Олеарий
Олеарий
Лев Пушкарев
Олеарий
(Оlearius) Эльшлегер (Ölschläger) Адам (1599–1679) – немецкий ученый
и путешественник; историк и этнограф, лингвист, географ, математик и астроном,
названный потомками «голштинским Леонардо».
Родился в
Саксонии, учился в Лейпцигском университете, там же и преподавал, одновременно
исполнял обязанности придворного математика и библиотекаря герцога
Гольштинского. С 1639 жил в Готторпе. Знал русский, арабский и персидские
языки. Часть его жизни оказалась связана с Россией и Персией, куда он совершил
несколько путешествий и описал их.
Впервые Олеарий
посетил Россию в 1633–1634 в составе шлезвиг-голштинского посольства в качестве
его ученого секретаря, а затем советника. Посольство выясняло возможность
торговли Голштинии с Персией через Московию. Цели своей посольство не достигло,
но дало возможность Олеарию начать подробное описание пути из Голштинии в
Россию. Второй раз Олеарий посетил Московское царство во время путешествия в
Персию в 1635–1639.
Во время
пребывания в России и Персии тщательно записывал все запримеченное в долгом
пути, делал зарисовки увиденного, которые по возвращению в Готторп в 1639
обработал для гравирования, а в 1643 завершил всю книгу. Он озаглавил ее
Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно.
В 1643 Олеарий
вновь приехал в Москву – на этот раз один. Известно, что он очень понравился
первому русскому царю из рода Романовых Михаилу Федоровичу (1613–1645). Тот
приглашал его на службу, но Олеарий отказался.
Описание…
Олеария – один из самых точных источников того времени по истории ментальностей истории
повседневности
, истории женщин, быта и нравов нескольких народов в
первой половине 17 в. Огромное количество карт повышало ценность описаний.
Описание… снабжено зарисовками с натуры, имеющими большую источниковедческую
ценность как результат непосредственной фиксации увиденных бытовых картин и
событий. В нем много важных сведений о повседневной жизни Московии первой
половины 17 в., нравах, быте, одежде, гигиенических привычках, свадебных
традициях, статусе женщин разных социальных слоев, воспитании детей (в
частности – о способах их закаливания), об отношениях русских с сопредельными
странами и народами. По точности, подробности и ясности изложения, отсутствию
нафантазированных и присочиненных подробностей Описание… резко выделяется среди
записок путешественников 17 в. Не удивительно, что оно стало буквально
бестселлером своей эпохи, раскрывшим европейцам Нового времени таинственный мир
Евразии. В 1647 Описание… было впервые опубликовано в Шлезвиге на немецком
языке; впоследствии появились издания на английском, французском, голландском,
итальянском. В 1869 переведено на русский.
Географические
наблюдения о Московском царстве начинаются у Олеария с рассказа о пути из Нарвы
через Новгород и Торжок в направлении столицы. Попутно описаны все населенные
пункты, через которые он проезжал, некоторые из них зарисованы (крепости Ям,
Копорье, город Тарки). В рассказе о пребывании в Москве выделяется описание
публичной аудиенции, данной царем Михаилом Федоровичем посольству герцога
Голштинского. Сухой рассказ об официальном приеме Олеарий расцветил любопытными
сведениями в связи с увиденными им в Москве бытовыми сценками, которые он
наблюдал на гуляньях, праздничных пирушках, на улицах, в церквах, на рынках и
т.п. Интересны зарисованные Олеарием кукольные представления театра
Петрушки
(сцена продажи лошади цыганом), подробности и обыкновения
народных игр (катания на качелях и «скакания» на досках). Олеарий представил не
только хитросплетения церемониалов царского двора в России, но и простодушие
русских посадских людей, их гостеприимство и т.п. Он постарался представить
воззрения православных московитов на страну и мир, свое государство, его города
и воеводства, особенности географического размещения на реках, взгляды руссов
на традиции иных народов, населявших Московию (черемисов, мари и др.).
Большое
внимание Олеарий уделил церковным обрядам, подчеркнув при этом пышность одеяний
церковнослужителей, богатство русской православной церкви.
Считавший себя
истинным европейцем, представителем просвещенного и цивилизованного Запада,
Олеарий считал себя вправе судить об иных народах несколько свысока. В оценках
«московитов» был тонок: он считал, что они «не знают свободы» и в то же время
«хотят полной воли». Едва ли не первым из европейцев Олеарий почувствовал
разницу между понятиями «svoboda» (приведенным им в транслитерации и
переведенным им как libertas) и «volia» (voluntas). Подобную «неоформленность
понятий» Олеарий приписывал всем «варварам».
В мельчайших
подробностях описал Олеарий и свое дальнейшее путешествие из столицы Московии в
Персию: вначале по Москве-реке, далее по Оке и Волге на речных судах, путь по
Каспию. Почти все города на этом пути он продолжал зарисовывать, подробно
рассказывая о непривычной для европейца деревянной жилой застройке городов и
городских укреплений. Восхищался Казанью, Астраханью, Дербентом, Баку. Самый
подробный рассказ Олеария посвящен Персии – никто до него так подробно не
описывал эту страну.
Вернувшись из
путешествий, Олеарий с 1654 работал как переводчик, опубликовавший на немецком
языке сборник стихов персидских и арабских поэтов (в частности, в него вошла
поэма Гюлистан персидского поэта Саади). Другим его увлечением продолжала
оставаться география. Для герцога Фридриха Голштинского он – по свидетельству
современников – сконструировал «чудо земной и небесной механики» – Готторпский
Глобус, который был помещен в первый в европейской истории планетарий, где была
представлена небесная сфера в соответствии с гелиоцентрической системой Коперника
.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/