Жан Расин
Жан Расин
Жан Расин
(1639-1699) Расин - знаменитый французский драматург XVII в., "самый
образцовый поэт классицизма", как определил его современник, известный
теоретик классицистического направления Никола Буало.
Он родился в
провинциальном городке Ферте-Милон в семье французских буржуа, из поколения в
поколение состоявших на службе у городских властей. Родители Расина умерли рано
и не оставили сыну состояния. С трехлетнего возраста он рос на попечении бабушки
и поддерживающей их семью общины янсенистов - религиозного движения, которое
подчеркивало греховность человеческой природы и призывало к строгой,
благочестивой жизни. Расин смог бесплатно получить образование сначала в школе
при монастыре Пор-Руаяль, а затем в янсенистс-ком коллеже. Здесь он не только
глубоко изучил римский период, латынь, но и выучил греческий язык, познакомился
с древнегреческой античной литературой. И воздействие янсенистской философии, и
исторические условия (окончательное торжество абсолютизма во Франции) повлияли
на творчество Расина: он создает не героические, исполненные пафоса
гражданственности трагедии, как Корнель, а трагедии любовно-психологические,
показывающие бессилие разума перед страстью. Страдания любви, душевная борьба,
внутренние противоречия психологии человека составляют основное содержание
расиновских пьес. Его перу принадлежит одиннадцать трагедий -
"Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668), "Британик" (пост.
1669, изд. 1670), "Береника" (пост. 1670, изд. 1671), "Ифигения"
(пост. 1674, изд. 1675), "Федра" (пост, и изд. 1677),
"Эсфирь" (пост, и изд. 1689), "Гофолия" (пост. 1690, изд.
1691) и др., но лучшей из них признана "Федра". В ней Расин
использовал широко известный его современникам сюжет древнегреческого мифа.
Этот же сюжет мы находим в трагедиях античных авторов - "Ипполит"
Еврипида и "Федра" Сенеки. Но Расин по-своему развил и сюжет, и
характеры героев. Так, он изменяет характер Ипполита, который из сурового
поклонника богини охоты Артемиды, не знающего любви, превращается во
влюбленного юношу - только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арикию. Но
главное новаторство Расина, конечно, связано с характером Федры. Если у
Еврипида героиня сама оговаривала Ипполита перед его отцом - Тесеем, то Федра
Расина благородна: она лишь поддается уговорам своей наперсницы, однако,
пережив жестокие нравственные страдания, открывает Тесею правду. Но дело не
только в этих внешних изменениях. Расиновская Федра - страдающая женщина, а не
преступница, она, как писал о ней сам автор, "Ни вполне виновата, ни
вполне невинна". Ее трагическая вина - в невозможности справиться с
чувством, которое сама же Федра называет преступным.
Напряженная
жгучая страсть героини передана благодаря отточенной художественной форме.
Расин легко и органично принимает строгие правила классицистических
"единств", не прибегая к внешним сценическим эффектам, ясно,
последовательно и точно развертывается действие пьесы. Ее героиня постоянно
анализирует свои чувства, хотя и не может обуздать страсть. Таким образом Расин
постигает и воплощает в своей трагедии не только нравственно-психологические
конфликты своей эпохи, но открывает общечеловеческие закономерности психологии.
"Федра" наряду с расиновскими трагедиями не просто наследие
литературы XVII в., но поистине вечное достояние мировой культуры. Вот почему
пьесы Расина уже более трехсот лет волнуют и трогают читателей и зрителей
разных стран.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl