Исследование творчества А.Л. Барто
Тема урока: исследование
творчества А.Л. Барто
Оборудование:
- карточки формата
А4 с фамилиями авторов и названиями изученных
стихотворений
- сборник
стихотворений А. Барто для каждого учащегося.
Ход
урока
1
Организационный
момент
- Сегодня на
уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие
исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра
«Муха».
Приведём краткое
описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на
6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по
одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь
мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает
местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может
быть и скрыто.
2
Проверка домашнего задания
- Прекрасно,
ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу
«Поэтическая тетрадь».
-
Произведения какого жанра в нём представлены?
-
Стихотворения.
На доске
закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов
и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука,
Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.
- Прочитайте
записи на доске. На какие две группы можно их разделить?
- Фамилии
авторов и названия произведений. Дети формируют группы.
- Что теперь
необходимо сделать для правильности оформления?
- Соотнести фамилию
автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения
разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание».
- Задание
выполнено правильно.
3
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем
исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами
по отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром
брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять
раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».
- Агния
Львовна Барто.
На доске
остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются.
- Мы проведём
исследование – изучение творчества поэта. Исследователь – прежде всего
внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно
слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.
4
Основной этап – процесс исследования.
- Материал
для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре».
Послушайте
его.
- У многих из
вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто.
- Как же ей
это удалось? В чём секрет общения автора с читателем?
- Чтобы
приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям,
наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.
- Как
называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. (
интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания
читателя и героя (совпадут или нет), проверим.
- Итак,
прочитайте первое четверостишье.
Когда мне
было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть
балет.
- Сколько лет
было нашей героине?
- Она моложе
или старше вас?
- А что
представляет собой балетный спектакль?
- Что же мы
узнали о героине?
- Маленькая
девочка первый раз в театре.
- Прочитаем
следующий отрывок.
Мы пошли с
подругой Любой,
Мы в театре
сняли шубы,
Сняли тёплые
платки.
Нам в театре,
в раздевалке,
Дали в руки
номерки.
- В какое
время года происходит действие? Докажите.
- Впервые
появляется предмет – герой этого стихотворения? Что это такое?
- Номерок.
- Читаем
следующий отрывок.
Наконец-то я
в балете!
Я забыла всё
на свете!
Даже три
помножить на три
Я сейчас бы
не смогла,
Наконец-то я
в театре!
Как я этого
ждала!
- Сколько в
нём предложений?
- Сколько
восклицательных? Прочитайте их.
- Для чего
автор их использует?
- Какие
чувства переполняют девочку?
- Волнение,
предвкушение радости.
- Трудно ли
три помножить на три?
- Почему
девочка не смогла бы это сделать?
- Какое слово
повторяется в начале двух предложений?
- Для чего?
- Долго
ждала. Мечтала побывать там.
- Продолжаем.
Я сейчас
увижу фею
В белом шарфе
и венке.
Номерок держу
в руке.
- Что мечтает
увидеть девочка?
- Почему не
смеет дышать?
- Замерла от
восторга, ждёт начала спектакля.
- При этом
наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.
Вдруг оркестр
грянул в трубы!
Мы с моей
подругой Любой
Даже
вздрогнули слегка.
Вдруг вижу –
нету номерка.
- Отчего
вздрогнули подружки.
- Какой
глагол использован для названия действия оркестра?
- Грянул.
- Как это
понять?
- Громко
заиграл.
- В какой
момент напряжение достигает предела?
- Вдруг вижу…
Автор ставит тире – остановка, пауза.
- Что могла
бы увидеть девочка?
- А тут
неожиданно…
- Нету
номерка. (Улыбка читателя.)
- Фея
кружится на сцене –
Я на сцену не
гляжу.
Обыскала все
колени –
Номерка не
нахожу!
- Читатель
видит два «спектакля». Один – на сцене
- Прочитайте
об этом. Всего 1 строчка.
- А второй –
что это?
- Поиск
номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки!
- Интересует
ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите.
- Я на сцену
не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)
- Может, он
Под стулом
где-то?
Мне теперь
Не до балета!
- Прочитайте
восклицательное предложение.
- Напряжение
снова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене?
- Нет.
- Почему
девочка так озабочена этой потерей?
- Как
объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним – зима, в театре без
родителей…
- Можно ли
понять её?
- Да, ей
всего 8 лет, испугалась, растерялась…
- Всё сильней
играют трубы,
Пляшут гости
на балу,
А мы с моей
подругой Любой
Ищем номер на
полу.
- Как
развивается действие на сцене? ( И чуть ранее)
- А чем
заняты девочки?
- Очень ярко
предстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасное
искусство балета с одной стороны, а с другой….
- А МЫ…. Где
ищут номер?
- На полу
(даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки.
-Укатился он
куда-то..
Я в девятый
ряд ползу.
Удивляются
ребята:
- Кто там ползает
внизу?
- Каким
глаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется?
- Сравни
ранее два спектакля…. Гости пляшут….. ползает внизу
- Как вы
думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок?
- Обиду,
досаду, злость, волнение…
- Почему она
их испытывает?
- Мечтала
увидеть балет, ждала этого, а тут…
- По сцене
бабочка порхала –
Я не видала
ничего:
Я номерок
везде искала
И наконец
нашла его.
- Что же
девочка видела в театре?
- Я не видала
ничего.
- А на что
надеялась, о чём мечтала? Ранее…
- Но все-таки
какое-то радостное событие произошло.
- Девочка
нашла номерок.
- Но тут как
раз зажёгся свет,
И все ушли из
зала.
Ребятам я
сказала.
- Как вы
думаете, на что надеется девочка, когда находит номерок?
- Посмотреть
спектакль.
- А что
происходит?
- Спектакль
заканчивается и все уходят.
- Что говорит
героиня ребятам?
- Видела ли
она балет?
- Почему
соврала?
- Стыдно
признаться, досадно, что так получилось…
- Что за
балет показывали? Можно предположить?
- «Золушка».
- Я думаю,
что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о
прекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли
мечта девочки увидеть прекрасный балет?
- К
сожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет.
Ожидания
героини не оправдались. Вернёмся к названию. А была ли она в театре? Да, нет,
она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с
героиней и её подругой искали номерок.
- Давайте
подумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос.
- Как Барто
относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
- Автор хочет
что-то посоветовать девочкам.
- Как вы
думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода,
и оставляет это право за нами.
- Возможно,
быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не
повторить…
Агния Барто –
чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого
возраста – от малышей до мам и пап.
5
Расширение читательского кругозора
- Перед вами
сборник стихотворений.
- Какую
информацию о книге можно узнать по обложке?
- Фамилию
автора, название книги, издательство, серию.
- Можно ли
узнать жанр произведений?
- Да, это
стихотворения.
Учащиеся
читают по выбору стихи из книги «Я на уроке в первый раз».
- Понравились
ли вам стихи из этой книги?
- А сейчас я
прочитаю вам одно из своих любимых стихотворений Агнии Барто.
ЗОЛОТАЯ
МИШУРА
Нарушено,
нарушено
Спокойствие
Андрюшино!
До сих пор
бывало так:
Нужно сделать
красный мак
Или склеить
рамочку –
Он попросит
мамочку.
Расцелует
ямочки
На щеках у
мамочки,
И уже готова
мать
И тетрадки
линовать,
И закладки
рисовать.
Жил за
маминой спиной,
Как за
каменной стеной.
Вдруг
нагрянула беда,
Как всегда,
негаданно.
К
понедельнику, к утру,
К школьной
ёлке мишуру
Сделать было
задано.
- Сделай,
мамочка, к утру
Золотую
мишуру!
Вы подумайте,
отказ
Получил он в
этот раз!
Как же это
понимать?
- Сделай сам,
- сказала мать. –
На себя я не
беру
Всех твоих забот.
- Сделай, мамочка
к утру
Золотую
мишуру! –
Сын уже
ревёт.
Золотую
мишуру,
А иначе я
умру!
Мать
вздыхает: поздний час,
Сыну спать
пора.
- Так и быть!
В последний раз…
Будет мишура!
Вытер слёзы
наш герой,
Он ложится
спать.
И сидит над
мишурой
Мамочка опять.
Дотемна сидит
она,
Все огни
потушены…
Скоро ёлка,
Новый год!
Пусть он
твёрдость принесёт
Мамочке
Андрюшиной.
- Что желает
автор Андрюшиной маме?
- Очень часто
автор называет её ласково, как?
- А какой
человек Андрюшина мама?
- Как вы
считаете, для чего ей проявлять твёрдость?
- А каким
образом получит эту твёрдость Андрюшина мама?
Вот так
деликатно, тактично находит Агния Барто добрые слова для каждого читателя. И я
надеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к ее стихам.
6
Подведение итогов урока
- Произведения
какого автора мы читали сегодня?
- Какое
стихотворение мы исследовали?
- О ком пишет
Агния Барто в своих произведениях?
Выставление
оценок. Рекомендации для домашнего чтения.