Сёрен Кьеркегор
Сёрен
Кьеркегор
Kierkegaard, Seren (1813–1855), датский философ,
религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в
средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет.
Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами
позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная
Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в
начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие –
Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший
общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой
жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.
Во время
краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал
лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: Или
– Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og
Baeven) и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных
Поучительные беседы (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под
псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них
взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В
1844 вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и Понятие страха (Begrebet
Angest), а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга Стадии
жизненного пути (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы;
в том же году вышли еще три беседы, получившие название Мысли по поводу
критических ситуаций (Tre Taler ved tenkte Leiligheder). Самая значительная философская работа
Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – Заключительное ненаучное
послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) – вышла в начале 1846. С
исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя
при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что
христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический
к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких
категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской
системы и философского идеализма; анализируется проблема этической
ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая
философия религии.
Нападки на
Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим
значительным внешним событием его жизни. Ответом явились Два века (To
Tidsaldre) с анализом духа современности. В 1846–1848 он опубликовал несколько
специфически религиозных сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger),
Христианские беседы (Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка
(Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 были написаны Болезнь к
смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indevelse i Christendom), К самопроверке (Til
Selvprovelse), Судья себе самому (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая
работа Точка зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были
последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный
панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным
лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных
во имя христианства против «христианского мира» (Hvad Christus demmer om officiel Christendom). В сентябре
1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер Кьеркегор в
Копенгагене 11 ноября.
Труды и идеи
Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и
литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев,
К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/