процессе выполнения курсового
проекта достигнута поставленная цель по проектированию информационной системы
учета успеваемости студентов в ВУЗе.
В результате достижения цели были
решены следующие задачи:
· Изучена предметная
область предприятия
· Построена модель
деятельности «КАК ЕСТЬ» (as-is)
· Построена модель
деятельности «как должно быть» (TO-BE)
· Сформировано
техническое задание на создание автоматизированной информационной системы.
Под влиянием вышеперечисленных
факторов, существенно улучшится эффективность учета студенческой успеваемости.
список литературы
1. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. М.-
Издательский центр Академия, 2005 - 288 с.
2. Мишенин, А.И. Теория экономических информационных систем: Учеб.
вузов / А.И. Мишенин.- 4-е изд., доп. и перераб. -М. : Финансы и статистика,
2001. - 240 с. : ил.
3. Маклаков С. В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. - М.: Диалог-МИФИ,
2001. - 304 с.
. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0.- М.: Диалог-МИФИ,
2002. - 224 с.
. #"551252.files/image002.gif">
Рис. 2. Форма документа «Сводная
ведомость успеваемости студентов»
Рис. 3. Форма документа «Список не
допущенных студентов»
Рис. 4. Форма документа
«Индивидуальный экзаменационный лист»
Рис. 5. Форма документа
«Зачетно-экзаменационная ведомость»
Приложение 2
Построение модели
деятельности «Как есть» (AS-IS)
Рис. 6. Контекстная диаграмма
функционирования организации
Рис. 7. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность ВУЗа
Рис. 8. Диаграмма декомпозиции IDEF0. «Учет успеваемости
студентов»
Рис. 9. Диаграмма дерева узлов
Приложение 3
Построение модели
деятельности «как должно быть» (TO-BE)
Рис. 10. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность ВУЗа
Рис. 11. Диаграмма декомпозиции IDEF0. «Учет успеваемости
студентов»
Рис. 12. Диаграмма дерева узлов