Деловое общение как особый вид общения
Самарский государственный университет
Филологический
факультет
Контрольная работа
По
теме: «Деловое общение как
особый вид общения»
Выполнила:
Студентка 6 курса
Филологического факультета
Заочного отделения
Горбачик А.И.
Проверила:
Преподаватель
кафедры русского языка
Чернявская Н.А.
Самара 2007
Оглавление
Понятие делового общения 3
Признаки делового общения 3
Виды делового общения 5
Формы делового общения 8
Библиография 11
Понятие делового общения
Деловое общение — это самый массовый вид
социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и
административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических
отношений.
Новые экономические и социальные условия
побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения.
Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым
формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности
лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.
Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным
компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих,
референтов, руководителей всех уровней.
Умение успешно вести деловые переговоры,
грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие
составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с
низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто
составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической
категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах
неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура
общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
I. Признаки делового общения
Деловое общение сегодня проникает во все сферы
общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех
форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения
непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве,
производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей,
организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то
коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет
важнейшую часть профессионального облика.
Специфика делового общения заключается в том,
что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование
осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения,
чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом
взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские
отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Другой специфической особенностью делового
общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным
правилам и ограничениям.
Эти правила определяются типом делового
общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и
задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными
культурными традициями и общественными нормами поведения.
Они фиксируются, оформляются в виде
протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм
социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений времен ной
рамки общения.
Важная особенность делового общения — это
строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно
исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника,
продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз
меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия
деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и
подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т.
п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными
конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом
общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает
его эффективность.
К особенностям делового общения относится
и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое
взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения,
т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы
партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое
общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.
Поэтому в деловом общении особую
значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность,
организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм
и принципов.
Деловое общение требует и более строгого
отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не
допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным
является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов,
диалектизмов, архаизмов и др.).
II.
Виды делового общения
Владение общением, средствами вербальной и
невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого
умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми,
конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его
профессиональный имидж.
Специалистами по общению подсчитано, что современный
деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов или более 3 тысяч
слов в час. Речевое сообщение, как правило, сопровождается несловесным,
помогающим осмыслить речевой текст.
Деловое общение представляет собой процесс
взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию
того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной и т д.
познавательное общение подразумевает освоение новой информации и применение
ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;
а) этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: передать
информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности
партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных
процессов воздействия:
отчет о деятельности;
сообщение о результатах деятельности;
информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
общение по результатам изученных первоисточников информации;
информационно-аналитическое выступление;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических
особенностях организации коммуникативного действия:
концентрация внимания на предмете информирования;
рационализация изложения материала;
логически безупречная аргументация;
доказательность всех выдвигаемых положений;
подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных
взаимосвязей.
Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою
позицию, переориентацию целей;
а) этот вид общения стоит использовать, если вы
хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать
определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на
восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм
коммуникативных процессов воздействия:
торжественная речь;
поздравление;
напутствие;
комплимент;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих
технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на эмоциональный настрой партнера;
учет контраргументации и критической позиции одного
партнера по отношению к другому;
эмоциональное отношение к предмету общения.
Экспрессивное общение ставит своей целью изменение настроя
партнера, провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания,
вовлечения в конкретные акции и действия;
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства,
переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе
побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего
массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на
эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и
реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое
использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на
механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм
коммуникативных процессов воздействия:
рассказ о собственных переживаниях и чувствах,
связанных с предметом общения;
мотивированный призыв;
анализ возможных последствий;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих
технологических особенностях организации коммуникативного действия:
краткость изложения;
ситуативная обусловленность;
яркость жестикулирования;
демонстративный характер поз;
интонирование голосом;
аффектация и акцентуация;
фасциации при помощи художественного подкрепления.
Суггестивное общение необходимо при оказании внушающего
воздействия для изменения мотиваций, ценностных ориентаций, поведения и
отношения;
а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее
воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б) при этом вам необходимо задействовать:
некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень
контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль
воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм
коммуникативных процессов воздействия:
внушение через мотивационную сферу сознания;
внушение через идентификацию;
внушение через ссылки на авторитет;
внушение через персонификацию;
внушение через предупреждение;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих
технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
постоянное разъяснение внушаемых установок;
формирование аттракции как необходимого компонента в
суггестивном общении;
интонационная стимуляция внушаемой информации;
дистанционное управление эмоциональным напряжением и
т. д.
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при
которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений
осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное
восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и
мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является
бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция
общения развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен
манипулятивный стиль общению и в области пропаганды.
Следует отметить, что владение и использование средств
манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило
заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы
взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения,
построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном общении партнер воспринимается не
как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных"
манипулятору свойств и качеств. Однако, человек, выбравший в * качестве
основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится
жертвой собственных манипуляций.
Ритуальное общение приводит к формированию чувства патриотизма и
национальной гордости, сохранению традиций и закрепление новых ритуалов.
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и
поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в
больших и малых группах;
б) при этом вам необходимо задействовать:
художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания
на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его
ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал
одновременно);
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм
коммуникативных процессов воздействия:
ритуальные акты;
церемонии;
обряды;
обрядовые комплексы;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих
технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на национальные и
территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
концентрация внимания на самоценности ритуальных
действий;
театрализация коммуникативного поведения.
III.
Формы делового общения
Деловая беседа - система целесообразно подобранных мыслей и слов,
посредством которых один или несколько собеседников хотят оказать определенное
влияние на другого собеседника или на группу собеседников в целях изменения
существующей деловой ситуации, то есть с целью создания новой деловой ситуации
или нового делового отношения.
Беседа является благоприятной и часто единственной возможностью убедить
собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился ней.
Основным фазам деловой беседы соответствуют пять принципов ее
проведения:
1. Привлечь внимание собеседника (начало беседы).
2. Пробудить в собеседнике заинтересованность (передача информации).
3. Детально обосновать свои доводы (аргументация).
4. Устранить сомнения собеседника.
5. Преобразовать интересы собеседника в решения (принятие решения).
Презентация (от лат. Praesentatio) - общественное представление
чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала,
кинофильма, телепрограммы, организации.
Поскольку существует много видов презентаций, их цели
могут быть самыми разными. Основной целью является создание необходимого мнения
у аудитории о фирме, марке товара, проекте и т.п.
От того, как подготовлена презентация, может зависеть успех
коммерческого проекта, возможные контракты и в конечном итоге, прибыль.
Шаги по подготовке презентации следующие:
1.
Анализ состава, цели,
характера и состояния аудитории.
2.
Планирование и развитие
вступления, основной части и заключения для длинной формальной презентации.
3.
Выбор, разработка
вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов.
Деловое совещание - элемент управленческой деятельности руководителя;
наиболее распространенная форма управления, позволяющая:
- использовать коллективный разум, знания и опыт
специалистов для решения сложных проблем;
- организовать обмен информацией между отдельными
работниками и структурными подразделениями;
- оперативно доводить конкретные задачи до
непосредственных исполнителей.
Деловые совещания различаются:
- по масштабам привлечения участников: федеральные,
республиканские, отраслевые, региональные, городские, районные, внутренние;
- по месту проведения: местные, выездные;
- по периодичности проведения: регулярные, постоянно
действующие;
- по количеству участников: в узком составе (до 5
человек), в расширенном составе (25-30 человек);
- по стабильности состава участников.
Переговоры – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
Ведение переговоров сопровождает любую совместную деятельность. Целью
переговоров обычно является достижение договоренности об участии сторон в
деятельности, результаты которой будут использованы для обоюдной выгоды.
Деловые переговоры ведутся в рамках сферы ведения бизнеса участников и имеют
более узкую задачу – достичь договоренности о взаимовыгодном обмене ресурсов,
совместном инвестировании ресурсов, распределении прибыли, полученной от
совместной деятельности.
В деловых переговорах часто стороны имеют прямо
противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является
завершение переговоров договоренностью, служащей его интересам. Проявлять
твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – пожалуй,
основная задача переговоров. Уступить в малозначимом и настоять на основном,
пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом: очень похоже
на игру в шахматы, да ведь переговоры и есть игра, в которой побеждает наиболее
подготовленный и искусный.
Искусство ведения деловых переговоров состоит в том,
чтобы показать своему визави путь к решению его задачи через совершение
действий, выгодных Вам. Это требует глубоких знаний в области коммуникации,
компетентности в применении техник делового общения, умения управлять своим эмоциональным состоянием.
Библиография
1.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые
играют в игры: М., 1988.
2.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика.
М., 1991.
3.
Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие.
Ярославль, 1992.
4.
Ниренберг Д., Калеро Г.
Как читать человека словно
книгу. М., 1988.
5.
Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.
6.
Психология и этика
делового общения/Под ред. В. Н. Лавриненко. М.,1997.
7.
Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать
карьеру. Как строить организацию. К., 1994.
8.
http://social.psypublica.ru/