Васильев Павел Васильевич
Васильев Павел Васильевич
Годы жизни: 1832г. - 10.04.1879
Мокульский С.С.
Родился
в мещанской семье. В 1850 после окончания Московского театрального, училища,
несмотря на успешные занятия в классе драмы, был зачислен фигурантом в
московскую балетную труппу. Решив стать драм. актёром, Васильев берёт в 1850—54
отпуска для практики в провинции. Начав с небольших ролей, В. уже в 1853 занял
первое положение в черниговском театре. В 1854 был уволен из моек. труппы и
начал постоянную работу в провинции. В 1854—60 с успехом играл в Харькове,
Полтаве, Одессе, Кишинёве. Огромное влияние на В. оказало творческое общение с
А. Е. Мартыновым Харьков, 1855), у которого Васильев научился глубоко проникать
во внутренний мир действующего лица, отыскивать в самой ничтожной роли
жизненную правду и на этой основе создавать живой образ. Последователь простой
и естественной школы игры, В. тяготел к художественному национальному
репертуару. В 1860 был принят в Александрийский театр на роли Мартынова.
В.
увлекал зрителей вдохновенными эмоциональными порывами, страстностью, силой
трагизма и ярким юмором. Вместе с тем игра В. была тщательно продумана, он
передавал тончайшие оттенки мыслей и чувств. В. с равным успехом играл как в драме,
так и в комедии. Для его творчества характерны скупость сценических приёмов,
отказ от внешних эффектов, предельная простота. Художник-реалист, В. был
мастером в изображении рус. жизни и рус. характеров. Наивысшие творческого
достижения В. связаны с исполнением ролей в пьесах Островского.В 20 пьесах
Островского В. сыграл 24 роли, способствуя утверждению драматургии Островского
па не герб. и провинциальной сцене. Среди этих ролей: Любим Торцов
("Бедность не порок", 1857), Тихон ("Гроза", 1860),
Подхалюзин ("Свои люди — сочтёмся", 1861), Бальзаминов
("Праздничный сон до обеда", 1862, "За чем пойдёшь, то и
найдёшь", 1863), Краснов ("Грех да беда на кого не живёт",
1863), Милашин ("Бедная невеста", 1864). Любим Торцов в исполнении В.
был человеком, сохранившим честь, благородство, страстность натуры, способным
на страстные порывы чувств. Драм. дарование В. с полной силой проявилось в
образе Краснова, в кром он раскрывал большую человеческую трагедию. Играя
Подхалюзина, В. создал тип до страстности алчного и наглого хищника, сохранив в
то же время комедийную направленность роли. Дерзко и смело, с большим юмором
играл Васильев Бальзаминова, подчёркивая младенческую непосредственность,
порывы необузданной фантазии своего героя. Глубоким драматизмом отличалось исполнение
В. роли Тихона.
Среди
лучших ролей Васильева — также Осип ("Ревизор", 1857), Кочкарёв
("Женитьба", 1857), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1856).
Голодный, грубый и неопрятный Осип В. был хитёр и проницателен. Кочкарёва
Васильев играл как человека кипучей натуры, обуреваемого жаждой деятельности.
Образ Расплюева сатирически обличал деградирующее рус. дворянство. В игре В.
комедийность сочеталась с большим драматизмом (Кузовкин — "Нахлебник"
Тургенева, 1862). Демократизм, гуманизм, народность искусства В. с особой силой
проявлялись в образах русских крестьян — Анания ("Горькая судьбина"
Писемского, 1863) и Михаилы ("Чужое добро в прок не идёт" Потехина,
1857).
Васильев
был мастером эпизодических ролей; блестяще играл, напр., почти бессловесную
роль князя Тугоуховского ("Горе от ума", 1862). В. много приходилось
играть в бессодержательных водевилях и комедиях, но и в этом репертуаре
Васильев создавал живые, реалистические характеры: Ладыжкин, Боярышников,
Делакторский ("Жених из долгового отделения", 1858, "Не в
деньгах счастье", 1859, и "Испорченная жизнь", 1861, Чернышева),
Арханов ("Петербургские коршуны" Дьяченко, 1868} и др. В. выступал
также в концертах с чтением произведений Достоевского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
В.
потрясал зрителя пламенным темпераментом. Ф. М. Достоевский писал:
"...Игра его действительно оказалась чем-то невиданным и неслыханным. Да,
я не видал до сих пор в трагедии актера подобного Васильеву". Близость
актёра-демократа к передовым обществ. кругам, его резко отрицательное отношение
к безыдейным пьесам и к сценической фальши вызвали вражду к нему со стороны
театр, начальства и актёров, следовавших устаревшим канонам. В. не давали
играть роли, даже назначенные ему самим Островским, систематически вводили на его
роли в классическом репертуаре дублёров. Осенью 1864 В. вынужден был уйти из
театра (с 1 января 1865 работал в Вилыю артистом и режиссёром). Передовая
критика, защищавшая Васильева от нападок реакционной прессы, настойчиво
требовала его возвращения в театр, и в сент. 1865 В. вернулся в труппу
Александрийского театра. Но после возвращения В. в театре положение его
ухудшилось, роль Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А. К.Толстого,
1867)он готовил в атмосфере острого недоброжелательства. В. играл редко и чаще
всего в ничтожных пьесах. Его прошение в 1872 о переводе в Москву дирекция
оставила без внимания. В 1874 он вынужден был уйти из театра и одновременно из
театрального училища, где с 1868 вёл драм. класс (среди учеников В.— А. М.
Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А. Мартынов, П. М. Свободин). В 1874—75 В.
выступал в Моск. общедоступном частном тре, исполняя здесь свои лучшие старые
роли, в т. ч. любимую роль Вырина ("Станционный смотритель" по
Пушкину) и новую — Городничего (впервые сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 В.
гастролировал в провинции, связи с крой никогда не порывал. В 1875 сыграл свою
последнюю крупную роль—Фамусова. Образ, созданный В., обличавший бюрократизм и
чиновничье угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием, юмором.
В 1877 больной В. хлопочет о возвращении в петербургскую труппу, но получает
отказ. В. оставил сцепу незадолго до смерти.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/