Природное и социальное в человеке
2. Природное и социальное в
человеке.
Человек – существо социальное. Но в то же время и
высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens
характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих
признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших
пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и
социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека
в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает
наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему
воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные
происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,
изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет
устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке,
понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных
групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании
специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,
несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель
любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям
биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и
неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от
родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных
и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает
уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно
многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Индивидуализация – общебиологическая закономерность.
Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными,
обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных
функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями
индивидуально-личностными.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир
общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным,
признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и
политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих
начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,
поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь
биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем:
признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее,
постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются
биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического
и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют
биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются,
подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции,
вырабатываются новые линии практического действия, способствующие
совершенствованию взаимоотношений между людьми.
К.Маркс писал: «Человек является непосредственно
природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными
силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы
существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой подход нашел обоснование
и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека
как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого
человека.
Марксистско-ленинская философия показывает значение
социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно
разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает
доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.
Пренебрежительное отношение к биологии человека
недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа
есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия
над ней, ни евгенических проектов ее переделки.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 С.262-263