Мировой рынок рабочей силы
Министерство
образования Российской Федерации
Институт
Экономических Преобразований И
Управления
Рынком
________________________________
«Мировой рынок
рабочей силы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по мировой
экономике
Специальность 060400
«Финансы и кредит»
Проверил:
____________________________
2005 г.
Содержание
Введение.. 3
1. Трудовые
ресурсы мира: количественные и качественные аспекты... 4
1.1.
Экономически активное население. 4
1.2. Уровень
образования трудовых ресурсов и эффективность использования рабочей силы.. 5
1.3.
Проблема занятости населения. 6
1.4.
Трудовые ресурсы России. 7
1.5.
Отраслевая структура занятости. 8
1.6.
Профессиональная структура рабочей силы.. 9
2. Мировой
рынок труда и международная миграция рабочей силы... 11
2.1. Понятие
и виды международной миграции рабочей силы.. 11
2.2.
Масштабы международной миграции рабочей силы.. 12
2.3.
Направления международной миграции рабочей силы.. 13
2.4.
Экономические последствия миграции рабочей силы.. 18
2.5.
Государственное регулирование внешней трудовой миграции. 21
2.6.
Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.. 26
3. Россия на
мировом рынке рабочей силы... 27
Заключение.. 32
Литература.. 33
Мировой
рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов,
пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет
национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей
силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире
насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность
мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. человек, и в
настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..
Международный
рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например,
товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной
страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную
трудовую миграцию. Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных
элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде
всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала,
этот процесс вовлекает живых людей. Причинами миграции рабочей силы являются
факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся
политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Международная миграция рабочей силы во
второй половине XX в. стала важной частью процесса
интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал,
будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование
не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной
экономики.
Все вышесказанное
говорит о том, что изучение мирового рынка рабочей силы в настоящее время
весьма актуально. Данной теме и посвящена эта работа.
В данной работе
использованы статистические данные по состоянию на средину 90-х годов, так как
более поздняя статистика по данному вопросу пока недоступна.
Под трудовыми
ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием,
умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной
деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят
население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста;
работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Экономически
активное население включает
занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как
остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством
или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997 г. оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины
— 60%, женщины — 40% (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Трудовые ресурсы ряда стран мира в 1997 г.
Страны
|
Всего
|
Население, млн. человек
|
Экономически
активное
|
Доля женщин в экономически активном населении, %
|
Россия
|
147
|
78
|
49
|
США
|
268
|
110
|
46
|
Китай
|
1227
|
726
|
45
|
Индия
|
961
|
416
|
32
|
Бразилия
|
164
|
74
|
35
|
Нигерия
|
118
|
47
|
36
|
Пакистан
|
137
|
27
|
Мексика
|
95
|
38
|
32
|
Германия
|
82
|
41
|
42
|
Франция
|
59
|
26
|
45
|
Великобритания
|
59
|
29
|
44
|
Темпы
прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е
гг. до 1,6% в 1990-1997 гг., что связано с некоторым замедлением темпов
прироста населения в мире. В развитых странах сосредоточено всего 16%
экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира
приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и
Тропическую Африку (10%).
Для
развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент
занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так,
доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых.
Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по
численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы
— общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных
специалистов, мобильности рабочей силы.
В
развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не
столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем
грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х гг. составлял,
% к общей численности взрослого населения: мужчины — 78,4 и женщины — 60,3.
Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии
и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран
определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации
устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.
Использование
трудовых ресурсов определяется, в частности, количеством рабочих часов в год,
приходящимся на одного занятого. Этот показатель достигает самого высокого
уровня в новых индустриальных странах: Республике Корея (2547 ч в середине
90-х гг.), Чили (2400 ч). Несколько ниже объем отработанного времени в
развитых странах: Японии (2017 ч), США (1945 ч), Великобритании (1880 ч.). В
России данный показатель составил 1441 ч, что во многом обусловлено высокой
скрытой безработицей.
К безработным,
согласно рекомендациям Международной организации труда, относятся лица 15
лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались
поисками ее и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется
как отношение числа безработных к численности экономически активного
населения. Уровень безработицы в промышленно развитых странах в 1998 г. составлял, % к экономически активному населению: в США — 4,5; Японии — 4,3; Великобритании —
6,2; Германии — 10,9; Франции — 11,8; Италии — 12,0; Испании — 18,8.
В странах
с переходной экономикой в 90-х гг. безработица впервые за несколько
десятилетий проявилась в открытой форме и в ряде стран достигла высокого
уровня. Так, в 1998 г. она составила, %: в Словении — 14,3; Словакии — 13,5;
России — 9,3; Румынии — 8,7; Чехии — 6,1. В то же время экономический подъем
позволил в 1997-1998 гг. сократить уровень безработицы в Болгарии с 14,2 до
11,4%, Венгрии — с 10,3 до 9,1 и Польше - с 11,6до 10%. Самые низкие показатели
уровня безработицы в мире в 1997 г. имели новые индустриальные и новые развитые
страны: Таиланд (1,4%), Сингапур (1,9%), Южная Корея (2,4%). Это было обусловлено
рядом обстоятельств: высокими темпами экономического роста в тот период,
сравнительно низкой производительностью труда, системой пожизненного найма в
некоторых из этих стран, а также отсутствием в большинстве из них действенной
системы социального страхования.
В
развивающихся странах индустриальное развитие ведет к подрыву трудоемких
традиционных производств, на которых держится существование значительной части
населения. В результате традиционные уклады выталкивают из своего производства
большое число разоряющихся крестьян и ремесленников, формирующих армию
полностью безработных, и в то же время не обеспечивают полной занятостью
оставшихся работников. Постоянная незанятость значительной части сельского
населения только вследствие сохранения традиционных укладов воспринимается как
перенаселенность, не превращаясь в открытую безработицу. В ряде развивающихся
стран происходит выталкивание разоренного крестьянства из перенаселенной
деревни в города независимо от спроса на рабочую силу в неаграрных отраслях
национальной экономики.
В России в
настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособном
возрасте (женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно) и
работающие лица пенсионного возраста, но в них не включается нетрудоспособное
население (инвалиды).
В силу
демографического старения населения России с конца 80-х до середины 90-х гг.
прослеживалась тенденция сокращения доли населения моложе трудоспособного и
трудоспособного возраста и увеличения доли населения пенсионного возраста. Это
обусловлено низким уровнем рождаемости в 90-х гг., вступлением в трудоспособный
возраст сравнительно многочисленного поколения, родившегося в конце 70-80-х
гг., а также выходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Немалую
роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран —
членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные
возрастные группы.
Уровень
образования трудоспособного населения России остается высоким: в основных
рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее,
незаконченное высшее и среднее специальное образование.
В связи с
происходившими в 90-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России
имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения:
•
снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке;
•
увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании,
кредитовании, финансах и страховании и других отраслях сферы услуг.
В развитых
странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем главным
направлениям.
1.
Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно,
минимального уровня и в 1997 г составлял, %: в Великобритании — 2,5; США—3,1;
Германии и Швеции — 5,6; Канаде — 4,7; Нидерландах — 5; Франции — 8 и Японии —
10. Правда, в средних по уровню развития индустриальных странах доля занятых в
сельском хозяйстве заметно выше (в том же 1997 г. она составляла в Испании 15%, а в Греции — даже 29,5%).
2.
Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 1997 г она составляла, %: в Японии — 31,4; Италии — 38; Франции — 32; Великобритании — 36,6; США —
27,9; Канаде — 26.
3.
Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 1997 г. она характеризовалась следующими данными, %: в США — 59,0; Канаде и Великобритании — 57,0;
Швеции — 59,5; Франции — 52,0: Японии — 50,0; Италии — 44,7.
В странах
с переходной экономикой прослеживаются следующие тенденции в отраслевой
структуре занятости:
1) быстрый
рост доли занятых в сфере услуг, например, в России - с 37% в 1990 г. до 48% в 1996 г.;
2)
сокращение доли занятых в промышленности и строительстве, например, также в
России — с 42,3% в 1990 г. до 37,9% в 1997 г.;
3)
сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве. Так, в 1997 г. она составила, %• в России — 14,9; Румынии — 28,0; Польше — 27,0; Венгрии — 15,0; Словакии —
12,0; Чехии — 11,0.
В
развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в
сельском и лесном хозяйстве (в 1997 г. в Индонезии — 56%, Пакистане — 51,
Египте — 35%).
Только в
новых индустриальных и новых развитых странах доля занятых в сельском и лесном
хозяйстве находится на уровне, близком к показателям стран с переходной
экономикой (в 1997 г. в Южной Корее — 18%, Бразилии — 25, Тайване — 16%).
Доля
занятых в промышленности и строительстве в развивающихся странах невысока.
Так, в 1997 г. она составила в Египте и Пакистане — 20%, Индонезии — 13%.
Заметно выше этот показатель в Южной Корее (35%) и Бразилии (23%).
Изменения
в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной
структуре. Последние проявляются в изменении соотношения числа занятых по
различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий.
Важнейшая
из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех
странах доли сельскохозяйственных профессий и увеличении доли
работников сферы услуг, причем, чем выше уровень развития экономики страны, тем
сильнее проявляется данная тенденция.
Специалисты
(работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро
растущей категорией экономически активного населения в развитых,
постсоциалистических и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро растет
численность работников наиболее квалифицированных профессий, связанных с
развитием наукоемких производств.
Категория
служащих является второй по численности в профессиональной структуре занятости
стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение
общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали
необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение
численности служащих и их доли в занятом населении. Занятость работников сферы
услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как
следствие процесса постиндустриализации.
Рабочие в
промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) являются
самой многочисленной профессиональной категорией экономически активного
населения в развитых и постсоциалистических странах Но в обеих группах стран
происходит сокращение доли этой категории занятых, вызванное перемещением
рабочей силы в сферу услуг. Причем на основе технического прогресса
существенные изменения претерпевает и профессиональный состав индустриальных
рабочих. В развитых странах происходит процесс замещения полуквалифицированной
рабочий силы квалифицированной, а также вытеснения из производства целого ряда
прежде массовых профессий (шахтеры, швеи, плотники и др.). Одновременно растет
численность и доля квалифицированной рабочей силы.
Сдвиги в
структуре рабочей силы обусловливают первоочередность решения проблемы
профессиональной подготовки и переобучения кадров в развитых странах и странах
с переходной экономикой в соответствии с изменяющимся содержанием труда,
массовым образованием новых профессий и специальностей. В США в результате
структурной перестройки экономики ежегодно вытесняются из производства от 1 до
2 млн. работников, профессиональная переподготовка которых, особенно лиц старших
возрастов, крайне затруднена. В странах с переходной экономикой, включая
Россию, в 90-е гг. происходило массовое переобучение работников профессиям,
пользующимся спросом в рыночной системе (бухгалтер, аудитор, финансист и др.).
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При
этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или
направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 г. в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 г. — 105 стран.
Под международной
(внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение
населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые
отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся
коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные
командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Внешняя
миграция рабочей силы подразделяется на:
• трудовую
эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для
долговременного или постоянного проживания в другой стране,
• трудовую
иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы
Выделяют
следующие виды трудовой миграции:
1)
безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в
принимающей стране;
2)
временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране
въезда от одного года до шести лет;
3)
сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного
года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный
характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью
сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной
Азии;
4) маятниковая
(челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и
обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране,
называют рабочими-фронтальерами;
5)
нелегальная — незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в
нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и
т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
6) «утечка
умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких
специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).
Размеры
международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в
мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов.
С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев
общая численность мигрантов была выше в 5—6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало
из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть
этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается
не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в
4,5 млн. человек.
Новым
явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и
поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран
вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например,
Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только
странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В
одной только Италии насчитывается 1 — 1,5 млн. иностранных рабочих, значительная
часть которых находится в стране нелегально.
Экономический
рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а
соответственно — к определенному уменьшению безработицы. Повышение
благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного
труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу
устремились иммигранты.
В
международной миграции населения в последнее время произошли качественные
изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди
мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации
(«утечка умов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась
устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов.
До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные
мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и
Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России,
стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной
стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных
странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь в свою экономику
работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Направления
миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются.
Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес
в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.
В
международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1)
миграция из развивающихся в развитые страны;
2)
миграция в рамках развитых стран;
3)
миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4)
миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из
развивающихся в развитые страны);
5)
миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых
стран в развивающиеся страны.
В
80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала
характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5
тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало
численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской
Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по
окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования
в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение
интеллектуальной иммиграции для США — обычная практика. Около половины
прироста численности специалистов в области математики, особого программного
обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на
подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600—800 тыс. долл. Международная
миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран,
связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например,
из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс
проявился на рубеже 40—50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых
из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных
направлений в ФРГ, Италии, Франции.
В последние годы
растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение
происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами —
членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой.
Так, например, в послевоенные годы (60—80-е гг.) особенно был заметен приток
рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии.
Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например,
было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась
в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной
платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в
богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной
рабочей силе.
Существует миграция
рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток
квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся
страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у
преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в
странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).
Особо следует сказать
о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в рамках СНГ.
Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной
Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по
официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с
организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток
мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует
опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным
соседом.
В 90-х гг. возникла
миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины,
Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из
этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы
является Москва — около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие
и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских
строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут
Ханты-Мансийский АО — 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО — 18,2 тыс. человек.
Подавляющее большинство мигрантов — 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей
численности, задействованы в отраслях материального производства. Основными
причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются
нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание
местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна
практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий
добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. К числу других
причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения
сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий
нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы
комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки
местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору
(главным образом из Украины).
Одна из главных причин
использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в
пограничных регионах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных
транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на
размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная
проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран
ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных
трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских
границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По
данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя
эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине
90-х гг. Россия имела около 2 млн иммигрантов-нелегалов.
Во второй
половине XX в. сложилось несколько центров притяжения
трудовой миграции.
1. Западная
Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов.
Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и
др.) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия),
Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии),
Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х
гг. оценивался в 180 тыс. человек в год. Иностранные рабочие составляли
значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей
численности занятых: Люксембурге — 30,0; Швейцарии — 29,6; Германии — 8,0;
Бельгии — 7,5; Австрии — 6,2; Швеции — 5,8; Франции — 5,2; Англии — 3,4. В
настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию
из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
•
необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
•
перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в
развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда
значительно ниже;
•
недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой
квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.
2. Нефтедобывающие
страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной трудовой миграции
возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг.
оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского
залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии,
Пакистана, Южной Кореи, Филиппин. В странах Персидского залива отмечена самая
высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар —
92, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51. Одновременно
в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части
населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене —
7.3; Египте — 5,2; Турции — 4,3; Пакистане — 3,8. Еще одним центром миграции
(формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с
конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс.
человек.
3. США
и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине
90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный
период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США
разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из
Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные
работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии. Важнейшими
целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока
зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих,
а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику
данной страны определенной суммы). Масштабы трудовой иммиграции определяются
жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным
группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном
высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.
Система
экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей
силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на
родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам,
экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к
повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек
производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.
Помимо
этого можно отметить следующее:
•
иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги,
стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
• при
импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах
на образование и профессиональную подготовку;
•
иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае
кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
•
иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при
реализации разного рода социальных программ.
По мнению
специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих
старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10%
всех новорожденных, в Швейцарии — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с
тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости
и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не
сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей
силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в
обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные
работники), межнациональную неприязнь и др.
Выгоды
стран-экспортеров. Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается
как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых
источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
• налоги с
прибыли фирм-посредников;
• переводы
мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
• личное
инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов
длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные
цели).
На основе
ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной
торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей
эффективности последнего фактора.
По данным
МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%.
Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от
экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта
составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде
переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой
из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7
млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты
для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная
эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности
товарного экспорта.
Расчеты
зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика
для стран со средним уровнем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы
представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы
превышающий поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
Например, в Пакистане в течение последних 15 лет сумма поступлений от работающих
за рубежом была больше поступлений от экспорта товаров и услуг в пять раз.
Валютные
поступления от экспорта рабочей силы в 90-е гг. возрастают у развивающихся
стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно значительные
суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали
специализироваться на предоставлении трудовых услуг, экспорт которых стал
важнейшим источником валютных доходов. Так, для АРЕ эксплуатация Суэцкого
канала в конце 80-х гг. давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн.
долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в
отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало
90-х гг., около 40 стран мира получали от своих граждан из-за рубежа не менее
100 млн. долл., а для 10 стран эта сумма составила более 1 млрд. долл. По
данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов,
на 90% состоят из поступлений от лиц, уехавших на заработки. Помимо этого для
стран — экспортеров рабочей силы уменьшение давления избыточных трудовых
ресурсов означает, соответственно, снижение социального напряжения в целом.
Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам,
знакомятся с передовой организацией труда.
В то же
время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными
явлениями. Главное — это отток квалифицированных, инициативных кадров, столь
необходимых национальной экономике.
Таким
образом, влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом
положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как
важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно
привлекательных для местных работников. Иммигранты во многих странах заняты на
тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди
местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень
велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения
иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей
национальной экономики — строительства, автомобильной промышленности, сферы
услуг.
Вместе с
тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом
наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма
эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального
потенциала страны-донора.
Процессы
международной трудовой миграции регулируются как государством, так и
международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две
противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой
экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения
трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране
заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Целью
государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение
желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных
работников из общего потока потенциальных иммигрантов. Регулирование внешней
трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних
межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность
мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др.
Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют
порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.
Всеобщая
декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека.
Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной
миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и
других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее.
Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту
прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую
силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Основой
эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла,
включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение
на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих
принципов: обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
гарантии возвращения мигрантов на родину; обеспечение поступления в страну и
эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов; содействие
смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не
пользуются спросом; ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности
которых в рабочей силе не удовлетворены; совершенствование внутреннего рынка
труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности,
необходимые для развития народного хозяйства; предоставление социальных
гарантий трудящимся-эмигрантам.
Большинство
развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры,
призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ужесточается
иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на
жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми
иммигрантов, работающих по контракту. Страны-реципиенты применяют следующие
виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов: профессиональная квалификация
(наличие диплома, определенный стаж работы по специальности); возрастной ценз;
состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими
заболеваниями); социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция
лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного
типа). Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции
является количественное квотирование, т.е. законодательное установление
максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом,
отдельных отраслей и предприятий. При этом, стремясь не допустить иммигрантов
из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки),
страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из
определенных стран.
Международно-правовые
документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри
интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и
здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран — членов
ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских
сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран —
членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным
необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного
здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику
выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов
равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты. В
Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства
подкрепляется его социальным обеспечением.
По мнению
некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках
Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры
могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные
работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в
рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют
своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда,
устанавливаемых ниже национальных стандартов.
Российские
власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной
рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено
Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей
силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов
на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля
процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне
субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение
на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским
юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на
территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и
лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных
работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает
весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан
из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов
будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.
Экономическое
регулирование трудовой миграции включает:
• уплату
иммигрантами пошлины за трудоустройство;
•
первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику
страны-реципиента;
• налог на
предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
•
ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
В принимающих
странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на
использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо
указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения
действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная
рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых
высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую,
непрестижную, тяжелую и вредную работу).
Развитые
страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую
миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют
программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо
денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на
родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников,
которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную
работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной
Африки. В этом же направлении действуют программы экономической помощи развитых
стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий
с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов
иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).
Международное
перемещение рабочей силы, с одной стороны, является мощным фактором
экономического развития. Миграция обеспечивает перераспределение трудовых
ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся
стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных
экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы,
способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального
уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет
важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США,
Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так, население Израиля
увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.
С другой
стороны, миграция населения ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в
странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в
странах-донорах. Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается
значительными трудностями, а нередко и конфликтами на этнической и
конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция
(сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии
в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.
Россия
вышла на международный рынок труда на рубеже 80— 90-х гг. В середине 90-х гг. в
странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до
половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы —
Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в
США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. Экспорт трудовых
ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов
может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских
трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно
переводить на родину около 8 млн. долл.
Россия с
запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя
рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта
своей рабочей силы.
С
принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации»' (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это
право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями,
используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.
Цифры
реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990—1995 гг.
среднегодовая численность эмигрантов составляла 100—105 тыс. человек. В это
число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего
оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за
рубеж по «своим каналам».
Максимальный
отток рабочей силы за границу пришелся на 1990 г. — 103,5 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В
середине-конце 90-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце
90-х гг. эмиграционный поток колеблется на уровне 100—115 тыс. отъезжающих в
год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования
приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет
превышать 0,1% населения России в год.
Экономическая
миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким
уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда,
предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью
рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем
квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом
российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать
будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.
Для
упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты
наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены
межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей,
Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств
— участников СНГ.
Практически
все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в
соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс.
россиян.
Выход
России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего
неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией
со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики
квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и
другие барьеры. Так, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны
этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40%
всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около
25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте,
строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при
отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие
технологии и активнее использовать труд женщин.
Вместе с
тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка,
Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод
определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что
валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность
товарного экспорта.
Для
планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна
единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам
экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России
потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1 —
1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.
Одной из
болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является
интеллектуальная миграция, или «утечка умов», о которой говорилось выше. В
период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот
период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10%
научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря
специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По
данным Совета безопасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно
уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам,
страну покинули 70—80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.
Основной
поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как
правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики,
физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии,
прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской
науки. Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских
ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью
таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось
материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем
образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью
российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены
исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой — в 100 раз хуже
западных. Средний возраст 60% измерительных приборов превышает 15 лет, в то
время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с
начала эксплуатации.
Возможности
российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В
советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего
мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и
другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты
в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность
проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов
военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма
заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея,
КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.
По оценкам
российских специалистов, ежегодные прямые потери России в результате «утечки
умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом
упущенной выгоды, — в 50-60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год
теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру,
за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из
России) дополнительно получают 80— 100 млрд. долл. в год. Параллельно «утечке
умов» в 90-х гг. появилось и новое для России явление — бизнес-миграция. Это
явление представляет собой эмиграцию предпринимателей, вызываемую отсутствием
политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета,
стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной
обстановке.
Рассматривая
безвозмездную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе
либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем
признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе
интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и
общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.
Тем не
менее, внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х гг. и по настоящее
время значительно большее распространение, чем отъезд россиян на заработки. В
середине 90-х гг. в России ежегодно было занято 250— 300 тыс. легальных
иностранных рабочих (281 тыс. человек — в 1995 г., 240 тыс. человек — в 1997 г.), а с учетом нелегальной иммиграции и теневого (незарегистрированного)
использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых иммигрантов
в России оценивается в 400-500 тыс. человек.
Несмотря
на значительное увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя
трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок
труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения.
Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы,
Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).
Трудовые
ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, работающих лиц
пенсионного возраста и работающих подростков моложе трудоспособного возраста. Вследствие
существенных различий в темпах прироста населения в последнее время усилилась
диспропорция в распределении населения между основными группами стран. Это
ведет к концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Как
демографическое омоложение населения (развивающиеся страны), так и его
демографическое старение (развитые страны и государства с переходной
экономикой) влекут за собой негативные последствия для динамики трудовых
ресурсов.
Экономически
активное население состоит из занятого населения и безработных, ищущих работу.
Доля экономически активного населения в общей численности взрослого населения
(15 лет и старше) колеблется от 60 до 70% в развитых странах и государствах с
переходной экономикой и от 45 до 55% — в большинстве развивающихся стран. В
отраслевой структуре рабочей силы продолжает сокращаться доля, а нередко и
абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве, одновременно увеличивается
доля работников умственного труда (специалистов и служащих). В высокоразвитых
странах растет доля занятых в сфере услуг. Безработными считаются лица, не
имеющие работы, занятые ее поиском и готовые приступить к работе. Уровень
безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного,
к численности экономически активного населения.
Мировой рынок труда складывается из
экспорта и импорта рабочей силы. Под международной (внешней) миграцией рабочей
силы понимается перемещение населения через государственные границы для того,
чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют
безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции. Во второй половине XX в. сложилось несколько центров притяжения
международной трудовой миграции — Западная Европа, США и Канада,
нефтедобывающие страны Западной Азии.
1.
Авдокушин Е.Ф. Международные
экономические отношения. Учебник. — М.: Экономистъ, 2004. — 366 с.
2.
Мировая экономика:
Учебник. /Под ред. проф. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. — 734 с.
3.
Акопова Е.С. и др. –
Мировая экономика и международные экономические отношения. /Воронкова О.Н.,
Гаврилко Н.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.
4.
Галкина В.А. Мировая
экономика и международные экономические отношения. /Департамент кадровой
политики и образования Министерства сельского хозяйства. – М.: 2001. – 108 с.
5.
Киреев А.П.
Международная экономика. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и
факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997. – 416 с.
6.
Международные
экономические отношения: Учебник. /Н.Н. Ливенцев и др. – М.: МГИМО: РОССПЭН,
2001. – 512 с.
7.
Международные
экономические отношения: Учебник. /И.П. Фаминский и др. – М.: Юристъ, 2001.
8.
Миклашевская Н.А.,
Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. /А.В. Сидорович. – М.: Дело и
Сервис, 2000. – 304 с.
9.
Мировая экономика:
Учебное пособие для вузов. /И.П. Николаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
10.
Спиридонов И.А.
Мировая экономика: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 256 с.
11.
Черников Г.П. Мировая
экономика: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003. – 432 с.
12.
Мироваяэкономика:
введение во внешнеэкономическую деятельность: Уч. пособие для вузов. /А.К.
Шуркалин, Н.С. Цыпина. – М.: Логос, 2000. – 248 с.
13.
Сергеев П.В. Мировая
экономика. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруднция, 1999. – 104 с.
14.
Басова Т.Е. Практикум
по курсу «Миовая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 112 с.
15.
Линдерт П. Экономика
мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 520 с.
16.
Мировая экономика.
Экономика зарубежных стран: Учебник. /Е.Ф. Авдокушин и др. – М.: Флинта:МПСИ,
2001. – 480 с.