Биография и труды Аверроэса
Доклад по истории
наук
то теме «Биография и
труды Аверроэса»
ученика 10 класса
физико-математического факультета
лицея №1525
«Воробьевы горы»
Казакова Филиппа.
11/22/00,
г. Москва.
Краткое жизнеописание:
Аверроэс был знаменитым арабским
философом. Он добился успехов в изучении права, в медицине, математике и
асторономии. Его полное имя звучит так: Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет Ибн
Мохаммед Ибн Рошд. Он жил с 1126 года по 12 декабря 1198 года
нашей эры. Родился в г. Кордове (Испания), а умер в Марокко.
Отец Аверроэса работал главным судьей в Кордове, поэтому Аверроэс имел
возможность обучаться у знаменитейших ученых того времени, таких как Ибн-эль-Араби,
Ибн-Тофаиль (латинизировано - Абубасес), Ибн-Зор (Авензоар). Получив
блестящее образование, при султане Юссуфе, Ибн-Рошд занял почетную
должность судьи в Севилье и Кордове. При наследнике Юссуфа, Альманзуре-Биллях,
Аверроэс поначалу также находился в милости, но затем был оклеветан
завистниками. По обвинению в несоблюдении учения Корана[1],
Аверроэс был изгнан в Елизену или Люцену, что близ Кордовы. Через
несколько лет, когда сам султан начал интересоваться философией, Аверроэс вновь
был призван ко двору и осыпан почестями. Однако вскоре после этого Аверроэс
умер.
Прославился Аверроэс в основном
комментариями к сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко. За
это получил прозвище "комментатор". О нем говорили: "Аристотель
объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля".
Достижения, работы и философия
Аверроэса:
Трактовка Аристотеля и философия.
Аверроэс перевел с сирийского
языка, объяснил и прокомментировал сочинения Аристотеля. В его трактовках четко
прослеживается влияние александрийских взглядов. Впрочем, такое свойство есть у
большинства арабских философов. Его комментарии появились на латинском языке в
общем издании произведений Аристотеля (Венеция, 1560 г.)
В рамках мусульманской религии
Аверроэс доказывал вечность материи и движения, отрицал бессмертие
индивидуальной души и загробную жизнь. Также был приверженцем двойственной
истины[2].
Самой известной и яркой иллюстрацией его мнения в данном вопросе является труд «Опровержение
опровержения». Этот труд - ответ на "Опровержение философов"
аль-Газали. В нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении философии и
религии. Он показывает, что философия и религия очень сходны в своих
мировоззрениях. "Философия - это спутница и молочная сестра религии…
Они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному
предрасположению" – говорил Аверроэс. И философия, и религия ищут
Бога, считал он, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Если
религия рассуждает о Боге образно, как, например, в Коране, то философия
пользуется доказательным способом, то есть наиболее адекватным. Однако это не
означает, что между религией и философией существуют противоречия. Просто
религия познает буквальный смысл, зафиксированный, написанный в Коране, а
философия - внутренний, содержащийся за буквами Корана. Это учение впоследствии
развивали Дунс Скотт, Оккам и другие философы, а в эпоху Возрождения - Пьетро
Помпонацци.
Пантеистическое учение Аверроэса о единстве
Мирового принципа[3]
и его астрологическая деятельность послужили основанием, возникшему
впоследствии течению аверроизма. Это учение было отвергнуто как заблуждение.
Аверроэс также рассматривал
центральный для всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует
ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир
вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую[4] концепцию возникновения
мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как
перводвигателя.
Медицина.
Аверроэс написал произведение «Colliget», латинизированное арабское слово «Куллийят»
- общее, система. Это было чем-то вроде сведения всех общих правил и законов
медицины, известных на тот момент, в единую систематизированную книгу. Этот его
труд был переведен на латинский язык и перепечатывался несколько раз (в 1482 и
1514 годах в Венеции).
В этой области Аверроэс не достиг сильно выдающихся успехов. Известно
лишь, что он занимался исследованиями пятен на солнце и написал «Трактат о
сущности небесной сферы»
Большинство
произведений Аверроэса остались лишь на латинском языке, хотя очень многие были
переведены, например, на еврейский язык.
В
заключение надо отметить, что разносторонность увлечений Аверроэса бесспорно является
следствием философической ориентации его натуры. Аверроэс был одним из основных
философский деятелей тех времен, что подтверждается его непринужденностью
суждений, разнообразностью и смелой оригинальностью взглядов.
Источники:
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон,
«Энциклопедический словарь» Изд. "Русское слово", 1996 г. OCR Палек,
1998 г.
"Большая Российская
Энциклопедия", 1997 г., OCR Палек, 1998 г.
Сайт «Средневековые Биографии»
[1] Коран - главная священная книга
мусульман, собрание "божественных откровений", ниспосланных
Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и юридические установления,
заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом
в Мекке и Медине.
[2] Двойственная истина - учение о взаимной
независимости истин философии и богословия.
[3] Пантеистическое учение о единстве Мирового
принципа - учение о Боге, основанное на идее присутствия Бога, во всем, существующем
в мире, а не в некоей субстанции. Также известно, как идея «Растворенности Бога»
(по неофициальным сведениям).
[4] Идея созидания всего на свете Богом.