Кризис трёх лет
Главные изменения в этот период сосредоточены
вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих
взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством,
негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также
возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».
Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает
свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если
новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,
самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные
явления. Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно
приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как
одевание, собирание игрушек, чистка зубов.Это возраст повторений, ребенку нужно
настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет
соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а
закончиться в 3,5 - 4 года. В кризис трёх лёт желательно выработать правильную
линию поведения родителей, стать более гибкими, расширить права и обязанности
ребенка. Не желательно вмешиваться (по-возможности) в дела ребенка, если он не
просит. При вспышках упрямства, гнева родители должны отвлечь малыша на
что-нибудь нейтральное. Использовать игру для сглаживания кризисных вспышек.
На подходе к кризису присутствует четкая
когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале,
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять
озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро
реагируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок
неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют
семизвездием кризиса трех лет:
1. Негативизм - реакция не на содержание
предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать
наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не
потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим
первоначальным решением.
3. Строптивость - она безлична, направлена против
норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие - стремится все делать сам.
5. Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и
конфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания - проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм - ребенок заставляет родителей
делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.
Кризис протекает, как кризис социальных отношений
и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я
сам". Ребенок познает различие между "должен" и
"хочу".
Все эти симптомы развиваются внутри отношений
взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого
отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.
Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в
которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь,
настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и
впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным
поведением, или своей волей.
Данный период становится решающим для установления
соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью
и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания
кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других
людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм
обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с
другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и
обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из
этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для
достоверного ощущения собственных амбиций и целей.
Если кризис протекает вяло, это говорит о
задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает
формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и
стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка,
наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Кризис трёх лет обойти не возможно - через это
проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для
других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими
проявлениями. Кризис появляется, потому что у детей появляются новые
потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже
мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.