"План государственных преобразований" М. Сперанского
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ РОССИИ
Доклад
“План
государственных преобразований”: история разработки и содержание
Доклад
студента
II
курса исторического факультета
Гавриленко
С.В.
Научный
руководитель:
Забоенкова
А. С.
Калининград
2010
План
Введение
Конституционная
традиция в России
Разработка
проекта М.М. Сперанским
Основные
положения «Плана государственных преобразований»
Идеи
реформы Сперанского в законодательстве царской России
Заключение
Список
источников и литературы
Введение
Согласно тому материалу, который я изучил в
процессе составления доклада, можно заявить, что тема эта вполне изучена и
разобрана в историографии.
В подготовке данного доклада я использовал
различную литературу, в которой хорошо исследована данная тема.
Прекрасная работа была создана Леонтовичем В.В.
“История либерализма в России. 1762 - 1914. М., 1995”. В этой работе идёт
замечательный разбор деятельности Сперанского и его политических взглядов с
1803 по 1809 гг., в частности много внимания уделено разбору проектов
Сперанского.
В работе Медушевского А. Н. “Демократия и
авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.,
1998”, мы можем проследить развитие конституционализма в России на протяжении
первой четверти XIX
века.
В работе Предтеченского А. В. “Очерки
общественно - политической истории России в первой четверти XIX
века”, прекрасно рассмотрены вопросы внутренней политики русского правительства
в конце XVII и первой
четверти XIX века. В
частности мы можем проследить конституционную традицию в России до начала XIX
века.
В процессе составления доклада и решил
разобраться в вопросе об истории создания Сперанским “Плана государственных
преобразований” и его значении для русского общества, в связи, с чем определил
несколько задач:
1. Конституционная традиция в России
2. Разработка проекта М.М. Сперанским
3. Основные положения «Плана государственных
преобразований»
4. Идеи реформы Сперанского в
законодательстве царской России
Так же в своём докладе я использовал, как
источник, сам текст “Введения к уложения государственных законов (План
всеобщего государственного образования) ”.
Конституционная
традиция в России
Начиная говорить о конституционной традиции,
следует сказать, что в России был правительственный конституционализм,
поскольку политические преобразования происходили именно с принятия законов, а
не революционных потрясений.
Говоря о конституционной традиции в России до
проектов Сперанского М. М., необходимо упомянуть, что похожие законы
разрабатывались ещё в правление Екатерине II.
Наиболее яркие примеры дворянского конституционализма второй половины XVIII
века - это проекты-Н. И. Панина и М.М. Щербатова. В своих «Рассуждениях» они
сходятся на мысли, что в России царит полная неустойчивость власти, здесь «престол
зависит от отворения кабаков для зверской толпы буян» (намек на переворот
1762 года), а «мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся… может
привести [государство] в несколько часов на самый край конечного разрушения и
гибели» (намек на Пугачева). Причина бедствий, терзающих Россию, в том, что
«без непременных государственных законов не прочно ни состояние государства,
ни состояние государя».
Связующим звеном между проектами Просвещенного
абсолютизма и преобразованиями Сперанского выступают проекты рубежа 18 - начала
19 века. К их числу относится, прежде всего, проект канцлера А. А. Безбородко -
“Записка для составления законов Российских”, представленная в 1799г. Проект А.
А. Безбородко в известной мере продолжает традицию обращения высших
представителей знати к монарху с идеей октроированных реформ. Отметив, что
дворянство и городское население уже имеют чёткий законодательный статус, автор
констатирует необходимость распространения правовой регламентации на сельское
население.
В правление Павла I,
Безбородко возвращается к высказывавшейся в предшествовавших проектах идее о
Правительствующем Сенате как «верховном в России правительстве». Довольно
большое место занимает в его проекте вопрос о правовом контроле в государстве,
для осуществления которого предлагается особая должность канцлера юстиции.
Впервые упоминается термин «человек и гражданин» в смысле - индивида, жизнь и
права которого защищены законами (что несомненно составляет элемент понятия о
гражданском обществе). В основе лежит идея Монтескье о различии деспотизма и
монархии, ограниченной фундаментальными законами. Автор не отрицает разумности
самодержавия (необходимого в силу пространственной протяженности и
многонационального состава государства), однако предполагает такую рациональную
организацию, которая максимально ограничивает личный произвол. С этой целью
предполагалась законодательная регламентация положения всех сословий,
упорядочение административной и судебной системы, введение совещательного
бюрократического института при монархе для лучшей разработки законов. Этим
институтом являлось собрание депутатов под председательством канцлера юстиции,
которое рассматривало проекты, представленные царской властью с последующей
передачей их в Общее собрание Сената и неокончательное утверждение монарха.
Однако реформы государственного строя, предполагавшиеся Павлом, не были
завершены, но уже в самом начале нового царствования Александра I
проблема реформ приобретает широкое общественное признание.
Еще до вступления на престол будущий царь под
влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком
молодых друзей принципы разумного государственного устройства - концепцию
просвещенной монархии, ограниченной фундаментальными законами. В связи с этим
был образован Негласный комитет в 1801г. Материалы обсуждения этой проблемы -
коронационные проекты А.Р.Воронцова, В.П.Кочубея и Н.Н.Новосильцева - нашли наиболее
полное выражение в принципиальном идеологическом документе - «Грамоте
российскому народу» (12 августа 1801 г.). Наряду с этим, к коронации готовили
еще два документа - манифест по крестьянскому вопросу и проект преобразования
Сената.
На сентябрь этого же года была назначена
торжественная коронация нового императора. В течение этих коротких месяцев была
проведена весьма значительная работа, завершившаяся созданием проекта «Грамоты
российскому народу». Соответствующий документ готовили члены Негласного
комитета, в котором активное участие принимали молодые инициативные политики,
увлеченные идеями Просвещения - В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, П.А.Зубов. Важную
роль в создании этого документа сыграл А.Р.Воронцов.
Подготовка взаимосвязанных документов, которые
должны были быть обнародованы при коронации, имела в виду охватить широкий круг
проблем, открывавших путь к реформам. Были подготовлены три документа: Грамота
российскому народу; Манифест по крестьянскому вопросу; Проект преобразования
Сената. Предполагалось одновременно решить вопросы социального,
административного и политического преобразования страны. Анализ Грамоты М. М.
Софоновым позволил установить её западные источники. Ими явились, во-первых, Habeas
Corpus Act
- важнейший элемент английской неписанной конституции; во-вторых, декларации
прав человека и гражданина трёх французских конституций, прежде всего
конституции директории 1795г.
Большие ожидания, которые были связаны с
документом, трактуемым членами Негласного комитета как своего рода конституция,
оказались нереализованными. В ходе коронации Александра I,
состоявшейся 15 сентября 1801г., вопреки ожиданиям и конституционным
предложениям, грамота не была обнародована. Манифест о коронации не содержал
даже упоминания о предполагавшихся реформах.
После сближения Сперанского с Александром (1806
г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования
власти, создав свое «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский
определяет предмет законов как «установление (правовых) отношений между людьми
к общей безопасности лиц и имуществ», различая государственные законы
(определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы
(определяющие отношения лиц между ними.
Идея фундаментальных законов, корпус которых
составляет основание и структуру политической системы, реализуется в проекте
Сперанского с возможной полнотой и юридической разработанностью. Прослеживается
преемственность данного проекта с предшествующими памятниками русского
конституционализма. Однако в нём, несомненно, присутствуют и новые либеральные
идеи. Речь идёт не только о государственных законах, определяющих отношение
личности к государству, но и законах гражданских, определяющих отношение
частных лиц между собой.
В декабре 1808 г. Александр I
поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России.
Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и
обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы.
Он весь ушёл в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все
материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию
составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству,
“изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно встречался с
императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.
Основные
положения “Плана государственных преобразований”
Поскольку для Сперанского главное, это
безопасность и свобода, то все законы, воспринимаемые им, служат для их защиты.
Поэтому Сперанский ставит вопрос о коренных законах, которые неподвижны и
неизменны. Утверждая, что законы существуют для пользы и безопасности людей, им
подвластных, Сперанский говорит, что “во всяком благоустроенном государстве
должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные,
неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы, то есть,
разговор идёт о создании конституции.
По «конституции» Сперанского все население
страны разделялось на два сословия: высший класс и низший класс. Эти классы
должны быть устроены так, чтобы высший класс стоял между правительством и
низшим классом, но имел с последним выгоды. Сперанский устанавливает следующее
“разделение состояний”: 1) дворянство, как владельцы недвижимой собственности,
2) “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) “народ
рабочий” (помещичьи крестьяне, “домашние слуги, ремесленники и рабочие люди и
поденщики”). Разделение шло по обладанию гражданскими и политическими правами.
Гражданскими правами обладали все тир категории, но политическими только те,
кто владел недвижимостью. Был возможен переход из различных состояний.
В основу государственного устройства России
Сперанский положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной
- министерства, законодательной - Государственная дума. Однако выше всех этих
высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного
органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой
законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.
Суть же принимаемой конституции сводилась к
следующему: 1) Устанавливается разделение властей, 2) мнения законодательной
власти совершенно свободны и должны точно отражать народные желания, 3)
судебная власть независима от исполнительной, 4) исполнительная власть
ответственна перед законодательной.
Идеи
реформы Сперанского в законодательстве царской России
Из Плана государственного преобразования
Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения
Государственного совета и завершения министерской реформы. Были также
предложены мероприятия к ограничению чиновничества: чин коллежского асессора,
предоставляющий право на потомственное дворянство, давать только лицам,
окончившим университеты. Для канцелярских чинов оставить только первые три
чина, и лицам имеющим их, предоставить право на одно личное дворянство “с
правом владеть землёю в крепость, а людей селить по условиям”, т. е. без права
владения крепостными. “Последующие осьмиклассные чины” давать преимущественно
тем чиновникам, которые “предъявят свидетельства в их учении”. Чин статского
советника “открыть … единственно для людей, испытанных и в службе довольно уже
упражнявшихся”. Предлагаемые Сперанским меры внесли бы изменения в существующее
законодательство о чинах. Они ограничили бы количество высших чиновников,
начиная от статского советника. Они затруднили бы для лиц, находящихся на
государственной службе, получение звания потомственных дворян и вместе с тем и
право на владение крепостными. Наконец, они изменили бы принцип, лежащий в
основе табели о рангах. Если бы проект Сперанского был проведён в жизнь, то к
требованию заслуги, до сих пор единственному при чинопроизводстве, было бы
прибавлено ещё одно - образование.
Заключение
Согласно изученному материалу можно сделать
вывод что, конституционная традиция в России была уже достаточно развита к
моменту начала работы Сперанского над Планом государственных преобразований. К
разработке своего проекта Сперанский приступил, уже имея на руках документы,
разработанные в России, похожие на конституции, а также и использовал различные
достижения передовой западной мысли (французские конституции). Основные идеи,
изложенные в Плане государственного преобразования, были всё - таки хоть и
хороши, но слишком радикальные и не своевременны на почве русской
действительности.
Список
источников и литературы
Источники
1. Сперанский
М. М. План государственного преобразования. М., 2004г.
Литература
1. История
России XIX - начала XX
в. Учебник для исторических факультетов университетов. - М., 1998.
2. Леонтович
В.В. История либерализма в России. 1762 - 1914. М., 1995.
3. Медушевский
А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной
перспективе. М., 1998.
4. Предтеченский
А. В. Очерки общественно - политической истории России в первой четверти XIX
века.