Отношение населения к проблеме социального сиротства
Оглавление
Введение
Глава 1. Сиротство как
социальное явление российского общества
1.1 Понятие «социальное
сиротство», его виды и причины появления
1.2 Формы устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Социальное
сиротство в Югорске
Глава 3. Изучение
отношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Дети-сироты. Одно это
слово причиняет сердечную боль. Пожалуй, ничто не может быть горше и трагичнее,
ибо сиротство противоестественно по своей природе. Часто сиротство вызывается
чрезвычайными для судьбы ребенка обстоятельствами - смертью самых близких, без
которых жизнь немыслима. Но есть еще одно сиротство, именуемое социальным,
когда ребенок остается одиноким из-за беды совсем другого толка: в силу
родительской подлости, самого страшного предательства, жертвой которого
становятся дети. Их «забывают» в роддомах, бросают или не хотят забирать из
воспитательных и лечебных учреждений, оставляют в канализационных люках, в
местах для сбора мусора или на лестничных площадках. А кого-то вынуждены
изымать из того, что почему-то называется теплым словом «семья», но больше
походит на вертеп. ДЕТИ стали ненужными.
По официальным данным, в России
проживает 29 миллионов детей. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, - 731 тысяча, из них социальными сиротами являются 90 %. [3, С.14.]
Проблема социального
сиротства на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости
приобрела угрожающие масштабы и была обозначена правительством среди
первоочередных задач общефедерального уровня. Президент Российской Федерации
В.В.Путин в мае 2006 года в своем Послании Федеральному собранию Российской
Федерации подчеркнул необходимость реализации эффективных программ поддержки
материнства и детства. С 2007 года реализуется Федеральная целевая программа
«Дети России», одно из направлений которой – «Дети-сироты».
Однако решение проблемы
сиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальной
бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество.
Каково отношение
населения города Югорска к проблеме социального сиротства? Какие причины
сиротства выделяют югорчане? Как оценивают действия городской власти по решению
данной проблемы? Готовы ли взять на себя ответственность за судьбы детей? Изучению
этих вопросов и посвящено исследование.
Цель исследования – выявить динамику социального сиротства в городе
Югорске, изучить отношение югорчан к проблеме социального сиротства и
определить пути решения данной проблемы.
Задачи:
1.
Раскрыть
содержание понятия «социальное сиротство», выявить причины появления данного
социального явления.
2.
Охарактеризовать
различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
3.
Выявить отношение
населения города Югорска к проблеме социального сиротства.
4.
Определить
основные пути решения проблемы социального сиротства.
Обьект исследования – социальное сиротство как проблема современного
российского общества.
Предмет исследования – отношение населения города Югорска к проблеме социального сиротства.
Гипотезой исследования было определено следующее положение
- решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и
каждого человека в частности.
Теоретическую основу
работы составили исследования современных ученых, посвященные проблемам
социального сиротства. Причины сиротства рассматривают доктор педагогических
наук, профессор Виктор Чечет, доктор социологических наук Шергенг Н.А. Проблемы
детей, воспитывающихся в детских домах, описывают Шульга Т.И., Олиференко Л.Я.,
Быков А.В. Были проанализированы публикации в средствах массовой информации, данные
с Web-сайтов в Интернете.
Законодательно-правовую
базу составили Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы,
программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Дети Югры» на 2006 –
2010 годы.
В основе исследования –
анкетирование, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым,
заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томского
государственного университета. Также проведены опрос специалистов отдела опеки
и попечительства администрации города Югорска и анализ материалов официальной
статистики города Югорска.
1.1 Понятие «социальное сиротство», его виды и причины
появления
В настоящее время в
обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия:
сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты -
это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который остался без попечения родителей
вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными,
безвестно отсутствующими и т.д. [6,
С.306] В этом случае заботу о детях берет на себя общество и
государство.
Социальное сиротство
является одной из ключевых социальных проблем современного российского
общества. Духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший
Россию в 90-е годы XX века, привел к
увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или
структурной дезорганизации. Семья – главная и естественная система социальной и
биологической защиты ребенка – оказалась в кризисной ситуации. Впервые со
времен Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость,
распадается каждый третий брак, 90 % детей-сирот, находящихся на попечении
государства, сироты при живых родителях. Из них 3 % детей, поступающих в дома
ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60 % родителей отказываются
от ребенка в роддоме, мотивируя нежелание его воспитывать отсутствием
необходимых условий, 60 % матерей, чьи дети поступают в дома ребенка,
квалифицируются как матери-одиночки. Часть матерей ссылается на недостаточную
психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детей
поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. [11.] Лишь небольшая часть детей
оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического
дефекта.
Кризисные
явления в российском обществе привели к росту преступности, наркомании,
алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,
воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих
родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым,
расширяя поле социального сиротства.
Признаком последних лет стало
значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось
качественно новое явление - "скрытое" социальное сиротство, которое
распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей,
падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение
отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность
детей и подростков
1.2 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
За
последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную
проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей
критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и
не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы
ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет
обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций,
которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных
учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом
развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой
хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 %
детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще
болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на
государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в
социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например,
зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцев
живут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений
становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством
и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни. [7, С.99.]
Ребенку для полного и
гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в
атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности,
опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы
и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно
деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Сегодня проблемы
устройства детей-сирот находятся в центре общественного внимания, являясь одним
из приоритетов в социальной политике государства. Президент Российской
Федерации В.В.Путин в мае 2006 года в своем послании Федеральному собранию
Российской Федерации сделал акцент на необходимости разработки механизма,
позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного
типа. [2, С.5.] В 2007
году стартовала Федеральная целевая программа «Дети России», состоящая из
нескольких подпрограмм. Одним из направлений подпрограммы «Дети и семья»
является – «Дети-сироты», задачи которого «профилактика социального сиротства,
постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к
семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей». [3, С.10.]
Проблема социального
сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной
России и, в частности, города Югорска. В городе зарегистрировано детей-сирот
182, из них социальных сирот – 166. В последние три года наблюдается рост
количества детей-сирот, в том числе и социальных сирот:
Таблица 1
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
Количество детей-сирот
|
145
|
153
|
182
|
Из них социальных сирот
|
132
|
141
|
166
|
Основными причинами
социального сиротства являются алкоголизм и наркомания родителей. Кроме того,
среди причин были названы отсутствие жилья у родителей, низкие доходы,
конфликты в детско-родительских отношениях, педагогическая несостоятельность
родителей. Для детей из неблагополучных семей открыт Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, «Доверие». В целях предупреждения социального
сиротства формируется банк данных о социально неблагополучных семьях. В 2006
году таких семей в городе насчитывалось 113, в 2007 году наметилась тенденция к
снижению: 109 социально неблагополучных семей. К сожалению, увеличивается количество
семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних: 2004 год – 49
семей, 2005 год – 54, 2006 год – 61, 2007 год – 70.
Статистические данные об
устройстве социальных сирот в Югорске за последние три года свидетельствуют об
увеличении количества усыновленных детей, детей, помещенных в приемные семьи, о
появлении новой формы семейного устройства детей – патронате. К сожалению, наблюдается
рост количества детей, переданных в центр «Доверие»:
Таблица 2
Устройство социальных сирот
|
Количество детей
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
Усыновление (удочерение)
|
17
|
19
|
39
|
Опека, попечительство
|
89
|
94
|
86
|
Патронат
|
-
|
-
|
3
|
Приемная семья
|
8
|
16
|
Центр «Доверие»
|
18
|
12
|
19
|
Детям-сиротам и детям,
оставшихся без попечения родителей организуется отдых в каникулярное время,
оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно,
выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви. Большое внимание
уделяется социальной и психологической помощи семьям, которые принимают ребенка.
Как было отмечено выше, число
социальных сирот в России, и, в частности, нашем городе возрастает с каждым
годом. Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизни
детей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формах
устройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит и
от активности всего общества и каждого человека в частности.
С целью выявления
отношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства было
проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом
анкетирования (Приложение 1), в котором приняли участие 162 человека: 59%
женщин и 41% мужчин. Возраст респондентов 23 – 55 лет.
Чтобы определить точку
зрения югорчан о причинах социального сиротства, респондентам было предложено
выделить несколько вариантов ответа (Приложение 2). Главными причинами
социального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства и
наркомании, 49% - падение нравственности в семье и обществе. Значимых
расхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается. На третье место в рейтинге
респонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вот
рост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуацией
в стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что после
Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни
населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального
сиротства (не физического!) были минимальны по сравнению с современными.
Для выявления личных
позиций по проблеме сиротства респондентам был задан вопрос: «Беспокоят ли вас
судьбы детей-сирот?» (Приложение 3). Общий уровень обеспокоенности
югорчан высок - 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степени
озабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется их
эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчин
выбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».
Но можно предположить, что
беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной
готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий
вопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей» (Приложение 4).
Число людей, согласных
взять ребенка на воспитание, достаточно велико – 70% с учетом всех вариантов
согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это
мой родственник" (40% респондентов). Количество югорчан, выбравших ответ
«да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя
заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют
меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не
позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в
замещающие родители – это размышления следующего характера: «Я чувствую, что
могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте
"Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные
условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное
положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.
Отношение к семьям,
воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер (Приложение
5). Большинство респондентов (85%) положительно относятся к семьям,
воспитывающим приемных детей, при чем значимых расхождений между мужчинами и
женщинами нет. 6% респондентов считают, что семьи обречены на трудности и
разочарования, а 5% сделали вывод, что эти люди руководствуются корыстными
целями. В варианте "Другое" были и такие ответы: «если ребенок попал
в хорошую семью, то положительно», «положительно, если будут любить, как
собственного ребенка».
На вопрос анкеты о
«поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделить
несколько вариантов ответа (Приложение 6). Равное количество, 48% респондентов,
считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в
денежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал эти
варианты ответа, преобладают женщины (62% и 60% соответственно), 36% женщин так
же отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращают
внимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированная
педагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показатель
почти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка не
нужна, так как люди знают, на что идут.
На вопрос о наличии или
отсутствии собственных детей у приемных родителей (Приложение 7) были получены
следующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей
(воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответ
встречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей не
имеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметь
нежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы и
внимания.
Что касается требований к
наличию собственного жилья, то подавляющее большинство респондентов (72%) настаивает
на его необходимости (Приложение 8).
На вопрос «Как Вы
относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?»
ответы распределились следующим образом: значительное число респондентов (43%)
исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем
случае, когда нет другого выхода. Такую точку зрения высказали большинство
женщин – 54%, а вот 49% мужчин считают, что это необходимая мера. Вариант «Отрицательно,
это губит ребенка, ломает его судьбу» выбрали лишь 8% респондентов. В варианте
«Другое» высказывается мысль о том, что детский дом - это реальная помощь,
средство спасения детей, но указывается необходимость улучшения условий жизни в
детских домах (Приложение 9).
Анализируя
полученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных
респондентам (Приложение 10), можно сделать вывод о недостаточной
информированности югорчан: большинству опрошенных известны не все формы
устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то
слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов
волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается
патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в
приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п.
Одним из наиболее сложных
для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах
потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик
доброта – 49%, любовь к детям – 45%, терпение – 31%, ответственность – 23%,
бескорыстие – 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10%
опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая
подготовка», «педагогические способности», «знание психологии».
В анкете было также
предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем
социального сиротства (Приложение 11). Анализируя ответы, можно сделать вывод о
том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей
по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди
них преобладают женщины (процентный показатель в два раза больше, чем у
мужчин). 10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают».
Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры
предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого
мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой
области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.
На основании проведенного
исследования были сделаны следующие выводы:
1.
Проблема
социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и
была обозначена правительством среди первоочередных задач общефедерального
уровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной
политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в
учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.
2.
Никакие меры не
смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет
привлечено внимание общественности.
3.
Результаты
анкетирования показывают, что большинство опрошенных югорчан беспокоят судьбы
детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим
приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою
семью готов не каждый.
4.
Точку зрения о
том, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае
высказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это
необходимая мера.
5.
Большинство
опрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах,
нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание
уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.
6.
Несмотря на
большую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства,
центр «Доверие», югорчане слабо информированы о деятельности этих служб, о
формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Каковы же пути
преодоления социального сиротства?
Для решения проблемы
предусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в России
приоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи.
Как
показало исследование, в нашем городе особая роль отводится информированию
граждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразно
размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио
(видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных
средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.
Также
необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих
принять ребенка в свою семью.
Я
считаю, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социального
сиротства.
1.
Закон
Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 декабря 2005 г. N 148-оз "О программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2006 –
2010 годы».
2.
Концепция
Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер.
программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. //
Официальные документы в образовании. – 2007.- №9. – С. 7-26.
3.
Послание
Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации //
Официальные документы в образовании. – 2006.- №15. – С. 3-24.
4.
Российская
Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон:
принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - [4-е
изд.]. - СПб.: Victory:
Стаун-кантри, 2001.
5.
Васильев А.Ю.
Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А.Ю. Васильев, Н.А. Шергенг
// Современные проблемы науки и образования. – 2006. - №2. - С. 108.
6.
Мустаева Ф.А.
Социальная педагогика [Текст]:
учебник для ВУЗов / Ф.А. Мустаева
– М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 305-319.
7.
Шульга Т.И.,
Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным
детям: опыт исследований и практической работы [Текст] / Т.И.Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В.Быков. - М.,
2003. - С. 99.
8.
Чечет В.
Альтернатива социальному сиротству [Текст]
/ В. Чечет // Социальная педагогика. - 2001. -№9.- С.105.
9.
Яковлева И.
Сердце не может не остановиться [Текст]
// Соленое детство / А. Гезалов. - М.: Издательство «Благо»,
2005. - С. 50-151.
10. Государственно-общественные формы
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа
к ст.: