Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа
Белорусский государственный университет
Факультет управления и социальных технологий
Реферат по предмету
«История психологии»
на тему:
Зигмунд Фрэйд –
основоположник психоанализа
Студента 1 курса группы №171
специальность «Социальная
работа»
Кардымона Юрия Валентиновича
2001 Минск
«Чтобы оценить его полностью,
необходимо два условия: свобода
от предубеждений и, желание
прямо смотреть правде в глаза»
«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, —
когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда».
Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее развитие
психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли.
Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем, Дарвином, Эйнштейном,
называют «зодчим современного понимания человека», «одним из научных новаторов
нашей эпохи», а его учение — «коперниковским переворотом», видоизменившим не
только науку, но и культуру общества в целом.
С самого
начала становления как науки, психоанализ имел горячих приверженцев не только
в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А. Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э.
Джонс); многие выдающиеся современники: Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда
«величайшим учителем»), Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав
Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и уважали Фрейда как ученого и мыслителя,
о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка.
Смелость, неординарность и революционность самого подхода
Фрейда к «хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению
много противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В.
Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).
В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь
через многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К.
Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию
фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и интеллектуальных
исканий в самых широких областях человеческих знаний.
В настоящее
время, являясь крайне противоречивым учением, со множеством, часто взаимоисключающих
ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и
философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или
психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли
бессознательного в структуре личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь
изобретения термина «бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал,
что в период Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и
немецком языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».
«Благодаря
этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех
своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и бессознательной,
как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии» (А. Е.
Шерозия). Так же трудно переоценить влияние психоанализа на культуру общества
в целом. Фрэйд дал стимул для поиска новых форм и содержания в литературе,
драматургии, поэзии, изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь
малую часть деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей
Фрейда: Т. Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет,
Э. Ионеско, С. Дали, X. Миро.
Долгие годы
тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от магистральных направлений
интеллектуальных исканий человечества нанесли тяжелый урон отечественной науке.
В печальном списке «вредных учений», наряду с генетикой, кибернетикой и
социологией, одним из первых оказался психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий»
конца 20-х — начала 30-х годов был ликвидирован. Психоаналитический институт,
подверглись гонениям многие психиатры психологи, стоящие на позициях
психоанализа.
Ввиду того,
что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно трактовалось не
только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и скудно давались его
биографические сведения, необходимо остановиться на главных этапах жизненного
пути великого ученого.
____________________________________
Зигмунд Фрейд
родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном городе Австро-Венгерской
империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем, ввиду разгула антисемитизма,
семья Фрейдов, после недолгих скитаний, поселилась в Вене. Отец Зигмунда —
Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-просветительских взглядов всячески
способствовал образованию сына. Еще в гимназии, показав неординарные
способности, Фрейд увлекся естествознанием, особенно учением Дарвина, много и
упорно учился и решил в дальнейшем посвятить себя науке. В 1873 году он поступает
на медицинский факультет Венского университета. Особенное влияние на
формирование З. Фрейда как ученого оказал крупнейший физиолог школы
Гельмгольца, директор Института физиологии при университете Эрнст Брюкке, у
которого Фрейд работал в течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы
Фрейд сделал важнейшие наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров
нейронной теории — основного положения современной неврологии.
В 1885 году отлично сдав устные и письменные экзамены, и
прочитав блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он
становится приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году
Фрейд в течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного
из самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался
проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал
искать причины и механизмы этого заболевания.
Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической
работой. Систематические практические наблюдения привели Фрейда к
необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами. Вместо
гипнотического внушения он стал применять метод «свободных ассоциаций»,
толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями, согласно предположению
Фрейда, вытесненные из сознательной сферы переживания могут выйти в сознание.
Именно эти методы легли в основу техники психоаналитической терапии, применяемой
в принципиально неизменном виде и в наши дни.
В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены в США для
чтения лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не
подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция широкой общественности
на психоанализ.
В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В
США, Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются
психоаналитические общества, выходят журналы.
Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению,
анализу и обобщению своих представлений о природе человека, общества и
культуры. Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд
скромно и почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто Вены - с
женой и шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста,
научный гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли
друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы жизни
Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти отошел от
практической клинической работы, сосредоточившись на творческой деятельности и
обучении психоаналитиков.
После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный
паспорта, стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку,
четыре его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный
резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний, год
жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в возрасте
83-х лет.
_________________________________
Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались
экспериментальной проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным
результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований.
Научная достоверность полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа
около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других
дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД,
ЭГО, Супер-ЭГО, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания
средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно
несостоятельными.
Я приведу ряд положений, которые как показывает анализ
публикаций, выдержали научную проверку:
1)
некоторые характеристики
орального и анального типа личности;
3)
некоторые аспекты эдипова
комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные
фантазии по поводу матери и страх кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит
утверждения о том, что двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную
борьбу за сексуальное обладание матерью./
Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки
со стороны научных методов проверки:
1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются
ранее подавленные намерения и желания;
2)
что под влиянием эдипова
комплекса мальчики и сравнивают себя с отцом, и усваивают его нормы супер-эго
под влиянием страха;
3)
что женщины имеют заниженную
по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развиты
стандарты супер-эго.
Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток
научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский
психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Фрэйд З. «Я и Оно»
2.
Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История
современной психологии»
3.
С. Шишов «Обратная сторона
нашего Я»
4.
Б. Р. Нанейшвили и Г.Б.
Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений З.Фрэйда»