Мигель де Сервантес (1547—1616)
Д
О К Л А Д
ПО ИСТОРИИ
на тему:
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко Николая
2007
С начала XVI в. в Испании получили широкое распространение рыцарские
романы. Необузданная фантастика этих созданий феодальной литературы отвечала
психологии людей Возрождения, которые пускались в рискованные плавания и скитались
по отдалённым странам.
Творчество величайшего испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра
(1547—1616) — основоположника новой испанской литературы — возникло на почве
синтеза всех достижений предшествующего её развития. Сервантес ставил перед
собой скромную задачу — уничтожить влияние фантастических и далёких от жизни
рыцарских романов. Но великолепное знание народной жизни, зоркая
наблюдательность и гениальная способность к обобщению привели к тому, что он
создал нечто неизмеримо более значительное.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) жил в катастрофический период
испанской истории. Безумная политика абсолютизма и церкви в Испании, исходившая
лишь из благополучия и самолюбия правящей верхушки, довела первую державу мира
до такого упадка, что народу Испании потребовалось еще столетие, чтобы в начале
XIX в. вновь явить свое величие и непреклонную волю к свободе.
В таких условиях испанская гуманистическая интеллигенция должна была
отстаивать идеалы Возрождения, воплощать в образах новый тип человека, бороться
с ложью Контрреформации. Это по-разному осуществлялось в народно-революционных
драмах, в неиссякаемом потоке задорных комедий, в любовных стихах и
сатирической прозе. Полнее всего это сделал Сервантес в «Дон Кихоте».
Мигель де Сервантес Сааведра родился
29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал
себя дворянином по крови. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте,
принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы,
из-за чего потерял левую руку. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки
алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался
бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена
монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на
Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман "Галатея". В то же
время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к
сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.
Через два года он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти
лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За
финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и
начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В 1605
году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть
"Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году
Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.
Дон-Кихот и Санчо Панса. Гравюра с титульного листа одного из первых изданий
'Дон Кихота' Сервантеса.
Его идеалы родились в борьбе против сословного неравенства, против
отживших феодальных форм жизни. Но и то общество, которое шло ему на смену, не
могло осуществить эти идеалы. Чёрствый богатый крестьянин, прижимистые
трактирщики и купцы издеваются над Дон-Кихотом, над его намерением защищать
бедных и слабых, над его великодушием и гуманностью.
Двойственность образа Дон-Кихота состоит в том, что его прогрессивные
гуманистические идеалы выступают в реакционной, отжившей свой век рыцарской
форме.
Рядом с Дон-Кихотом действует в романе крестьянин — оруженосец Санчо
Панса. На него наложила свой отпечаток ограниченность деревенских условий
существования: Санчо Панса наивен и даже порой придурковат, он — единственный
человек, поверивший в рыцарские бредни Дон-Кихота. Но Санчо не лишён хороших качеств.
Он не только обнаруживает свою сообразительность, но и оказывается носителем
народной мудрости, которую излагает в бесчисленных пословицах и поговорках.
Два главных действующих лица романа с их фантастическими и наивными
понятиями показаны на фоне реальной будничной Испании, страны чванливой знати,
трактирщиков и купцов, зажиточных крестьян и погонщиков мулов. В искусстве
изображения этой обыденности Сервантес не имеет себе равных.
«Дон-Кихот» — величайшая народная книга Испании, замечательный памятник
испанского литературного языка. Творчество Сервантеса является высшей точкой в
развитии культуры Возрождения на испанской почве.