Реализация компетентного подхода в т/о "Золушка"
Отдел
образования администрации муниципального образования «Лиманский район»
МОУДОД
«Центр детского творчества п. Лиман»
Выступление
на тему:
Реализация
компетентного подхода в т/о «Золушка»
Подготовила: педагог
дополнительного образования,
руководитель т/о «Золушка»
Бурлакова О.А.
п.Лиман.
2010г.
Единственный
путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард
Шоу
В 2007 году Мировой
экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира.
Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество
системы образования, а также уровень преподавания в дополнительном образовании.
России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы
образования является неумение применять знания, полученные при изучении
дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение
нашей школы формировать компетенции у школьников.
Модернизация образования
– это обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества. Система
дополнительного образования должна адекватно реагировать на изменения в
обществе и новые запросы.
Главные изменения в обществе:
- ускорение темпов
развития общества.
По прошествии каждых 10
лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в
5 лет обновляются технологии. В результате допобразование должно готовить своих
воспитанников к жизни. Дети, которые сейчас получают дополнительное
образование, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир,
предсказать невозможно. Поэтому мы должны готовить своих воспитанников к
переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность,
развитие процессов информатизации.
Запросы общества выражены
в требованиях, предъявляемых к работникам на рынке труда. В современном
обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в
жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и
духовно-личностным опытом.
Проанализировав
существующие трактовки, я пришла к своему его пониманию: основным результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор
заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной,
общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Моя задача, как педагога
прикладного направления, помочь нашим воспитанникам развить в себе необходимые им
в жизни компетенции.
Под компетенцией я
понимаю результат образования, готовность ученика для достижения поставленной
цели. Я считаю, что идея развития компетенций является одной из ключевых идей
модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за
пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и
формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно
компетенция становится показателем нового качества образования.
На занятиях при
выполнении того или иного изделия я стараюсь прививать и развивать у
воспитанников ИНФОРМАЦИОННЫЕ компетентности:
·
Организовывать
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
·
Извлекать
необходимую информацию из текстов, схем, рисунков, технологических карт.
·
Отличать основную
информацию от второстепенной.
·
Умение передавать
содержание информации.
·
Развёрнуто
обосновывать суждения, приводить доказательства, примеры.
В развитии
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ у воспитанников:
·
Владеть навыками
организации и участия в коллективной деятельности, учиться терпимо воспринимать
чужое мнение, объективно определять свой вклад в общий результат.
·
При защите
проектов, владеть основными видами публичных выступлений – монолог, дискуссия,
высказывание – следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
·
Уметь отстаивать
свою точку зрения.
·
Развивать
готовность к сотрудничеству,
мне помогают такие
мероприятия воспитательного процесса как: Викторина «Знаешь ли ты сказки»;
подвижные игры, беседы: «В рюкзаках мы принесли песни шутки и стихи…», «Как
быть здоровым…»; аукцион: «Как встречают Новый год…»; викторина: «Знаешь ли ты
сказки» и т.д.
Развивая СОЦИАЛЬНО –
ТРУДОВУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ дети приобретают такой опыт как :
·
умение извлекать
пользу из опыта;
·
организовывать
взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
·
организовывать
собственные приёмы обучения;
·
уметь решать
проблемы;
·
самостоятельно
заниматься своим обучением.
·
уметь
организовать свою работу;
·
включаться в
проект;
·
нести
ответственность за порученное дело;
·
войти в группу
или в коллектив и внести свой вклад в общее дело.
В прошлом году я и моя
воспитанница Гартман Анастасия стали членами научного общества «Познание».
Работа над созданием проекта, изготовление, защита проекта «Изготовление панно
«Розы» несомненно, позволили приобрести некоторый опыт ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ:
·
Умение
самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность
(от самооценки своей работы, начиная с первого года обучения, до постановки
цели при окончании курса).
·
Принимать участие
в организации и проведении проектно-исследовательской работы. Самостоятельно
составлять алгоритмы познавательной деятельности при выполнении задания
творческого и поискового характера.
·
Умение создавать
грамотные тексты ответов, проектов с использованием разнообразных средств
Наступивший
век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком
экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему не давали, одно
остаётся неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься
воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в
самостоятельную жизнь.
Современное развитие
общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов
формирования человека XXI
века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей
в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей
решения в постоянно меняющихся условиях.
«Мало
знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Эти слова
можно считать и девизом творческой деятельности в нашем творческом объединении.