Полномочия федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
Полномочия федеральных органов государственной власти в
обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
План
1.
Статус Государственной Границы
Российской Федерации: понятие и правовое регулирование
2.
Роль Федеральных органов
государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской
Федерации
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Коренные
внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая
ситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии
значительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики,
предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений в
пограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельную
область правового регулирования[1].
Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и основанного на
нем четкого разделения полномочий органов государственной власти в данной
сфере, безопасность российского государства гарантирована быть не может. А
безопасность в пограничной сфере является одним из основных направлений концепции
национальной безопасности нашей страны.
«Национальные
интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических,
правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической
и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации[2]».
Реализации данной цели служит специализированный административный институт -
общегосударственная система обеспечения защиты и охраны Государственной границы
Российской Федерации. Исходя из этого, считаю весьма актуальным рассмотрение
вопросов связанных с полномочиями федеральных органов государственной власти в
области обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации, так
как они являются частью данной системы.
1. Статус Государственной Границы
Российской Федерации: понятие и правовое регулирование
Прежде
чем непосредственно рассмотреть вопросы полномочий федеральных органов
Государственной власти в области обеспечения статуса Государственной Границы
Российской Федерации, необходимо понять, что же такое статус Государственной
Границы, и в каком аспекте его рассматривать.
Статус
в теории права - совокупность право- и дееспособности, необходимых для
возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей,
реализация которых не порождает конкретные правоотношения[3]
(свобода слова, обязанность исполнять законы и др.) Существует и другое
определение. Статус-совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности[4].
Причем данная правовая категория применима к различным объектам: гражданам,
юридическим лицам, государственным органам, государству и т.д.
Ученые-юристы,
исследующие правовой статус государственной границы, чаще всего используют
термин «законодательство о государственной границе», либо «правовой режим
государственной границы[5]».
Бесспорно, такие категории и связанные с ними подходы к проблеме имеют право на
жизнь и должны активно разрабатываться юридической наукой. Вместе с тем
существует предел их функциональных возможностей. Что же включает в себя
понятие статус Государственной Границы Российской Федерации? Здесь речь идет о
совокупности взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих различные группы
отношений, складывающихся в процессе обеспечения охраны территории государства.
Таковыми являются[6]:
·
порядок установления и изменения
государственной границы;
·
правовой режим границы;
·
организация, деятельность и полномочия
структур, осуществляющих охрану государственной границы;
·
ответственность за нарушение режима
границы и др.
В
соответствии с темой работы и поставленной целью исследования целесообразно
рассмотреть административно-правовой аспект статуса Государственной Границы, а
именно - организацию, деятельность и полномочия структур осуществляющих охрану
и защиту Государственной Границы Российской Федерации.
Чтобы выделить
объект исследования из административно-правового статуса следует определиться с
понятиями защита Государственной Границы, охрана Государственной Границы, а
также общегосударственная система защиты и охраны Государственной Границы
Российской Федерации.
Государственная граница – это линия и проходящая по этой
линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории
(суши, вод, недр, воздушного пространства)[7].
Защита Государственной Границы Российской Федерации как
часть системы реализации государственной политики Российской Федерации
заключается в согласовании деятельности федеральных органов государственной
власти. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, осуществляемая ими в пределах своих полномочий путем
принятия политических. организационно-правовых, дипломатических, экономических,
оборонных. оборонных, оперативно-розыскных и иных мер. В этой деятельности в
установленном порядке также участвуют организации и граждане. Защита
Государственной Границы Российской Федерации обеспечивает жизненно важные
интересы личности общества и государства на Государственной Границе Российской
Федерации в пределах приграничной территории и осуществляется всеми
федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями,
установленными законодательством Российской Федерации[8].
Охрана Государственной Границы Российской Федерации
является составной частью защиты Государственной Границы Российской Федерации и
осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы
безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами
Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной сфере. Охрана
Государственной Границы осуществляется в целях недопущения противоправного
изменения прохождения Государственной Границы Российской Федерации, обеспечения
соблюдения физическими и юридическими лицами режима, пограничного режима и
режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране
рассматриваются в законодательстве как пограничные меры[9].
Что же мы можем понимать под общегосударственной системой обеспечения
защиты и охраны Государственной Границы в Российской Федерации? Во-первых, под
системой понимается совокупность элементов, образующих единое целое и
выполняющих определенные функции данной системы[10].
Во-вторых, термин «общегосударственная» дает понять нам о территориальных
масштабах данной системы. Система может быть локальной, региональной, или
общегосударственной, то есть в масштабах всей страны, как в нашем случае. Итак,
под общегосударственной системой обеспечения защиты и охраны Государственной
Границы в Российской Федерации следует понимать иерархически упорядоченную по
вертикали и горизонтали совокупность государственных органов, имеющих
определенные полномочия в сфере защиты и охраны Государственной Границы
Российской Федерации, либо содействующие этому.
Систематизируя
все вышесказанное, отмечу следующее. Статус государственной Границы Российской
Федерации понятие многогранное, включающее режим Государственной Границы
Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее
защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Учитывая объект
исследования, рассмотрению подлежит общегосударственная система защиты
Государственной Границы на уровне федеральных органов государственной власти
Российской Федерации.
Определив
объект исследования, следует выявить круг нормативно-правовых актов,
осуществляющих регуляцию общественных отношений в данной сфере.
Законодательство
Российской Федерации, регулирующее отношения в пограничной сфере, можно
разделить на три группы: федеральное, региональное (законодательство субъектов
Российской Федерации) и нормативные правовые акты органов местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
В
федеральном законодательстве Российской Федерации можно выделить следующие
подгруппы:
а)
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция) и федеральные
конституционные законы;
б)
законы Российской Федерации и федеральные законы;
в)
подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Конституция
Российской Федерации является основным законом государства и представляет собой
правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Она
разграничивает предметы ведения Российской Федерации в лице ее высших органов
государственной власти; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов. Согласно статьи 71 Конституции к ведению Российской Федерации в
пограничной сфере относятся: вопросы установления, определения порядка
организации и деятельности, а также формирования системы федеральных органов
исполнительной власти (пункт «г»); федерального бюджета (пункт «з»); заключения
международных договоров Российской Федерации (пункт «к»); обороны и
безопасности (пункт «м»); определения статуса и защита государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской Федерации (пункт «н»); вопросы
федеральной государственной службы (пункт «т»).
В
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся: защита
прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств,
обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим
пограничных зон (пункт «б»); осуществление мер по борьбе с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з»);
кадровые вопросы правоохранительных органов (пункт «л»); координация
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,
выполнение международных договоров Российской Федерации (пункт «о»).
Таким
образом, Конституция Российской Федерации является базовым документом в
правовой основе взаимодействия органов государственной власти по обеспечению
безопасности в пограничной сфере.
Среди
федеральных конституционных законов можно выделить такие, как: «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[11] (ред.
от 30 декабря 2008 г.), «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ[12] и «О
чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ[13] (ред.
от 7 марта 2005 г.), «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
«О Государственном флаге Российской Федерации» и Федеральный конституционный
закон «О чрезвычайном положении» в связи с совершенствованием государственного
управления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации» от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ[14].
Эти
акты содержат в себе указания на наличие взаимоотношений федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности,
что позволяет отнести их к правовым основам интересующих нас общественных
отношений.
Законы
Российской Федерации (далее – законы) и федеральные законы обладают меньшей, по
сравнению с федеральными конституционными законами, юридической силой и
принимаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов. Они
составляют текущее законодательство и регулируют общественные отношения в
различных сферах деятельности.
Количество
законов, устанавливающих отношения федеральных органов исполнительной власти в
сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, очень
велико. Это законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. №
1026-1[15]
(ред. от 26 декабря 2008 г.), «О безопасности[16]»
от 5 марта 1992 г. № 2446-1, «О государственной границе Российской Федерации»
от 1 апреля 1993 г. № 4730-1[17]
(ред. от 4 декабря 2007 г.), федеральные законы «О федеральной службе
безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 4 декабря 2007 г.)[18], «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ[19] (ред.
от 26 декабря 2008 г.), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ[20] (ред.
от 14 февраля 2007 г, «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ[21] (ред.
от 9 апреля 2009 г.), «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ[22] (ред.
от 30 декабря 2008 г.) и другие.
Значение
действующего законодательства по защите Государственной Границы велико. Однако
оно дает лишь представление о субъектах взаимодействия по обеспечению
безопасности в пограничной сфере, определяя их правовой статус в данном процессе.
Более детальное правовое регулирование полномочий и деятельности субъектов
взаимодействия по обеспечению безопасности в пограничной сфере закреплено в
подзаконных правовых актах Российской Федерации.
К ним
относятся:
1.
указы и распоряжения Президента
Российской Федерации;
2.
постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации;
3.
ведомственные и межведомственные
правовые акты.
Практика
применения Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской
Федерации» показала, что в целом законодательство о государственной границе
требует серьезной модернизации[23].
В
связи с изменившимися правовыми, политическими и социально-экономическими
условиями в последние годы возобладало мнение о необходимости принятия нового
федерального закона, регулирующего в соответствии с Конституцией Российской
Федерации отношения в сфере определения статуса и защиты государственной
границы Российской Федерации, правовых основ ее установления и поддержания
режима, а также полномочий государственных органов в указанной сфере. И проект
такого закона был разработан.
Однако
происходящие в России процессы формирования новых подходов к обеспечению
национальной безопасности Российской Федерации потребовали определения и
развития правовых норм, касающихся обеспечения безопасности в пограничной сфере
с учетом новых реалий, вызванных необходимостью создания эффективной системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в
пограничной сфере.
В
результате проведенной инвентаризации нормативной правовой базы в указанной
области среди ученых и специалистов сложилось мнение о том, что содержание
Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»
вполне соответствует установленному Конституцией Российской Федерации предмету
ведения Российской Федерации - «статус и защита государственной границы». Таким
образом, необходимость принятия нового федерального закона отпала. Однако
отдельные нормы подготовленного законопроекта могли бы быть переработаны и
внесены как в действующий закон, так и в другие федеральные законы, иные
нормативные правовые акты[24].
Кроме
того, назрела необходимость разработки проекта федерального закона «Об
обеспечении безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» (или «О
пограничной безопасности»), в котором целесообразно было бы определить и
обновить действующий понятийный аппарат, рассмотреть комплексный подход к
обеспечению безопасности в данной сфере, закрепить полномочия всех субъектов
обеспечения безопасности в пограничной сфере, уточнить правовые нормы их
взаимодействия, возможно, установить статус Государственной пограничной
комиссии и Федерального агентства по обустройству государственной границы[25].
Требует
ускорения процесс рассмотрения проекта федерального закона «О приграничном
сотрудничестве в Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу
Советом Федерации в качестве законодательной инициативы. Главная задача
законопроекта – создание необходимых правовых условий для осуществления
приграничного сотрудничества на основе упорядочения и приведения в систему всех
действующих в этой сфере норм и правил[26].
Таким
образом, нормативно-правовое регулирование в сфере защиты и охраны
Государственной Границы Российской Федерации, осуществляется широким кругом
правовых актов, начиная от Конституции и заканчивая локальными актами органов
местного самоуправления. Однако. Центральное значение в регуляции отношений
устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (т.е
отношений по сути являющихся предметом исследования) занимает Закон «О
государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1
(ред. от 4 декабря 2007 г.).
2. Роль Федеральных органов государственной власти в
обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
Итак,
рассмотрев понятие статуса Государственной Границы Российской Федерации и
определив нормативно-правовое регулирование в сфере ее защиты и охраны, можно
непосредственно перейти к исследованию объекта моей работы. Иными словами,
рассмотреть, какими же полномочиями обладают федеральные органы государственной
власти в области защиты Государственной Границы Российской Федерации, какую
функцию они выполняют. Анализируя законодательство Российской Федерации в
области защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, учебную и
научную литературу, к основным федеральным органам исполнительной власти,
реализующим полномочия в сфере охраны и защиты Государственной Границы
Российской Федерации, относятся:
·
Министерство иностранных дел Российской
Федерации:
·
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):
·
Министерство обороны Российской
Федерации:
·
Федеральная таможенная служба:
·
Министерство внутренних дел Российской
Федерации:
·
Служба внешней разведки Российской
Федерации:
·
Федеральное агентство по обустройству
государственной границы Российской Федерации
Теперь о каждом из органов по порядку.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД
России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской
Федерации[27].
Согласно
ч. 1 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля
1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство иностранных дел
Российской Федерации:
1.
На основе решений органов
государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и
закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной
границы, готовит необходимые документы и материалы;
2.
Осуществляет внешнеполитическое,
международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
3.
Оформляет в пределах своей компетенции
документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской
Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без
гражданства;
4.
Разрешает вопросы соблюдения режима
Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не
урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или
Министерством обороны Российской Федерации.
Подробнее данные полномочия раскрываются в «Положении о
Министерстве иностранных дел», утвержденном Указом Президента Российской
Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства
иностранных дел[28]».
Соответственно,
Министерство иностранных дел играет важную роль в обеспечении статуса
Государственной Границы Российской Федерации: ведет переговоры по установлению
и закреплению Государственной границы, установлению ее режима, оформляет в
пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и
выезда из нее, разрешает инциденты на Государственной границе.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации -
единая централизованная система органов федеральной службы безопасности,
осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению
безопасности Российской Федерации.[29]
В системе обеспечения защиты и охраны Государственной Границы Российской
Федерации Федеральная служба безопасности является основным органом и
координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности" деятельность органов федеральной
службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
·
контрразведывательная деятельность;
·
борьба с преступностью;
·
разведывательная деятельность;
·
пограничная деятельность;
·
обеспечение информационной
безопасности.
Пограничная деятельность осуществляется Пограничной службой
ФСБ России. Пограничная служба ФСБ осуществляет меры, отнесенные федеральным
законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы, внутренних
морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны,
континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране
за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов
анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по
осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными
органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц,
транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. Также Пограничная
служба ФСБ осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими
лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах
пропуска через государственную границу и федерального законодательства о
внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической
зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании
и охране объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О
Государственной границе Российской Федерации" направлениями пограничной
деятельности являются:
·
защита и охрана Государственной границы
Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения
Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения
физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской
Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации;
·
защита и охрана экономических и иных
законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны
Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках
Российской Федерации.
Федеральной службе безопасности Российской Федерации в этом
процессе отводится первостепенная роль. Ее функции в обеспечении защиты и
охраны Государственной Границы Российской Федерации сводятся к следующим
основным положениям:
·
совместно с федеральными органами
исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту
и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных
объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную,
контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через
Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
·
координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все
виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима
и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
·
обеспечивает совместно с Министерством
обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности
Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной
границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной
власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов
специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны
Государственной границы;
·
участвует в подготовке органами
государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности
физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны
Государственной границы;
·
участвует в делимитации, демаркации,
редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов,
устанавливающих режим Государственной границы;
·
осуществляет по поручению Правительства
Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных
представителей Российской Федерации;
·
осуществляет добывание и обработку
информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и
охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской
Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке,
установленном федеральными законами;
·
обеспечивает собственную безопасность
органов федеральной службы безопасности;
·
совместно с федеральными органами
государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов
государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной
территории;
·
во взаимодействии с Федеральной
таможенной службой, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и
осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
·
осуществляет контрразведывательное
обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы
территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и
лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
·
взаимодействует с федеральными органами
исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими
органами иностранных государств, международными организациями в интересах
защиты и охраны Государственной границы.
Итак, Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности,
одним из направлений деятельности которой является пограничная деятельность,
осуществляемая Пограничной службой ФСБ. В системе обеспечения защиты и охраны Государственной
Границы Российской Федерации Федеральная служба безопасности является основным
органом и координирует деятельность федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, осуществляет через ПС ФСБ выполнение основных функций
по защите и охране Государственной Границы[30].
Согласно
«Положению о министерстве обороны», Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в
этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской
Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации
организаций[31].
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской
Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство
обороны Российской Федерации:
1.
обеспечивает защиту Государственной
границы в воздушном пространстве и подводной среде;
2.
обеспечивает участие Вооруженных Сил
Российской Федерации в защите Государственной границы на суше, море,
пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке,
определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;
3.
разрешает в пределах своей компетенции
инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;
4.
оказывает содействие пограничным
органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственной
границы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных
соглашений.
Также закон подробно описывает полномочия конкретных войск
в обеспечении защиты и охраны Государственной Границы РФ. Так как управление
Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется Министерством обороны
Российской Федерации, полномочия видов вооруженных Сил целесообразно
рассмотреть применительно к данному ведомству.
Полномочия Войск противовоздушной
обороны:
Войска противовоздушной обороны охраняют Государственную
границу в воздушном пространстве. Они:
·
осуществляют контроль за соблюдением
правил пересечения Государственной границы;
·
пресекают полеты и принимают меры к
посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно
пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования
воздушного пространства Российской Федерации;
·
оказывают содействие воздушным судам,
незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных
обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством
восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории
Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской
Федерации.
Полномочия Военно-Морского Флота
·
Военно-Морской Флот осуществляет защиту
Государственной границы в подводной среде.
·
Силы Военно-Морского Флота в своих
зонах ответственности по поддержанию оперативного режима на военно-морских
театрах:
·
контролируют пересечение
Государственной границы;
·
осуществляют противолодочную, в том
числе подводно - диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской
Федерации;
·
при обнаружении подводных объектов во
внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также
за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими
объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации в военной области
принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных
объектов;
·
применяют боевую технику и оружие в
соответствии с настоящим Законом.
Кроме того, Вооруженные Силы Российской Федерации иные
войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным
органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в
порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов
исполнительной власти.
Иное участие Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск
и воинских формирований Российской Федерации в защите Государственной границы
осуществляется только на основании федеральных законов.
Указ
Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и
структуры федеральных органов исполнительной власти[32]"
возлагает осуществление полномочий в области таможенного контроля на
Федеральную таможенную службу (ФТС)[33].
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г.
N 459 "О Федеральной таможенной службе[34]"
дает определение Федеральной таможенной Службы. Федеральная таможенная служба
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке
государственной политики и нормативному правовому ре валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и
административными правонарушениями. В сфере защиты и охраны Государственной
Границы Федеральная таможенная служба:
·
организует
и проводит мероприятия по защите на Государственной границе экономических,
экологических и иных интересов личности, общества и государства;
С
учетом складывающейся обстановки, во исполнение поручений Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, и, в соответствии с требованиями
нормативных правовых документов, а также межведомственных и межгосударственных
договоров, соглашений и обязательств в 2007 г. таможенными органами
осуществлялись мероприятия по выполнению поставленных задач, среди которых
необходимо особо выделить совершенствование форм и методов работы направленной
на выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконным
перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов
интеллектуальной собственности, сырьевых ресурсов, биоресурсов;
Проводились
мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения
через таможенную границу Российской Федерации готовых продуктов питания,
фальсифицированной и контрафактной сырьевой продукции, морских биоресурсов,
драгоценных камней и металлов, и других товаров.
Основные
усилия таможенных органов были направлены на актуализацию перечня объектов
контроля, разработку и внедрение в практику работы таможенных органов элементов
системы управления рисками, совершенствование взаимодействия с иными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять
контроль за безопасностью ввозимых товаров.
Федеральной
таможенной службой (ФТС России) ведется и актуализируется база данных
недействительных документов[35].
·
издает в пределах своей компетенции
нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими
лицами на территории Российской Федерации;
·
контролирует соблюдение предприятиями,
организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований
международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской
Федерации по вопросам, входящим в ее компетенцию;
·
создает контрольные органы (пункты) и
организует их работу.
Приведу некоторую статистику. В 2006 году таможенными
органами Российской Федерации при выпуске товаров проверено свыше 10 млн.
разрешительных документов, представленных для целей таможенного оформления, из
них: 95,3 % - документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным
требованиям; 1,6% - документы в области военно-технического сотрудничества и
экспортного контроля; 3,1% - документы, представляемые при перемещении
специфических товаров.
За
9 месяцев 2007 года проверено свыше 9 млн. разрешительных документов, из них:
94,4 % - документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным
требованиям; 2,4% - документы в области военно-технического сотрудничества и
экспортного контроля; 3,2% - документы, представляемые при перемещении
специфических товаров.
Прогнозируемая
динамика роста количества документов, подтверждающих соблюдение запретов и
ограничений в 2006 и 2007 гг., составляет свыше 20%[36].
·
взаимодействует друг с другом и
оказывает содействие пограничным органам в защите Государственной границы;
К примеру, в соответствии с Планом организации
взаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами, подготовлены и
подписаны соглашения о взаимодействии с Ростехрегулированием, Росздравнадзором,
Роспотребнадзором и Россельхознадзором о предоставлении и получении информации.
·
сотрудничает в защите Государственной
границы с соответствующими органами иностранных государств.
Соответствующие положения конкретизируются в
Регламенте Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом Федеральной
таможенной службы от 28 ноября 2007 г. N 1479[37]
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел
РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927[38],, Министерство
внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границе
Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство
обороны Российской Федерации: Министерство внутренних дел Российской Федерации:
1.
оказывает содействие пограничным
органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с
нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим
Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан,
задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
2.
информирует пограничные органы о
состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных
противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные
устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
3.
обеспечивает участие внутренних войск
Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите Государственной
границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;
4.
обеспечивает участие органов внутренних
дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска
через Государственную границу;
5.
обеспечивает по представлениям
пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на
отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время
проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений
на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым
пересечениям Государственной границы;
6.
обеспечивает общественный порядок при
проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской
Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
7.
обеспечивает правопорядок в приграничных
районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного
положения;
8.
участвует в правовом воспитании
населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с
пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах
пропуска через нее.
Согласно
Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. №
4730-1, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,
иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным
органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в
порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов
исполнительной власти.
Иное участие внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации
в защите Государственной границы осуществляется только на основании федеральных
законов.
Внешняя
разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых
государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является
составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана
защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с
использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.[40]
Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724
"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти" возлагает данные полномочия на Службу внешней разведки Российской
Федерации.
Ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской
Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1говорит о том, что Служба внешней
разведки Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службой
безопасности Российской Федерации осуществляет разведывательную деятельность в
интересах защиты Государственной границы.
Ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ
"О внешней разведке[41]"
определяет, что разведывательная деятельность осуществляется органами внешней
разведки Российской Федерации посредством:
1) добывания и обработки информации о затрагивающих
жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных
возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств,
организаций и лиц.
2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых
государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности
определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и
Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности
обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.
Федеральное
агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
(Росграница) — федеральный
орган исполнительной власти Российской
Федерации. Создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 октября
2007 г. № 1359 "О Федеральном агентстве по обустройству
государственной границы Российской Федерации[42]".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01
ноября 2007 г. № 734[43]
утверждено Положение, закрепившее за Агентством следующие полномочия:
·
обустройство государственной границы
РФ, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска
через государственную границу РФ и мест ее пересечения;
·
реализация функции государственного
заказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое
регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных
услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и
обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и
мест ее пересечения.
К
настоящему моменту создан единый источник разработки и финансирования мероприятий
по обустройству государственной границы, формирования имущественного статуса
инфраструктурных объектов с применением общих стандартов и нормативов. Все
региональные управления Росграницы в федеральных округах, субъектах РФ и
администрациях пунктов пропуска через государственную границу РФ входят в
структуру территориальных органов Росграницы[44].
К функциям региональных управлений Росграницы относится организация
деятельности пунктов пропуска, расположенных вне приграничных субъектов РФ, и
управление деятельностью территориальных органов Росграницы по приграничным
субъектам Рф[45].
Подведомственным
органом является Росграницы является Федеральное государственное учреждение
«Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГУ Росгранстрой)
ФГУ
Росгранстрой создано в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11
сентября 2008 г. № 1308-р[46].
Приказом Росграницы от 4 февраля 2009 г.№ 6
был утвержден Устав ФГУ Росгранстрой. Приказом Росграницы от 26 марта 2009 г. № 44 ФГУ
Росгранстрой определен заказчиком-застройщиком
по объектам Росграницы.
Дирекция
осуществляет функции проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации
и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для
организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска
через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной
границы РФ, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной
власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы.
Заключение
Статус
государственной Границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим
Государственной Границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия
органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области
и т.д. Учитывая объект исследования, рассмотрению подлежит общегосударственная
система защиты Государственной Границы на уровне федеральных органов
государственной власти Российской Федерации.
Нормативно-правовое
регулирование в сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской
Федерации, осуществляется широким кругом правовых актов, начиная от Конституции
и заканчивая локальными актами органов местного самоуправления. Однако.
Центральное значение в регуляции отношений устанавливающих полномочия
федеральных органов государственной власти (т.е. отношений по сути являющихся
предметом исследования) занимает Закон «О государственной границе Российской
Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.).
К
основным федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в
сфере охраны и защиты Государственной Границы Российской Федерации, относятся:
·
Министерство иностранных дел Российской
Федерации:
·
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):
·
Министерство обороны Российской
Федерации:
·
Федеральная таможенная служба:
·
Министерство внутренних дел Российской
Федерации:
·
Служба внешней разведки Российской
Федерации:
·
Федеральное агентство по обустройству
государственной границы Российской Федерации
Данные
органы государственной власти совместно осуществляют полномочия в сфере охраны
и защиты Государственной Границы Российской Федерации. Объем полномочий
определяется Законом «О государственной Границе Российской Федерации» а также
различными положениями и регламентами, регулирующими деятельность данных
структур.
Приложение 1
«Перечень
территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной
границы Российской Федерации»
N
п/п
|
Полное
наименование территориального органа
|
Сокращенное
наименование территориального органа
|
Регион
деятельности территориального органа
|
Место
размещения территориального органа
|
1.
|
Центральное
территориальное управление Росграницы
|
ЦТУ
Росграницы
|
Центральный
федеральный округ
|
г.
Москва
|
2.
|
Северо-Западное
территориальное управление Росграницы
|
СЗТУ
Росграницы
|
Северо-Западный
федеральный округ (за исключением Калининградской области)
|
г.
Санкт-Петербург
|
3.
|
Южное
территориальное управление Росграницы
|
ЮТУ
Росграницы
|
Южный
федеральный округ
|
г.
Ростов-на-Дону
|
4.
|
Приволжское
территориальное управление Росграницы
|
ПТУ
Росграницы
|
Приволжский
федеральный округ
|
г.
Нижний Новгород
|
5.
|
Уральское
территориальное управление Росграницы
|
УрТУ
Росграницы
|
Уральский
федеральный округ
|
г.
Екатеринбург
|
6.
|
Сибирское
территориальное управление Росграницы
|
СТУ
Росграницы
|
Сибирский
федеральный округ
|
г.
Новосибирск
|
7.
|
Дальневосточное
территориальное управление Росграницы
|
ДВТУ
Росграницы
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
8.
|
Калининградское
территориальное управление Росграницы
|
КТУ
Росграницы
|
Калининградская
область
|
г.
Калининград
|
Источники
Нормативно-правовые
акты:
1.
Конституция Российской Федерации от 12
декабря 1993г.
2.
Федеральный конституционный закон «О
Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 30
декабря 2008 г.)// "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997,
N 51, ст. 5712
3.
Федеральный конституционный закон «О
военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // "Собрание
законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
4.
Федеральный конституционный закон «О
чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7 марта 2005 г.), //
"Собрание законодательства РФ", 03.04.2005, N 1, ст. 5343
5.
Федеральный конституционный закон «О
внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге
Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном
положении» в связи с совершенствованием государственного управления в сфере
защиты и охраны государственной границы Российской Федерации» от 7 марта 2005
г. № 1-ФКЗ. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
6.
Закон Российской Федерации «О милиции»
от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 26 декабря 2008 г.) // "Ведомости
СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 769,
7.
Закон Российской Федерации «О
безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // "Ведомости СНД и ВС РФ",
29.04.1993, N 17, ст. 594,
8.
Закон Российской Федерации «О
государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1
(ред. от 4 декабря 2007 г.), // Ведомости СНД и ВС РФ", 29.04.1993, N 16,
ст. 593,
9.
Федеральный закон «О федеральной службе
безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 4 декабря 2007 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст.
1269,
10.
Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26
декабря 2008 г.) // "Российская газета", N 9, 17.01.1996.
11.
Федеральный закон «О внешней разведке»
от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 14 февраля 2007 г,) // "Российская
газета", N 106, 06.06.1996.
12.
Федеральный закон «Об обороне» от 31
мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 9 апреля 2009 г.) // Российская газета", N
112, 03.04.1996.
13.
Федеральный закон «О противодействии
терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) //
"Парламентская газета", N 32, 10.03.2006,
14.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г.
N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля
1997 г. N 6 ст. 711
15.
Указ Президента РФ от 12 мая
2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти"
16.
«Положение о Министерстве внутренних
дел РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927,// Собрание
законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149
17.
«Положение о Министерстве иностранных
дел», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля
2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2880
18.
Постановление Правительства РФ от 26
июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе"//
Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2006 г. N 32 ст.
3569
Научная
и учебная литература
1.
Лазарев
В.В. «Основы права» М: Юристъ, 2001г.,ст. 26
2.
А.Г. Ветеров «Теория государства и
права» М: 2007, ст.38
3.
«Административное
право России» под редакцией Л.Л Попова.М: Велби 2007г, ст. 277
4.
Бахрах Д.Н. Административное право России:
Учебник. М., 2007. С. 285.
Периодические
издания:
1.
Носков
А. «Безопасность границы – по закону» // Законность. – 2006. – №2. – С.8.
2.
«Проблемы
формирования правовой основы государственной границы России» Старший
преподаватель кафедры права Академии ФПС России полковник юстиции Сергеев В.В.
3.
«Проблемы
обеспечения безопасности России в пограничном пространстве» Серия: Проблемы
национальной безопасности- №12(379), 2009, ст.45
4.
Проничев
В.Е. «Правовые основы совершенствования пограничной деятельности» Право в
Вооруженных Силах", N 2, февраль 2006 г., ст. 23
5.
Кудряшев
А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров,
ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2
[1] Носков
А. «Безопасность границы – по закону» // Законность. – 2006. – №2. – С.8.
[2] Указ Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года».
[3] Лазарев В.В. «Основы права» М:
Юристъ, 2001г.,ст. 26
[4] А.Г. Ветеров «Теория государства и права» М: 2007, ст.38
[5] «Проблемы формирования правовой
основы государственной границы России» Старший преподаватель кафедры права
Академии ФПС России полковник юстиции Сергеев В.В.
[7] Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I
«О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа
1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999
г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002
г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. – 1993. – №17. – Ст.594; 1994. – №16. – Ст.1861;
1996. – №50. – Ст.5610; 1997. – №29. – Ст.3507; 1998. – №31. – Ст.3805,3831;
1999. – №23. – Ст.2808; 2000. – №32. – Ст.3341; №46. – Ст.4537; 2002. (Часть I)
– №1. – Ст.2; №52 (Часть I). – Ст.5134; 2003. – №27 (Часть I). – Ст.2700.
[8] «Административное
право России» под
редакцией Л.Л Попова.М: Велби 2007г, ст. 277
[9] Там же
[10] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2007.
С. 285.
[11] "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51,
ст. 5712
[12] "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5,
ст. 375
[13] "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23,
ст. 2277.
[14]"Собрание законодательства РФ", 03.04.2005, N 1,
ст. 5343
[15] "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст.
503.
[16] "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст.
769,
[17] "Ведомости СНД и ВС РФ", 29.04.1993, N 17, ст.
594,
[18]
Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст.
1269,
[19] "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33,
ст. 3349,
[20] "Российская газета", N 9, 17.01.1996.
[21] "Российская газета", N 106, 06.06.1996.
[22] "Парламентская газета", N 32, 10.03.2006,
[23] «Проблемы обеспечения безопасности
России в пограничном пространстве» Серия: Проблемы национальной безопасности-
№12(379), 2009, ст.45
[24] Проблемы обеспечения безопасности
России в пограничном пространстве Серия: Проблемы национальной безопасности-
№12(379), 2009, ст.46
[25] Проничев В.Е. «Правовые основы
совершенствования пограничной деятельности» Право в Вооруженных Силах", N
2, февраль 2006 г., ст. 23
[26] Проничев В.Е. «Правовые основы совершенствования
пограничной деятельности» Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2006
г., ст. 24
[27] Указ Президента РФ от 11 июля
2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации"
[28] Собрание законодательства
Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2880
[29] Собрание законодательства
Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269,
[30] «Административное право России» под редакцией Л.Л
Попова.М: Велби 2007г, ст. 279
[31] Указ Президента РФ от 16 августа
2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями)
[32] Собрание законодательства
Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 20 ст. 2290
[33]Постановление Правительства РФ от
26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе"
[34] Собрание законодательства
Российской Федерации от 7 августа 2006 г. N 32 ст. 3569
[35]
Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2
[36]Кудряшев А.О.
Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в
Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2
[38] Собрание законодательства
Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149
[39] Собрание законодательства
Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 6 ст. 711
[40] Ст.
1. Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке»
[41]Собрание законодательства
Российской Федерации от 15 января 1996 г., N 3, ст. 143
[42] Собрание законодательства
Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 42
[43] Собрание законодательства
Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5575
[44] «Об утверждении Положения о территориальном органе
Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской
Федерации». Приказ Росграницы N 115 от 6 ноября 2008 г".
[45] См. Приложение 1.
[46] Собрание законодательства
Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 37 ст. 4229