Шпаргалки к госам. специальность 'Педагогика и методика начального образования'
Вопросы комплексного
государственного экзамена
1. Пропедевтика понятия функции при
обучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализация
деятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностного
подхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторная
деятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.
Аннотация.
Понятие функции. Способы задания числовой
функции. Основные свойства числовых функций. Прямая и обратная
пропорциональность их свойства и графики.
Ознакомление учащихся с примерами
пропорциональной'зависимости. Методика обучения решению задач с
пропорциональными величинами на нахождение четвертого пропорционального,
пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двум разностям (по
выбору).
Общее определение подхода к обучению.
Учение как деятельность. Субъектно-ориентированная организация и управление
учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика, в решении им специально
организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих
предметную и коммуникативную компетентность обучающегося.
Деятельность как средство становления и
развития субъектности ребёнка. Цель деятельностного подхода в образовании -
человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет
практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя,
выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты.
Сущность деятельностного подхода в
образовании. Структура ситуации воспитывающей деятельности. Основные понятия
деятельностного подхода: деятельность, духовная деятельность,
взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающая деятельность, личностная
ориентированность, организация, управление и др.
Реализация деятельностного подхода в
начальном образовании: использование методов самоанализа, самооценки,
самокритики, самообучения, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и
т.п.; организация совместной деятельности и общения учащихся через коллективные
единые требования, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание,
коллективное соревнование и т.п.; организация доверительного взаимодействия
посредством уважения детской личности, педагогического требования, убеждения,
доверия, побуждения, сочувствия, поддержки инициативы, самоорганизации,
взаимодействия и т.п.
Понятие условного рефлекса. Время рефлекса.
Изменение времени рефлекса с возрастом. Особенности условнорефлекторной
деятельности младшего школьника при различных функциональных состояниях
(утомлении, переутомлении).
2. Теоретико-множественное-
обоснование выбора действий при решении простых задач на сложение и вычитание.
Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начального
образования, которые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».
Аннотация.
Понятие множества. Объединение множеств,
дополнение к подмножеству, свойства этих операций. Теоретико-множественное
определение натурального числа и нуля. Сложение и вычитание целых
неотрицательных чисел. Свойства этой операции.
Функции тестовых задач в начальном курсе
математики. Понятие «задача» в начальном курсе математики. Различные
методические подходы к формированию умений решать простые задачи на нахождение
суммы, одного из компонентов операции сложения, увеличения на ..., задачи на
нахождение остатка, одного из компонентов операции вычитания, уменьшения на
.... Конкретизация методики изучения простых задач на сложение и вычитание на
примере программ «Школа России» и «Школа 2100».
Понятие деятельности. Единицы анализа
деятельности: действие (мотив, цель, способ выполнения), операция.
Психологическая система деятельности как целостное единство психических
структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют,
регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения
функций конкретной деятельности. Процесс формирования психологической системы
деятельности.
Образовательная реформа - основа и контекст
эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образования. Общая
направленность и конкретизация направлений обновления начального образования
на компетентностной основе. Примерные направления опытно-экспериментальной
работы по модернизации начальной школы.
Конкретизация общих целей, задач и
направлений модернизации начальной школы в образовательной системе «Школа
2100»: функциональная грамотность как основной результат начального
образования; формирование способности самостоятельного выхода за пределы
собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях;
развитие способности активно пользоваться получаемой информацией для решения
тех или иных жизненно-практических проблем; принцип минимакса - основа
построения учебников для начальной школы; проблемно-диалогический метод
преподавания, позволяющий усваивать алгоритмы действия в жизненных ситуациях;
система знаний как ориентировочная основа поиска информации и решения проблем. 64
3. Теоретико-множественное
обоснование выбора действий при решении простых задач на умножение и деление.
Индивидуальные особенности младших школьников. Достижение воспитательных целей
при обучении младших школьников решению задач.
Аннотация.
Понятие множества. Декартово произведение
множеств, свойства. Понятие разбиения множества на классы.
Теоретико-множественное определение натурального числа и нуля. Умножение и
деление целых неотрицательных чисел, свойства операций. :
Методические приемы обучения младших
школьников решению простых задач на умножение (нахождение произведения, одного
из компонентов операции умножения, увеличение в...) и деление (нахождение
частного, одного из компонентов операции деления, уменьшение в... ). Конкретизация
методики изучения простых задач на умножение и деление на примере программы
«Школа России».
Категории индивида, индивидуальности,
субъекта и личности. Чело-, век как индивидуальность. Младший школьник как
индивид и индивидуальность. Учет индивидуальных особенностей младших
школьников.
Сущность и значение цели и целеполагания в
воспитательном процессе- Требования к осуществлению целеполагания в процессе
воспитания: ди-агностичность, реальность, преемственность, направленность на
результат. Многообразие воспитательных целей. -
4. Методика ознакомления младших
школьников с алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и
неравенства с одной переменней. Реализация личностного подхода в обучении
младших школьников. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и
личностных качеств учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Аннотация.
Выражение с переменной. Уравнение с одной
переменной. Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений
(доказать одну из них). Неравенства с одной переменной. Равносильность
неравенств. Теоремы о равносильности неравенств (доказать одну из теорем).
Общие подходы к ознакомлению младших
школьников с понятиями «числовые выражения», «числовые равенства» и «числовые
неравенства». Формирование у учащихся представлений о переменных, об
использовании букв для построения общих суждений о выражениях как о способе записи
этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора как средство понимания
учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».
Решение уравнений на основе зависимости
между компонентами и результатами арифметических действий. Конкретизация методики
ознакомления младших школьников с понятиями «выражение с переменной» и «уравнение
с одной переменной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.
Общее определение подхода к обучению.
Личность младшего школьника. Формирование личности младшего школьника.
Личностный подход как субъектно-ориентированная организация и управление
учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика в решении им специально
организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих
ученика как личность.
Общая характеристика образовательной
системы Л.В. Занкова: целевые ориентиры системы обучения; дидактические
принципы системы обучения; характеристики технологии обучения: многогранность,
процессуаль-ность познания, направленность на разрешение коллизий,
вариантность, динамичность и гибкость организационных форм; изменение
соотношения речи учителя и учащегося на уроке.
Характеристика методов развития психических
функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: творческое задание;
постановка проблемы и создание проблемной ситуации; дискуссия; создание
креативного поля; перевод игры на более сложный уровень
5. Особенности формирования
математических понятий у младших школьников. Формирование научных понятий в
младшем школьном возрасте. Методы формирования сознания личности в целостном
педагогическом процессе.
Аннотация.
Определяемые и неопределяемые понятия. Виды
определений понятий. Требования к определению понятий.
Проблемы, возникающие в начальном курсе
математики в связи с определением понятий. Правила, которые нужно соблюдать
при организации работы по формированию умения давать и составлять определения у
младших школьников. Способы раскрытия содержания понятий в начальном курсе
математики.
Виды понятий. Сущность понятий. Пути
усвоения начальных научных понятий. Виды действий, используемых при
формировании понятий. Роль определения понятия в процессе его усвоения.
Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий. Требования к
содержанию и форме заданий. Качество сформированных понятий при управлении
процессом их усвоения.
Целостный педагогический процесс как
специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и
воспитанников, направлен- 66
ное на решение развивающих и
образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостного
педагогического процесса. Классификация методов воспитания Г.И. Щукиной.
Методы формирования сознания в целостном
педагогическом процессе. Рассказ, требования к рассказу как методу
педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения, условия применения
разъяснений. Беседа, структура и техника проведения беседы в начальной школе.
Лекция, условия применения лекции в начальной школе. Дискуссии и диспуты как
методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение. Метод примера.
Работа с книгой.
6. Различные подходы к формированию
понятия натурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах
10. Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл
понятия «подход»; основные компоненты подхода.
Аннотация.
Теоретико-множественный смысл натурального
числа и нуля. Аксиоматическое определение натурального числа. Натуральное
число как результат измерения величины. Отношения «равно», «больше», «меньше».
Обзор различных подходов и формирование
понятия натурального числа у учащихся начальных классов. Методика формирования
у детей теоретико-множественного представления о числе (программа «Школа России»).
Формирование у школьников представлений о числе как результате измерения (как
способа фиксации результатов кратного сравнения объектов по одному и тому же
свойству: по длине, площади, массе и т.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Методика комплексного формирования понятия числа, при котором число выступает
в единстве всех его смыслов (программа «Гармония»). Концепция методики изучения
нумерации чисел в пределах 10 на примере УМК по выбору аттестуемого.
Понятие мышления. Наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Виды внимания в зависимости
от глубины обобщенности: эмпирическое и теоретическое. Виды мышления в зависимости
от стандартности: алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, творческое.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Составляющие мыслительного
процесса: цель, условие, решение.
Понятие «подход» в педагогике. Многообразие
подходов к организации образовательного процесса. Подход как комплексное
педагогическое средство. Основные составляющие подхода: основные понятия,
используемые 6 процессе изучения, управления и преобразования образовательной
практики; принципы как исходные положения осуществления образовательной
деятельности; приемы и методы построения образовательного процесса.
7. Системы счисления в начальном
курсе математики. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.
Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем
счисления в начальной школе.
Аннотация.
Понятие системы счисления. Позиционные и
непозиционные системы счисления (примеры). Десятичная система счисления. Запись
натуральных чисел в десятичной системе счисления.
Формирование у младших школьников
представлений об общих проблемах обозначения чисел (алфавит и основание
позиционной системы счисления, зависимость количества цифр в алфавите от
основания позиционной системы счисления). Изучение римской системы счисления.
Методика обучения умению читать и записывать числа в десятичной системе счисления.
Основные типы учения (по Ж. Пиаже и Л.С.
Выготскому). Организация (управление) в образовательном процессе.
Преобразование материального (предметного) в идеальное (психическое), схема
этого преобразования. Части осваиваемого предметного действия: понимание
(ориентировочная) и умение его выполнить (исполнительская). Действие в уме как
основа усвоения и мышления. Основные характеристики умственного действия
(степень овладения умственным действием; степень его обобщенности; полнота
выполняемых операций или степень сокращенности действия; мера освоенности).
Уровни овладения умственным действием (уровень предметного действия; уровень
громкой речи без опоры на предметы; действие в уме). Этапы формирования
умственного действия. Типы учения в теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные
основы действий.
Понятие «форма воспитательной работы».
Типология форм воспитательной работы (по Е.В. Титовой): мероприятия, дела,
игры.
Классификация форм воспитательной работы:
по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные); по
времени подготовки (экспромтные и предусматривающие предварительную
подготовку); по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные,
художественные и др.); по способу влияния педагога (непосредственные,
опосредованные); по субъекту организации (педагоги, родители, дети, на основе
сотрудничества); по результату (информационный обмен, выработка общего решения,
общественно значимый продукт); по количеству участников (индивидуальные,
групповые, массовые).
Характеристика отдельных форм
воспитательной работы (по желанию студента). 68
8.Теоретико-множественный смысл
суммы и разности целых неотрицательных чисел и методика изучения операций
сложения и вычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания).
Внимание младшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении
младшими школьниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».
Аннотация.
Теоретико-множественный смысл суммы и
разности целых неотрицательных чисел. Теорема о существовании и единственности
разности свойства сложения и вычитания.
Методика формирования
теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитания у
младших школьников. Обучение учащихся переводу словесного задания отношений на
язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению и
вычитанию. Конкретизация этой методики на примере программы «Гармония».
Понятие внимания. Виды внимания
(непроизвольное, произвольное, послеироизвольное). Свойства внимания
(сосредоточенность, устойчивость, объем, широта, концентрация, распределение,
переключение, активность, направленность,). Факторы, определяющие внимание.
Целевые ориентации продуктивных
педагогических технологий. Особенности содержания продуктивных педагогических
технологий. Особенности методики реализации продуктивных педагогических
технологий. Виды продуктивных педагогических технологий: технология проблемного
обучения, технологии развивающегося обучения, игровые технологии, технологии
разноуровневого обучения. Характеристика одной из продуктивных технологий (по
выбору студента).
9. Использование свойства
арифметических действий над целыми неотрицательными числами в начальном курсе
математики. Готовность к обучению. Характеристика взаимодействия участников
педагогического процесса: виды педагогического взаимодействия.
Аннотация.
Различные подходы к определению
арифметических действий над целыми неотрицательными числами, свойства этих
операций.
Устные вычисления в пределах 100. Свойства
сложения и вычитания (прибавление числа к сумме, суммы к числу, вычитание числа
из суммы, суммы из числа и др.), умножения и деления (умножение числа на сумму,
деление суммы на число). Их изучение учащимися (два на выбор). Основные
составляющие вычислительного приема: теоретические основы, операциональный
состав, способы обоснования и оформления вычислений в речи и на письме младших
школьников. Конкретизация методики изучения устных вычислений в пределах 100 на
примере программы «Школа России».
Возрастные и индивидуальные особенности
младших школьников. Мотивационно-потребностная готовность. Интеллектуальный
аспект готовности. Развитие основных психических функций: восприятия, памяти,
внимания и др. Личностная и социальная готовность.
Сущность и основные характеристики
педагогического взаимодействия. Функционально-ролевая и личностная стороны
педагогического взаимодействия.
Классификация типов педагогического
взаимодействия: по субъекту и объект-субъекту (личность-личность;
коллектив-коллектив); по опосредо-ванности воздействий (прямое и косвенное); по
содержанию деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и
другой деятельности); по наличию цели или её отсутствию (преднамеренное,
непреднамеренное); по степени управляемости (управляемое, полууправляемое,
неуправляемое); по типу взаимосвязи («на равных», «руководство»). Типы
взаимодействия по характеру его протекания: сотрудничество, диалог, соглашение,
опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Сотрудничество как наиболее
эффективный тип взаимодействия участников педагогического процесса.
..,.-.-
Общение как форма взаимодействия педагогов
и участников. Социально-ориентированное и личностно-
ориентированное общение.
10. Алгоритмы сложения и вычитания
натуральных чисел в. начальном курсе математики. Мотивация учения школьника.
Организация различных форм учебной деятельности учащихся при изучении алгоритмов
сложения.
Понятие алгоритма. Алгоритмы сложения и
вычитания многозначных чисел.
Роль и место алгоритмов в школьном
математическом образовании. Способы задания алгоритмов письменного сложения и
вычитания, основанных на свойствах десятичной системы счисления.
Предупреждение возможных ошибок.
Мотивация как психологическая категория.
Учебная мотивация. Группы мотивов учения (по Л.И. Божович, А.К. Марковой, Д.Б.
Эльконину). Пути формирования учебной мотивации.
Понятие «форма обучения». Развитие форм
обучения.
Понятие «форма учебной деятельности
учащегося». Типология и характеристика форм учебной деятельности учащихся:
парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная (самостоятельная
работа).
Урок - основная форма организации текущей учебной
работы.
Внеурочные формы организации текущей
учебной работы: экскурсия, домашняя работа, факультативные и дополнительные
занятия, предметные кружки и научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки и
др. 70
Выбор формы учебной деятельности учащихся.
11. Алгоритмы умножения и деления
натуральных чисел в начальном курсе математики. Психолого-педагогический
эксперимент: цели, особенности, этапы. Методы стимулирования
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Аннотация.
Понятие алгоритма. Алгоритмы умножения и
деления многозначных
чисел.
Роль и место алгоритмов в школьном
математическом образовании. Способы задания алгоритмов письменного умножения и
деления, а также обоснование и оформление вычислений в речи и на письме
младшими школьниками.
Психолого-педагогический эксперимент как
отработка приемов и методов воздействия на ребенка. Требования к организации и
проведению эксперимента. Схемы организации и проведения формирующего эксперимента
(две группы испытуемых, одна группа испытуемых). Понятие экспериментальной и
контрольной групп испытуемых. Требования к тестам и другим психодиагностическим
методикам.
Сущность метода обучения. Соотношение
метода и приема обучения. Организационная классификация методов обучения (Ю.К.
Бабанский).
Общая направленность методов стимулирования
учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика методов: а) метод
эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в обучении, поощрение и
порицание в обучении, использование игр, игровых форм организации учебной
деятельности, постановка системы перспектив; б)метод развития познавательного
интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание
вокруг учебного материала игрового сюжета, стимулирование занимательным
содержанием, создание ситуаций творческого поиска; в) формирование
ответственности и обязательности: формирование личной значимости учения,
предъявление учебных требований, оперативный контроль.
12. Особенности изучения
рациональных чисел в начальном курсе математики. Возрастные особенности
усвоения младшими школьниками. Использование наглядных методов при изучении
дробей в начальной школе.
Аннотация.
Понятие дроби. Понятие рационального числа.
Арифметические действия во множестве рациональных чисел, их свойства. Свойства
множества Q.
Конструирование учащимися обозначения дроби
в речи и на письме как средство понимания ими смысла дробей. Ознакомление
школьников с отношением равенства и неравенства дробей, способами сравнения
дробей. Обучение решению задач на нахождение доли числа, числа по его доли и на
нахождение дроби числа.
Природа процесса усвоения. Усвоение и его
психологические компоненты. Этапы усвоения. Знания, умения и навыки как
результат усвоения. Учебные умения и их виды. Этапы формирования учебных
умений. Структурный и функциональный анализ действий. Свойства действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ориентировочная
основа действий. Формирование научных понятий.
Понятие «метод обучения». Соотношение
метода и приемов обучения. Классификация методов обучения по источнику
получения знаний. Понятие о наглядных методах обучения. Иллюстрация и
демонстрация как основные в группе наглядных методов обучения. Требования к
использованию демонстрации и иллюстрации в начальной школе.
13. Методика изучения длины и
формирование навыков ее измерения. Ознакомление с единицами измерения длины и с
их соотношениями. Субъектные особенности младших школьников. Использование
словесных методов обучения при изучении длины в начальной школе.
Аннотация.
Длина отрезка, ее свойства. Измерение длины
отрезка. Формирование общих представлений о величинах у младших школьников при
изучении ими длины. Развитие представлений о длине у детей младшего школьного
возраста. Обучение учащихся измерению длин отрезков, длин произвольных
предметов, формирование при этом общих представлений об измерении любых
величин. Ознакомление учащихся с единицами измерения длины и с их
соотношениями. Конкретизация методики изучения длины на примере программы
«Начальная школа XXI века».
Понятия субъектности и субъективности.
Младший школьник как субъект учения. Учет субъектных и субъективных
особенностей младших школьников..
Понятие «метод обучения». Соотношение
метода и приемов обучения. Классификация методов обучения по источнику
получения знаний. Понятие о словесных методах обучения. Характеристика
основных словесных методов: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой.
Требования к использованию данных методов в начальной школе.
14. Методика изучения площади
геометрических фигур и формирование навыков её измерения. Ознакомление с
единицами измерения площади и их соотношением. Особенности восприятия младшего
школьника. Учет закономерностей и принципов воспитания при изучении площади
геометрических фигур.
Аннотация.
Площадь фигуры, ее свойства. Измерение
площади фигуры. Равносос-тавленные и равновеликие фигуры, ,
Ознакомление учащихся с понятием площади
через организацию практического выявления свойстр поверхностей физических тел.
Конструирование младшими школьниками способов сравнения поверхности фигур или
сущности понятия площади, средство выявления проблем измерения и определения
площади поверхности у различных по форме фигур. Методика изучения вопроса о
нахождении площади прямоугольника в начальной школе. Конкретизация методики
изучения данной темы на примере программы «Школа России».
Понятие восприятия. Виды восприятий
(обнаружение, различение, идентификация, опознание) и их особенности. Свойства
восприятия. Формирование перцептивного образа. Восприятие пространства и
времени, величины и формы. Перцептивные эталоны.
Сущность понятий «закономерности
воспитания», «принципы воспитания», Характеристика основных закономерностей
воспитательного процесса (активность ребенка и взаимодействие его со средой;
единство образования и воспитания; целостность воспитательных влияний и др.)
Характеристика основных принципов
воспитания (гуманистической ориентации, социальной адекватности,
индивидуализации и др.)
15. Методика ознакомления младших
школьников с геометрическими фигурами, их простейшими свойствами, обозначением
фигур. Внешняя структура учебной деятельности. Типы уроков, используемые в
обучении младших школьников решению задач. Роль зрительного анализатора в познавательной
деятельности младшего школьника на уроках математики.
Аннотация.
Геометрические фигуры, лежащие в основе
построения начального курса математики, их определения, свойства.
Развитие геометрических представлений у
младших школьников. Роль и место геометрических знаний, представлений и умений
в математическом образовании учащихся начальной школы.
Понятия деятельности и учебной
деятельности. Иерархия единиц анализа деятельности: потребности, мотивы, цели.
Характеристика и стороны учебной деятельности. Основные характеристики учебных
задач. Виды учебных действий. Виды контроля. Самоконтроль. Оценка и самооценка.
Виды самооценок в учебной деятельности.
73
Понятие о формах организации обучения.
Характерные черты классно-урочной системы.
Понятие «урок». Специфика урока. Типология
и структура уроков. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения
(изучения) новых знаний. Урок закрепления знаний. Уроки выработки практических
умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Уроки проверки знаний, умений и
навыков.
Зрительный анализатор как система анализа и
синтеза информации внешнего мира. Особенности функционирования зрительного
анализатора в младшем школьном возрасте. Аккомодационные возможности,
пространственное зрение и острота зрения в период младшего школьного возраста.
Возрастные особенности световой чувствительности и цветового зрения. Зрительное
утомление. Профилактика зрительных утомлений.
16. Лексикология. Лексическое
значение слова. Лексическая система русского языка. Лексический уровень
развития речи младших школьников. Воспитание в младшем школьном возрасте.
Организация воспитывающей деятельности при обучении учащихся лексикологии. Роль
слухового анализатора в познавательной деятельности младших школьников на
уроках русского языка.
Аннотация.
Понятие о слове. Лексическое значение.
Омонимы. Типы омонимов. Синонимы. Типы синонимов. Антонимы. Типы антонимов.
Паронимы. Роль синонимов и антонимов в тексте.
Охарактеризуйте лексический уровень
развития речи младших школьников: работу с синонимами, антонимами, работу над
лексическим значением слова.
Понятие характера. Младший школьный возраст
как время укрепления характера ребенка. Сферы проявления характера: предметная
деятельность и межличностные отношения. Основные виды деятельности детей
младшего школьного возраста, в которых происходит становление характера.
Воспитание в учении.
Воспитание как организация деятельности.
Понятие и сущность деятельности. Педагогические характеристики деятельности
детей: осмысление производимой активности, восходящей на уровень личностного
смысла; со-зидательность; двоякий педагогический результат - предметный и
отношен-ческий; оснащенность инструкцией; направленность на формирование обобщенного
образа жизни.
Специфика воспитывающей деятельности:
трехканальвое (сознание, эмоции, поведение) воздействие на развивающуюся
личность; богатство и многообразие интересов детей, определяющее воспитательный
потенциал организуемой педагогом деятельности; постепенное, последовательное и целенаправленное
формирование ценностного отношения воспитанника ко всему, что он делает;
специально выбранная инструментовка, методика и техника организации
деятельности.
•"''"'' Виды воспитывающей
деятельности: интеллектуально-л Познавательная;
ценностно-ориентировочная; трудовая; общественная; ху-д'йжественно-творческая;
физкультурно-спортивная; общение.
Технологические особенности воспитывающей
деятельности: знание, умение, навык, привычка.
Слуховой анализатор как основа
членораздельной речи. Особенности функционирования слуховой системы в младшем
школьном возрасте. Механизм восприятия звука. Острота слуха и факторы,
способствующие развитию слуха. Влияние шума на работоспособность младшего
школьника. Значение речи учителя для слухового восприятия.
17. Система частей речи в русском
языке. Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной
школе. Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место
методов, используемых для изучения частей речи в общей классификации методов
обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
Аннотация.
Система частей речи: знаменательные части
речи, служебные, междометия, модальные слова. Служебные части речи (предлоги,
союзы, частицы), их признаки.
Перечислите признаки каждой служебной части
речи, рассматриваемой в начальных классах, методы и приёмы их изучения.
Понятие «метод обучения». Бинарный
(двойственный) подход к определению метода обучения. Понятие «приём обучения».
Выбор методов обучения на основе их
классификации. Многообразие классификаций методов обучения: по источнику
знаний (словесные, наглядные, практические) ; по этапам обучения (методы
подготовки к изучению нового материала; методы изучения нового материала;
методы закрепления и упражнений; методы контроля и оценки); по способу
педагогического руководства (объяснения учителя; методы самостоятельной работы
учащихся), в зависимости от логики обучения (индуктивные, дедуктивные,
аналитические, синтетические методы), по дидактическим целям (методы
организации учебной деятельности; методы .стимулирования, методы контроля и
оценки учебной деятельности), по характеру познавательной деятельности
учащихся (объяснительно-иллюстративные методы; репродуктивные методы; методы
проблемного изложения; частично-поисковые методы; исследовательские методы).
Характеристика категории субъекта. Субъект
и личность. Человек как субъект деятельности. Возрастная периодизация как
основа дифференциа-
ции субъектов учебной деятельности. Младший
школьник как субъект учебной деятельности.
18. Текст как синтаксическая
единица. Уровень текста в развитии речи младших школьников. Методы организации
взаимодействия учащихся и накопления социального опыта в подготовке младших
школьников к написанию сочинения. Способности младших школьников.
Анатомо-физиологическое обоснование продолжительности письма для учащихся
младшего школьного возраста при организации учебной деятельности.
Аннотация.
Определение текста, признаки текста.
Средства связи единиц в тексте. Цепной и параллельный типы связанности частей
текста. Типы речи. Стили речи.
Охарактеризуйте уровень текста в развитии
речи младших школьников. Работа с текстами-описаниями, рассуждениями,
повествованиями.
Понятие метода обучения. Методы организации
взаимодействия учащихся и накопления социального опыта в общей классификации
методов обучения.
Диалогическое общение как важнейшая
составляющая современного обучения.
Характеристика методов организации
взаимодействия учащихся, накопления социального опыта: освоение элементарных
норм ведения разговора; метод взаимной проверки; метод взаимных заданий; метод
совместного нахождения лучшего решения; временная работа в группах; создание
ситуаций совместных переживаний; организация работы учащихся-консультантов,
дискуссия и др.
Понятие способности. Способности как
проявление индивидуальности в деятельности. Многообразие человеческой
деятельности и многообразие способностей. Виды способностей. Способности и
задатки. Развитие способностей. Общие и специальные способности.
Анатомо-физиологическое формирование кисти
руки в период младшего школьного возраста: окостенение костей кисти, развитие
мышц кисти, миелинизация нервных волокон как необходимые условия развития
навыка письма.
.Аннотация.
Понятие словосочетания. Словосочетание и
другие сочетания слов: сочинительные, предикативные и полупредикативные
сочетания. Классификация словосочетаний по структуре и лексико-морфологической
характеристике. Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Синтаксические
отношения между компонентами словосочетания.
Опишите, методику работы над
словосочетанием в начальных классах (на примере-учебника «Русский язык»).
;
Понятие метода обучения. Методы контроля и
диагностики эффективности познавательной деятельности в классификации методов
обучения. Контроль Как необходимый структурный компонент процесса обучения.
Характеристика методов контроля
эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся: повседневное
наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос; фронтальный опрос;
письменный опрос; выставление поурочного балла; проведение контрольной работы;
проведение самостоятельной работы; проверка домашних работ учащихся; тестирование.
«Понятие о методе исследования. Требования,
предъявляемые к методам исследования и исследованию в целом. Группы методов
исследования в области педагогической психологии. Психодиагностика
познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного
развития и межличностных отношений.
Понятие об утомлении, его биологическое
значение. Работоспособность. Фазы работоспособности, ее дневная периодичность.
Недельная динамика работоспособности. Функциональное состояние центральной
нервной системы как показатель работоспособности младшего школьника.
20, Местоимение. Числительное.
Особенности изучения местоимений и числительных: в начальной школе.
Психологические причины неуспеваемости школьников. Технологический подход в
изучении местоимений: понятие и признаки педагогической технологии.
Аннотация.
Местоимение.как часть речи. Разряды
местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи. Особенности
склонения местоимений разных разрядов. Числительное как часть речи. Разряды
числительных. Особенности склонения. Сочетание числительных разных разрядов с
существительными.
Особенности изучения местоимений и
числительных в начальной школе. Методы и приёмы изучения местоимений.
Понятия обучаемости, успеваемости,
неуспеваемости. Типы различий в обучаемости. Классификация причин
неуспеваемости: педагогические (поведение педагогов, родителей и самих детей),
нейрофизиологические (функциональная слабость высшей нервной деятельности,
малая мозговая
дисфункция, нарушение слуха, речи, зрения)
и психологические причины неуспеваемости ученика (недостатки развития
эмоционально-волевой сферы, слабая мотивация учения, пробелы в знаниях и др.).
Группы неуспевающих школьников.
Сущность технологического подхода в
педагогике. Понятие «педагогическая технология». Сотношение технологии и
других педагогических понятий (методики, техники, содержания и др.)
Структура педагогической технологии:
научный, формально-описательный, процессуально-действенный компоненты
педагогической технологии; метатехнологии, макротехнологии (отраслевые),
мезотехно-логии (локальные), микротехнологии.
Признаки-критерии педагогической
технологии: системность; научность; структурированность; управляемость.
21. Имя прилагательное как
часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени прилагательного в
начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в
обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические
особенности использования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к
обучению в школе.
Аннотация.
Имя прилагательное как часть речи.
Морфологические признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды
прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие
формы качественных прилагательных. Склонение прилагательных.
Охарактеризуйте приёмы работы при изучении
темы «Имя прилагательное». Трудности изучения темы.
Педагогическая поддержка как основа
воспитательной позиции педагога. О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская
о педагогической поддержке ребенка.
Педагогический смысл понятий «трудность»,
«препятствие», «затруднение».
Виды педагогической поддержки: личностная и
индивидуальная педагогическая поддержка ребенка в обучении.
Средства реализации педагогической
поддержки. Условия успешности педагогической поддержки. Нормы педагогической
поддержки, составляющие профессиональную позицию педагога (по Н.Б. Крыловой).
Проблема стимулирования учебной
деятельности и просоциального поведения детей. Средства стимулирования учебной
деятельности. Отметка как стимул. Поощрение и наказание как методы
стимулирования и их место в педагогической оценке. Комплексный характер
стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Педагогическая
оценка как средство
, стимулирования. Социально-психологические
формы педагогического оценивания. Условия эффективности педагогической оценки.
Возрастные особенности педагогической оценки. Соотношение педагогической
оценки и самооценки учащегося.
Функциональная готовность детей к школе.
Значение определения функциональной готовности к школе, особенно у детей с
ослабленным здоровьем. Методы определения функциональной готовности детей.
Группы здоровья. -Характеристика групп здоровья.
22. Фонетика. Звуковая система
русского языка. Слог и слогоделение. Произносительный уровень в развитии речи
младших школьников. Структура педагогической деятельности учителя.
Педагогическая диагностика: сущность, основные принципы, требования к
проведению.
Аннотация.
Фонетика как наука. ^Образование и
классификация звуков речи. Позиционные чередования звуков. Слог. Правила
русского слогоделения.
Охарактеризуйте современный метод обучения
грамоте. Приведите примеры различных приёмов аналитической и синтетической
работы над звуковым и буквенным составом слова, приёмы артикулирования звуков,
работы над дикцией, используя буквари разных авторов.
Определение педагогической деятельности.
Функции педагогической деятельности. Этапы осуществления педагогической
деятельности. Действия и умения на различных этапах педагогической
деятельности. Различные подходы к выделению структуры педагогической
деятельности.
^Сущность педагогической диагностики.
Функции педагогической диагностики: образовательная, стимулирующая,
аналитико-корректирующая, воспивдвакащая и развивающая, контрольная. Типы
педагогической диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая
(итоговая). Объекты педагогической диагностики: уровень развития социальных качеств
школьника, уровень общефизического развития школьника, профори-ентационная
направленность школьника, характеристика общего состояния учебного процесса в
классе, воспитательная возможность классного коллектива и воспитательный
потенциал семьи школьника.
Основные принципы педагогической
диагностики: принцип целостного изучения, принцип комплексного использования
методов исследования, принцип объективности, принцип единства изучения и
воспитания школьников, принцип одновременного изучения коллектива и личности,
принцип изучения явления в изменении, развитии.
Организационно-педагогические требования к
проведению диагностических процедур.
23. Сложное предложение. Работа над
предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности
младших школьников в обучении. Память и ее виды .
Аннотация.
Структурные типы сложносочинённых
предложений, средства связи частей, семантика союзов и лексико-семантические
отношения между предикативными единицами. Структурно-семантические типы сложных
бессоюзных предложений. Соотношение сложных бессоюзных предложений со
сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Назовите уровни развития
речи младших школьников. Понятие о сложном предложении. Средства связи частей в
сложном предложении. Классификация сложных предложений. Характеристика методов
и приемов работы над предложением в 1- 4 классах.
Становление исследовательского обучения:
Дж. Дьюи, Е. Пархерст, У. Киллпатрик, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, И.Ф.
Свадковский, С.Т. Шацкий и др.
Понятие «исследовательская деятельность
младших школьников». Организация исследовательской деятельности младших
школьников: задачи, содержание, пути и средства развития у младших школьников
основных умений и навыков исследовательской деятельности. Задания и упражнения-для
развития умения видеть проблемы. Обучение выдвижению гипотез. Развитие умения
задавать вопросы. Развитие умения давать определение ПОНЯТИЯМ.
Понятие памяти в психологии. Представления
памяти: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Основные
процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение,
узнавание. Критерии видовой классификации памяти: объект запоминания, степень
волевой регуляции памяти, длительность сохранения в памяти. Виды памяти в зависимости
от объекта запоминания: образная память, словесно-логическая, двигательная
(моторная), эмоциональная. Влияние смысловой организации на запоминание.
Зависимость запоминания от структуры деятельности. Индивидуальные различия в
развитии памяти. Память и организация знаний.
24. Графика русского языка.
Позиционный принцип обучения чтению в начальной школе. Методическая
составляющая в структуре педагогической культуры учителя начальных классов. Ее
место и взаимосвязь с другими компонентами педагогической культуры учителя.
Развитие личности школьника.
80
Аннотация.
Графика. Звук и буква. Фонемный и слоговой
принципы русской графики.
Охарактеризу йте сущность позиционного
принципа обучения чтению "в начальной школе.
Понятие «педагогическая культура».
Педагогическая культура как ценность.
Общая культура педагога: эрудиция, высокий
уровень духовности, культура мышления-.
Составляющие профессионально-педагогической
культуры педагога: методологическая культура учителя; культура педагогического
общения; аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры;
технологическая (методическая) культура; личностно-творческий компонент
педагогической культуры; культура профессионально-личностного самоопределения.
Предпосылки и условия психического развития.
Источники психического развития. Социальная ситуация развития и ее роль в
процессе становления психики. Понятие личности ребенка. Возможные пути развития
личности в современном обществе. Роль социальных факторов в развитии личности.
Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависимость
социальных влияний от возраста ребенка. Общение с людьми и его влияние на
развитие личности. Школьный возраст как наиболее значимый для развития
личности. Взаимосвязь развития и обучения.
25. Орфография. Принципы русской
орфографии. Условия развития орфографического навыка в начальной школе.
Возможности нетрадиционных уроков в формировании орфографического навыка
учащихся. Возрастные возможности младших школьников в освоении учебного
материала. Динамический стереотип как физиологическая основа привычек и
навыков.
Аннотация.
Орфография. Орфограмма, типы орфограмм.
Разделы русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Перечислите условия формирования
орфографического навыка, пользуясь учебником «Русский язык».
Урок как основная форма организации
педагогического процесса. Основные противоречия урока.
Типовая структура урока в начальной школе.
Нетрадиционные уроки в начальной школе: сущность, функции. Основные
характеристики нестандартных уроков: многообразие форм представления
материала; дополнительный (к типовому уроку) характер; использование учителем
оригинальных, самобытных приемов работы; повышенная активность учащихся в ходе
подготовки и проведения урока и
др.
Этапы организации и проведения
нестандартных уроков в начальной
школе: замысел; разработка; проведение;
анализ.
Виды нестандартных уроков в начальной
школе: урок свободного чтения, урок-утренник, урок-встреча; урок вопросов
учителю; урок-конференция; урок- спор с педагогом; урок-разговор с самим собой;
урок-пресс-конференция; урок-соревнование; урок-путешествие и др.
Динамический стереотип как
аналитико-синтетическая и системная деятельность мозга. Формирование
динамических стереотипов у детей младшего школьного возраста.
Физические возможности младшего школьника.
Психологическая готовность к школе. Характеристики познавательных процессов
младшего школьника. Психологические новообразования в младшем школьном
возрасте.
26. Глагол как часть речи,
категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе.
Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект
педагогической деятельности .
• Аннотация.
Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
Инфинитив. Категория вида глагола. Залог глаголов. Категории наклонения,
времени, лица глагола. Спряжение глаголов.
Назовите этапы, условия и методические
приёмы усвоения темы
«Глагол».
Сущность внеклассной воспитательной работы.
Возможности воспитательного влияния на младшего школьника. Задачи, функции,
содержание внеклассной воспитательной работы. Требования к внеклассной работе.
Организация внеклассной воспитательной
работы: изучение и постановка воспитательных задач; выбор формы воспитательной
работы; создание психологического настроя; предварительная подготовка;
проведение воспитательного мероприятия; педагогический анализ.
Картотека форм внеклассной воспитательной
работы.
Характеристика категории субъекта. Человек
как субъект деятельности. Субъектные свойства педагога.
Индивидуально-типологические особенности учителей. Стили педагогической
деятельности и типы сотрудничества с учениками. Стили педагогического общения.
Симптомокомплексы свойств учителей во взаимодействии с учащимися.
Направленность личности учителя.
Аннотация.
Предложения с однородными членами:
формальные средства выражения однородности, структура однородных рядов,
обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
обособленными членами, средства, причины и условия обособления. Вводные и
вставные конструкции, обращения.
Назовите методы и приёмы работы над темой
«Однородные члены предложения», используя материалы учебника «Русский язык».
Основные социальные институты и их
воспитательные возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства
массовой информации. Воспитание искусством. Референтная социальная группа как
источник воспитательных воздействий.
Личность ребенка с точки зрения педагогики:
отношения к миру и с миром, отношения к себе и с самим собой.
Позиция ребенка в современной парадигме
воспитания: ребенок как наивысшая педагогическая ценность.
28. Состав слова. Словообразование.
Приемы изучения морфемного состава в начальной школе. Формирование
психологической структуры учебной деятельности и ее компонентов. Обучение как
процесс: сущность, движущие силы, функции.
Аннотация.
Понятие морфемы. Виды морфем. Нулевые и
материально выраженные морфемы. Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Основа слова. Особенности морфемного анализа. Словообразовательная система
русского языка. Морфологические способы русского словообразования.
Перечислите и охарактеризуйте приёмы
изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Структура учебной деятельности. Мотивация
учения. Формирование учебных действий. Формирование видов контроля. Показатели
сформированное™ действий контроля. Стадии проявления самоконтроля.
Современное понимание сущности и структуры
обучения. Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность
учителей и учеников; руководство со стороны учителя; планомерная организация и
управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного
развития учеников.
Движущие силы обучения - внешние и
внутренние противоречия. Функции обучения: социальная, образовательная,
развивающая, воспитывающая.
29.Имя существительное как часть
речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной
школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в
изучении имени существительного.
Аннотация.
Имя существительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды существительных. Существительные одушевленные и
неодушевленные. Род существительных. Категории числа, падежа. Склонение
существительных.
Охарактеризуйте приёмы работы, используемые
для ознакомления с именем существительным и категориями, используя учебник
«Русский язык».
Психологический анализ урока в деятельности
педагога. Форма и планы психологического анализа урока. Объекты
психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока.
Понятие «принцип обучения». Принцип как
нормативная категория для практики. Характеристика основных принципов обучения:
культуросо-образности, природосообразности, систематичности, сознательности и
активности, доступности, прочности и др.
30. Простое предложение как
синтаксическая единица. Работа над главными и второстепенными предложениями в
1-4 классах. Руководство детскими группами и коллективами. Контроль в обучении:
понятие, виды контроля, соотношение отметки и оценки.
Аннотация.
Грамматические признаки простого
предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы
сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы
над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский
язык».
Обучение детей общению и взаимодействию с
людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация
детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.
Сущность контроля и оценки результатов
обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе:
диагностическая, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.
Виды контроля в обучении: предварительный,
текущий, тематический, итоговый.
Методы и формы организации контроля: устный
опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84