61 Направление развития
инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств. Огр-ия инженерно-технической службы. Типовая
структура ИТС (структ. подразделения): 1. Служба эксплуатации
МТП. Её задачи: компл. мех-ия пр. процессов в полеводстве путём выс. орг-ии
эфф. исп-ия тракторов и с/х машин и ТС; ув-ие сроков службы машин; снижение
экспл. затрат; повыш-ие кач-ва ТО и хранения. 2. Служба
ремонта. Её задачи: своевр. восстан-ие работоспос-ти машин на базе передовой
технологии ремонта. 3. Служба обеспечения нефтепродуктами. Её
задачи: беспереб. снабжение ТСМ. 4. Служба эксплуатации
энергоустановок (напр., на животноводч. фермах). 5. Служба
материального снабжения. Её задачи: своевр. снабжение необх. обор-ем и
запчастями, а тж. правил. хранение матер.-тех. ценностей Общее
рук-во ИТС – гл. инженер. Оперативное управление МТП, МТБ –
осущ-ет диспеч. служба (= орг-тех. меропр-ия для централиз. упр-ия с/х пр-вом
в масштабе хоз-ва). Задачи д/с: 1. рабраб-ет операт. планы и
доводит их до исполнителей. 2. принимает и обраб-ет операт.
данные о ходе работ и инф-ет гл. инженера о них. 3. контрол-ет
своевр. плановое ТОР. 4. принимает заявки от подр-ий на
МТ-обеспечение. 5. ведёт док-цию, устан-ую для дисп. связи.
|
62 Оценка рациональности составленного
агрегата. Осн. треб-ия к
МТА: МТА – разновидность мобильного агрегата; совок. раб.
органов + источник энергии (ДВС) + трансмиссия + вспом. органы (сцепка). Рац.
комплектование – это выбор состава агрегата (трактора, числа раб. машин и
сцепки) и раб. скорости; соед-ие выбран. машин и сцепки с трактором +
настроечные регулир. работы. МТА комплектуют по треб-ям: 1.
Выс. кач-во в соотв. с агротех. треб-ми. 2. Выс. произв-ть при
наим. затратах ресурсов (трудовых, топливно-энергетич., фин., матер.) на
единицу работы и урожая. 3. Наим. отриц. возд-ие на окр. среду
(почву, воздух). При комплектовании учитывают: размеры полей и
длину гона, тип и влажность почвы, угол склона, высоту культурных растений,
норму высева, дозу внесения удобрений и химикатов, урожайность убираемых
культур. Режимы работы агрегатов: 1. загрузки
дв-ля. 2. скоростной. 3. допустимого буксования. 4.
Полн. эфф. исп-ия мощности дв-ля. На Т-150К, К-700 степень
загрузки опр-ют по тахоспидометру. Желаемой загрузки дв-ля
достигаем за счёт изменения числа машин, а тж. скорости движения в процессе
раб. хода агрегата. МТА при работе имеет 2 скор. режима: раб. скорость и
скорость х.х. Допустимое буксование = 0,05 (для гус. тракторов) и 0,15 (для
колёсных).
|
63 Показатели уровня использования МТП. Осн. задача анализа исп-ия МТП – оценка
работ, показателей МТП с учётом конкр. прир-произв. усл-ий. Исп-ие
МТП охватывает – все вопросы произв. и тех. эксплуатации. От степени
исп-ия МТП зав-ит урож-ть, себест-ть работ и продукции, è компл. оценка исп-ия МТП возможна только на основе
тех., орг. и экон. показателей. Для компл. оценки и анализа
применяют след. показатели: 1) Оснащ-ть хоз-в техникой. 2)
Уровень мех-ии полеводства. 3) Исп-ие МТП. 4)
Эфф-ть ТО МТП. Энергонасыщенность (=оснащ-ть) полеводства – это
обобщ. показатель уровня мех-ии любого хоз-ва. NГА=∑/FП.О., где FП.О. – общие пахотные площади. Энерговооруж-ть
труда (хар-ет снижение ручного труда): NЧЕЛ=∑N/НР, где NЧЕЛ – где общее число работников. Показатели
уровня и эфф-ти мех-ии полеводства = колич. соотн-ие механиз. и ручн. труда.
τМЕХ=FМЕХ/FО, где FМЕХ
– общий объём механиз. работ. Кач. хар-ка и показатели МТП: 1.
Сред. мощность на 1 физич. трактор. 2. Сред. энергонасыщенность
тракторов. 3. Удел. стоимость единицы мощности. 4.
Отн-ие ст-ти машин к ст-ти тракторов. Осн. показатели эфф-ти
ТО: уд. затраты на ТО; общие затраты на ТО и на общ. балансовую стоимость;
удел. затраты на ТО на ед. стоимости ВП; КТГ МТП; Формы исп-ия МТП: прокат,
аренда, кооперативы по совмест. исп-ию техники.
|
64 Организация работ при хранении техники. Особ-ть ЭМТП – сезонность. Многие с/х машины
в теч. года исп-ся 10-15дней и 50-60дней. Остальное время – хранение. Правил.
хранение – снижает разрушение из-за атм. осадков, ув-ет срок службы, снижает
затраты на ТО, способствует повышению произв-ти и безотказной работы машин. Виды
хранения: 1. Межсезонное (перерыв исп-ия до 10дн.; подкачивают колёса). 2.
Кратковременное (от 10дн. до 2мес.). 3. Длительное (перерыв от 2мес; разгружают
шасси). Способы хранения: 1. В закр. помещениях (лучший;
дорогостоящая техника: зерноочист. оборудование, комбайны). 2. Под навесом
(плуги). 3. На откр. площадках. Технология проверки: 1. Выбор
площадки с тв. покрытием. 2. Ограждение + помещение (для служ. пользования и
ТО).
|
65 Кинематические характеристики МТА и
характер их изменения. 1.
Раб. участок – поле, находящееся в одном массиве, для вып-ия с/х работы с 1
или неск. агрегатами. 2. Загон – часть раб. участка для вып-ия
техн. операций с принятым способом движения. 3. Раб. ход –
путь, как правило, прямолинейный, кот. проходит МТА с выкл. раб. органами. 4.
Поворот – криволин. траектория, по кот. движ-ся МТА от завершения 1 и до
начала др. раб. хода. 5. Холостой ход – путь, кот. проходит МТА
по полю при поворотах без вкл. раб. органов. 6. Способ движения
– циклически повторяющиеся однотипные сочетания раб. и хол. ходов в загоне. 7.
Кинематика – раздел инж. дисциплины, в котором изуч-ся движение агрегата по
полю и обоснов-ся вариант высокопроизводит. исп-ия МТА при работе на данном
участке поля. К кин. хар-кам отн-ся: 1. Кин.
центр аргерата (КЦА) – это усл. точка, по траектории которой анализируют
движение МТА. 2. Кин. длина агрегата – это расстояние от КЦА до
конца раб. органов агрегата: LК = LТ + LС + LМ (длина трактора + дл. сцепки + дл. машины). 3. Длина
выезда – это расстояние, на кот. перемещается центр агрегата от контр. линии
по ходу МТА перед началом и в конце поворота (зависит от кин. длины и ширины
захвата). E = ae ·
LК ; длина выезда агрегата e =ae · Bр. 4.
Кин. ширина (dК)
– это расстояние от продольной оси симметрии агретата до конца раб. органов. 5.
Центр поворота – это мгновенная точка, относительно которой в данный момент
совершается поворот агрегата. 6. Сред. радиус поворота – зав-ит
от ширины захвата и скорости поворота V. 7. Ширина колеи – опр-ся
междурядьем, а продольная база трактора соответственно равна конструктивной.
|
66 Баланс времени смены МТА. - хар-ет распределение общего времени смены
по отд. нормативным составляющим. При этом методе весь процесс работы
расчленяют на осн. сост. эл-ты с целью совершенствования труда и повышения
производительности. Т.к. учесть всё разнообразие подходов
невозможно, рассмотрим БВС, наиб. часто используемый при экспл. расчётах. ТСМ
= ТЕО + ТПН + ТЕР + ТХ + ТТ
+ ТТН + ТЕП + ТОЛ + ТМ + ТР
(время смены = ежесменное ТО + время (вр.) получения наряда + общее вр.
переезда + общее вр. хол. хода + вр. техн. обслуживания, напр. загрузка семян
+ вр. ТО в процессе работы + потери вр. смены + вр. на отдых и личн. нужды +
потери вр. на метеоусловия + общая продолжит-ть осн. работы смены 7часов). Все
слагаемые поделим на 3 группы: 1. Постоянные слагаемые (не
зависят от параметров МТА и от мощности). Т1 = ТПН + ТОЛ
+ ТМ = f1 = const. 2. Зависящие от мощности. Т2
= ТЕО + ТЕР = f2(NH);
W=f(N). 3. Зависящие от мощности и
от фактич. объёма работы. Т3 = f3(NH, τ); τ – коэф. времени смены.
τ = f(N). τ = (ha – (N/РN))/(1–К·(N/РN)).
ha и К – коэф. хар-ют прир-произв. усл-ия (длина гона,
удел. сопротивление). РN – удел. мощность. τ = 1 · ∑ τi (n; i=1). Исп-ие
времени – 1 из осн. показателей для хар-ки исп-ия 1 машины. τДВ
= ТДВ / ТСМ, где ТД – время движения за
смену.
|