Жестокое обращение с детьми
Рецензия на дипломную работу студентки факультета
психологии МГОПУ Поляковой Татьяны «Жестокое обращение с детьми»
Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук
Данная работа претендует
на звание аналитического обзора специальной литературы, посвященного проблемам
жестокого обращения с детьми (см. стр. 3). Однако автор избегает того, чтобы с
самого начала во введении четко определить, в чем заключаются эти проблемы.
Это обусловило слабую структурированность, определенную степень расплывчатости,
неконкретности работы.
Применительно ко второму
абзацу введения (стр. 3) непонятно каким образом кризис общества может
стимулировать интерес к проблемам жестокого обращения с детьми. Наоборот,
кризис общества обычно приводит к снижению интереса к подобного рода проблемам.
Люди начинают относиться к таким вещам как к чему-то обычному, не стоящему
внимания. В этом, в общем-то, и заключается кризис общества.
Интерес к проблемам
подобного рода у части современных образованных людей есть попытка
противостоять кризису общества, предотвратить его. Это своего рода профилактика
кризиса общества. Впрочем, подобного рода профилактика есть составная часть
жизни любых нормальных обществ, и она говорит о том, что в обществе есть
здоровые силы, противостоящие кризисным явлениям.
Мы не согласны со
структурой данной работы. Литературный обзор следовало бы начинать с анализа
того, как трактуется феномен жестокого обращения с детьми (с кем бы то ни было)
с точки зрения основных психологических и психотерапевтических теорий, подходов.
Следовало бы четко определить, что именно следует понимать под жестоким
обращением с детьми (с кем бы то ни было), какие формы жестокого обращения
существуют. Далее необходимо было сосредоточиться на процессе генезиса этих
форм, описать факторы жестокого обращения, рассмотреть место жестокого
обращения с детьми в структуре личностного функционирования и функционирования
того сообщества, где подобные формы обращения с детьми (вообще формы
эмоциональной жизни) практикуются. Необходимо было описать и альтернативные
формы функционирования, исключающие жестокое обращение с детьми (или с кем бы
то ни было), наметить пути перехода от одних форм функционирования к другим.
Не следовало бы начинать
обзор главой под названием «Рост
насилия в социально-неблагополучных слоях общества». Это частный вопрос, привязанный к конкретному времени и определенному
слою, слабо связанный с темой обзора. Не всякое насилие есть жестокое
обращение. Жестокое обращение наблюдается не только в социально-неблагополучных
слоях общества.
В целом структура обзора
оставляет желать много лучшего.
Считаю возможным
рекомендовать оценку хорошо.
22 мая 2002 года.