Н.В. Гоголь - "поэт жизни действительной"
Тема: Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной»
Цели:
– расширить знания
учащихся о личности писателя, о секретах гоголевского художественного стиля;
познакомить с историей создания повести «Повесть о том, как поссорились Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем»;
– развитие аналитического мышления
учащихся;
– воспитание интереса к творчеству
русских писателей, уважения к культурному наследию.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II.
Проверка
домашнего задания.
– 1. О чём заставляет нас
задуматься стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Какие чувства у нас
вызывает? (О проблемах жизни и смерти. Чувства грусти и умиротворения.)
– 2. В каком году было
написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Каким образом факты из жизни
дополняют наше представление о стихотворении? (Летом 1841г., незадолго до
трагической гибели поэта. В стихотворении как будто звучит своеобразное
предсказание о скорой смерти и вечной славе поэта)
– 3. Каким видится герою
мироздание в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? В какой точке
пространства ощущает себя герой?(Ощущает себя в центре вселенной, слиты воедино
Земля–Небо–Человек )
– 4. В чём особенности
композиции стихотворения «Выхожу один я на дорогу», особенности его исполнения?
(Каждое первое предложение последующей строфы дополняет смысл последнего
предложения предыдущей (Цепная связь): И звезда с звездою говорит – В небесах
торжественно и чудно. Строфы пронумерованы – каждая строфа раскрывает свою
маленькую подтемку: 1. Вступление. (Ночь тиха.), 2. Боль и грусть, 3. Желание
уснуть, 4. Живой сон, 5. Концовка. (Вечное пение, темный дуб). Мелодичность,
напевность, загадочность стихотворения.
– 5. В чём смысл
стихотворения «Завещание»? Какова его предыстория? (Исповедь умирающего от ран
армейца. Написано под впечатлением от сражений на Кавказе, куда Лермонтов
дважды был сослан. Главная идея – зачем затеваются войны?)
– 6. С помощью каких слов
и приёмов автор пытается передать внутренний мир героя стихотворения
«Завещание»? (Монолог, самокритика героя («моей судьбой, // Сказать по правде,
очень // Никто не озабочен.», верен царю, краю родному, любит родных, не хочет
опечалить их, простил в душе соседку, с которой давно расстались, которая
забыла его: «Пускай она поплачет… // Ей ничего не значит.)
– 7. Какие чувства
овладевают лирическим героем в стихотворении «Узник»? (Романтические мечты о
свободе, о красавице младой, о коне.)
– 8. Раскройте
предысторию написания стихотворения «Узник».
Осенью 1840 г. вышел первый сборник произведений М. Ю. Лермонтова, составленный им самим. На 3-ем месте в
нём было стихотв. «Узник».
В 1837 г. поэт находился под арестом в здании Главного штаба за вольные изречения в стихотворении
«Смерть поэта», посвящённом гибели А. С. Пушкина. К арестованному Лермонтову
допускали только камердинёра, который приносил хлеб. Поэт велел ему
заворачивать хлеб в серую бумагу. На клочьях этой бумаги с помощью вина, печной
сажи спички Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе и «Узник».
– 9. Каков пафос
стихотворения «Узник»? (Пафос протеста, вольности.)
– 10. В чём своеобразие
стихотворения «Воздушный корабль»? (Тюремные стихотворения, романтизм, в основе
баллада австрийского поэта Цедлица «Корабль призраков», поводом стали слухи о
перевозе праха Наполеона с Острова Святой Елены в Париж, историч. события,
возврат в прошлое)
– 11. Что объединяет и в
чём различие стихотворений «Она не гордой красотою» и «Нет, не тебя так пылко я
люблю»? (Про любовь и то и то, но в 1-м восхищение любимой, во 2-м угасшие
чувства, годы написания не совпадают: 1832, 1841)
III.
Изучение
нового материала.
Тема
нашего урока Н. В. Гоголь – «поэт жизни действительной» (В. Белинский)
Открываем тетрадки, запишем основные события жизни
поэта. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля)
1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские
годы писателя прошли в родовом имении Гоголей-Яновских в деревне Васильевке,
недалеко от Сорочинцев. Его отец, Василий Афанасьевич, небогатый помещик, был
страстным поклонником искусства, любил книги, театр, писал стихи и комедии.
Первоначальное
образование Гоголь получил в своей родной Васильевке у домашнего
учителя-семинариста. В 1819 году Гоголя отдали учиться в Полтавское уездное
училище, а через два года он был принят в Нежинскую гимназию высших наук.
В
гимназии Гоголь с удовольствием занимался рисованием, много читал, принимал
деятельное участие в выпуске гимназических журналов «Звезда» и «Метеор
литературы». В них он помещал свои стихи, рассказы, повести, но ни одно из этих
произведений до нас не дошло, и лишь по воспоминаниям его товарищей мы знаем,
что гимназисты читали их с увлечением.
Несколько
позже Гоголь увлекся занятиями в драматическом кружке. С большим успехом он
играл, например, роль Простаковой в комедии «Недоросль». Учителя и товарищи пророчили
ему театральную будущность. Гоголь мечтал посвятить себя государственной
службе. В одном из писем в конце 1827 года он писал: «Я поклялся ни одной
минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага». Решив отдать все свои
силы служению родине, мечтая о большой государственной деятельности, Гоголь по
окончании гимназии уезжает в Петербург.
Но
столица встретила юношу холодно. Все его попытки найти себе место чиновника в
Петербурге оказались тщетными, и у него оставалась лишь одна надежда — на литературную
работу. В 1829 году под псевдонимом В. Алова он издает поэму в стихах «Ганс
Кюхельгартен». Поэма представляла собой слабое подражание напыщенно
романтическим произведениям, сюжет ее был неоригинален, надуман.
Критика
встретила поэму сурово. Гоголь был близок к отчаянию. Ему казалось, что все
мечты его рухнули, и он решил отправиться за границу. Прожив некоторое время в
Любеке, он понял, что вне России для него жизни нет, что укрыться от себя он
нигде не сможет, и возвратился в Петербург.
Только в
конце 1829 года ему, наконец, удается поступить мелким чиновником в департамент
государственного хозяйства. Но служба не удовлетворяла Гоголя, так как он не
увидел в ней осуществления своих высоких помыслов. Все больше и больше его
влекли искусство и литература.
Летом
1830 года Николай Васильевич начал посещать занятия в Академии художеств и
одновременно собирал материал для задуманных рассказов и повестей из жизни
Украины.
Первое
из этих произведений появилось в «Отечественных записках» в 1830 году. Это была
повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Читатели и критики приняли
ее хорошо, и, воодушевленный успехом, Гоголь стал упорно работать над новыми
произведениями. Вскоре он сблизился с Дельвигом, Жуковским, Плетневым, а затем
и с Пушкиным.
При
содействии критика Плетнева он получает место преподавателя истории в
Патриотическом институте и, таким образом, оставляет службу в департаменте.
В
сентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близ
Диканьки». Критика и читатели встретили книгу восторженно. Высокую оценку дал
ей Пушкин.
Через
полгода выходит в свет вторая часть «Вечеров», встреченная читателями и
передовой критикой не менее восторженно, чем первая.
Работая
над рассказами из украинской жизни, Гоголь увлекся историей Украины. Летом 1832
года он поехал к себе на родину, в Васильевку, проездом побывал в Москве, где
подружился с актером Щепкиным.
После
этой поездки Гоголь работал особенно энергично и в 1835 году выпустил в
свет «Арабески» и «Миргород», которые закрепили за ним славу
первоклассного русского писателя.
Белинский
назвал эти книги «самым необыкновенным явлением в нашей литературе» и посвятил
Гоголю статью «О русской повести и повестях Гоголя».
В
«Миргород» вошли повести: «Старосветские помещики», «Повесть о том, как
поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий»; историческая повесть
«Тарас Бульба», замысел
которой связан с изысканиями Гоголя в области истории и деятельностью
профессора истории Петербургского университета.
В
сборник «Арабески» включены повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки
сумасшедшего». К ним
примыкают опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос» и
«Петербургские повести».
Занятия
историей Гоголь вскоре оставил, так как убедился, что его точка зрения на историю
расходится с официальной. Он оставил кафедру в университете и занялся только
литературной работой. Ближайшим советником и руководителем Гоголя в этот период
стал Пушкин. В одной из бесед Александр Сергеевич подсказал ему сюжет комедии «Ревизор».
В Риме
он узнал о смерти Пушкина. Глубоко потрясенный этим известием, он писал: «Все
наслаждение моей жизни исчезло вместе с ним... невыразимая тоска!».
Пережив
горечь утраты, Гоголь принялся за работу над поэмой «Мертвые души», и в мае
1842 года первая часть поэмы вышла из печати. Поэма получила высокую оценку
Белинского, Герцена, но реакционная критика яростно напала на нее, увидев в ней
«унижение русских людей». Озлобленные нападки и самые противоречивые оценки поэмы
сильно волновали Гоголя.
Следуя
своему замыслу, он стремился во второй части поэмы создать образы положительных
героев из чиновно-дворянской среды, но сделать ему это не удалось. Результаты
работы над продолжением поэмы все больше не удовлетворяли писателя. К лету 1845
года главы второй части «Мертвых душ» были готовы, но Гоголь их сжег.
В 1846
году Гоголь выпускает в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
В 1847
году он снова принимается за создание второго тома поэмы «Мертвые души», однако,
несмотря на огромное напряжение, работа продвигается крайне медленно.
В 1848
году Николай Васильевич возвращается в Россию, но, даже освеженный новыми
впечатлениями от русской жизни, уже не может осуществить своих творческих
замыслов. Тяжелые переживания и творческие неудачи ослабляют здоровье писателя.
В ночь на 4 марта 1852 года, в состоянии глубокого нервного потрясения, он сжег
вместе с разными своими бумагами и новый вариант второго тома «Мертвых душ».
Утром 21 февраля (4 марта) Гоголя не стало. Похоронен он в Москве, на
Даниловском кладбище. В наше время останки Гоголя перезахоронены на кладбище
Новодевичьего монастыря.
IV.
Закрепление
нового материала
– Что нового вы
узнали о творчестве Николая Васильевича Гоголя? Назовите его наиболее известные
произведения
Д/з. С.
253–291 (проч. статью о Гоголе и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»)