Система наказаний по действующему УК
Система наказаний по действующему УК
РФ
Содержание:
Введение.
2
Глава 1. История развития
законодательства о наказаниях в России. 4
Глава 2. Понятие и признаки
уголовного наказания. 13
Глава 3. Цели уголовного
наказания. 19
Глава 4. Виды уголовных
наказаний. 22
Заключение.
41
Список
литературы 42
Введение
В мире нет ни одного
этноса, в культуре которого отсутствовали бы понятия преступления и наказания,
в какой бы форме они ни манифестировались, эти понятия существуют даже тогда, когда
традиционные нормы поведения не имеют какой-либо письменной или устной
кодификации. Все без исключения этнические культуры содержат представления о
таких отклонениях от традиционных норм поведения индивида, которые оцениваются
как имеющие негативные последствия для социума и требуют от последнего
адекватной и соразмерной реакции на девиантное поведение индивида.
Этнографическое
определение преступления выглядит примерно так: Преступление - это деяние (как
правило - действие и крайне редко - бездействие) индивида, которое отклоняется
от принятых в этносе и социуме норм поведения, которое инициирует адекватное
воздействие других членов социума на индивида, хотя бы данное деяние не
затрагивало непосредственно их личные интересы.
Полностью соглашаясь с
данным заявлением, мы можем сформулировать первую задачу нашей работы, а
именно: рассмотреть историю наказаний в России.
Наказание розгами,
распятие, костер, пытки, четвертование, посажение на кол, смертельная инъекция,
казнь на электрическом стуле - нет предела человеческой (хотя, напрашивается
слово «нечеловеческой») фантазии и жестокости в вопросе наказания
провинившегося. История показала много примеров, когда одно наказание,
оказавшееся впоследствии неэффективным, заменялось другим, еще более и более
жестоким. Мотивация была одна – страх наказания должен был заглушить желание
совершения преступления.
На фоне исторического
опыта система наказаний, принятая на сегодняшний день в Российской Федерации
кажется невинной. Отсюда, вторая задача нашего исследования – дать
современное понятие наказания по действующему законодательству.
Кроме того, третья
задача курсовой работы – рассмотреть современную систему уголовных
наказаний.
Исходя из всего вышесказанного, целью работы ставится исследование
института уголовных наказаний с точки зрения современного законодательства Российской
Федерации.
Глава 1. История
развития законодательства о наказаниях в России.
История дает большое многообразие форм и видов
наказаний, назначаемых преступникам за совершенные преступления. Объектами
наказания были жизнь, тело, имущество, свобода, честь и достоинство человека.
Средствами же, которыми достигались цели наказания, были смерть, увечье,
причинение боли и физических страданий, заточение, изгнание, лишение имущества
и т. п. Но всегда наказание сопровождалось осуждением преступника от имени
государства и порицанием его со стороны общества. Исторически наказание прошло
определенную эволюцию в своем развитии в зависимости от уровня развития
общества, его общественного строя, идеологии, морали и нравственности и т. п.
Оно применялось как способ осуществления возмездия, реституции, устрашения,
исправления и даже перевоспитания. Однако возложение на уголовное наказание определенных
функций (порой даже и неосуществимых) еще не означает, что данные функции могут
реализоваться в действительности.
Наказание всегда выступало в виде отрицательной
реакции государства, общества на совершаемое преступление и привлекало
внимание мыслителей с давних пор. В десятках философских систем и теорий
ученые-криминалисты предпринимали попытки доказать обоснованность действий
государства, наказывающего своих подданных, порой весьма жестоко. Это теории
возмездия, устрашения, общего и специального предупреждения.
Как это не покажется странным, в России понятие
наказания в наиболее крупных законодательных актах — и в середине XIX, и в начале XX в. — отсутствовало, тем
более отсутствовало оно и в более ранние периоды. Обращаясь к истории, можно
весьма условно выделить четыре основных периода развития законодательства о
наказании: а) первый — от Русской Правды до середины XIX в.; б) второй — середина
XIX в. — октябрь 1917 г.; в)
третий — октябрь 1917 г. — начало 90-х гг.; г) четвертый — с начала 90-х гг. В
первом периоде наказание отражало стремление законодателя к мести и
устрашению. В период зарождения государства и права преступление было частным
делом и наказание за него исходило соответственно от частного лица, являясь
формой не общественной кары, а самоуправства или самосуда. Ранняя история
Российского государства говорит, что наказание носило частный характер и
выражалось в системе компенсаций или денежных штрафов в пользу потерпевшего.
Впоследствии с развитием государства и по мере роста силы общественной власти
на первое место выдвигается цель устрашения масс, а за ней и устрашающая сила
наказания. В последующем штрафы вытеснили взыскания в пользу пострадавшего и
стали прерогативой государственной власти. Тем не менее, можно сказать, что
наказание этого периода являлось по сути физическим мучением. Так, в законах
Древней Руси, например в Русской Правде, уголовное наказание определялось как
«обида», нанесенная потерпевшему в результате причинения ему материального
(физического, имущественного) или морального вреда. Содержание обиды и ее
оценка зависели от сложившихся обычаев. Так, ст. 1 краткой редакции Русской
Правды предусматривала за убийство кровную месть, а при отказе от нее — сорок
гривен за голову семье потерпевшего (кроме холопов). Статья 38 предоставляла потерпевшему
от воровства право убить вора на месте преступления, если воровство совершено
ночью и вор не был связан. В иных случаях вора следовало вести «на княжий двор»[1].
Судебники 1497 г. великого князя Ивана III и 1550 г. царя Ивана IV Грозного, сыгравшие
большую роль в ликвидации феодальной раздробленности и имевшие целью дальнейшее
усиление центральной государственной власти на Руси, понимали под
преступлением «лихое дело», направленное против государства и отдельной
личности. Судебник 1497 г. расширил круг деяний, признававшихся уголовно
наказуемыми (например, крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество),
и дал новое понятие преступления. Не определяя понятие наказания, оба
судебника в качестве меры наказания предусматривали смертную казнь, торговую
казнь (битье кнутом) и т. п. Так, например, Судебником Ивана III строго запрещались
мировые с убийцами и вообще «лихими» людьми, а самосуд и самоуправство не
допускались.
Государственный характер преступления и
соответственно наказания более четко был закреплен в Соборном уложении 1649 г.
царя Алексея Михайловича.
Однако Соборное уложение также, как и предыдущие
судебники, не определяло понятие наказания, хотя рассматривало преступление
как «непослушание царской воле, нарушение предписаний», устанавливало
ответственность за действия, совершенные «скопом и заговором», уголовные
наказания ужесточались, все большее значение приобретала цель устрашения
населения и прежде всего простых людей (крестьян, гулящего человека, холопа и
т. д.). Оно определяло неодинаковую правовую защиту и устанавливало различное
наказание за преступления, совершенные дворянами и холопами или крестьянами.
Подобным образом, относительно понятия наказания,
можно охарактеризовать и законодательство правления Петра I и его преемников. Новым
в анализируемом вопросе было лишь то, что получили развитие наказания,
заключавшиеся в поражении прав осужденного: «опала и отнятие чести»,
«отставление от должности и воспрещение занимать ее снова». Причем эти виды
наказаний могли назначаться как в качестве самостоятельных наказаний, так и в
качестве отягчающих признаков ряда преступлении (в соединении с кнутом,
тюрьмой, ссылкой).
Таким образом, на низких ступенях развития
общества, когда экономическое развитие общества, его социальные условия и
потребности были довольно примитивными, главными видами наказаний были
наказания, устрашающие население и увечащие провинившихся. М. Д. Шаргородский
писал: «Типичными чертами наказания в уголовном праве эпохи позднего
феодализма (XVI—XVIII вв.) были: его жестокость и варварство; несоответствие между
наказанием и преступлением; особо тяжелый характер наказаний за преступления
против религии, государства и в особенности короля; неравенство наказаний для
лиц, принадлежащих к различным сословиям; неопределенность наказаний в законе
и, таким образом, произвол суда при определении наказания»[2].
Руководящим принципом карательной деятельности
государства этого периода являлась идея устрашения. Отсюда — поражающая своей
жестокостью система наказаний, рассчитанных на устрашение, — «дабы иным не
повадно было».
Наказание во втором периоде перестает быть по
преимуществу физическим страданием. В России начинают развиваться буржуазные
отношения, проводятся многочисленные реформы, а с их возникновением и проведением
появляется настоятельная необходимость кодификации и создания единого
законодательного акта, способствующего развитию этих отношений. Основное и
превалирующее место занимают в этот период различные формы лишения свободы и
иные меры с преобладанием имущественного характера. Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных 1845 г., с которым Россия вступила в XX в., нормам о наказаниях
отводило четыре пятых текста Общей части. Статья 90 «Определение наказания
вообще» в действительности определения не содержала. В ней говорилось, что
«наказание за преступления и проступки определяется не иначе, как на точном
основании постановления закона». Уложение о наказаниях уголовных и
исправительных 1845 г. в редакции 1885 г. содержало чрезвычайно громоздкую, обширную
и достаточно суровую систему наказаний: она состояла из 11 родов и 37 степеней
видов наказаний. По родам наказания распределялись следующим образом:
а) казнь
смертная; б) смерть политическая; в) лишение прав состояния; г) телесные
наказания; д) работы (имелись в виду общественные и принудительные); е) ссылка; ж) отдача в
солдаты; з) лишение свободы; и) денежное взыскание и опись движимого имущества
в казну; к) церковные наказания.
Кроме этих наказаний, установленных за
преступления, Уложение (поскольку оно предусматривало еще и проступки) определяло
наказания и за проступки, которые в большинстве своем заключались в различного
рода принудительных и бесплатных работах, денежных взысканиях в незначительных
суммах и кратковременных заточениях (разновидность ареста).
В истории карательной политики государства этого
периода намечается мотив извлечения материальной выгоды для государства из
института наказания. Трудом преступников государство пользовалось для
извлечения выгод и меньших государственных затрат (например, строительство
промышленных предприятий, железных дорог), для освоения отдаленных регионов
государства, разработки рудников. Так, в России была весьма распространенной
ссылка на поселение в интересах заселения Сибири, Туруханского края, широко
было распространено развитие каторжных и иных принудительных работ.
Уголовное уложение 1903 г. также не давало
понятие наказания, хотя другим вопросам наказания было отведено по количеству
57 статей (ст. 15—72). Уголовное уложение установило исчерпывающий перечень
восьми видов наказаний, определило порядок назначения наказания и др. Однако
ввиду неполной кодификации уголовно-правовых норм наказания предусматривались
и в других актах. В частности, наказания содержались в церковном законодательстве,
военном и военно-морском уставах о наказаниях, особые наказания применялись по
обычаям инородческих племен. Не содержало Уложение и понятие целей уголовного
наказания. Согласно ст. 2 Уголовного уложения наказаниями являлись: а)
смертная казнь; б) каторга; в) ссылка на поселение; г) заключение в
исправительном доме; д) заключение в крепости; е) заключение в тюрьме; ж)
арест; з) денежная пеня. В главе третьей, именуемой «О наказаниях», Уложение
регулировало содержание установленных наказаний, определяя их сроки, размеры и
порядок исполнения. Например, смертная казнь совершалась через повешение непублично
(ст. 15); каторга назначалась или без срока, или на срок от 4 до 15 лет (ст.
16); ссылка на поселение назначались без срока (ст. 17) и т. д.
После Октябрьской революции 1917 г., повлекшей
коренные изменения в государственном и общественном устройстве России,
изменился и подход к средствам борьбы с преступностью, что обусловило
изменение во взглядах на содержание понятия наказания и его целей.
Как известно, в первые годы советской власти
уголовное законодательство было некодифицированным. Однако, как отмечается в
литературе, «на основе глубокого изучения архивных материалов, народные суды в
Петрограде в ноябре 1917 г. применяли следующие меры наказания: а) лишение
свободы на несколько лет; б) общественные принудительные работы; в) конфискации
имущества; г) денежный штраф; д) общественное порицание в публичном заседании
суда; е) доведение до сведения организации, где работает наказуемый, о совершенном
им правонарушении и др.»[3].
Начальным прообразом Общей части первого
советского Уголовного кодекса явились Руководящие начала по уголовному праву
РСФСР, изданные постановлением Наркомата юстиции (НКЮ) РСФСР 12 декабря 1919
г. В ст. 7 Руководящих начал, в частности, было дано одно из первых
законодательных определений понятия наказания: «Наказание — это те меры
принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный
порядок общественных отношений от крушителей последнего (преступников)», а ст.
8 определяла задачи наказания, где было сказано: «Задача наказания — охрана
общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на
совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так
и других лиц».
В отличие от Руководящих начал 1919 г. УК РСФСР
1922 г. содержал исчерпывающий перечень уголовных наказаний (ст. 32) от
наиболее строгих к наименее строгим; он включал в себя:
а)
изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; в) принудительные работы без
содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества —
полная или частичная; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от
должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить
вред.
Принцип построения перечня наказаний в первом
совете УК оставался незыблемым и сохранял свое значение вплоть до принятия УК
РФ 1996 г.
Значение
УК РСФСР 1922 г. состоит, в частности, в том, что это был первый советский
социалистический УК, важнейшие положения которого получили развитие в ходе
последующих кодификаций.
Следующим шагом в направлении совершенствования
уголовного законодательства явилось принятие Основных начал уголовного
законодательства СССР и союзных республик N24 г. Основные начала полностью отказались
от термина «наказание» и заменили его термином «меры социальной защиты»
судебно-исправительного характера (только они и являлись собственно
наказанием).
В
ст. 4 Основных начал были сформулированы цели и характер мер социальной
защиты, в частности указывалось: «Меры социальной защиты применяются с целью:
а) предупреждения преступления; б) лишения общественно опасных элементов
возможности совершить новые преступления; в) исправительно-трудового
воздействия на осужденных. Все меры социальной защиты должны быть целесообразны
и не должны иметь целью причинения физического страдания и унижения
человеческого достоинства.
Мерами
социальной защиты судебно-исправительного характера согласно ст. 13 Основных
начал являлись:
а)
объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из
пределов СССР навсегда; б) лишение свободы со строгой изоляцией; в) лишение
свободы без строгой изоляции; г) принудительные работы без лишения свободы;
д) поражение прав; е) удаление из пределов Союза ССР на срок;
ж)
удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с
поселением в тех или иных местностях или без такового запрещения; з) увольнение от должности; и) запрещение
занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или
промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н)
предостережение.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного
законодательства СССР и союзных республик. Они заменили понятие «меры
социальной защиты» и ввели термин «наказание». Статья 20 указывала, что
«наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет
целью исправление и перевоспитание осужденных». Как видно из приведенного,
статья не давала по своей сути определения наказания, а указывала на его цели.
В соответствии с Основами система наказаний выглядела следующим образом:
а)
лишение свободы; б) ссылка; в) высылка; г) исправительные работы без лишения
свободы; д) лишение права занимать определенные должности или лниматься определенной
деятельностью; е) штраф; ж) общественное порицание.
В РСФСР Уголовный кодекс был принят в 1960 г.
Статья 20 УК практически полностью воспроизвела содержание ст. 20 Основ, в
частности, указав, что «наказание не только является карой за совершенное
преступление, но имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам
социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами. Наказание не имеет целью
причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Из
содержания этой статьи вытекает, что как такового определения наказания в нем
не содержится, а лишь указывается на цели, которые преследует уголовное
наказание. Это обусловило интенсивную разработку в теории понятия наказания, а
впоследствии легло в основу законодательного определения наказания. Статья 21
УК РСФСР указывала, что к лицам, совершившим преступления, могут применяться
следующие наказания:
а)
лишение свободы; б) ссылка; в) высылка; г) исправительные работы без лишения
свободы; д) лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью; е) штраф; ж) увольнение от должности; з) возложение
обязанности загладить причиненный вред; и) общественное порицание; к)
конфискация имущества; л) лишение воинского или специального звания.
Статья 23
УК предусматривала исключительную меру наказания — смертную казнь за особо
тяжкие преступления в случаях, предусмотренных Кодексом
Более чем вековая история российского уголовного
законодательства уникальна и не имеет аналогов в мировой законодательной
практике. Один за другим сменились шесть уголовных кодексов, что объясняется коренными
изменениями политических систем, экономического уклада общества, сменой
социальных и идеологических формаций. Реформирование всего уголовного
законодательства в тот или иной период, несомненно, изменяло и систему
наказаний как по видам, так и по ее содержанию. Одни виды наказаний были
характерны только для определенного исторического периода (объявление врагом
революции или народа; изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
объявления вне закона; объявление врагом трудящихся с лишением гражданства м
обязательным изгнанием за пределы страны), другие применялись в течение всего
периода (штраф; конфискация имущества; лишение свободы; смертная казнь), третьи
по сути не являлись мерами уголовного наказания и впоследствии были отменены
(общественное порицание; внушение; предостережение). И наконец, в 1996 г. был
принят УК РФ, включивший в систему наказаний не только традиционные для России
наказания (штраф; конфискацию имущества; лишение свободы; смертную казнь), но и
такие виды наказаний, которые не были характерны, во всяком случае, для
советского периода (ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы;
обязательные работы; пожизненное лишение свободы), что является предметом
рассмотрения в отдельных разделах работы.
Глава 2. Понятие и признаки уголовного наказания.
«Наказание есть зло,
причиненное государственной властью тому, кто совершением или не совершением
какого-либо деяния совершил, согласно суждению той же власти, правонарушение,
причем это зло причиняется с целью сделать волю людей более расположенной к
повиновению»[4].
Рассуждая о наказаниях,
видный английский философ и мыслитель Томас Гоббс, был склонен осуждать
государство в том, что именно оно виновато, что оступившийся человек получает
наказание. Впрочем, Гоббс, как известно, был склонен обвинять Левиафана -
образ, под которым он подразумевал современное ему государство, во всем.
Современное
определение наказанию дается в статье 43 УК РФ: «Наказание есть мера
государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание
применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и
заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и
свобод этого лица».
Систематический анализ этого определения позволяет выделить
следующие три группы признаков наказания: 1) признаки, характеризующие
сущность наказания; 2) признаки, характеризующие содержание наказания; 3)
признаки, характеризующие форму наказания.
I. Признаки, характеризующие сущность наказания.
К
признакам, характеризующим сущность наказания, следует относить те признаки,
которые позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения и
принуждения вообще, т.е. признаки, которые в совокупности характеризуют качество
наказания:
а)
наказание есть реакция государства на преступление, т.е. на
виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным
кодексом.
Наказание
не может применяться за совершение иных правонарушений — гражданско-правовых
деликтов, дисциплинарных и административных проступков или аморальных
проступков;
Обвинительный приговор, вынесенный от
имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении
преступления, означает официальную государственную оценку совершённого
преступления и самого преступника. В связи с этим наказание есть
государственное порицание лица, совершившего преступление.
б)
наказание может быть предусмотрено только Уголовным кодексом.
Наказания не могут быть установлены
решениями органов исполнительной или судебной власти; Закон подчеркивает, что
речь идет об ограничениях, предусмотренных Уголовным кодексом. Это означает,
во-первых, что суд имеет право назначить наказание только такого вида, какой
предусмотрен Уголовным кодексом (см. ст. 44—57, 59); во-вторых, что он обязан
назначить наказание в пределах размеров, предусмотренных для него Кодексом, в
частности, соответствующей статьей Особенной части УК; в-третьих, назначая
наказание в виде лишения свободы, суд должен в рамках закона определить вид
исправительного учреждения, в котором должно отбываться это наказание (ст.
58).
в)
наказание применяется только к физическому лицу, достигшему минимального
возраста наступления уголовной ответственности за соответствующее преступление
и являющемуся вменяемым.
Согласно действующему
российскому уголовному законодательству наказание может быть применено только
к физическому лицу (человеку);
административное взыскание может
быть наложено и на юридических лиц, нарушивших, например, антимонопольное
законодательство; к лицам, не достигшим четырнадцати лет, согласно ст. 20 УК РФ
уголовные наказания не могут быть применены; наказание также не может быть
применено к невменяемому (ст. 21 УК РФ), что, однако, не исключает возможности
применения к такому лицу принудительных мер медицинского характера;
г) наказание применяется только к лицу, виновно совершившему
преступление.
Согласно российскому уголовному законодательству совершение общественно
опасного деяния без вины не может влечь наказания, хотя допускает наступление
гражданско-правовой ответственности, в частности, для владельца источника
повышенной опасности; Это основано на ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый
обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена
вступившим в законную силу приговором суда».
В
этом признаке уголовного наказания реализуются такие принципы уголовного
законодательства, как принцип законности, принцип равенства граждан перед
законом, принцип справедливости и, самое главное, принцип вины.
Суть этого признака состоит в том, что наказание может быть назначено при
наличии вины лица в совершении преступления. Это значит, прежде всего, что
наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным
законом в качестве преступления; основанием применения к лицу наказания
является совершение им общественно опасного деяния, содержащего все признаки
состава преступления (ст. 8 УК). Основным моментом является то, что лицо
совершило это деяние, виновно и его вина полностью доказана в установленном
законом порядке.
д)
наказание назначается от имени государства и только по приговору
суда.
Никакие
другие организации и власти, включая самые высокие, применять уголовное
наказание в отношении кого бы то ни было не имеют права.
Приговор суда, вступивший в законную
силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории
Российской Федерации.
е)
наказание влечет за собой судимость.
Этот признак наказания законодателем
не назван в УК РФ. Однако наличие этого признака является характерным и
отличительным свойством только уголовного наказания. Судимость — это такое
специфическое состояние лица, которое возникает у него со дня вступления
обвинительного приговора в законную силу и до ее погашения или снятия. Сущность
судимости заключается в определенных правоограничениях для осужденного лица,
отбывающего или отбывшего наказание (ст. 86, 95 УК). Она учитывается при
рецидиве преступлений, при назначении наказания и определении вида режима.
Поскольку судимость входит в срок исполнения видов наказаний, имеющих временной
характер (лишение свободы, арест, ограничение свободы, исправительные
работы), она оказывается здесь признаком наказания. Что касается наказаний,
исполняемых единовременно (штраф, конфискация имущества), то судимость следует
после исполнения наказания. Статья 86 УК РФ 1996 г. установила сроки
судимости: со дня вступления приговора суда в законную силу до погашения или
снятия судимости. Отсюда вытекает, что законодатель включил судимость в
наказание как назначенное, так и исполненное. Следовательно, одновременно с
признаком наказания судимость выступает и последствием отбытия наказания.
ж)
наказание представляет собой лишение или ограничение наиболее существенных
(в том числе, конституционных) прав и свобод человека.
Никакие иные меры юридической
ответственности не могут предусматривать лишение человека жизни, бессрочное
(пожизненное) лишение свободы.
II. Признаки, характеризующие содержание наказания:
а)
наказание есть мера государственного принуждения, т. е. определенное
средство достижения установленных законом целей, наказание не может быть
самоцелью (лишение свободы ради лишения свободы); наказание также не может быть
абсолютно неопределенным средством возмездия.
Наказание
как мера устанавливается уголовным законом, а уголовный закон принимается
законодательными органами страны. Уголовным законом установлен исчерпывающий
перечень уголовных наказаний (ст. 44 УК), которые могут быть назначены судом за
совершенные преступления. Каждый вид наказания имеет количественные границы
(срок и размер). Никто не вправе выходить за пределы количественных и
качественных признаков наказания, установленных законом. Только в рамках
наказания как меры именно государственного принуждения (его вида, срока и размера)
суд вправе на основе уголовного закона определить срок и режим наказания
конкретному лицу. Никакие другие средства принудительного воздействия, кроме
тех, которые предусмотрены уголовным законом, не могут применяться в качестве
уголовного наказания. Незаконным будет признаваться лишение либо ограничение
прав и свобод осужденного, не предусмотренное уголовным законом и не входящее
в уголовное наказание как мера государственного принуждения.
Государственный
характер меры принуждения означает, что наказание может быть назначено только
от имени государства и только принудительно и является публично-правовой, государственной
оценкой деяния как преступления, а совершившее его лицо обязано претерпеть
наказание. Приговоры всегда выносятся именем Российской Федерации, и никакие
другие органы, кроме государства в лице судебной власти, не могут выносить
наказание.
б)
наказание есть принудительная мера, т.е. воздействие, осуществляемое
даже вопреки воли лица, признанного виновным в совершении преступления (желание
лица понести то или иное наказание в нашей стране судом не учитывается).
Все
участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в
законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации
соответствующие меры воздействия, т. е. органы и должностные лица обязаны
обеспечить подчинение и выполнить предписание приговора.
Принудительный
характер наказания также означает обязанность осужденного претерпеть лишения и
ограничения, связанные с применением к нему наказания.
в)
наказание есть лишение прав и свобод, т.е. полное их отчуждение или ограничение
прав и свобод.
Наказание
по своей природе, своей сущности — принудительное причинение лишений и
ограничений. Уголовный закон запрещает только причинение физических и унижающих
человеческое достоинство страданий.
Среди
прав и свобод, которые ограничиваются при назначении наказания или которых
полностью лишается осужденный, можно, например, назвать следующие: право на свободу передвижения,
места проживания, свободу действий; лишение избирательного права, трудовых и
имущественных прав и, наконец, в исключительных случаях — права на жизнь.
III. Признаки, характеризующие форму наказания:
а)
наказание может осуществляться лишь в формах (видах), предусмотренных
ст. 44 УК РФ (суд не может назначать наказания, вид которого прямо не
предусмотрен УК РФ);
б) наказание не может иметь форму пытки, быть жестоким или
унижающим человеческое достоинство (ст. 21 Конституции 253 РФ). При этом
следует иметь в виду, что объективно некоторые виды наказаний не могут не быть
жестокими или унижающими человеческое достоинство (пожизненное лишение свободы,
смертная казнь). Данное конституционное требование относится скорее к целям
наказания. Последнее не должно преследовать целей причинения страданий и
унижения достоинства человека.
Таким
образом, все изложенное позволяет определить наказание, как предусмотренную
уголовным законом в качестве таковой меру государственного принуждения,
назначаемую приговором суда и выносимую от имени государства лицу, признанному
виновным в совершении преступления, и заключающуюся в лишении или ограничении
прав и свобод осужденного и влекущую судимость.
Глава 3. Цели
уголовного наказания.
Под
целями наказания следует понимать предусмотренные уголовным законом
социально значимые эффекты, для достижения которых применяются наказания. В
качестве социально значимого эффекта может рассматриваться не только конечный
предвиденный результат, но и процесс. К целям наказания не могут быть отнесены
фактически достигнутые в результате применения наказания эффекты, если они не
были прямо предусмотрены уголовным законом (причинение страданий, унижение
достоинства, отмщение, перевоспитание лица, отбывшего наказание, в высоко нравственную
личность).
Цели
наказания предусмотрены в ч. 2 ст. 43 УК РФ: 1) восстановление социальной
справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых
преступлений.
1. Восстановление социальной справедливости. Применительно к целям
наказания понятие социальной справедливости использовано законодателем в
социально-правовом смысле должного, отвечающего интересам общества порядка,
который выражается в соответствии: а) между деятельностью человека и его
положением в обществе (социальным статусом); б) между деянием и воздаянием;
моральных норм и поведения.
В
философском смысле восстановление социальной справедливости выражается в
отрицании свершившегося зла (преступления). Наказание, отрицая преступление,
подтверждает социальную ценность того общественного отношения, на которое было
совершено преступное посягательство.
В
уголовно-правовом смысле восстановление социальной справедливости означает,
прежде всего, возмещение или компенсацию видов вреда, причиненного
преступлением, или предотвращение возникновения или увеличения вреда,
являющегося закономерным отдаленным последствием преступления.
Обычно
восстановление социальной справедливости средствами наказания осуществляется
в форме непрямой компенсации причиненного преступлением физического,
морального или имущественного вреда. Например, наказание в виде лишения свободы
за кражу чужого имущества лишь создает условия для возмещения причиненного
имущественного ущерба за счет трудовой принудительной деятельности
осужденного.
Восстановление
социальной справедливости также следует понимать как приведение социального
статуса преступника в соответствие с совершенным им общественно опасным
деянием (деяниями). Лицо, совершившее преступление, лишается при помощи
наказания части прав и свобод, принадлежащих любому правопослушному
гражданину. Чем выше общественная опасность совершенного преступления, тем
большие лишения и ограничения распространяются на права и свободы преступника.
Восстановление социальной справедливости представляет собой утверждение в
общественном сознании соответствия между идеальными моральными нормами и
поведением. Наказание восстанавливает прочность моральных норм, являющихся
выражением социальной справедливости. Наказание примиряет общество и
преступника, т.е. обеспечивает единство человеческого общества, прощение лиц,
понесших наказания.
2. Исправление осужденного. Понятие исправления
осужденного определяется в ч. 1 ст. 9 УИК РФ как формирование у него
уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Сущность исправления осужденного состоит в лишении данного лица общественной
опасности, т.е. в устранении самой готовности к совершению им новых
преступлений. Критерием достижения этой цели является несовершение осужденным
новых преступлений. Тот факт, что далеко не все лица, отбывшие уголовные
наказания, исправились или даже могли быть исправлены (например, практически не
поддаются исправлению средствами уголовного наказания лица с привычным уголовно-противоправным
поведением, имеющие постоянную готовность к совершению преступления независимо
от наличия неблагоприятных факторов), не является основанием для исключения
исправления из целей наказания.
3. Предупреждение совершения новых преступлений. Данная цель в
действительности состоит из двух существенно различающихся целей, именуемых
обычно общим и специальным предупреждением.
Под
общим предупреждением (общей превенцией) как целью уголовного наказания
традиционно понимается предотвращение совершения преступлений со стороны
неопределенного круга уголовно-дееспособных лиц посредством воздействия на их
сознание угрозы применения уголовного наказания и поощрения морального
осуждения преступного поведения.
Общепредупредительное
воздействие наказания не обладает избирательностью, воздействуя на все
население, способное правильно понимать символы наказания. По своему содержанию
общепредупредительное воздействие наказания в основном состоит из
воспринимаемой лицом угрозы наступления предусмотренных уголовным законом
лишений и ограничений в случае совершения преступления. По замыслу законодателя
эта угроза должна порождать у потенциального нарушителя, уголовно-правового
запрета эмоцию страха или как минимум состояние тревожности, способствующих
выбору правильного варианта поведения. Страх перед уголовным наказанием, как
показывают результаты многих отечественных и зарубежных исследований, помогает
отказаться от совершения преступления пли совершения более опасного преступления.
Специальное
предупреждение преступлений (частная превенция) как цель наказания в
отличие от общего предупреждения распространяется лишь на лиц, претерпевающих
наказание, и достигается всей совокупностью лишений и ограничений прав и
свобод осужденного, которые составляют содержание наказания. Абсолютной
специально предупредительной эффективностью обладает лишь смертная казнь,
поскольку она в принципе исключает возможность совершения осужденным нового
преступления в будущем. Высокой степенью специально предупредительной эффективности
характеризуется наказание в виде лишения свободы, которое существенно
ограничивает не только круг лиц, в отношении которых могут быть совершены преступления,
но и круг видов преступлений, которые могут быть совершены в условиях
физической изоляции от общества. Известный опыт абсолютизации
частнопревентивных возможностей смертной казни и лишения свободы обычно
приводил к созданию тоталитарного общества.
Глава 4. Виды
уголовных наказаний.
Человек, признанный судом
виновным в совершении преступления, подвергается не наказанию вообще, а
наказанию определённого вида. Все виды наказания перечислены в ст. 44 УК РФ.
Этот перечень является исчерпывающим; никакие другие наказания, кроме этих
двенадцати, не могут предусматриваться в отдельных статьях закона и применяться
судами.
Наказания перечислены в
определённом порядке, а именно: начиная с наиболее мягких, с постепенным
переходом к более строгим и заканчивая самым тяжким – смертной казнью. Все они
образуют так называемую систему, или «лестницу» наказаний.
Видами наказаний
являются:
Штраф.
В
ч. 1 ст. 46 УК РФ штраф определяется как денежное взыскание, назначаемое в
пределах, предусмотренных УК РФ.
Штраф находится на первом месте в перечне видов наказаний. Как
отечественная, так и зарубежная практика дают многочисленные подтверждения
тому, что правильное применение этого наказания способно оказывать достаточно
серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные
последствия — делать невыгодным совершение многих видов экономических и иных
преступлений. Поэтому в некоторых международных документах, например, в
«Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным
заключением», рекомендуется широкое использование штрафа как альтернативы
лишению свободы.
РФ содержит
ряд новелл, направленных на расширение сферы применения данного вида наказания.
Предусмотрена
возможность применения штрафа за довольно широкий круг преступлений. Например,
он предусмотрен в санкциях более чем 30% норм Особенной части УК.
Согласно
ч. 2 ст. 46 действующего УК штраф устанавливается в размере от двух тысяч
пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Таким образом,
законом предусмотрены достаточно широкие пределы усмотрения суда при назначении
штрафа и определении его размера, создающие возможность дифференцированного и
вместе с тем достаточно сильного предупредительного воздействия на осужденного.
Штраф
в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие
и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими
статьями Особенной части УК РФ.
С
учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденною
и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы
или иного дохода суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты на срок до трех
лет (ч. 3 ст. 46 УК)
Согласно
ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в
качестве основного наказания, он заменяется другим наказанием в пределах
санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК.
Лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью.
Данное
наказание, как указано в ст. 47 УК РФ, состоит в запрещении занимать должности
на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься
определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может назначаться на
срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев
до трех лет в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда суд
с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и
личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать
какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.
На
практике это наказание назначается, главным образом, лицам, преступления
которых были связаны со служебным статусом или профессиональной деятельностью
(например, работникам торговли, осуждаемым за корыстные преступления, водителям
— за автотранспортные преступления, государственным и муниципальным служащим —
за различного рода злоупотребления своим положением и т.п.).
При
осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью соответствующие должности либо вид деятельности в
приговоре суда должны быть обозначены конкретно. Поэтому, например,
противоречит закону запрещение работать в торговле или заниматься
предпринимательством, так как эти сферы включают в себя неопределенно широкий
круг профессий или видов деятельности (грузчика, кассира, бухгалтера,
продавца, снабженца, директора и т.д.).
В отличие от штрафа лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, согласно ч. 3 ст. 47 УК, может
назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не
предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК в качестве наказания за данное
преступление. В качестве основного этот вид наказания может быть назначен лишь
в случаях, указанных в законе.
В
соответствии с ч. 4 ст. 47 УК в случае назначения лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве
дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при
условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в силу.
При соединении этого наказания с другими основными видами срочных наказаний
оно распространяется на все время их отбывания, но при этом его срок начинает
исчисляться с момента их отбытия.
Администрация организаций по месту работы или службы осужденного,
а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным
видом деятельности, обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный
срок после его получения. Злостное неисполнение приговора суда о лишении права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
влечет за собой уголовную ответственность виновных лиц по ст. 315 УК РФ.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград.
Сфера
применения данного наказания ограничена вследствие того, что оно: а) применяется
только в качестве дополнительного; б) только при осуждении за совершение
тяжкого или особо тяжкого преступления; в) с учетом личности осужденного, то
есть в случаях, когда совершенное преступление и другие обстоятельства, ее
характеризующие, по мнению суда обусловливают невозможность сохранения у лица
имеющегося специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных
наград.
Воинские звания — это звания, установленные для лиц, состоящих
на службе в Вооруженных силах РФ, других войсках ( например,
пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы
безопасности, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе» (рядовой матрос, сержант, лейтенант,
майор и т.д.).
Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних
дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т.д. Например, перечень и
порядок присвоения специальных званий начальствующего состава органов внутренних
дел регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел РФ от 23
декабря 1992 г.
К
почетным званиям относятся звания заслуженного или народного артиста,
народного учителя, заслуженного деятеля науки РФ и другие, предусмотренные
Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента РФ от 30 декабря
1995 г.
В
соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1995 г. «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»
прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и
образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины
прокурорских работников, например: старший советник юстиции, советник юстиции
и т.д.
Государственными
наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали,
почетные звания, предусмотренные Положением о государственных наградах Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 г. «О
государственных наградах Российской Федерации»5 (в ред. Указа
Президента РФ от 27 июня 2000 г.).
Перечень
указанных государственных званий, чинов и наград является исчерпывающим и не
подлежит расширительному толкованию. Поэтому, например, нельзя лишить
осужденного в порядке ст. 48 УК РФ почетных званий, присвоенных международными
организациями, иностранных орденов и медалей, профессиональных
квалификационных разрядов, ученых степеней и званий, оперативных званий и т.п.
Как
указано в нормах уголовно-исполнительного законодательства, для лишения лица
соответствующего звания, чина, награды достаточно наличия вступившего в силу
приговора суда, копия которого направляется органу или должностному лицу,
присвоившему данное звание, чин или награду.
При
наличии у осужденного нескольких орденов, медалей, почетных званий суд по
своему усмотрению вправе лишить его всех наград и званий либо части их с
мотивировкой принятого решения.
Обязательные
работы.
Согласно
ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской
Федерации» (в ред. Федерального закона от 10 января 2002 г.) положения УК РФ,
относящиеся к данному виду наказания, вводятся в действие отдельным
федеральным законом по мере создания необходимых социально-экономических
условий для исполнения этого наказания, но не позднее 2004 г.
Обязательные
работы являются новым видом наказания для российского уголовного права.
Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49 УК РФ, состоит
в выполнении осужденным в свободное от работы время или во время, свободное
от учебы, бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется
органами местного самоуправления. Характер такого рода работ действующим
законодательством пока не определен. В зарубежных странах осужденные к подобным
наказаниям чаще всего привлекаются к работам, не требующим высокой
квалификации, низкооплачиваемым и не престижным у населения, например, —
очистке улиц, площадей, скверов и других объектов.
Обязательные
работы относятся к числу срочных видов наказания. Однако, в отличие от других
срочных наказаний, его продолжительность исчисляется не днями, месяцами и
годами, а в часах. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются
на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех
часов в день. Указание на дневную продолжительность работ косвенно определяет
их временные рамки.
В
случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ ч. 3 ст. 49 УК РФ
позволяет заменять их ограничением свободы или арестом. При этом время, в
течение которого осужденный работал, учитывается при определении срока
ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или
ареста за восемь часов обязательных работ.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым обязательные работы
не могут быть назначены. Это инвалиды первой и второй групп, пенсионеры по
возрасту, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет,
а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Военнослужащие-контрактники
могут осуждаться к обязательным работам и отбывать их в свободное от службы
время при осуждении не за воинские, а за иные преступления. Например, за кражу
(ч. 1 ст. 158 УК РФ).
Исправительные работы.
Исправительные
работы (ст. 50 УК РФ) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду
на срок, определенный приговором суда, с удержанием определенной части его
заработка в доход государства.
В
ч. 1 ст. 50 УК РФ указано, что наказание в виде исправительных работ
назначается осуждённому, не имеющему основного места работы, и отбываются в
местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом,
исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места
жительства осужденного.
Уголовным
законом установлен срок отбывания исправительных работ – от двух месяцев до
двух лет, в пределах которого суд определяет продолжительность наказания в
каждом отдельном случае. Сроки исправительных работ на основании ст. 72 УК РФ
исчисляются в месяцах и годах, при сложении наказаний или замене одного
наказания другим допускается исчисление срока исправительных работ в днях.
Согласно
ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам
производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором
суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Порядок осуществления таких
удержаний подробно регламентирован нормами уголовно-исполнительного права. В
случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, как указано в ч.
4 ст. 50 УК РФ, суд может заменить не отбытое наказание ограничением свободы,
арестом или лишением свободы.
При замене исправительных работ другим наказанием и определении
срока последнего один день исправительных работ приравнивается к одному дню
ограничения свободы, два дня исправительных работ — к одному дню ареста, три
дня исправительных работ — к одному дню лишения свободы.
Ограничение по военной службе.
Ограничение
по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному
законодательству России. По своему содержанию оно сходно с наказанием в виде
исправительных работ.
Ограничение
по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к
военнослужащим, с учетом невозможности применения к последним исправительных
работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ, ограничение по службе назначается только тем
военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, то есть избрали
ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется
вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за
преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда
санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным
работам.
Кроме
того, оно применяется при осуждении за воинские преступления, в предусмотренных
законом случаях.
Ограничение
по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти
совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из
денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный
не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах.
Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков
назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по
военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа
таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в
перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.
При
сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение
по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.
Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе
обладает некоторыми специфическими особенностями, обусловленными спецификой
правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Как
указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не
может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не
засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.
Ограничение свободы.
Ограничение
свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в
специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним
надзора.
Это
наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским
уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих
государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в
течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с
особым исправительным режимом, получившим название режима «ограниченной
свободы» или «полусвободного» режима. В системе уголовно-правовых мер такие
наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями,
связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к
преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в
условиях пенитенциарных учреждений.
Согласно
ч. 2 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за
умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, осужденным
за неосторожные преступления. Срок данного наказания для первой категории лиц
составляет от одного года до трех лет, для второй - от одного года до пяти лет.
Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но
только в случае замены им обязательных или исправительных работ.
Осужденные
к ограничению свободы отбывают его в исправительных центрах. По общему правилу
осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в
предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что
отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в центр
для регистрации. В процессе отбывания наказания осужденные в обязательном
порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм
собственности.
С
учетом последнего обстоятельства в ч. 5 ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к
которым данное наказание не может применяться. Это — инвалиды первой и второй
групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати
лет, женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста, мужчины, достигшие
шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу
по призыву.
В
случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания его неотбытая
часть заменяется наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения
свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от
отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин
оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или
несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление
места работы или места жительства.
Ограничение свободы применяется только в качестве основного
наказания при осуждении за преступления, указанные в статьях Особенной части УК
РФ.
Арест.
Предусмотренный
ст. 54 УК РФ арест так же, как обязательные работы и ограничение свободы,
является новым наказанием, не известным прежнему УК. Он также начинает
применяться после создания условий для исполнения наказания, не позднее 2006
года.
Арест
относится к числу основных видов наказания и применяется только в случаях,
предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он
заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и
устанавливается на срок от одного до шести месяцев.
Осужденные
к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в
условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме.
Им, например, не предоставляются свидания, за исключением свиданий с
адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не
разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы
первой необходимости и одежду по сезону.
Таким
образом, условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в
исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2
ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту
вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным
женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.
Однако
при сравнении лишения свободы и ареста следует вновь отметить, что максимальный
срок последнего не может составлять более шести месяцев. Поэтому в целом арест
является менее строгим видом наказания.
Как уже
отмечалось, минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но
при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен
на срок менее одного месяца.
Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении
военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.
Содержание в дисциплинарной воинской части.
Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он
именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ изменила не
только его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может
применяться.
Содержание
в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и
лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и
сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается
на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений
против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей
нормой Особенной части УК; б) совершения иных преступлений, когда характер
преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения
свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной
воинской части на тот же срок.
Замена
лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится судом
как при выборе между различными видами наказания, так и при замене уже
назначенного лишения свободы направлением в дисциплинарную воинскую часть из
расчета данных наказаний день за день.
Таким
образом, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может
применяться к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений.
Его
основное предназначение состоит в том, чтобы заменять собой наказание в виде
лишения свободы в случаях осуждения за преступления небольшой тяжести, когда
цели исправления и предупреждения рецидива преступлений могут быть достигнуты
без изоляции лица от общества в условиях дисциплинарной воинской части.
Дисциплинарная часть — воинское подразделение, специально предназначенное для
отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания
в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права.
Лишение
свободы на определенный срок.
Лишение
свободы, как указано в ч. 1 ст. 56 УК РФ (в ред. Федерального закона от 9 марта
2001 г.), заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его
в специальное учреждение на срок, определенный приговором суда.
Основания
направления осужденных в учреждения того или иного вида установлены ст. 58 УК
РФ (в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г.). Так, в колониях-поселениях
отбывают наказание лица, осужденные за неосторожные преступления, также лица,
совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не
отбывавшие лишение свободы. С учетом личности виновного и обстоятельств
совершения преступления суд может назначить указанным лицам отбывание наказания
в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.
Лица,
впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений,
а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение
свободы, и женщины при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание
в исправительных колониях строгого режима; осужденные к пожизненному лишению
свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений — в исправительных колониях
особого режима.
Отбывание
части срока наказания в тюрьме может быть назначено лицам, осужденным на срок
свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо
опасном рецидиве преступлений, в случаях, когда суд посчитает необходимым
усилить карательно-воспитательное воздействие на конкретное лицо.
Как указано в
ч. 6 ст. 88 УК РФ (в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г.), наказание в
виде лишения свободы, назначенное несовершеннолетним, отбывается в
воспитательных колониях.
С
учетом поведения осужденного к лишению свободы в период отбывания наказания он
может быть переведен в учреждение другого вида в порядке, предусмотренном
уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.
Ст.
56 УК РФ предусматривает, что по общему правилу лишение свободы может
назначаться приговором суда в пределах от двух месяцев до двадцати лет, а при
назначении наказания по совокупности преступлений или по совокупности приговоров
(ст. 69, 70 УК РФ) окончательные сроки данного наказания не должны превышать
соответственно двадцати пяти и тридцати лет.
При осуждении к лишению свободы несовершеннолетних, как указано в
ч. 6 ст. 88 УК РФ, максимальный срок наказания во всех случаях не может
превышать шести лет.
Пожизненное
лишение свободы.
Новый
УК РФ включил пожизненное лишение свободы в систему наказаний в качестве меры,
которая может применяться не только в порядке помилования Президентом РФ (как в
УК РСФСР 1960 г.), но и в случаях, когда суд сочтет возможным не применять
смертную казнь. По своему содержанию данное наказание принципиально не
отличается от лишения свободы на определенный срок и также состоит в изоляции
от общества в специальном учреждении. В то же время пожизненное лишение
свободы является самостоятельным основным видом наказания, что обусловлено
следующими обстоятельствами.
Во-первых,
это наказание является бессрочным, то есть по общему правилу отбывается до
наступления смерти осужденного в результате естественных или иных причин.
Отсюда по характеру психического воздействия на сознание осужденного пожизненное
лишение свободы качественно отличается от срочного. Во-вторых, пожизненное
лишение свободы применяется за совершение ограниченного круга преступлений. Как
указано в ст. 57 УК РФ, оно устанавливается только как альтернатива смертной
казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Иными
словами, данное наказание может назначаться только за совершение тех
преступлений, которые но закону могут караться смертной казнью. В-третьих,
пожизненное лишение свободы применяется к ограниченному кругу лиц. В
частности, оно не может назначаться женщинам, а также липам, совершившим
преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту
вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. В-четвертых, законом
предусмотрены особые условия отбывания наказания и освобождения от наказания
лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Например, в соответствии со ст.
58 УК РФ эти лица отбывают наказание в исправительных колониях особого режима,
где первые десять лет обязательно помещаются в строгие условия отбывания
наказания. Кроме того, осужденные пожизненно могут направляться в тюрьму на
срок, указанный в приговоре суда.
Пожизненное лишение свободы может быть назначено только в
качестве основного наказания.
Смертная
казнь.
Смертная
казнь является наиболее строгим и, по мнению многих, слишком жестоким уголовным
наказанием. Оно состоит в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение
характеризуется необратимостью. Поэтому уже в течение нескольких столетий
ведутся оживленные дискуссии но вопросу о целесообразности применения данного
вида уголовного наказания. По-видимому, решающим аргументом в этом споре является
то, что, как показали многочисленные исследования, практика применения
смертной казни не оказывает существенного влияния на динамику наиболее опасных
преступных проявлений.
В
России на протяжении XX в. смертная казнь отменялась пять раз, но всякий
раз через непродолжительное время вновь восстанавливалась. В настоящее время ее
применение основано на ст. 20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная
казнь «вплоть до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против
жизни при предоставлении обвиняемому права па рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей».
В
соответствии с этим ст. 59 УК РФ предусматривает смертную казнь как временную
меру. Первоначально мораторий на применение смертной казни был введен Указом
Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы», а затем Постановлением
Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П до момента предоставления
всем лицам, осуждаемым за преступления, по которым может быть назначена казнь,
равного права на рассмотрение их дела с участием присяжных заседателей.
Смертная
казнь отнесена законом к числу основных видов уголовного наказания. Ее
назначение, как исключительной меры, должно быть обязательно мотивировано в
приговоре суда.
Как
и пожизненное лишение свободы, смертная казнь может применяться только за
совершение особо тяжких преступлении против жизни и не может назначаться
несовершеннолетним, женщинам, а также мужчинам, достигшим
шестидесятипятилетнего возраста. Она также не назначается при вердикте
присяжных о снисхождении (ст. 65 УК РФ), за приготовление и покушение на
преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ).
Согласно
ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена
пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет.
Заключение.
Необходимо
отметить, что система наказаний - это прежде всего совокупность предусмотренных
Уголовным Кодексом Российской Федерации наказаний.
В ст. 44 УК РФ дается исчерпывающий перечень видов наказаний, предусмотренных
в Российской Федерации, всего их - 12.
УК предусматривает различные по своей строгости, характеру и мерам воздействия
на осужденного виды наказаний. Разнообразие видов системы наказаний РФ дает возможность
суду учесть тяжесть совершенного преступления, опасность лица, его совершившего,
и назначить осужденному справедливое наказание, максимально способствующее как его
исправлению, так и восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых
преступлений.
Изложим наши выводы по пунктам, основываясь
на нормах гл. 9 УК РФ.
1. Наказание есть мера государственного принуждения,
назначаемая по приговору суда;
2. Цель исправления осужденного
состоит в таком изменении его личности, при котором он становится безвредным для
общества и возвращается в это общество гражданином, не нарушающим уголовный закон
и уважающим правила человеческого общежития;
3. Систему действующих ныне наказаний составляют
13 видов;
4. Смертная казнь, как высшая мера наказания
не назначается на нынешнем этапе развития общества, однако значится в перечне наказаний;
Список литературы:
1Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря
1993 года.
2. Уголовный
кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Кодекс введен в действие с 1 января 1997
г. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.
3. Постатейный
комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации, 1994 М.: Издательство БЕК, 1994;
4. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ 1996 Г. (Под ред. Наумова).
5.
Информационно-справочная
правовая система «Гарант» (по состоянию на 16.04.2001).
6.Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.
7.
Бегагоина Л. В тюряге все
по-старому. // Восточно-Сибирская правда. - №46-47. – 13 марта 1999.
9. Минская В. Новые виды наказаний // Российская
юстиция. - №2. – 1997г.
10.
Михайлянц А.Г. Конфискация
имущества по советскому уголовному и уголовно-процессуальному праву: Ташкент,
1967.
11. Михлин А. Пожизненное лишение свободы
как вид уголовного наказания // Российская юстиция. - N 5. - 2002 г.
12.
Наумов А. «Камни преткновения»
уголовного наказания // Российская юстиция. - N 9 -
2002 г.
13.
Наумов А.В. Российское уголовное
право. Общая часть. - М., 1996.
14.
Окладникова Е.А., Бурыкин
А.А. Преступление, наказание и некоторые этнокультурные универсалии. – электронная
версия на
15. Сидоров В. Кого исправляет смертная казнь? // Российская
юстиция. - N 4 - 2001 г.
16. Степанищев А. Конфискация имущества //Российская юстиция.
- N 6. – 1998г.
17. Ткаченко В.И. Нелогичные наказания в новом УК //
Практический журнал для руководителей и менеджеров «Законодательство». - N 5 –
1997г.
[1]
Законодательство Древней Руси. М., 1984. Т.1. С. 97-99.
[2]
Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. С. 49.
[3]
Токарев Ю.С. Народное правотворчество в период социалистической революции //
Исторические записки. 1955. №52. С. 76.
[4]
Гоббс Т. Левиафан. Глава XXVIII. О
наказаниях и наградах.