Отчет по практике 'прокладка сигнальных кабелей на ЖД и др.'
Структура базы практики.
База практики - дистанция сигнализации и связи ШЧ-6. Практика
проходила в бригаде СЦБ, которая обслуживает участок станций -
Днепропетровск-Южный - Встречный - Сурское с прилегающими перегонами. Этом
участок оснащен системами однопутной трехзначной числовой кодовой
автоблокировки при постоянном тяговом токе. Частота тока кодовых импульсов -
Днепропетровск-Южный - 50 Гц, Встречный - 25 Гц. При этом применяются следующие
типы реле : на 50 Гц - ДСШ12А и ДСШ13А - 25 (двухэлементное секторное
штепсельное). Технологические процессы проводятся по трем графикам - 4-х
недельному, годовому и долговременному(например по модернизации всех релейных
шкафов).
Бригадой СЦБ выполнялись плановые мероприятия и ремонтные работы.
Например, по оборудованию эл. пит. устройств: пробный запуск
дизеля, осмотр вводно-распределительных щитов, контакторных и предохранительных
приставок, выпрямителей всех типов, по хозяйству СЦБ : обход
стрелочных переводов(на Южном - 13 и 10, причем четность нумерации зависит от
направления ), измерение сопротивления изоляции сигнальных кабелей, измерение
напряжений на путевых реле, внешняя проверка трансмиттеров и реле, измерение
напряжения на электрических конденсаторах и выпрямителях ячеек кодовой
автоблокировки, замена реле, блоков кодовых ячеек, предохранителей, ремонт
поврежденной проводимости на стыке, замена трансформаторного ящика.
Технология прокладки, разделки и монтажа кабельных линий.
Линейные устройства современных кабельных линий состоят из трех
основных частей: кабеля, кабельной арматуры и кабельных сооружений. Кабель представляет
собой совокупность нескольких проводников (жил), изолированных друг от друга и
от земли и заключенных в общую защитную оболочку. Жилы кабеля служат для
передачи электрической энергии. Основное назначение защитной оболочки - это
создание полной герметичности, защищающей кабель от проникновения в него влаги
и влажного воздуха. В устройствах железнодорожной АТС используют кабели с
алюминиевыми защитными оболочками и оболочками из пластмасс, находят также
применение кабели со свинцовой оболочкой и оболочкой из резины. Кабельная
арматура представляет собой оборудование, при помощи которого
осуществляется соединение концов строительных длин кабеля, устройство
ответвлений кабеля и оконечных включений его, это - кабельные оконечные и
соединительные муфты, кабельные стойки и ящики, боксы, распределительные
коробки и т.д.
Сигнально-блокировочные кабели устройств СЦБ, как правило,
применяются с медными жилами, с полиэтиленовой изоляцией, в пластмассовой
оболочке. Токопроводящие жилы во всех кабелях выполнены из медной проволки
диаметром 1.0 мм и изолированны полиэтиленом. Эл. сопротивление токопроводящей
жилы постоянному току, пересчитанное на 1 км (при 20С) не более 23.5 Ом. Срок
службы должен быть не менее 12 лет. Сигнально-блокировочные кабели различают
двух типов : для мотажа напольного (предназначены для соединения цепей
неподвижных электрических установок ЖД сигнализации и блокировки(светофоров,
стрелочных эл.приводов и т.д. - СБПБ, СБВБ, СБВБГ, СБПБГ) и для монтажа
постового оборудования СЦБ (СБВГ, СБПАШп - в алюминиевой оболочке). При
строительстве, ремонте и текущем обслуживании кабельных линий и сетей связи
используются различные материалы: припои, эпоксидные компаунды и клей,
поливинилхлоридные и полиэтиленовые ленты, изолирующие гильзы, заливочные
массы, симметрирующие конденсаторы и т.д.
Перед транспортировкой или прокладкой кабеля, проверяют его
состояние. Начинают проверку с внешнего осмотра кабельных барабанов, проверяя
целостность обшивки, заделку концов кабеля. Кроме этого кабель проверяют на
герметичность оболочки. Обычно все кабели дальней и местной связи поступают с
завода-изготовителя с накаченным под оболочку воздухом под давлением, превосходящим
атмосферное на 50-98 КПа и впаяным в один из концов кабеля вентилем.
Целостность оболочки в этом случае проверяют по манометру. Если окажется, что
избыточное давление в кабеле отсутствует, то в кабеле поднимают давление до
разницы 98 КПа, добавляя при этом только сухой воздух. Если через 24 часа
давление не снижается это свидетельствует о целостности оболочки кабаля, в
противном случае ищут и устраняют повреждение оболочки. После этого у кабелей
дальней связи измеряют сопротивление изоляции жил и рабочую емкость кабельных
цепей, а у кабелей местной связи измеряют сопротивление изоляции и производят
проверку жил на обрыв и сообщение их между собой и с металлической оболочкой.
Размотку кабеля с барабанов и его последующую
укладку в траншею производят механизированным или ручным способом. Если
местные условия не позволяют применить механизированный способ прокладки, то
кабель разматывают и укладывают вручную. Для этого барабан с кабелем
устанавливают около траншеи на козлы, чтобы барабан мог свободно вращатся на
оси, вставляемой в его втулку. Устанавливают барабан так, чтобы вращение его на
оси происходило по стрелке, изображенной на щеке барабана, а кабель при
разматывании шел сверху барабана. После установки барабана расшивают
закрывающие кабель доски и начинают размотку кабеля, причем барабан вращают за
щеки, а не силой тяги кабеля. Прокладку строительных длин кабеля производят с
таким расчетом, чтобы в котлаванах, где в последующем производится установка на
кабеле муфт, концы кабеля перекрывали друг друга примерно на 2 м. При
двухкабельной системе укладку обоих кабелей в траншею производят одновременно.
После прокладки строительных длин кабеля производят повторную проверку их
состояния. а затем приступают к их засыпке. Защиту прокладываемого кабеля от
механических повреждений производят при его прокладке под железнодорожными и
трамвайными путями, на пересечении с шоссейными и грунтовыми дорогами, под
проезжими частями улиц, в местах пересечения с подземными сооружениями и
другими кабелями, заключая кабель на участке пересечения в асбоцементные трубы
с таким расчетом, чтобы они выходили на 1 м за пределы пересечения. Кабели
защищают при их прокладке в скалистых грунтах на глубине 0.5 м, в садах и
огородах, при прокладке в одной траншеи более девяти кабелей. В этих случаях
кабельдля защиты покрывают бетонными плитами или слоем красного кирпича.
Рассмотрим разделку и монтаж на примере кабелей
автоматики и телемеханики. На железнодорожном транспорте широкое
распространение получили кабели СЦБ с пластмассовыми оболочками, изготовленные
из полиэтилена и поливинилхлорида. Эти материалы по характеристикам отличаются
друг от друга, поэтому при монтаже кабелей муфты и сварочные материалы
необходимо применять соответсвующие оболочкам кабелей. В универсальных и
разветвленных муфтах бронированные кабели с пластмассовыми
оболочками(СБПБ, СБВБ) разделываются так : на кабель надвигают защитную трубу
1.(см. рис. а)
Затем накладывают из трех-четырех витков спаечной проволки бандаж.
Место наложения бандажа определяется расстоянием от точки закрепления брони или
оболочек кабеля (между нижним основанием муфты и фланцем защитной трубы) до
клемных зажимов с учетом длины прокладки жил и запаса на их перезаделку. После
этого с конца кабеля снимают защитный покров. На расстоянии 30 мм от первого
бандажа на броню кабеля накладывают второй бандаж 2, ленты брони разматывают до
этого бандажа и обрезают, оставляя 40-60 мм для заделки. Концы бронеленты 3
отгибают под прямым углом. Затем на расстоянии 30 или 45 мм от второго бандажа
удаляют пластмассовую оболочку 4 и ленты поясной изоляции. Кабель вводят в
муфту 5 и закрепляют таким образом , чтобы отогнутые концы брони зажимались
между нижним основанием муфты и фланцем защитной трубы. Жилы кабеля подключают
с некоторым запасом непосредственно к зажимам муфты на колодках. Вводные
отверстия уплотняют изолирующим материалом. Для предохранения от влаги дно
муфты заливают кабельной массой.
Разделка и монтаж кабелей без брони с
пластмассовыми оболочками (СБВу, СБПу) начинают с того, что на расстоянии 40-60
мм от обмотки, соответствующей месту наложения второго бандажа у бронированных
кабелей, с конца кабеля снимают пластмассовую оболочку(рис. б). На оставленном
участке оболочки делают два продольных надреза, один против другого, и отгибают
ее. Отступив еще на 30-45 мм от места перегиба оболочек, с конца кабеля снимают
поясную изоляцию. На оставшуюся часть поясной изоляции с натяжением наматывают
липкую изоленту 6. Ввод концов и заливка их кабельной массой выполняется так
же. как и при разделке бронированных кабелей, только между основанием муфты и
фланцем защитной трубы зажимают концы пластмассовой оболочки 7.
При разделке кабелей с пластмассовыми оболочками (СБПБ, СПБГ) в
соединительных муфтах от конца кабеля на расстоянии 335 мм для кабелей емкостью
до 9 жил, 390 мм для кабелей от 12 до 19 жил и 450 мм - до 61 жилы на защитный
покров накладывают проволочных бандаж из 2-3 витков спаечной проволки, затем с
конца кабеля до бандажа удаляют наружный покров. На расстоянии 20-30 мм от
первого бандажа на броню кабеля накладывают второй и броню с конца кабеля до
этого бандажа обрезают. Соединяемые кабелиукладывают рядом рядом навстречу друг
другу так, чтобы их концы на 50-100 мм заходили за подлежащую установке муфту.
В месте, где будет середина муфты, оба кабеля перевязывают шпагатом. Затем
берут полиэтиленовую муфту и прикладывают к кабелям таким образом, чтобы ее
середина совпала с перевязкой из шпагата. На оболочках соединяемых кабелей у
концов муфты делают пометки, после чего перевязку кабелей у концов муфты делают
пометки и перевязку из шпагата снимают. Отступив от сделанных отметок на 30-50
мм удаляют полиэтиленовую оболочку. Затем на концы кабелей надвигают полумуфты.
После этого кабели закрепляют в монтажном станке или монтажных козлах так,
чтобы концы оболочек находились на расстоянии 30-40 мм от закрепляющих обойм.
Жилы кабеля, начиная с верхнего повива, отгибают в стороны и временно
прикрепляют к кабелю. Соединение жил начинают с центрального повива. С жил
снимают изоляцию, надевают на них гильзы и попарно соединяют скрутками, длина
которых должна быть 20-25 мм. Скрутки жил располагают по всей длине муфты,
после чего припаивают и затем надвигают на них надетые ранее гильзы. Расстояние
от концов гильзы до оголенных жил должно быть не менее 10 мм. После окончания
соединения всех жил полученные сростки уплотняют и обматывают лентой. На
сросток жил надвигают полумуфты так, чтобы одна полумуфта плотно входила в
другую до упора. Затем, как и у кабелей связи с пластмассовой оболочкой,
производят сварку полумуфт между собой и с оболочками кабелей. Готовую муфту
обматывают двумя слоями смоляной или прорезиненной ленты с 50% перекрытием.
Броню концов кабелей перепаивают между собой проводом. Полиэтиленовую муфту
укладывают в чугунную соединительную муфту С-35М или С50-М, которую затем
залиают кабельной массой(марки МБ-70/МБ-90).
Технология установки электроприводов.
В устройствах электрической централизации для перевода, замыкания
и контроля положения стрелок применяются стрелочные электроприводы. В
зависимости от системы централизации в электроприводах устанавливаются
следующие электродвигатели: низковольтные постоянного тока на напряжение 30 В,
высоковольтные постоянного тока (100 или 160 В), трехфазные переменного тока на
напряжение 127 или 220 В.
Установка электроприводов на стрелках производится в соответствии
с требованием габарита приближения строений С, установленного ГОСТом.
Электропривод на стрелке крепится на специальной стрелочной гарнитуре, тип
которой выбирается в зависимости от типа электроприводов(СПВ или СП), рельсов,
варианта установки (правая-левая); всего имеется 30 типов стрелочных гарнитур.
Гарнитура выполняется в виде фундаментных угольников, прикрепленных к подошвам
рельсов. На рисунке показана гарнитура для крепления электропривода типа СПВ-5
на стрелке из рельсов Р50 с левой стороны без перекладки рабочих линеек.
(здесь рисунок высотой 11.5 см)
Фундаментные угольники 1 и 2 крепятся к рамным рельсам в
пространстве соседних междушпальных ящиков угольниками 3. Для жесткости
крепления гарнитуры предусматривается поперечная 4 и продольная 5 полосы; кроме
этого жесткость крепления также обеспечивается корпусом электропривода 6,
прикрепленного к фундаментным угольникам четырьмя болтами. Тягами 7 (короткая)
и 8 (длинная) остряки стрелки связываются с рабочими линейками электропривода,
а тягами 9 (короткая) и 10 (длинная) - с контрольными линейками; тяги проходят
под рамным рельсом к острякам и крепятся через вилки к серге остряка.
Рабочая и контрольные тяги, подходящие к одному остряку стрелки,
крепятся с=к серьге остряка на общей оси 11 так, чтобы обеспечить одновременный
ход этих тяг как при нормальном переводе стрелки, так и при изломе ушка серьги
или разрыве болта и отсоединении тяг от остряка. Обе тяги во всех случаях,
связанные жестко, будут двигаться одновременно, хотя остряк останется
неподвижным и ложного контроля положения стрелки на получится. Для обеспечения
нормальной работы электрической рельсовой цепи в пределах стрелочного перевода
рабочие и контрольные тяги в месте крепления их к острякам стрелки изолируются
фибровыми шайбами и втулками. Точно так же при помощи фибровых прокладок
изолируются фундаментные угольники при креплении их к рамным рельсам.
Поперечная полоса разрезается и между ее половинками устанавливаются фибровые
прокладки и втулки.
После установки и закрепления электропривода на фундаментных
угольниках и присоединения его к рабочим и контрольным тягам проверяется
нормальный перевод стрелки в одно и другое положения, а также плотное прижатие
остряков к рамным рельсам в обоих крайних положениях стрелки. Кроме этого,
обращается внимание на то, чтобы замыкание остряков и размыкание рабочих
контактов автопереключателя не происходили при закладывании между остряком и
рамным рельсом шаблона толщиной 4 мм и чтобы при замыкании контрольных
контактов кулачок автопереключателя правильно западал в вырезы контрольных
линеек. В случае невыполнения этих норм допускается подгонка тяг применением
горячей осадки или оттяжки. Контрольные тяги регулируются путем изменения
стрелы прогиба в горизонтальной плоскости; регулировка производится при
соответствующем прижатом остряке.
Индивидуальное задание.
В течении практики руководителем (гл. эл. мех.) давались различные
поручения и задания. Среди них, например, было нахождение обрыва в рельсовой
цепи на перегоне возле станции "Сурское", который давал ложную
занятость. Где из-за корозии металла, трос, который электрически соединял
рельсы при стыке, имел большое сопротивление и был успешно заменен нашими
усилиями. Также большое практическое значение имело наше присутствие на замене
трансформаторного ящика на станции "Днепропетровск-Южный". Здесь
индивидуальным заданием была разделка кабеля. Как оказалось - довольно
трудоемкое и сложная процедура. Кабель заводится в путевую коробку (муфту)
через патрубок (предварительно сняв заглушку) и укрепляется. Далее он
укладывается в землю, кроме около 1.5 м для заводки. Снимается оболочка (около
70 мм - для кабелей без брони). Далее на расстоянии 30-45 мм снимается поясная
изоляция, на оставшуюся часть последней наматывается изолента. Установленный
кабель прозванивается, измеряется сопротивление изоляции и между жилами. Жилы
кабеля подключаютя к зажимам, оставляя перед зажимом запас жилы в виде кольца
на случай перезаделки.
Вопросы по охране труда и технике безобасности.
Вопросы по охране труда и ТБ освещаются в документации по охране
труда и технике безопасности : Правила ТБ и производственной санитарии в
хозяйстве сигнализации и связи(ЦШ-4695); Инструкция по ТБ и ПС для ШН и ШЦМ
сигнализации и связи на ЖД транспорте; Правила безопасности для работников ЖД
транспорта на электрофицированных линиях.
С первых дней руководство предъявило жесткие требования к вопросам
техники безопасности и охране труда. Студенческому коллективу был прочитан инструктаж,
правила и отступления которого должны были выполнятся корректно, точно, а
главное своевременно, что и делалось на протяжении всей практики нашей
бригадой. По охране труда были освещены следующие вопросы : Общие сведения о
технологическом процессе и оборудовании на рабочем месте, участке, основные
опасные и вредные факторы, особенности их действия, безопасная организация
работ, порядок подготовки к работе, опасные зоны машин, средства индивидуальной
защиты, схема безопасного движения работников по территории, характерные случаи
травматизма, аварий, оказание доврачебной помощи, требования безопасности по
окончании работ.
Список использованной литературы:
* М.В.
Марков, А.Ф. Михайлов. Линейные сооружения железнодорожной автоматики,
телемеханики и связи. М. Транспорт, 1980.
* А.А.
Казаков. "Электрическая централизация
стрелок и сигналов". М. Транспорт, 1968.
*
Правила по ТБ и производственной санитарии в хоз-ве сигнализации и связи.
*
Правила безопасности для работников ж.д. транспорта на электрифицированных
линиях /ЦЭ3288/