Имитационное моделирование фирмы по оказанию полиграфических услуг
Министерство
сельского хозяйства
Российской
Федерации
Департамент
научно - технологической политики и образования
Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Красноярский
государственный аграрный университет»
Ачинский
филиал
Кафедра
математики и информатики
Имитационное
моделирование
экономических
процессов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
«Имитационное моделирование фирмы по оказанию полиграфических услуг»
Выполнила
студентка 3 курса 080801
Ускова
М.Г.
Проверила:
Зайцева Е.И.
Ачинск 2009
Содержание
Введение
1 Предпроектное обследование фирмы
по оказанию полиграфических услуг
2 Исследование заданной системы с
помощью модели типа «Марковский процесс»
3 Расчетная работа
Библиографический список
Введение
В настоящее время,
когда компьютерная промышленность, предлагает разнообразные средства
моделирования, любой квалифицированный инженер, технолог или менеджер должен
уметь уже не просто моделировать сложные объекты, а моделировать их с помощью
современных технологий, реализованных в форме графических сред или пакетов
визуального моделирования.
Имитационное
моделирование является одним из мощнейших методов анализа экономических систем.
Целью данного
курсового проекта является закрепление теоретических знаний в области
методологии системного моделирования и практическое освоение технологии
имитационного моделирования.
Задачи курсовой работы - приобретение
практических навыков в выполнении следующих работ:
1. Предпроектное
обследование
2. Исследование заданной системы с помощью
модели типа «Марковский процесс»
3. Исследование заданной системы с помощью
расчетного метода
Модель (системы) -
это совокупность компонентов и связей между ними (т.е. система), отражающая
существенные для данной задачи свойства исходной системы (оригинала).
Вся совокупность
действий связанных с построением анализом другими операциями, проводимыми с
моделями, называется моделированием.
Модели классифицируются по различным признакам.
Одним из таких признаков является состояние системы, в соответствии с этим
признаком модели бывают структурные и функциональные. Важнейшим классом
функциональных моделей являются модели имитационные. Основой всякой
имитационной модели (ИМ) является:
·
разработка модели исследуемой системы на основе частных
имитационных моделей (модулей) подсистем, объединенных своими взаимодействиями
в единое целое;
·
выбор информативных (интегративных) характеристик объекта,
способов их получения и анализа:
·
построение модели воздействия внешней среды на систему в виде
совокупности имитационных моделей внешних воздействующих факторов;
·
выбор способа исследования имитационной модели в соответствии с
методами планирования имитационных экспериментов (ИЭ).
Условно
имитационную модель можно представить в виде действующих, программно (или
аппаратно) реализованных блоков.
В математических моделях
сложных объектов, представленных в виде систем массового обслуживания (СМО),
фигурируют средства обслуживания, называемые обслуживающими аппаратами (ОА) или
каналами, и обслуживаемые заявки, называемые транзактами.
Состояние СМО характеризуется
состояниями ОА, транзактов и очередей к ОА. Состояние ОА описывается двоичной
переменной, которая может принимать значения «занят» или «свободен».
Переменная, характеризующая состояние транзакта, может иметь значения
«обслуживания» или «ожидания». Состояние очереди характеризуется количеством
находящихся в ней транзактов.
СМО могут быть одноканальными и
многоканальными.
1
Предпроектное обследование фирмы по оказанию полиграфических услуг
Областью моделирования является полиграфический
центр «Алькор-4». ПЦ «Алькор-4» - ведущая компания на
рекламно-полиграфическом рынке Москвы, которая предлагает своим клиентам
полиграфические услуги любого уровня сложности. Производство работает в
круглосуточном режиме, что обеспечивает максимально короткие сроки исполнения
заказа на полиграфические услуги. Цены на полиграфические услуги оптимальны и
доступны как юридическим, так и физическим лицам. Так же в полиграфическом центре
«Алькор-4» действуют специальные цены на полиграфические услуги для постоянных
клиентов и рекламных агентств.
ПЦ «Алькор-4» предъявляет высокие
требование не только к качеству продукции, но и к оперативности менеджеров.
Оперативная полиграфия изготавливается точно в срок.
ПЦ «Алькор-4» выполняет целый
комплекс дизайнерских работ. Графические решения любой сложности для рекламной,
представительской, сувенирной и прочей полиграфии. Предлагают варианты
фирменного стиля компании клиента, а также отдельных его элементов (логотип,
цветовое решение, бланки, визитки и многое другое).
Московская
полиграфия «Алькор-4» может предложить клиентам услуги по печатным и
постпечатным работам. Дизайнеры изготавливают печатную продукцию любой
сложности (брошюры <#"490215.files/image001.gif">=1:1/20часа=20
Среднее
число занятых каналов:
=16/20=0,8
Среднее
время пребывания заявки в очереди:
tоч= =≈ 0,25
часа
Среднее
время пребывания заявки в СМО:
tсис = = ≈ 0,30 часа
Среднее
число заявок в очереди:
r== ≈ 3,2
Среднее
число заявок в СМО:
z= = =100
II фаза:
Среднее
время пребывания заявки в СМО:
tсис == = 6,25 часа
Среднее
время пребывания заявки в очереди:
tоч= = = 0,2 часа
z= = 3,2+0,8=4
IV фаза:
Вероятность
обслуживания поступившей заявки:
Q=== 1, =
Вероятность
того, что поступившая заявка не будет обслужена:
Ротк
= =
Система
обслуживания состояний может быть представлена в виде графов:
Здесь стрелками обозначены переходы системы из
одного состояния в другое.
- состояние
системы, когда нет заданий;
- в системе
одно задание, и оно обрабатывается дизайнерами;
- в системе
два задания, и они обрабатываются печатником;
- в системе
три задания, и они обрабатываются технологом;
- в системе
четыре задания, и они обрабатываются офис - менеджером;
- среднее
количество заявок, поступивших в единицу времени
- возврат
заявки в систему S2 , в том
случае, если проект окажется бракованным;
-
интенсивность потока обслуживания.
По
результатам расчетов для данной системы в I, III, V фазах время
обслуживания одной заявки составляет 3мин; интенсивность потока обслуживания
равняется 20; среднее число занятых каналов равняется 0,8; среднее время
пребывания заявки в очереди 0,25 часа; среднее время пребывания заявки в СМО
0,30 часа; среднее число заявок в очереди 3,2; среднее число заявок в СМО 100.
Во II фазе
среднее время пребывания заявки в СМО составляет 6,25 часа; среднее время
пребывания заявки в очереди 0,2 часа, среднее число заявок в СМО 4. В IV фазе
вероятность обслуживания поступившей заявки равняется 1, вероятность того, что
поступившая заявка не будет обслужена, составляет 0.
Заключение
В данной курсовой работе была построена и
проанализирована модель полиграфического центра «Алькор-4». Также были получены
величины, характеризующие время обслуживания одной заявки, интенсивность потока
обслуживания, среднее число занятых каналов, среднее время пребывания заявки в
очереди, среднее время пребывания заявки в СМО, среднее число заявок в очереди,
среднее число заявок в СМО, вероятность обслуживания поступившей заявки,
вероятность того, что поступившая заявка не будет обслужена.
Общее время пребывания заявки в
СМО составляет 6,55 часа. Основная задержка заявки происходит на II
фазе, при обработке заявки дизайнером, которая занимает большой временной
диапазон. Поэтому нанимать еще одного дизайнера нет смысла. Цели и задачи
курсовой работы выполнены.
1. Вентцель
Е.С., Овчаров Л.А. Задачи и упражнения по теории вероятностей.- М.:
«Академия»,2005.- 448 с.
2. Михалев
В.И. Имитационное моделирование на Micro-GPSS:
Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий.- Томск: ТПУ, каф. ОСУ,
2000.- 48 с.
3. Шрайбер
Т.Дж. Моделирование на GPSS.-
М.: Машиностроение, 1980.- 592 с.
4. Положение
по оформлению текстовой и графической части учебных и научных работ,
Красноярск: КрасГАУ