Вениамин Александрович Каверин (Зильбер)
Вениамин Александрович Каверин (Зильбер)
(1902-1989)
КАВЕРИН,
ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902–1989), наст. фамилия Зильбер, русский писатель.
Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера
полка. В 1912–1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву,
окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет
Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в
художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар
В.И.Иванова, встречался с А.Белым, бывал на литературных вечерах с участием
В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа
сестры Каверина), переехал В Петроград, где продолжил образование на
философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском
отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но
после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные
опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом
литераторов, рассказ Одиннадцатая аксиома и был удостоен одной из премий.
Рассказ вызвал заинтересованное внимание М.Горького, который и в дальнейшем
продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его
произведения.
Важную
роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе
«Серапионовы братья», возникшей в 1921. Здесь наиболее близким ему по
творческим устремлениям оказался Л.Н.Лунц, литератор универсального склада,
тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг «На Запад!» Каверин
в ту пору тоже провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и
Стивенсона». Первое опубликованное произведение Каверина – Хроника города
Лейпциг, выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, –
увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году
Каверин женился на Л.Н.Тыняновой (1902–1984), впоследствии детской
писательнице.
Первая
книга писателя – Мастера и подмастерья, состоявшая из шести новелл, – вышла в
1923 и два года спустя была переиздана под названием Рассказы. Рассказы и
небольшие повести Каверина печатались также в периодике. Ранняя новеллистика
Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием
разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с
фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: Пятый странник, Пурпурный
палимпсест, Столяры, Бочка, Большая игра, Ревизор – были отобраны автором в
1980 для первого тома Собрания сочинений.
«Чтобы
стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя
бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово –
русское», – писал в 1923 Е.И.Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю
потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в четком и ясном
языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести Конец
хазы, где автор, по словам Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие
решительные шаги «в сторону» от уже обретенной системы приемов были характерны
для творческого пути Каверина.
До
конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании
университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 выпустил книгу Барон Брамбеус:
История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (2-е
изд. 1966), являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание
научного сотрудника первого разряда. Филологический опыт Каверина нашел
применение в его первом романе Скандалист, или Вечера на Васильевском острове
(1928), где обрисована духовная атмосфера 1920-х годов. Главный герой романа,
Виктор Некрылов, отчетливо спроецирован на реальную фигуру В.Б.Шкловского,
определенные прототипы имеются и у других персонажей.
К
исследованию вечных противоречий бытия на современном материале Каверин
обратился в повести Черновик человека (1929), в романе Художник неизвестен
(1931), где раскрыта драма русского авангарда, а в главном герое Архимедове воплощены
некоторые черты В.В.Хлебникова и Н.А.Заболоцкого. В романе Исполнение желаний
(1936) на первый план выходит проблема таланта и славы.
Самое
известное произведение Каверина – роман Два капитана (1936–1944) – отмечен
динамичностью сюжета, максималистски-четким противопоставлением характеров,
неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской
идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти
и не сдаваться» восходит к стиху А.Теннисона, ставшему девизом английского
исследователя Антарктиды Р.Скотта.
На
2-м съезде писателей в 1954 Каверин выступил со смелой речью, призывая к
свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю.Н.Тынянова и
М.А.Булгакова. В 1956 – один из организаторов альманаха «Литературная Москва».
В 1960-е годы поместил в возглавляемом А.Т.Твардовским «Новом мире» повести
Семь пар нечистых и Косой дождь (обе 1962), статьи, в которых стремился
воскресить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М.Зощенко. В
1970-е годы Каверин выступал в защиту А.И.Солженицына и других опальных
литераторов.
Сюжеты
романов Открытая книга (1946–1954, окончат. редакция 1980) и Двойной портрет
(1963–1964) связаны с драматической судьбой биологической науки в советское
время. С 1970-х годов Каверин обратился к истории культуры – как в
художественных произведениях (роман Перед зеркалом, 1972), так и в мемуарных
книгах Освещенные окна (1970–1976), В старом доме (1971), Вечерний день
(1977–1978), Письменный стол (1985), Эпилог (1989).
В
1979 закончил работу над детской книгой Ночной сторож, или Семь занимательных
историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году, а затем
написал сказочную философскую повесть Верлиока (1981). Романы Наука расставания
(1982) и Над потаенной строкой (1988) основаны на переосмыслении военного
опыта. В 1980-е годы написан ряд рассказов, посвященных современному юношеству:
Загадка и Разгадка (1983), Летящий почерк (1984), повесть о молодом литераторе
Силуэт на стекле (1987).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/