Иоганнес Бехер
Иоганнес Бехер
И. Анисимов
Бехер
Иоганнес Р. (Johannes Becher, R., 1891–) — немецкий писатель, коммунист. Первая
книга стихов «Verfall und Triumph» (Распад и торжество) вышла в 1914.
Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его
предпоследнего сборника «Hungrige Stadt» (Голодный город, 1927) — огромно и
показывает, с какими затруднениями сопряжен был творческий рост крупнейшего
революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого
города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы.
В
стихах, относящихся к 1912–1916 (кроме названной уже книги «Verfall und
Triumph» они вошли также в сборники «Päan gegen die Zeit» (Песнь против
современности) и «An Europa» (К Европе)), мы встречаем тонкого изощренного
лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды,
а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта,
воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы.
Бехер — большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его
урбанистические стихи. Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно
уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается
крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного
недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще
далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике «Um Gott»
(Во имя бога, 1921 — вторая часть книги — известная агитпьеса «Arbeiter,
Bauern, Soldaten»), отразившем этот период,
собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как
трагически-слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных
противоречий действительности.
Характерно,
что этот богоискательский мистицизм удерживается продолжительное время уже
после того, как Б. примкнул к революционному движению пролетариата — новую
революционную тематику Б. обрабатывает явно несоответствующим образом (как
пример можно указать гимны на смерть Розы Люксембург или Е. Левине, проникнутые
экстатической религиозностью). Придя к революции, поэт принес с собой тяжелый
груз старых навыков, от которых ему надлежало освободиться. Б. пришел к
революционному пролетариату стихийно: когда революционная волна была на
подъеме, среди буржуазной интеллигенции была сильна тяга к
пролетариату-победителю.
Поражение
немецкой революции создало целую плеяду интеллигентских ренегатств, недавние
попутчики спешили отказаться от своего революционного увлечения и переброситься
во враждебный лагерь. Б. остался до конца верен пролетариату, и можно сказать,
что кризис революции заставил его с большей серьезностью отнестись к новым
перспективам своего творчества. Он начинает упорную глубокую работу над собой,
очищая свое творчество от шелухи старого миросозерцания. Подлинный
революционный поэт в сущности только теперь начинает формироваться. Работу по
перевооружению Б. проделывает с необычайной решительностью. Он стремится к
возможной простоте поэтического языка, к идеологической отчетливости и
агитационной убедительности своих произведений. Б. вырастает в яркого и мощного
революционного художника. Поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924) была
первым крупным достижением Б. на новом пути. Вещь эта подлинно монументальная,
ее трагическая патетика раскрыта в поразительно естественных, строгих и простых
очертаниях.
В
1925 Б. выступил с книгой стихотворений «Труп на троне» (Der Leichnahm auf dem
Thron), которая в основном посвящена гневной, бичующей критике буржуазной
Германии. Многие вещи этого сборника сделаны как политические памфлеты,
агитационная направленность новых стихов Б. обнажена. Поэт разоблачает
буржуазную республику, возглавляемую «трупом на троне» — Гинденбургом, соединяя
свое блестящее, оплодотворенное новыми достижениями поэтическое мастерство с
ролью политического агитатора. Стиль Б. становится плакатным. Книга так верно
била в цель, что ее поспешили конфисковать, а автора предали суду. Стремление к
новой, широко доступной, четкой, впечатляющей форме (эту задачу неминуемо
ставит перед собой каждый пролетарский революционный художник) привело Б. к
временному отходу от стихотворной формы,
к попытке утвердиться в области прозы.
Две
книги характеризуют этот период. Роман «Единственно справедливая война» (Der
einzig gerechte Krieg, 1926) и повесть «Банкир на поле брани» (Der Bankier
reitet über das Schlachtfeld, 1926). Последняя представляет беспощадную
сатиру на послевоенную буржуазию, пожинающую плоды военных прибылей (фабула
повести: буржуазия веселится на полях недавних сражений, превращенных в место
увеселительных прогулок). Роман «Единственно справедливая война», являющийся
одновременно бытовой вещью, развертывающей картины современной Германии, научно
аргументированным исследованием о современных возможностях газовой войны, и
фантастическим произведением, рисующим ужасы газовой войны будущего, имеет в
своей основе убедительно доказанное положение: только революционное восстание
пролетариата может освободить мир от опасности войны. Это — обнаженно
агитационная вещь, но вместе с тем — настоящее, волнующее произведение
искусства. И эта книга привела Б. на скамью подсудимых.
«Демократическое»
правосудие с необычайной пристальностью следит за ростом революционного
художника и закрепляет своим обвинительным приговором каждый заметный его
успех. Предпоследняя книга Б. — сборник стихотворений «Голодный город» —
является большим достижением революционного поэта. Здесь не только находят свое
выражение упорные искания Б. в области яркой и популярной формы, доступной рабочей
массе, но и с большой четкостью разрешена проблема тематики. Сборник посвящен в
основном рабочему быту; если в раннюю пору творчества Б. воспринимал большой
капиталистический город как город ночных ресторанов, проституток, бродяг, в
свете упадочной романтики лишних людей, то теперь он отдает свое внимание
рабочим кварталам, рассказывает о голоде и безработице, обнажает классовые
противоречия современного города. Есть в сборнике несколько стихотворений,
посвященных историческим эпизодам рабочего движения последних лет — стачке
английских углекопов, шанхайским событиям. Всю книгу отличает сосредоточенная
простая ясность языка, соответствие и единство всех элементов стиля, здоровая,
полнокровная конкретность образов. «Голодный город» свидетельствует о том, каких
больших и ярких достижений можно ждать от Б.
Советский
читатель знает Б. только по его прозаическим вещам («Единственно справедливая
война», X., 1926 и др. изд. и «Банкир», Л., 1926) неоднократно переводившимся.
Ни одного сборника стихов Б. в русском переводе не имеется. Отдельные
произведения помещались в журналах, газетах и альманахах.
Список литературы
I.
Русские переводы стих. Б., кроме упомянутых, см. «Западные сборники», вып. I,
М., 1923. Отдельно издана поэма «У могилы Ленина», М., 1924.
II.
Фриче В. М., Западно-европейская литература в ее главнейших произведениях, М. —
Л., 1925
Рейх
Б., Об И. Б., «Печать и революция», № 6, 1926
Запровская
А., И. Б., «На литературном посту», 1926, кн. 4
Цинговатов
А., И. Б., «Молодая гвардия», кн. 11, 1926
Запровская
А., И. Б., «Новый мир», 1927, кн. 12.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/