Учение Фрейда
Санкт-Петербургский государственный университет
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра «Психологии и Педагогики»
Студент 103 группы
bachelor@hotbox.ru
Научный руководитель
ВОВК М. В.
Санкт-Петербург
1997
1. Введение....................................................................................... 2
2. Первоначальные
исследования психоанализа.. 3
2.1. Сознательное и бессознательное................................ 4
2.3. ²Сопротивление больного².............................................. 4
2.4. Вытесняющие силы............................................................ 5
2.5. Типология преодоления
конфликта.......................... 5
3.
"Я" и "Оно"................................................................................... 6
4. "Сверх-Я"....................................................................................... 8
5.
Заключение.............................................................................. 10
Список литературы................................................................. 11
Зигмунд Фрейд родился в 1856г. Как и
многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался
изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста
в этой области.
Став врачом, занявшись лечением больных
психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы
динамикой нервных процессов (используя, в частности, сеченовское понятие о
торможении). Однако, чем больше он углублялся в эту область, тем острее
испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда
психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины
патологических изменений в психики своих пациентов. А, не зная причин,
приходилось действовать вслепую, ибо, только устранив их, можно было надеяться
на терапевтический эффект.
Первый импульс к их изучению придало применение
гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие с тем, чтобы
он его выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает
его, будучи в полном сознании, но истинной причины не знает и начинает
придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от
сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись
Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных
направлений в современной науки о человеке. Используя различные методики
истолкования психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у
пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом
своих чувств на врача и др.), они разработали сложную и разветвленную сеть
понятий, оперируя которой, уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые
за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.
Главной среди этих процессов была признана
имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Со
времен детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс
личности. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и,
тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям,
разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройствах
движений, восприятия, памяти и т.д.).
Этот взгляд привел к пересмотру трактовки
сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась
существенно другой, чем в традиционной психологии. Его отношение к
бессознательной психики мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время только
благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается
(с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую нанесли
личности.
Открыв объективную психодинамику и
психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания,
Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и
множеством его последователей психотерапевтическая работа обнаружила важнейшую
роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, стало быть,
не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».
О психоанализе Фрейд пишет:²Это не моя заслуга.
Я не принимал участия в первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач
доктор Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической
девушке 1880-1882, я был студентом и держал свои последние экзамены.²
Было замечено, что больная во время состояния абсанса[1], психической спутанности
бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление, как будто они
относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач просил запомнить эти слова,
затем поверг ее в состояние своего рода гипноза и повторил ей снова слова,
чтобы побудить ее сказать еще что-нибудь на эту тему. Больная пошла на это и воспроизвела
перед врачем то содержание психики, которое владело ею во время состояний
спутанности и к которому относились упомянутые отдельные слова. Рассказав ряд
таких фантазий, больная как бы освобождалась и возвращалась к нормальной
душевной жизни. Такое хорошее состояние держалось в течение многих часов, но на
другой день сменялось новым приступом спутанности, который, в свою очередь,
прекращался таким же образом. Сама больная, которая в этот период болезни
удивительным образом говорила и понимала только по-английски, дала этому новому
способу лечения имя talking cure (лечение разговором) или называла это лечение
в шутку ²chimney sweeping² (прочистка труб). Вскоре как бы случайно оказалось,
что с помощью души можно достичь большего, чем временное устранение постоянно
возвращающихся расстройств сознания. Если больная с выражением аффекта
вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы
появлялись впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы болезни.
Благодаря изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того,
что в одном и том же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных
группировок, которые существуют довольно независимо друг от друга, могут ничего
²не знать²
друг о друге, и которые попеременно захватывают сознание. Случаи такого рода,
называемые double conscience[2],
иногда возникают самопроизвольно. Если при таком расщеплении личности сознание
постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называется
сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее – бессознательным.
2.3. ²Сопротивление больного².
Катартический метод лечения, как его практиковал Брейер, предполагал
приведение больного в глубокое гипнотическое состояние, т.к. только в гипнотическом
состоянии можно было получить сведения о патогенных соотношениях, Фрейду вскоре
стал неприятен. Немаловажной причиной было то, что он, несмотря на все
старания, приводил в гипнотическое состояние более чем только часть больных.
Фрейд стал поступать иначе, он спрашивал больных относительно
пережитого в сомнамбулизме. Сначала они утверждали, что ничего не знают, но, не
успокаиваясь, Фрейд настаивал на своем, уверял их, и забытые воспоминания
всякий раз воскресали снова.
Но какая-то сила препятствовала тому, чтобы воспоминания сделались
сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой
силы можно было принять совершенно уверено. Она поддерживала болезненное
состояние, а именно – сопротивление больного.
Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление.
Причем те самые силы, которые препятствуют забытому стать сознательному в свое
время содействовали этому забыванию и вытеснили из сознания соответствующие
патогенные переживания. Фрейд назвал этот процесс – вытеснением и рассматривал
его как доказанный, благодаря неоспоримому существованию сопротивления.
Но можно задать себе вопрос: каковы эти
силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы видим
патогенный механизм истерии?
Сравнительное изучение патологических ситуаций позволило дать ответ.
При всех переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание,
которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума,
желание, которое было несовместимо с эстетическими и этическими взглядами
личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы
было то, что представление, которое возникало как носитель этого несовместимого
желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями
устранилось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего
представления с ²Я²
больного было мотивом вытеснения: этические и
другие требования индивидуума были вытесняющими силами.
Принятие несовместимого желания или, что то же самое, продолжение
конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое
является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности.
Типология преодоления конфликта (способов защиты)
следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из
сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные
влечения или агрессия (например, к одному из родителей) могут полностью уводить
из сознания и «прорываться» в оговорках, ошибках, символических сновидениях.
В более
сложных ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание
человеку таких качеств, вследствие которых он и не должен был бы заслужить
положительного отношения, а истинным мотивом, вытесненным, неприемлемым,
скрытым для человека – утверждение своего «Я».
Проекция - приписывание своих
чувств, желаний, влечений, другому человеку. Так, ханжество -
приписывание другим людям невозможных для себя, но подсознательно невероятно
заманчивых моральных проявлений; приписывание окружающим мужчинам особой
сексуальной активности и неподобающего поведения по отношению к себе самой у
женщины, испытывавшей затруднения и неудовлетворенной общением с лицами
противоположного пола и т.д.
Идентификация - бессознательный
перенос на себя чувств и желаний другого человека. Такой вариант защиты
свойственен детям, в процессе социализации усваивающих образцы поведет
«значимых других», а также при принятии мужских или женских социальных ролей.
Глубинная сущность такого защитного механизма - символическое обладание
недоступным, но желаемым объектом (как в детских играх).
Сублимация - перенос энергии с
запретного объекта на какую- либо приемлемую в обществе форму деятельности.
Фрейд склонен был объяснять творчество реализацией свободной энергии такого
плана; биографии известных художников, писателей, деятелей, ученых -
варианты сублимированной энергетики.
Если психосексуальная энергия продолжает
циркулировать в закрытом контуре и не разряжается, бессознательно мотивируя
поведение, человек испытывает неприятные переживания, тревогу. Такое состояние
может быть квалифицированно как невротическое.
Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт
самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения. Изначально эти
факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека один из них,
как жизненно необходимый, утратил свое былое значение. Это произошло потому,
что у человека появились приспособления для добывания пищи. Со временем пища
стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все
меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие
приспособления и по почти полностью обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на
первое место вышел инстинкт размножения. Итак, «Оно» - инстинктивное начало, подчиняющееся принципу удовольствия. Оно
социализируется в процессе воспитания ребенка в семье и далее, по мере
осуществления жизненного пути человека.
В работе «По ту сторону
удовольствия» (1920) Фрейд об "Оно" пишет следующее:² …Гроддек неустанно повторял, что то, что мы
называем своим ²Я², в
жизни проявляется имущественно пассивно, что нас, по его выражению, ²изживают²
неизвестные и неподвластные нам силы. Все мы испытали такие впечатления, хотя
бы они и не овладели нами настолько, чтобы исключить все остальное.
Я предполагаю считаться с этими взглядами и назвать сущность, исходящую
из системы W[3]
и пребывающую вначале предсознательной, именем "Я", а те другие
области психического, в которых эта сущность проникает и которые являются
бессознательными, обозначить, по примеру Гроддека, словом "Оно".
Согласно предлагаемой теории, индивидуум представляется нам как непознанное и
бессознательное "Оно", на поверхности которого покоится
"Я", возникшее из систем W как ядра. <…>
Нетрудно убедиться в том, что "Я" есть только низменная под
прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W-BW как часть "Оно",
своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. "Я" также
старается содействовать влиянию внешнего мира на "Оно" и
осуществлению тенденций этого мира, "Оно" стремится заменить принцип
удовольствия, который безраздельно властвует в "Оно", принципом
реальности. Восприятие имеет для "Я" такое же значение, как влечение
для "Оно". "Я" олицетворяет то, что можно назвать разумом и
рассудительностью, в противоположность к "Оно", содержащему страсти.²
Фрейд в работе «По ту сторону
удовольствия» (1920) рассматривает Эдипов комплекс. Фрейд считает, что сексуальное
влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени,
на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или
невольно бессознательное «оно» создает инцестуальные предпосылки, которые
подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое
или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в «Эдипов комплекс».
При разрушении Эдипова комплекса необходимо отказаться от объективной
привязанности к матери. Вместо нее могут появиться две вещи: либо идентификация с матерью, либо усиление
идентификации с отцом.
²Итак,
можно сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы,
характеризуемой господством Эдипова комплекса, в "Я" отлагается
осадок, состоящий в образовании обеих названных, как-то согласованных друг с
другом идентификации это изменение "Я" сохраняет особое положение: "Оно" противостоит прочему содержанию
"Я" в качестве Я-идеала или "сверх-Я".
"Сверх-Я" не является, однако, простым осадком от первых
выборов объекта, совершаемых "Оно", ему присуще также значение
энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к
"Я" не исчерпывается требованием ²ты должен быть таким же (как отец)², оно выражает запрет:²таким (как отец) ты не смеешь быть, т.е. не смеешь
делать все то, что делает отец.²[4]
В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и
авторитетам, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в и Я-идеал, осуществляя
в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями
"Оно" и действиями "Я" ощущается как чувство вины.
Итак, Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, следовательно,
выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его
либидо. Вставив этот идеал, "Я" сумело овладеть Эдиповым комплексом и
одновременно подчиниться "Оно". В то время как "Я" является
преимущественно представителем внешнего мира, реальности, "сверх-Я"
выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или "Оно". И
мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между "Я" и Я-идеалом в
конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и
внутреннего миров.
«Сверх-Я» формируется в процессе социализации -
компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают
возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» -
законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты,
принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество и чем выше
образовательный для представителей определенной его прослойки, тем мощнее
срывающее инстинкты давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности,
который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который
по мере возможности не нарушал бы моральных требований и не перекрывал бы
полностью энергетический «источник» «Оно». Такой компонент назван Фрейдом «Я».
«Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и
терпящий постоянное невыносимое напряжение.
Если интенсивность потребности велика, а условия
ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью
механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем,
какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем
механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к
человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и
обретению душевного равновесия.
Примечательно, что за порогом сознания
фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я»,
ускользающее от рефлексии.
Согласно концепции Фрейда, невозможно такое
сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью
конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим
или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором
«сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен и человек
находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего
количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и
не ориентирующее личность на творческую деятельность – губительно. В любом
случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека -
продукт его социализации в конкретном обществе.
Наверное ни одно из психологических учений не
вызвало такой острой полемики и критики, как фрейдизм, и ни один ученый не был
свидетелем столь массового перехода своих соратников и учеников в лагерь
научной оппозиции.
Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и
понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также
продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Она нашла
много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют
работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть
основные элементы психоанализа и теории Фрейда.
1.
Зигмунд Фрейд ²По ту сторону принципа удовольствия².
2.
Зигмунд Фрейд ²Психология бессознательного².
3.
Андреева И.В. ²Психология высшей школы².
[1] Кратковременное затмение (отсутствие) сознания.
[2] Раздвоением сознания.
[3] Bw-сознательное
vbw-предсознательное
ubw-бессознательное
[4] Фрейд ²По ту сторону удовольствия².