Макаренко, Ушинский, Сухомлинский и Шацкий
Ушинский, его биография Его звали учителем рус. учителей. Он закончил
Классическую Гимназию и поступил на юридическ. Ф-тет Моск. Унив-та. Затем его
направили в Яро-славский Демидовский лицей. Он ис-полнял обяз-ти профессора
камера-льных наук. Неск. лет он работал в Мин-ве Просвещения, потом работал
инспектором классов в Гатчинском Сиротском Институте. Провел рефо-рму этой
школы. Написал ряд статей: «О пользе пед. Лит-ры», «3 эл-та шко-лы», «О
народ-сти в общест-ном В.».Его Пед. Система и взгляды: Он говорил, что
пед-ка-это наука и иск-во. Она призвана открывать зако-ны и процессы В. Ее
задача: исполь-зовать законы на практике. Пед-ка дол-жна опираться и на др.
Науки о чел-ке:псих-гию, анатомию, историю и т. д. Чтобы образовать чел-ка во
всех отно-шениях, нужно знать его во всех отношениях, говорил он. В своей
статье «О пользе пед. лит-ры» он рассматр-ет проблему сотношения пед. теории и
практики. Пед-гику он сравнивает с медициной. Пед. теория д. опираться на
практику, а практика-на теорию. Иначе процесс обучения будет рути-ной. Учитель
д. не только хорошо знать свой предмет, но он д. знать пси-хологию, физиологию.
Он разрабаты-вает ряд проблем(теоретич.) в пед-ке. Другая научн. проблема:
воспитат. роль труда в жизни чел-ка. Этой проб-леме посвящен его труд «Труд в
его психич-ком и воспитат. значении». Он рассм-ет роль труда на примере жизни
отд. госуд-ств, сословий, семей. С пси-хич. т. зрения он дает хар-ку физич. и
умствен. труда. Учение д. быть приро-до-сообразным, отвечать дидактич.
принципам. Необх-ма смена видов де-ят-ти для реб-ка. Любовь к труду.Другая
научн. проблема-это «О наро-дности в обществ. В.». Он харак-ет сист. В. в
разных народах. Пишет, что нельзя заимствовать целую сист. В. другого народа и
переносить ее в дру-гую страну, что делали рус. педагоги.Он дает хар-ку
системам В. в разн. странах, указывает на их существ. отличия. У рус. народа
тоже своя сист. В. , кот. склад-лась веками, свои традиции, кот. нужно
исследовать. Он наме-чает пути В. в духе народности: 1.центром В. д.
стать родной язык. Реб-к д. знать все о своей родине. Ста-тьи: «Родное слово»,
«О необх-сти сделать рус. школы русскими»2Создание народ. школы надо от-дать в
руки самого народа. Учителем д. быть выходец из народа. 3Методич. лит-ра,
учебники д. быть пронизаны духом народ-сти, отчи-зны. Он был сторонником
всеобщ. обязат. начальн. образ-ния в России. Разрабо-тал содержание, методы
обуч-я. Создал прекрасн. учеб-ки для народ. школы: «Родное слово» и «Дет. мир»,
кот. были интересны для реб-ка, развивали его спос-сти, мышление, воспит-ли
уважение к крестьянину-труженику. Его дидактика развивающ. и воспит-щего
школьного обуч-я - это основа пед. наследия, фундамент. Цели и зада-чи обуч-я
он рассм-ет в контексте раз-вития личности. Он выделяет предна-меренные(те
целии задачи, кот. зара-нее поставлены воспитанием) и непре-днамер-ые(те, кот.
влияют на реб-ка непосред-но в той среде, в кот. он находится) факторы В.
личности. Цель обуч-я - это развитие мышления, спо-соб-тей, на опред-ной сумме
зна-ний, кот. необходимы в жизни. С т. зрения развивающего обуч-я он рассм.
Спор м/у сторон-ками формальн. и матери-ального течений. Задача обуч-я -
соз-дать условия для разнообразн. деят-ти реб-ка на уроке. Дидактич. правила
обучения Ушин-го: своевременность (природосооб-сть); постепенность; ясность;
постоянство; твердость усвоения; нравст-ность; по-лезность;наглядность;
сознат-ность; самодеят-ность(активность) учащ-ся.Он был сторон-ком
классно-урочн. системы В. Он дает классиф-цию уро-ков:
смешанный(объяснение, повторе-ние); урок устных и практич. упраж-нений; урок
письмен. упр-ний; урок оценки знаний. Он предъявлял высокие треб-ния к
учителю, учитель д. иметь: глубокие спец. пед. знания, проникну-тые духом
народности; твердые убеж-дения; сочетать разум и чувства; быть примером для
подражания; любить де-тей и свою проф-сию, быть и учителем и воспит-лем;
обладать пед. тактом; ак-тивно участвовать в народ. жизни; со-вершенвать свое
мастерство постоян-но, свою культуру.Основа хорош. препод-ния - это хоро-ший учебник,
кот. д. быть кратким и содержат-ным, интересным для реб-ка и д. развивать его. Значение
пед. идей Ушинского: его пед-ка носила действенный харак-тер; он создал
прекрасн. учебни-ки для народ. школы; он обогатил ди-дактику и связал школу с
жизнью; он считается создателем рус. народной школы и он разработал содержание,
методы обуч-я в начальн. элементарн. школе; создал русскую научн. пед-ку, его
идеи спо-собствовали зазвитию национальной педагогики.