Психологический анализ коллектива осужденных
§ 2.
Психологический анализ коллектива осужденных
Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании.
В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через
коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и
целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим
деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию
коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную
массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые в
свою очередь образуют группы и другие категории. При создании групп должна
учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание
наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму
и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам
осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого типа
продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы,
соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило,
учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по
профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь
в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует
одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь
способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.
Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением
каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный
интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С.
Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматри-
'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф.
Психологические основы режима. М., 1968, с. 9.
вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения
социальной и человеческой ценности»'.
Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных,
каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об
удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном
коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это группа
осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное
участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое главное,
активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше
группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем,
как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь
исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по
собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива —
осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в
значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является
группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на
путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся
активно противодействовать положительному воспитательному воздействию
администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из
группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя
положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно
бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и
коллективы.
Воспитатель и
коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но и
через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит
успех воздействия на конкретную личность. Малые группы возникают
самостоятельно, независимо от администрации, как правило, стихийно.
Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются
малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль:
в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияние
на поведение осужденных, со всей силой здесь действуют механизмы подражания,
соперничества и самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь
дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными
традициями.
'Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М.,
1957. с. 241.
Между воспитателем и
осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит
малая группа. Возникнув, она проходит свой путь развития, внутри группы
создается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии
отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности
в соответствии с отведенной ему ролью. В такой группе всегда имеется лидер,
вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с положительной направленностью
обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные
симпатии. В процессе организации и становления отрицательно направленной малой
группы часто возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между
отдельными лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных.
Захватив лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю
черную работу он поручает другим осужденным, оставляя за собой функцию
организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно
направленной малой группы не может быть и речи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно
многообразны:
от скрытых состояний
неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, до открытых
столкновений интересов, до групповых аффективных действий.
Каждый конфликт в
своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало, характеризующееся возникновением
отрицательных чувств, столкновением интересов, противоречивостью мнений,
вкусов; 2) формирование конфликтных отношений; 3) открытое столкновение
конфликтных сторон; 4) разрешение возникших противоречий. Все это важно знать
для профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение
конфликтов всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение
для исправления и перевоспитания осужденных.
Гуманизация
исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-, ществляться через
разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания,
введение альтернативных лишению свободы мер по отношению к лицам, совершившим
преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических
исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических
методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным
является исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с
потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее
ресоциализации и создания перспективы для социальной адаптации.
В ряде ИТУ достигаются заметные успехи в
ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал
приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и
психо-логов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников,
формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в среде
заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются
перспективы исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот,
создается перспектива будущего.
§ 3. Методы психологического воздействия на
осужденных в процессе их перевоспитания
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях
проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к
укреплению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости
и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия
на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет
развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны
применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное
воспитательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на
создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры
воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях
коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного. А.С.
Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем
дела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия
именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле
мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет никакого
дела»'.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе
проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает
в себе цели изучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель
действий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли,
что цели действий администрации полностью совпадают с их собственными
интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе
переходный период к жизни и деятельности в об-
' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.
щем коллективе
российских граждан. Эти знания будут способствовать направленности их
деятельности, волевых и интеллектуальных способностей на достижение таких
промежуточных целей. Создается отрицательное отношение осужденного к своему
прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершению
преступления. Без подобного изменения отношения к своему прошлому поведению не
может создаться новое отношение ктруду, к жизни, новое мировоззрение.
Убеждение направлено
и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.
Метод регулирования
психических общений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на
психические общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного
с работниками колоний, с другими осужденными, с родными, близкими ему людьми.
Воспитательное
воздействие представителей общественных организаций и коллективов существенно
дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и
ставшими полноценными гражданами российского общества.
Особое значение имеет
осуществление контакта осужденного с семьей, который во многом способствует
выработке у него положительных качеств, изменению его отрицательных
психических состояний. В этом немаловажная роль принадлежит и воспитателям
колонии, которые должны обеспечить в необходимых случаях связи с семьей, соответствующее
отношение членов семьи к осужденному. Особенно важно правильно использовать в
целях воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надо
тщательно подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех
изменениях, которые произошли в психологии данного осужденного, о возможных
путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказать
наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. Для достижения
целей перевоспитания воспитатель должен использовать все психические общения,
в которые вступает осужденный.
Метод передачи
информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к
осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта,
получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал, и т. д.
Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать" сведения о
том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь
государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах он видит,
что, хотя он и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его
семье, делают все, чтобы его дети росли нормальными гражданами. Такие факты
существенно влияют на выработку твердого решения перевоспитываться, повысить
активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.