Ортодоксальность теории З. Фрейда
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Институт Психологии
им.Л.С.Выготского
Кафедра общей, возрастной
и дифференциальной психологии
РЕФЕРАТ
по курсу История Психологии
"Ортодоксальность теории
З.Фрейда"
Преподаватель: Марценковская Т.Д.
Студент: Трапани С.С.
Курс 2 группа 961-2
Москва 1998
Психоанализ.
Ни одно психологическое направление не
приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это
объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию
и другие отрасли науки, связанные с человеком.
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом —
по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения нев-розов.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в
1896 году, а через год он начал проводить систематические само-наблюдения,
которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга
”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения
своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной
жизни”. Постепенно его идеи приобретали призна-ние. В 1910 году его приглашают
читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его
работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно скла-дывается
кружок почитателей и последователей. После орга-низации психоаналитического
общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое
движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догма-тичным в своих
взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки
самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры
личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом
самых талантливых его после-дователей.
О том, что мыслью Фрейда правила общая
логика преоб-разования научного знания о психике, говорит сопоставление пути,
следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями
творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо
психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни
нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам
сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем
прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином,
Сеченовым принадлежит Фрейду.
Во введении в научный оборот различных
гипотез, моде-лей и понятий, охватывающих огромную неизведанную об-ласть
неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих
исследованиях Фрейд разработал ряд поня-тий, запечатлевших реальное своеобразие
психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней.
К ним относятся, в частности, понятия о защитных меха-низмах, фрустрации,
идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и
др.
Фрейд выдывинул на первый план жизненные
вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о слож-ности
внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о
последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и
“должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно
контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской”
психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение
Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.
Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им
проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила
социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области:
метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория
общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и
структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов , главными из
которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он
помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрес-сивными
стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной
деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой
точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее
успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация
накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
Либижозная энергия, которая связана с
инстинктом жиз-ни, является также основой развития личности, характера. Фрейд
говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов,
отличающихся друг от друга способом фик-сации либидо, способом удовлетворения
инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и
нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд
выделял три больших этапа.
Либидозную энергию Фрейд считал основой
развития не только индивида, но и человечского общества. Он писал, что вождь
племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов
комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят
вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию
первых законов, таюу, которые начинают регули-ровать социальное поведение
человека. Позднее последова-тели Фрейда создали систему этнопсихологических
концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами
происхождения основных этапов в развитии либидо.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его
метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были соб-ственно созданы
остальные части его теории. В своей психо-терапии Фрейд исходил из того, что
врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого
пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому
происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то
есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в
бессознательное своего пациента, но и внушает ему опреде-ленные положения,
прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния.
Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и
ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто
делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование,
которое пациент некри-тично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обес-печивает
катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное
и освобождаеся от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с
внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая
основана на равноправных отношениях пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили
научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся
принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке,
невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие
мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии.
Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом
его огромная заслуга перед человечеством.
Ни одно течение в истории психологии не
вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи
психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь”
западной культуры, что многим ее предста-вителям значительно легче мыслить ими,
чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается
резкой критике.
Несмотря на существенную модернизацию многих
положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию,
заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего
следующие положения:
1) понимание психического развития как
мотивационного, личностного;
2) представление о развитии как адаптации к среде;
хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда
противостоит конкретному индивиду;
3) представление о движущих силах психического
развития как врожденных и бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития, также
врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и
существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.
О причинах парадоксальной
“жизнеспособности” психоанализа
Какие обстоятельства придали психоанализу
неоспоримую сопротивляемость, хотя ни одно, пожалуй, на-правление
психологической мысли не подвергалось такой резкой и никогда не прекращавшейся
критике, как со стороны тех, кто идеи этого направления в той или иной степени
признавал, так и тем более со стороны тех, кто эти идеи отвер-гал. Пестрота
мнений, которая поныне наблюдатся в его рам-ках, делает нелегким ответ даже на
такой, казалось бы, прос-той вопрос: является ли психоанализ, несмотря на все
пере-петии и парадоксы его истории, более или менее единой теоретической
конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемся скорее лишь перед
поверхностно объединен-ным конгломератом течений, лишенным специфического для
него концептуального ядра?
Сегодня можно уверенно сказать, что,
завоевав с боями определенное место в западной культуре как течение, имев-шее
вначале психотерапевтическую, а затем также философ-скую и социологическую
ориентацию, психоанализ стал посте-пенно наталкивался в возрастающих масштабах
на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии. При всей “модности”
некоторых его понятий и призывов, их популяр-ности на страницах невзыскательной
массовой печати, он остается тем не менее в условиях современной культуры
Запада скорее изолированной сферой мысли. Подлинного оплодотворения идеями
психоанализа концептуальных на-правлений, проникновения этих идей в иные
философские или психологические течения не произошло. И тем более, конечно, не
приходится говорить о каком бы то ни было влиянии идей психоанализа на работы
советских исследователей.
Такое положение вещей не может не заострить
естеств-енно возникающий вопрос: чем же обусловливается эта пара-доксальная
жизнеспособность системы, которая сама по себе, то есть при ретроспективном
взгляде на ее собственные внут-ренние противоречия, обрисовывается как крайне
неустойчи-вая? Что позволяет этой системе сохранять определенную степень
исторически выраженной стабильности при отнюдь не сочувственном принятии ее
миром других идей, при явном наличии в ней сильных критических тенденций,
направленных на переосмысление ее основных исходных положений?
Отвечая, следует прежде всего подчеркнуть,
что своеобразие судьбы психоанализа объясняется своеобразием спектра идей,
которые он пытается утвердить. Существова-нием в этом спектре как важных идей,
имеющих серьезное зна-чение для дальнейшего развития наших знаний, так и идей
малой и даже негативной научной ценности, идей-эфемеров, о которых перестают и
думать очень скоро после того, как они сформулированы. Если последние придают
истории психо-анализа облик динамичной мозаики, неустанной смены про-грамм и
декораций, то первые выступают как основа неоспо-римой сопротивляемости,
которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым разнообразным
попыткам его критики.
Каковы же эти “стабилизирующие”
психоанализ идеи? Ответ требует глубокого анализа, потому что они нелегко воспринимаемы:
согласие с ними возможно лишь при оказе от трактовок, уже давно ставших
традициоными, то есть при условии нового вздляда на целый ряд психологических и
клинических проблем.
Почти уже вековая история психоанализа
убедительно говорит в пользу того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость
направлений психоаналитической мысли, все эти направления, начиная от созданных
первыми “отступ-никами” А.Адлером и К.Юнгом и кончая наиболее известными
современными теоретиками психоанализа Дж.Клайном и Ж.Лаканом, основываются так
или иначе на одной и той же общей для них идее существования бессознательного,
понима-емого как категория принципиально психологическая.
Если утверждается, что неосознаваемая
психическая деятельность обнаруживается в том или ином виде в структуре любой
формы человеческого реагирования, в структуре любого поведенческого феномена,
то становится очевидной невозможность понять в отвлечении от этой идеи ни одно,
по существу, из проявлений целенаправленной активности чело-века.
Именно эта опора на категорию
бессознательного, кото-рая объединяет самые различные направления психоана-литической
мысли, позволила психоанализу уцелеть как специ-фическому концептуальному
течению на протяжении почти уже целого века.
Библиография.
1. "Краткий психологический словарь."
М.1985
2. "Буржуазная философия ХХ века." Сб.М. 1974
3. "Современная буржуазная философия и религия."Сб.М.1977
4. Фрейд З. "Введение в психоанализ.
Лекции." М.1991
5. "Философский энциклопедический словарь."
М.1983
6. Ярошевский М.М. "История психологии от
античности до середины ХХ века." М.1996