Совершенствование банковской системы России
Содержание:
С.
Введение 3
Глава
1. Банки и банковская система 4
1.1.
Сущность и основные функции банков 4
1.2.
Банковская система: понятие, структура и модели 6
Глава
2. Современная банковская система России 12
2.1.
Структура банковской системы России 12
2.2.
Этапы развития современной банковской системы России 16
Глава
3. Реформирование банковской системы России 23
3.1. Стратегические цели и задачи дальнейшего
реформирования банковской системы 23
3.2. Пути и меры реформирование
банковской системы России 25
Заключение 30
Список
литературы 32
Введение
На протяжении всего периода экономических реформ в нашей стране большое
внимание уделяется проблеме развития банковского сектора. И это не случайно.
Основными макроэкономическими индикаторами, которыми стремилось управлять
правительство, являются темпы инфляции, роста денежной массы и курса доллара.
Все эти параметры имеют отношение к банковской системе.
Банковская система в качестве составной органической части входит в
большую систему – экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и
развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством,
обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей
практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм
регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой
системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями
внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических
преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской
системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев
общественно-хозяйственного механизма.
Исторический опыт свидетельствует, что банковский
сектор зависит от конкретных общественно-экономических условий, но в то же
время банки призваны служить консолидирующим ядром реорганизации и
реформирования промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других
отраслей народного хозяйства. В современных условиях особо актуальным вопросом
является вопрос совершенствование банковской системы России.
Цель данной работы – проанализировать развитие
современной банковской системы России и выявить направления ее
совершенствования.
Глава 1. Банки и банковская система
1.1. Сущность и основные функции банков
Слово «банк» происходит от старофранцузского «banque»
и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет.
Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств –
Вавилона, Египта, Греции, Рима.[1]
Банки – непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они
шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и
началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности
всегда так или иначе, соответствовала степени развитости товарно-денежных
связей в экономике.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во
вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных
средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Сущность банка полнее раскрывают его функции. Рассмотрим основные функции
банка.
Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции
временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд
особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои,
сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы
используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на
аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы сохраняется за первоначальным
кредитором (клиентами банка). Аккумуляция средств становится одним из основных
видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется
специальное разрешение – лицензия.
Вторая функция банка – функция регулирования денежного оборота. Банки
выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных
хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих
клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через
банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в
целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного
субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.
Третья функция банка – посредническая функция, в соответствии с которой
деятельность банка понимается как посредника в платежах. Через банки проходят
платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами,
совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую
миссию. Однако это не примитивная, элементарная посредническая деятельность.
Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных
средств многих клиентов и, суммировав их, направить огромные денежные ресурсы
только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а
выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном
секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и
совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким
образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и
направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.
Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией
трансформации ресурсов.
Таким образом, банк – это финансовая организация, учреждение,
производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и
оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и другим
банкам. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают,
обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств,
обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
1.2. Банковская система: понятие, структура и модели
В экономической литературе вопрос о содержании понятия «банковская
система» трактуется по-разному. Не вдаваясь в существующую полемику, будем при
рассмотрении банковской системы исходить из общих положений, характеризующих
любую систему. При таком подходе банковская система представляет единое целое,
части которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, а сама
система одновременно зависит от свойств этих частей.[2]
Действующие
в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет
центрального банка, либо есть только одни центральные банки. В этом случае
говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как элемент
цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой.[3]
Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный банк. Второй, нижний
уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом
центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически
всех стран, имеющих банковские системы. Особое место и роль центрального банка
в финансовой системе современного государства определяются уровнем и
характером развития рыночных отношений. Выделение из общего ряда банков одного
из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой
банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.
Необходимость создания двухуровневой системы банков
обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они
требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми
средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими
банками. С другой стороны, этим отношениям необходимы определенное
регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого
института в виде центрального банка. Создание центральных банков с функцией
регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффективно обуздать стихию
рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.
В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции.
Однако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и
государственного ведомства. В различных государствах эти банки называются
по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные (Федеральная
резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.).
Центральный банк представляет сосредоточение всех кредитных отношений.
Современные центральные банки характеризуются двойственностью положения: с одной
стороны, их деятельность регулируется государством, с другой – они имеют
самостоятельность в проведении кредитной политики. Основными функциями
центрального банка являются следующие:[4]
монопольное право эмиссии (выпуска) банкнот, обеспечение постоянной
собственной ликвидности;
сосредоточение минимальных резервов коммерческих банков,
оказание им кредитной поддержки, осуществление контроля за деятельностью
коммерческих банков;
регулирование экономики кредитно-денежными методами;
хранение свободных денежных ресурсов правительства в виде депозитов,
передача ему всей своей прибыли сверх определенной заранее установленной
нормы, посредничество в платежах и в кредитовании правительства.
Прообразом современных центральных банков различных стран мира считают
Банк Англии, созданный еще в XVII в. Опыт создания этого банка прослеживается
во всех центральных банках развитых стран, хотя в каждой стране центральный
банк имеет национальные особенности.
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они
концентрируют деловую часть кредитных ресурсов. Современные коммерческие банки
– это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также
население, т.е. своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном
банковской системы. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по
форме собственности делятся на государственные, акционерные, кооперативные.
Однако независимо от форм собственности коммерческие банки являются
самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят
коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков –
получение максимальной прибыли.
Основными функциями коммерческих банков являются:[5]
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в
капитал;
кредитование предприятий, государства и населения;
расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Современные западные банки выполняют от 200 до 250 видов операций.[6]
Главное отличие крммерческих банков от государственных — отсутствие у них права
эмиссии денег.
Коммерческие банки бывают двух типов: универсальные,
осуществляющие широкий перечень операций, и специализированные,
осуществляющие одну или несколько банковских операций (например, сберегательный
банк).
Критерии специализации банков многообразны. Существует
функциональная специализация банков — инновационные, инвестиционные, учетные,
ссудосберегательные, ипотечные, депозитные банки и т. д.; отраслевая
специализация — банки социального развития, строительные, энергетические,
внешнеторговые, сельскохозяйственные банки и т. д.; «клиентская» специализация
– биржевые, потребительские, коммунальные, страховые банки; территориальная
специализация – региональные, межрегиональные, международные банки.
Современная банковская система развитых стран включает специализированные
кредитно-финансовые институты. К основным специализированным
кредитно-финансовым институтам относятся: инвестиционные и сберегательные
банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.
Специализированные кредитно-финансовые институты аккумулируют мелкие
капиталы и сбережения широких слоев общества, которые благодаря их
посредничеству используются для инвестиций в экономику.
Универсальность операций, свойственная и банкам, и
специализированным кредитно-финансовым институтам, превращает последние в
разновидность коммерческих банков.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели
банковских систем. Они отличаются характером взаимоотношений банков с
корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.[7]
По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две
модели: открытого рынка и корпоративного регулирования. По первой модели между
банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут
пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Последние
не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент».
Льготы возможны для тех заемщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее
рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в
США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических
взаимоотношений банков с промышленностью.
Для модели корпоративного регулирования, наоборот,
характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями.
Банки могут выступать и как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии
акций мелких акционеров, которые передают банкам еще и право своего голоса.
Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их
финансовой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии
и Японии.
По уровню специализации различают
универсальную и специализированную модели банковской системы. При специализированной
модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени
было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и
долгосрочным инвестированием капиталов. Операции с корпоративными ценными
бумагами в таких банковских системах производят специализированные
инвестиционные банки. Для преодоления указанных ограничений в этих странах
активно создаются банковские холдинги, которые осуществляют операции как на
кредитном рынке, так и на рынке капиталов.
В странах Европы (например, в
Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской
системы, допускающая в деятельности банков сочетание краткосрочного
кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в
этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это
касается размещения ценных бумаг частных корпораций. Однако это не значит, что
универсальные банки подменяют собой фондовую биржу. Традиционная фондовая
биржа в этих странах сохраняется.
В настоящее время основной моделью организации
европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды
банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Единство юридических
норм и правил не означает унификации банковских организаций с точки зрения их
статуса или обслуживаемой ими клиентуры. Оно относится только к их банковским
операциям, а не к их организационным формам. Универсальность кредитных
организаций означает, что любое из них, располагая необходимыми средствами,
может получить разрешение на проведение всех видов операций, соответствующих
их статусу. Кроме того, кредитные организации обладают полной свободой в выборе
клиентуры, объектов и форм своей деятельности.
В настоящее время происходят процессы сближения
различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как
глобализация и дерегулирование.[8]
Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и
политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического
и политического пространства. В банковской сфере глобализация сопровождается
дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков.
Глава 2. Современная банковская система России
2.1.
Структура банковской системы России
Банковская система России – один из наиболее динамично развивающихся
секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения в котором
произошел наиболее быстро. За вторую половину 1990 г. была практически
ликвидирована система государственных специализированных банков, и к началу
1991 г. практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень
Центральный банк России (ЦБР), II уровень – коммерческие банки и другие
финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.[9]
Структура современной банковской системы России показана на рис. 1.
Рис. 1. Банковская
система Российской Федерации[10]
Главным звеном банковской системы любого государства является
центральный банк страны. Центральный банк Российской Федерации действует на
основании Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке
России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ. Банк России является юридическим лицом,
не регистрируется в налоговых органах. Он осуществляет свои расходы за счет
собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство
не отвечает по его обязательствам. Основными целями деятельности Банка России
являются:[11]
защита и обеспечение устойчивости рубля;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов;
развитие и укрепление российской банковской системы.
Главные функции ЦБ:
денежная эмиссия;
организация системы расчетов между экономическими агентами;
исполнение государственного
бюджета и управление государственным долгом;
выполнение роли банка банков и кредитора в последней инстанции;
определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и
их реализация;
разработка правовых основ функционирования кредитно-финансовых институтов
и надзор за деятельностью коммерческих банков.
Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают
универсальные и специализированные коммерческие банки. В соответствии с
российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие
в совокупности такие виды операций, как привлечение во вклады средств
юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за
свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение
банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления
своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в
Центральном банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных
банковских операций.
По своей организационно-правовой
форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют
и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Для
России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки,
или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., банков с участием
государственных унитарных предприятий было свыше 400.[12]
Наиболее крупными из них являются такие банки, как Сберегательный банк,
Внешэкономбанк, Внешторгбанк.
В России разрешено открытие
банков с участием иностранного капитала. Коммерческих банков с привлечением
иностранных инвестиций в пределах 35—50% капитала банка насчитывается 127, а со
100%-ным иностранным участием на данный момент — 23. Несмотря на небольшое
количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы
составляет около 6%.[13]
В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор
операций и обслуживают все категории клиентов.
Несмотря на широкий перечень
операций, которые могут выполнять коммерческие банки, в соответствии с Законом
РФ «О банках и банковской деятельности», российские банки акцентируют свое
внимание лишь на небольшом количестве операций, основными из которых выступают
ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов
населения, кредиты и вложения в ценные бумаги. Среди прочих операций основное
место занимают операции с иностранной валютой.
Наряду с коммерческими банками в РФ функционирует ряд специальных банков.
К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости;
инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению
корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков,
призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с
помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной
собственности.
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в
современных экономических системах рыночного типа является усиление позиции и
роли ассоциаций как саморегулируемых организаций, представляющих интересы
субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики. Ассоциации позволяют
освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и
введения в действие норм регулирования и контроля за отдельными элементами деятельности
субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых
услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка
высококвалифицированного персонала и т.п.
Банковская ассоциация — общественная некоммерческая организация, членами
которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их
интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также
координации и совершенствования их деятельности.
Ассоциация российских банков (АРБ) представляет и защищает
интересы банков в законодательных и представительных органах государственной
власти и решает целый ряд других задач, актуальных для банковского сообщества
страны в целом. Наряду с АРБ во многих регионах России действуют региональные
ассоциации, причем ряд из них были созданы ранее, чем была учреждена
Ассоциация российских банков.
Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят
также специальные финансово-кредитные институты, имеющие право осуществлять
одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение
лицензии ЦБ РФ.[14]
Они обычно имеют специфическую клиентуру. К ним относятся: страховые компании,
пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые и трастовые компании,
ломбарды и др. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц,
осуществляют кредитование предприятий и граждан, выполняют доверительные
операции.
Таким образом, к середине
1990-х годов в России сформировалась банковская система, близкая по структуре
к банковским системам стран с развитой рыночной экономикой.
2.2. Этапы развития современной банковской системы России
Процесс создания банковской системы рыночного типа в России можно
разделить на три этапа:[15]
с конца 80-х до середины 90-х годов — период формирования
двухуровневой банковской системы и активного создания частных
коммерческих банков;
с середины 90-х годов до финансового кризиса 1998 г. — период
слияния банковского и промышленного капиталов;
с конца 90-х годов — период глубокого финансового кризиса
и начало реструктуризации банковской системы.
Реформа банковской системы в СССР началась в 1987 г. Вместо плановой
централизованной системы, при которой практически один банк (Госбанк) выполнял
почти все операции с предприятиями, началось создание двухуровневой банковской
системы. Госбанк был преобразован в Центральный банк (ЦБ) СССР, который стал
отвечать за проведение денежной политики, обеспечение стабильности валюты.
Остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы,
включавшей пять специализированных банков для расчетного обслуживания,
краткосрочного и преимущественно долгосрочного кредитования соответствующих
отраслей: «Агропромбанк», «Промстройбанк», «Жилсоцбанк», «Внешэкономбанк» и
«Сбербанк». Вскоре после их создания специализированные банки были
реорганизованы в коммерческие в форме акционерных обществ закрытого типа,
основная часть уставных капиталов которых принадлежала государству.
Процесс создания коммерческих банков начался в 1988 г., когда впервые
было разрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учреждений. Это
означало ликвидацию монопольного права государства на создание банковских
структур.
Создание коммерческих банков происходило тремя путями:
учреждение коммерческих банков на базе трансформированных отделений
государственных специализированных банков;
создание коммерческих банков
предприятиями-гигантами или руководителями крупных отраслей;
организация коммерческих банков по инициативе
предпринимателей с целью обслуживания новых частных предприятий.
Реформа банковской системы в СССР и России в 1987—1992 гг. привела к
следующим последствиям:
ликвидация государственной монополии на банковское дело, возникновение и
бурное развитие частного сектора в банковской системе;
формирование принятой в странах с развитой рыночной экономикой
двухуровневой банковской системы. В рамках этой системы на верхнем уровне (ЦБ)
сосредоточиваются эмиссионные и регулирующие функции, а на нижнем уровне
(коммерческие банки) происходит обслуживание потребностей предприятий и
населения;
децентрализация управления банковской сферой: вместо Госбанка СССР с его
централизованной системой управления кредитными ресурсами сложилась
разветвленная сеть коммерческих банков, выступающих в качестве самостоятельных
юридических лиц.
Вплоть до
кризиса 1998 г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала
продолжился рост количества банков: в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г.
началось сокращение: на 1 января 1996 г. — 2295, на 1 октября 1996 г. — 2030, а
на 1 октября 1997 г. – 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше –
2558. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. В 1994
г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28.
Причиной уменьшения количества действующих банков становится также их
банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число
отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за
десять месяцев 1997 г. – 193. Особенно резко снижается число паевых, мелких
банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100: с 1314 до 1214) и банков с
иностранным участием.[16]
Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не
изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:
преобладали мелкие и средние банки. Половина коммерческих банков имела
уставный капитал менее 1 млн экю;
преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешанные (152) банки;
основная часть банков функционировала в Центральном регионе;
увеличилось количество филиалов, представительств, причем как на
территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было открыто 15
филиалов и 312 представительств;
практически не развитой оставалась сеть
специализированных банков, например ипотечных, инвестиционных.
Как отмечает Виноградов В. В., для банковской
системы России в 1992-1998 гг. были характерны следующие особенности:
тесная связь
коммерческих банков с государственными финансами;
концентрация и
централизация банковского капитала (к 1998 г. 50 крупнейших коммерческих банков
сосредоточили у себя почти 75% общего объема депозитов, тогда же пятерка
крупнейших коммерческих банков держала в своих руках около 40% активов всей
кредитной системы);
сверхвысокая прибыльность банковского дела (отношение
прибыли до уплаты налогов к капиталу банка в российских банках в 1998 г.
составляло 40%, в то время как аналогичный показатель для
английских банков был 28%, американских — 26 и германских —
14%).[17]
Количество коммерческих банков в стране постоянно изменялось,
первоначально их количество увеличивалось, а затем наступил период
концентрации и централизации капитала, когда увеличивался уставный капитал
банков, но уменьшалось их число. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско
многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях
реформирования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество
банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост их числа
(см. табл. 1). В настоящее время в России насчитывается 1276 коммерческих
банков, однако из них только 90% считаются финансово устойчивыми.[18]
Августовский кризис 1998 г. обнажил слабые стороны
банковской системы. Стало очевидным, что трудности отдельных банков нужно
рассматривать как проблемы банковской системы в целом, поэтому необходима
радикальная перестройка всей банковской индустрии.
В середине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившийся
ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов: падение
ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю
собственного капитала. Многие, даже крупнейшие, банки потерпели фиаско,
уменьшилось их общее количество: с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999
г., сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У
многих банков серьезно уменьшился собственный капитал и в некоторых случаях он
достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы в рублевом
исчислении уменьшился втрое, а в валютном — в 8,5 раз.[19]
Таблица
1
Кредитные
организации в России
|
1.07.97
|
1.06.98
|
1.01.99
|
1.07.99
|
1.01.00
|
1.07.00
|
1.01.01
|
1.01.02
|
Всего кредитных организаций
|
2550
|
2529
|
2483
|
2441
|
2378
|
2318
|
1311
|
2001
|
Действующих банков
|
1848
|
2502
|
1476
|
1401
|
1331
|
1274
|
1276
|
Небанковские
кредитные
организации
|
|
27
|
|
|
|
|
22
|
43
|
Банки со 100%-ым иностранным участием
|
|
17
|
|
|
|
|
|
23
|
Уставный капитал действующих кредитных
организаций
|
|
139.2
млрд
руб.
|
|
|
|
|
|
260
млрд
руб.
|
Филиалы банков в РФ
|
|
|
|
|
|
|
|
3433
|
Филиалы Сбербанка РФ
|
|
|
|
|
|
|
|
1233
|
Источник: Деева А. И. Финансы. – М.:
Изд – во «Экзамен», 2004, С. 216.
Потребовалось провести ряд серьезных мер для вывода банковской системы
из кризиса. Первый этап реформирования (сентябрь 1998 г. – 2000 г.) состоял в
принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот
период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы
законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций
и обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансово-экономического
кризиса 1998 г., восстановлены возможности банков по предоставлению базовых
услуг экономике. Однако банковский сектор все еще не был достаточно развит.
Значительная доля его капитала формировалась государством.
Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом
этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций,
имевших признаки несостоятельности. За период до 2001 г. Банком России было
отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФ получил дополнительные возможности для
выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций.
В соответствии с международным опытом были установлены обязательные основания
для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности
для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам
кредитных организаций.
Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России.
Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и
развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000
по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении
возросли на 31,8%, капитал — на 41,7%, при этом рост капитала наблюдался у 90%
кредитных организаций.[20]
Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и
организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов
кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов, предоставленных реальному
сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества
кредитного портфеля. Существенно улучшились финансовые результаты деятельности
кредитных организаций.
Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена.
Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35%
ВВП, невелика доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных
пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не
превышала 20%. При этом в реальном исчислении указанные вклады составили около
77% от предкризисного уровня.
Как и раньше, большинство банков являются мелкими и
неустойчивыми финансовыми институтами, не дотягивающими по международным
критериям до статуса «банка». В 2002 г. уставный капитал 45 – 50% банков был
меньше 1 млн. долл., что соответствует уровню начала 1998 г.
По-прежнему банковские активы сверхконцентрированы в Москве. Доля
московских банков в остатках средств на корреспондентских счетах в Банке России
в начале 1998 г. – 46.9%, в конце 2002 г. – около 60%. Более 40% активов
кредитных организаций приходится на 5 банков (январь 2002 г.), что
соответствует уровню концентрации рисков на небольшой группе крупнейших банков
в 1998 г.[21]
Основными факторами, препятствующими развитию банковской
деятельности, являются: невысокие темпы структурных преобразований в экономике,
низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих
отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие
законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое
обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга
России, низкое качество управления во многих кредитных организациях,
недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски.
Глава 3. Реформирование банковской системы России
3.1. Стратегические цели и задачи дальнейшего реформирования банковской
системы
Стратегическими целями дальнейшего реформирования банковской системы
являются укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения
системных банковских рисков; повышение качества реализации банковским сектором
функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий и их
трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и укрепление доверия к
российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и
вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение использования кредитных
организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.
Для достижения поставленных стратегических целей реформирования
банковской системы в ближайшие годы необходимо решить ряд важных практических
задач. Это прежде всего укрепление финансового состояния жизнеспособных банков
и выведение с рынка проблемных кредитных организаций, повышение уровня
капитализации кредитных организаций и качества капитала, развитие деятельности
банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширение
операций банков с реальной экономикой. При этом стратегические задачи
реформирования банковского сектора могут быть успешно решены лишь при
осуществлении системы общих рыночных преобразований, включающих в первую
очередь структурные, налоговые и правовые компоненты.
Решение указанных задач возможно только при условии эффективности
корпоративного управления банками. Этим вопросам уделяется самое пристальное
внимание, в том числе и на международном уровне. Так, Организация
экономического сотрудничества и развития в 1999 г. установила ряд стандартов
корпоративного управления, разработала руководство, которое может быть
использовано государственными органами при осуществлении мер по
совершенствованию нормативной базы корпоративного управления. Базельский
комитет по банковскому надзору в том же году опубликовал документ, посвященный
совершенствованию корпоративного управления в банках.[22]
Очевидно, что для успеха полномасштабного реформирования банковского
сектора России, включая сферу организации корпоративного управления, необходима
последовательная и предсказуемая политика государства в отношении банковского
сектора. Суть этой политики должна сводиться к созданию благоприятных условий
для формирования в банковском секторе здоровой конкурентной среды и созданию
благоприятных условий развития кредитных организаций.
Поощрение честной конкуренции является одним из ключевых элементов
государственной политики в отношении банковской системы и финансовой сферы в
целом, направленной на обеспечение конституционных гарантий, единства
экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств
в регионах.
Решение данной задачи носит комплексный характер. Политика государства в
отношении как банковского сектора, так и всей экономики должна обеспечивать
системную стабильность и создавать необходимые условия для развития рынка на
базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на
коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые
отражены в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на
международные принципы.
3.2. Пути и меры реформирование
банковской системы России
В настоящее время в отношении
дальнейшего направления развития банковской
системы России ставится задача перехода от экстенсивного развития к интенсивному на базе наращивания в первую очередь не
числа кредитных организаций, а их капитала, к созданию эффективной
инфраструктуры банковской системы.[23]
Банки с низким уровнем капитала не в
состоянии содействовать устойчивому экономическому росту, расширить кредитование нефинансового сектора экономики.
Как показывают исследования, российские коммерческие банки обладают
высокой способностью к органическому росту, что определяет особенности
проведения их реструктуризации.[24]
Основной задачей современного этапа развития коммерческих банков в нашей стране
является не диверсификация услуг, а концентрация усилий на повышении качества
выполнения непосредственно банковских операций, в частности кредитования
предприятий и организаций. Формы реструктуризации отечественных банков не
соответствуют формам реструктуризации иностранных банков, поэтому нельзя слепо
копировать зарубежный опыт, а при выполнении требований международных
организаций по построению российской банковской системы целесообразно исходить
из национальных особенностей и интересов нашей страны.
Для определения концептуальных границ банковской реструктуризации
наиболее значимыми являются следующие аспекты:
соблюдение национальных приоритетов при определении целей
реструктуризации;
поддержание баланса между финансовым и нефинансовым секторами экономики;
межуровневая
согласованность целей и задач банковской реструктуризации;
применение принципов правовой дозволенности,
экономической целесообразности и социальной полезности.
Стержнем, несущей конструкцией банковской системы является Центральный банк.
Вокруг Банка России постоянно идет активная дискуссия о его статусе. Споры
вызывает статус его имущества, процедуры утверждения и проверки отчетности.
Действительно, аудит Банка России происходит на основе отчетности,
структуру которой он сам же разрабатывает и утверждает. Это профанация
аудиторской проверки. Сложно нарушить законы, которые пишутся для себя самого.
Важно установить строгий порядок, предусматривающий
детальную калькуляции издержек и прибыли. Целесообразно, чтобы эти формы
отчетности, методики их ведения утверждал один орган, а отчитывался по ним
другой. Принцип разделения властей хорош и в этой сфере. Но недопустимо, чтобы
кто то, кроме Совет Директоров Банк России мог влиять на кредитно-денежную
политику, хотя бы и чисто номинально.
По мнению П. Волкерса, возглавлявшего в 1979-1987
гг. Федеральную резервную систему США (один из самых эффективно работающих
центральных банков стран мира), реформирование банковской системы России сии
надо начинать с ее Центрального банка. П. Волкерс считает, что Банк России
прежде всего должен предпринять определенные шаги в области банковского
надзора. Для любой страны важно сохранить определенное разделение между
банками, финансами и промышленностью для того, чтобы было меньше сделок между
«своими людьми» в банках и промышленных компаниях. «Пока же здесь слишком мало
прозрачности, слишком много личной заинтересованности, а кредитная политика
абсолютно неэффективна», - подчеркнул этот видный представитель американских
финансовых кругов.[25]
В подтверждение необходимости реформирования ЦБ РФ,
отметим, что ЦБ РФ по численности персонала (40 тыс. чел.) является крупнейшим
в мире (для сравнения: в Федеральной резервной системе США работают 23,2 тыс.,
Банке Франции – 16,2 тыс. человек), а в рейтинге эффективности работы штата
центральных банков мира штат Банка Росси занимает лишь 48 место.[26]
Коммерческие банки должны получить, наконец,
долгосрочные пассивы. Только в этом случае они могут идти в реальный сектор, в
промышленность. Это возможно, лишь привлекая депозиты населения. Мировой опыт
однозначно свидетельствует, что никаких иных решений не существует.
Сберегательные банки не могут существовать без надежных гарантий для
вкладчиков. Гарантий вызывающих у них абсолютное доверие. Без таких
обязательств вкладчики легко подвержены панике. И самые стабильный и надежный
вид пассивов банка становится высокорисковым, становится главным источником
нестабильности.
Гарантирование вкладов не нужно российским банкам в их современном виде:
они не могут эффективно разместить эти средства. Поэтому гарантирование вкладов
должно быть комплексным проектом, способным преодолеть мощное сопротивление,
основной упор надо сделать на параллельное создание надежных инвестиционных
механизмов. Системы гарантирования вкладов должна:[27]
иметь мощную финансовую и политическую поддержку государства;
быть частью программы слияния и консолидации банков;
быть частью программы развития активов, например ипотечного кредитования.
Обществу должны быть представлены простые и
очевидные доказательства, что управленцы новой банковской системы в полном
смысле слова отвечают головой за будущее новой системы, а средства размещены в
надежные проекты. Вложения в государственные бумаги в глазах населения такой
надежностью не обладают.
Российские банки следует укрупнить – это стратегическая задача. Только в
этом случае они могут полноценно участвовать в международном сотрудничестве.
Укрупнение банков должно происходить не с помощью административного
насилия. Надо дать банкам надежные инструменты, вокруг этих проектов они будут
консолидироваться. Необходимо налоговое стимулирование слияний и поглощений
банков, в том числе в вопросах учета произведенных затрат при формировании
налогооблагаемой базы.
Банковская система должна опираться на достаточное
количество устойчивых средних банков, которые вполне в состоянии решать многие
проблемы кредитования. Повышение качества управления предполагает усиление
финансового анализа в банковских структурах и на предприятиях. Особенно это
касается таких базовых элементов финансового менеджмента, как концепция
денежного потока, временная стоимость денежных ресурсов, эффективность рынка
капитала, портфельное управление активами. Возможно, следует прислушаться к
мнениям специалистов о целесообразности обеспеченности рублевой эмиссии преимущественно
за счет как товарной массы и золотовалютных резервов, так и части природных
ресурсов, а также о более широком привлечении национальной валюты при
реализации отдельных дефицитных экспортных товаров.
Развитие банковского сектора в перспективе связано с укреплением международных
финансовых связей, организацией совместных предприятий в банковской сфере. Из
50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных предприятиях
акционерного типа, а в государствах Европейского союза имеют отделения и
дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира.[28]
Международное совместное предприятие имеет довольно сложную организационную
структуру, и успех его деятельности во многом зависит от способности
руководителей прогнозировать направления деятельности банка и обеспечивать
взвешенный подход в смежных областях экономики. При этом важно учитывать
различия в масштабах деятельности партнеров, а также соотношение собственных и
заемных средств банков-учредителей.
В числе недостатков банковской деятельности следует выделить нарушение
действующего налогового законодательства. Имеются массовые факты
непредставления отчетности в налоговые органы. Как показали проверки
финансово-хозяйственной деятельности различных предприятий, наиболее крупные
суммы доходов скрываются от налогообложения фирмами, занимающимися торговлей
сырьевыми ресурсами, производством и реализацией алкогольной продукции,
строительством, а также кредитно-финансовой деятельностью, оптово-розничной
торговлей и туристско-экскурсионным обслуживанием граждан.
Бюджет несет крупные потери, как от сокрытия
доходов, так и от деформации денежных отношений. Расчеты с помощью бартера,
векселей, «черного нала», валюты уменьшают налогооблагаемую базу и
способствуют нарастанию государственного долга. Российская практика показала,
что сильной банковской системы не может быть при нарушенной системе денежного
оборота. Если не налажены денежные отношения, то искажается реальная картина
состояния экономики и бизнеса.
Заключение
Реформа банковской системы в СССР и России в конце 80-х и первой половине
90-х гг. ХХ века привела к следующим последствиям: формированию двухуровневой
банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки), возникновению и
бурному развитию частного сектора в этой сфере.
Для банковской системы России 90-х гг. были характерны следующие
особенности: преобладание мелких и средних банков; сосредоточение основной
части банков Центральном регионе; тесная связь коммерческих банков с
государственными финансами; концентрация и централизация банковского капитала;
сверхвысокая прибыльность банковского дела (до 1998 г.)
Финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный удар по устойчивости и
ресурсной базе российских банков. Если в России до финансово-банковского
кризиса 1998 г. были представлены все виды банков, а всего к концу 1997-го
насчитывалось 2,7 тысячи коммерческих банков, имеющих лицензию ЦБ РФ и около 6
тысяч филиалов, то на 1.01.2002 г. всего Банком России была зарегистрирована
2001 кредитная организация, в том числе банков — 1953, небанковских кредитных
организаций — 48. Для сравнения можно отметить, что в США на данное время
насчитывается около 13 тысяч банков.
Кризис ослабил и капитальную базу российских коммерческих банков. Потеря
капитала как следствие финансово-банковского кризиса 1998 г. составила 2,5% ВВП
1998 г., или около 2 млрд. долл.2 Соотношение активов банковской системы и ВВП
в России не превышает 35%, что в 3—4 раза ниже уровня большинства развитых
стран.
Стратегическими целями дальнейшего реформирования
банковской системы России являются укрепление ее устойчивости, исключающее
возможность возникновения системных банковских рисков; повышение качества
реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения,
средств предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и
укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том
числе иностранных, и вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение
использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой
практики.
В настоящее время в отношении
дальнейшего направления развития банковской
системы России ставится задача перехода от экстенсивного развития к интенсивному на базе наращивания в первую очередь не
числа кредитных организаций, а их капитала, к созданию эффективной
инфраструктуры банковской системы. Банки с
низким уровнем капитала не в состоянии содействовать устойчивому экономическому росту, расширить кредитование
нефинансового сектора экономики.
Список литературы
1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепестков Д. Российские банки
после кризиса // Вопросы экономики, 2000, № 4.
2. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И.
Т. – СПб.: Питер, 2001.
3. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.
4. Геращенко В. В. Стратегические цели дальнейшего реформирования
банковской системы и текущая ситуация в банковской сфере // Вестник финансовой
академии, 2001, № 3.
5. Готовчиков И. Ф. Статистический анализ динамики
развития российской банковской системы. // Финансовый менеджмент, 2002, № 3.
6. Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен»,
2004.
7. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой Г.
Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
9. Игнатенкова О. В. Сберегательное поведение
населения в условиях становления рынка // Вестник финансовой академии, 2004,
№1.
10. Ключников М. В. Четыре этапа развития банковской
системы России // Финансы и кредит, 2004, № 5.
11. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение.
Кредит. – М.: финансы и статистика, 2004.
12. Крюков В., Голубь М., Линшиц И. Состояние
банковского сектора // Экономист, 2001, № 2.
13. Макроэкономика. Теория и российская практика. /
Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004.
14. Миркин Я. 1998-2003. Пять лет перевоспитания
банков для роли положительного героя // #"#">www.mirkin.ru 6
февраля 2003 г.
15. Пайдиев Л. В. Основные задачи банковской
реформы. Субъективное видение. Субъективный взгляд // #"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1]
Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. – СПб.: Питер, 2001, С. 10.
[2]
Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой Г. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004,
С. 321.
[3]
Свиридов О. Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, С. 102.
[4]
Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Изд – во НОРМА, 2003,
С. 227.
[5]
Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А.
И. – М.: «Проспект», 2000, С. 337.
[6]
Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Изд – во НОРМА, 2003,
С. 228.
[7]
Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой Г. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004,
С. 323.
[8]
Там же, С. 325.
[9]
Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С.
167.
[10]
Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. – СПб.: Питер, 2001, С. 41.
[11]
Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: финансы и
статистика, 2004, С. 454.
[12]
Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004, С. 215.
[13]
Там же, С. 216.
[14]
Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С.
168.
[15]
Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 159
[16]
Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, С. 550.
[17]
Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 164.
[18]
Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004, С. 215.
[19]
Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, С. 552.
[20]
Там же, С. 553.
[21]
Миркин Я. 1998-2003. Пять лет перевоспитания банков для роли положительного
героя // www.mirkin.ru 6 февраля, 2003 г.
[22]
Геращенко В. В. Стратегические цели дальнейшего реформирования банковской
системы и текущая ситуация в банковской сфере // Вестник финансовой академии,
2001, № 3, С. 9.
[23]
Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А. Г.,
Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004, С. 308.
[24]
Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты
// Банковское дело, 2000, № 8, С. 24.
[25]
Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Международные отношения,
2001, С. 159.
[26]
Там же, С. 158.
[27]
Пайдиев Л. В. Основные задачи банковской реформы. Субъективное видение.
Субъективный взгляд // www.opec.ru 14 сентября 2003 г.
[28]
Крюков В., Голубь М., Линшиц И. Состояние банковского сектора // Экономист,
2001, № 2, С. 32.