Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Рыбинский
политехнический колледж
Методическое
пособие
по дисциплине
«Анализ финансовой
хозяйственной деятельности предприятия»
по специальности
«Экономика и
бухгалтерский учёт»
Практическая работа №1
г.
Рыбинск 2010
Тема:
Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Цель: усвоить порядок расчета влияния факторов
на прибыль от продаж, прибыль до н/о, рентабельность продукции.
Задание:
На основании приведенных ниже данных
проанализируйте:
а) факторы изменения прибыли и рентабельности
отдельных видов продукции и в целом по предприятию;
б) безубыточный объем продаж и зону безопасности
предприятия, и факторы изменения их уровня.
Исходные данные:
Показатель
|
Изделие
А
|
Изделие
Б
|
|
Прошлый
период
|
Отчетный
период
|
Прошлый
период
|
Отчетный
период
|
Объем
продаж, шт.
|
5600
|
6000
|
4400
|
6000
|
Цена
изделия, тыс, руб.
|
100
|
120
|
25
|
30
|
Полная
себестоимость единицы продукции тыс. руб.
|
70,0
|
80,0
|
20
|
24
|
В
том числе переменные затраты на единицу продукции, тыс, руб.
|
50,0
|
56,0
|
12,5
|
15,0
|
Методические указания:
Методологической основой анализа финансовых
результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех
предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
модель их формирования и использования.
В процессе планирования прибыли необходимо в
качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибыли и направлений ее
использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения
результатов, полученных, а процессе исследования данных предыдущих периодов. В
процессе анализа плана по прибыли, следует сопоставить фактические данные с
плановым в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.
Данные для оценки динамики прибыли до
налогообложения и ее слагаемых приводится в таблице1
Приведенные в таблице 1 данные о динамике и
структуре прибыли до налогообложения и ее слагаемых показывают, что за отчетный
период сумма прибыли увеличилась на 575 тыс руб. или на 19,8%. Рост суммы
прибыли до налогообложения был обусловлен опережающим ростом общей суммы
доходов по сравнению с ростом общей суммы расходов.
За отчетный период общая сумма доходов
увеличилась на 967 тыс. руб. или на 27%. Увеличение главным образом было
обусловлено ростом прибыли от продаж на 807 тыс руб. или на 24,2%.
Внереализационные операционные доходы увеличились соответственно на 5 тыс, руб.
и на185 тыс., руб.
В структуре общей суммы доходов существенных
изменений не произошло. В отчетном и прошлом периоде наибольшая доля
приходилась на прибыль от основной деятельности - 90,1%, которая имела к
дальнейшему росту. Высокая доля прибыли от продаж является благо тенденцией,
так как главным источником формирования прибыли до налогообложения является
основная деятельность. Поэтому снижается зависимость предприятия от
внешнеэкономических факторов, и растет роль трудового коллектива в формировании
основных финансовых результатов его деятельности (прибыли и рентабельности). На
долю операционных и внереализационных доходов приходится соответственно 4,8% и
4,1% общей суммы доходов отчетного периода.
Общая сумма расходов в отчетном периоде возросла
на 392 тыс. руб. или на 58,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года. Это явилось следствием роста, как операционных, так и внереализационных
расходов. Наиболее существенный рост наблюдался по внереализационным расходам -
на 78,9%. В структуре расходов так же не произошло существенных изменений.
Наибольшая доля приходится на операционные расходы- 52,2%.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия в отчетном году, составила 2305 руб., то есть увеличилась по
сравнению с прошлым годом на 31 %.
Анализ прибыли от продаж
Основным источником её формирования на
рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции
работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности
Табл.1:Анализ прибыли до налогообложения
Изменение
(+, -)
|
В
%
|
6
|
+24,2
|
+2,3
|
+469,7
|
+27,0
|
+42,9
|
+78,9
|
+58,2
|
+19,8
|
+31,0
|
|
тыс.руб.
|
5
|
+807
|
+5
|
+967
|
+167
|
+225
|
+392
|
+575
|
+545
|
За
отчетный период
|
уд.
вес
|
4
|
91,0
|
4,8
|
4,1
|
100
|
52,2
|
47,8
|
100
|
-
|
-
|
|
тыс
руб.
|
3
|
4140
|
220
|
188
|
4548
|
556
|
510
|
1066
|
3482
|
2305
|
За
прошлый период
|
уд.
вес
|
2
|
93,1
|
6,0
|
0,9
|
100
|
57,7
|
42,3
|
100
|
-
|
-
|
|
тыс.руб.
|
1
|
3333
|
215
|
33
|
3581
|
389
|
285
|
674
|
2907
|
1760
|
Наименование
показателя
|
Б
|
Прибыль
от продаж
|
Прочие
операционные доходы
|
Внереализационные
доходы
|
Итого
доходов
|
Прочие
операционные расходы
|
Внереализационные
расходы
|
Итого
расходов
|
Всего
прибыль до налогообло- жения
|
Чистая
прибыль
|
№
стр
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
предприятия не только в сфере производства, но и
в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можно представить в виде:
Пп = В - Сс - К - Ур,
где В - выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных
платежей); Сс - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; К
-коммерческие расходы; Ур - управленческие расходы.
Фактически полученная в отчетном периоде в
процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или
плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Поэтому
при анализе важно дать не только общую оценку, динамики и выполнения плана по
прибыли от реализации товаров, продукция, работ, услуг, но и всесторонне
изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.
Прибыль от продажи продукций в целом по
предприятию зависят от таких факторов как: объем реализации продукции; ее
структура; себестоимость и уровень среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать
положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема
продаж рентабельной продукции приводят к увеличению прибыли. Если же продукция
является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение
суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как
положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится
доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализация, то сумма
прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной
или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна
прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы
прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо
пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и
наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли,
но выполнить способом цепной подстановки.
Для факторного анализа прибыли от продаж
составляется таблица 2.
Таблица 2: Исходные данные для анализа, тыс.руб.
|
Показатели
|
За
предыдущий год
|
За
отчетный год
|
Изменение
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Выручка
от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов)
|
48920
|
55400
|
+6480
|
2
|
Полная
с/с продажи товаров, продукции, работ, услуг
|
45587
|
51260
|
+5673
|
3
|
Прибыль
(убыток) от продаж (стр.1- стр. 2)
|
3333
|
4140
|
+807
|
Влияние факторов объема продаж, структуры и
ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать
следующим образом:
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.
Прибыль предыдущего года * Темп
прироста (снижения) полной себестоимости.
Темп прироста (снижения) = Сп1 / Сп0 - 1,
полной себестоимости ,
где Сп1 и
Сп0 - полная себестоимость
соответственно отчетного года и предыдущего года.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и
ассортимента проданной продукции.
Прибыль предыдущего года * (Темп роста
(снижения) выручки - - Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной
продукции).
Темп роста (снижения) выручки = В1 / В0,
где В1 и
В0 - выручка соответственно
отчетного года и предыдущего года. Аналогично рассчитывается темп роста полной
себестоимости.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на
1 рубль проданной продукции.
Выручка от продажи продукции в отчетном году *
(затраты на 1 рубль продаж отчетного года - затраты на 1 рубль продаж
предыдущего года).
Затраты на 1 рубль продаж = Полная
себестоимость проданной продукции / Выручка от продажи продукции
Проведем расчеты по данным таблицы 2.
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж:
3333 * (51260 / 45587- 1) = + 414,77. тыс, руб.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и
ассортимента проданной продукции:
3333 * (55400 / 48920 - 51260 / 45587) = + 26,72
тыс. руб.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на
1 рубль преданной продукции:
55400 * (0,925 - 0,932) = -365,5 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль продаж пред. год = 45587/
48920 = 0,932 коп.
Затраты на 1 рубль продаж отч. год = 51260/55400
= 0,925 коп. 414,77 + 26,66 + 365,5 = 806,93 тыс, руб.
Таким образом, наибольшее положительное влияние
на сумму прибыли оказало увеличение объема продаж продукции. За счет этого
фактора прибыль от основной деятельности возросла на 414,77 тыс. руб. Снижение
уровня затрат на 1 рубль продукции позволило увеличить прибыль на 365,5 тыс.
руб., а увеличение доли более рентабельной продукции увеличило прибыль от
продаж на 26,66 тыс. руб.
Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности представляют собой
важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода
предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного
анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для
анализа используют данные ф. № 2 - отчет о прибылях и убытках и № 1 - баланс.
Существует множество коэффициентов
рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели
использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют
прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного
капитала и т. д.
Рентабельность продукции рассчитывается как
отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукция.
Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью)
продукции.
Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой
продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли
от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким
образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).
На уровень рентабельности продукции, как
отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на
продукцию и изменение себестоимости продукция. Методом факторного анализа
определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для
расчета используют модель
Рпр = ----------,
ОР
где ОР - выручка от реализации продукции,
товаров (работ, услуг); С - себестоимость продукции.
Расчет влияния факторов определяется методом
цепных подстановок.
1) Влияние изменения цены на продукцию составит:
ОР1 - С0 ОР0 - С0
Рц =----------- - ------------,
ОР1 ОР0
где Рц - изменение рентабельности под влиянием
изменения цен на продукцию; ОР1; ОР0 - выручка от реализации продукции
соответственно отчетного и предшествующего года; С0;С1 - себестоимость продукции
соответственно отчетного и предшествующего года.
2) Влияние изменения себестоимости составит:
ОР1 - С1 ОР1 - С0
Рс /с = ----------- - ------------,
ОР1 ОР1
где Рс / с - изменение рентабельности под
влиянием изменения себестоимости продукции.
Таблица3:Исходные данные для анализа показателей
рентабельности
Показатели
|
Предыдущий
год
|
Отчетный
год
|
Изменение
|
1.
Выручка от реализации, тыс. руб.
|
48920
|
55400
|
+6480
|
2.
Себестоимость продукции, тыс
|
45587
|
51260
|
+5673
|
3..
продаж, тыс, руб.
|
3333
|
4140
|
+807
|
4.
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
|
2907
|
3482
|
+575
|
5.
Чистая прибыль, тыс. руб.
|
1760
|
2305
|
+545
|
6.
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.
|
11600,5
|
13160,5
|
+1560
|
7.
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс, руб.
|
8810
|
8798
|
-12
|
8.
Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс, руб.
|
3625,5
|
4639,5
|
+1014
|
9.
Среднегодовая стоимость активов, тыс, руб.
|
17370,5
|
20625,5
|
+3255
|
10.Коэффициент
рентабельности продукции (п. 3/п.1)
|
0,0681
|
0,0747
|
+0066
|
11.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (п.5/п.6)
|
0,1517
|
0,1751
|
+0,0234
|
12.
Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (п.5/п.1)
|
0,0360
|
0,0416
|
+0,0056
|
13.
Коэффициент рентабельности активов (вложений) (п.4/п.9)
|
0,1673
|
0,1688
|
14.
Коэффициент оборачиваемости (п.1/п.9)
|
2,8163
|
2,6860
|
-0,1303
|
15.
Коэффициент финансовой зависимости (п.9/п.6)
|
1,4974
|
1,5672
|
+0,0698
|
16.
Коэффициент рентабельности продаж (п.4/п.1)
|
0,0594
|
0,06285
|
0,00345
|
17.
Коэффициент фондоемкости (п.7/п.1)
|
0,1801
|
0,1588
|
-0,0213
|
18.
Коэффициент закрепления (п.8/п.1)
|
0,0741
|
0,0837
|
+0,0096
|
19.
Коэффициент общей рентабельности (п.4/(п.7+п.8))
|
0,2337
|
0,2592
|
+0,0255
|
По данным таблицы 3 рассчитаем влияние факторов
на уровень рентабельности продукции.
1. Влияние изменения выручки от продаж:
(55400 - 45587)/55400 - (48920 - 45587) / 48920
= 0,109.
2. Влияние изменения себестоимости:
(55400 - 51260) /55400 - (55400 - 45587)/55400 =
0,1024.
Баланс влияния факторов:
0,109 + (-0,1024) =0,0066.
Расчеты показали, что рост рентабельности
продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки. Рост себестоимости
снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.
Отчет оформить в тетради для практических работ.