Леонид Иванович Бородин
Леонид Иванович Бородин
(род. 1939)
БОРОДИН,
ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ (р. 1939), русский писатель. Родился 14 апреля 1939 в Иркутске
в семье учителей. Учился в спецшколе МВД, откуда ушел после 20 съезда партии
(1956), затем в Иркутском государственном университете (исключен в 1957 за
«политическое фрондерство»). В 1962 окончил заочное отделение педагогического
института в Улан-Удэ. Работал учителем истории, воспитателем и директором
школ-интернатов. В 1965 вступил в «социал-христианскую» организацию, за участие
в которой в 1967 приговорен к 6 годам тюрьмы, где и начал свою литературную
деятельность: повести и рассказы Повесть странного времени, удостоенная премии
французского ПЕН-клуба «Свобода» (1969); Встреча (1970), Гологор (1974).
В
1974–1975 – помощник составителя поездов на станции Очаково в Москве, в
1976–1978 – заместитель директора санэпидемстанции в Петушках (Владимирская
обл.). С 1978 публикует в заграничном русском издательстве «Посев» рассказ
Вариант (1978; герой – политический террорист), повести Правила игры (1978),
посвященная «лагерной» теме, Третья правда (1979), где выведены
специфически-национальные типы «праведника» и «бунтаря» и показано
противостояние советскому режиму и русского интеллигента, и мужика, а также
роман Расставание (1981–1982) о типичном столичном интеллигенте второй половины
20 в., диссиденте в мыслях и конформисте в поведении. В 1982 Бородин был снова
осужден за антисоветскую деятельность, в 1988 досрочно освобожден. Бородина
начинают публиковать на родине, наряду с зарубежными премиями он получает
отечественные (правительства Москвы, журналов «Юность» и «Наш современник»,
«Роман-газеты»). С 1992 Бородин – главный редактор журнала «Москва».
Основной
пафос произведений Бородина – этический выбор, полем действия для которого
выступает столкновение личных интересов («правд»), точкой отсчета –
христианская нравственность, а сюжетной канвой – как правило, драматическая,
даже трагедийная коллизия (арест малолетним сыном своего отца, сопротивление
таежного охотника посягательствам на его свободу, кровавая схватка из-за
женщины и т.п.). Персонажи писателя всегда узнаваемы, доказывая – в русле
традиций Л.Толстого и Ф.Достоевского – «необыкновенность», силу и сложность
«обычного» человека, его способность к глубоким размышлениям, самооценке и
самоосуждению.
Проблеме
свободы, рискующей стать эгоизмом, произволом и жестокостью, посвящена повесть
Ловушка для Адама (1994), написанная не без влияния традиций Достоевского
(Легенда о Великом инквизиторе в Братьях Карамазовых). Лирическая повесть
Бородина Год чуда и печали обращена к воспеванию вечных ценностей природы,
любви, умению терпеть и прощать. Марии Мнишек, одной из героинь русского
«смутного времени» 17 в. (параллели которого с сегодняшней России у Бородина
вполне отчетливы), посвящена историческая повесть Царица Смуты (1996). В
беллетристических произведениях Бородина, как и в его активной в 1980–1990-е
годы публицистике, отмеченных яркой языковой образностью, склонной к
риторическим фигурам и ритмизованной словесной ткани, настойчиво проводится
мысль о возрождении российской державности на основе православия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/